СТРОЦЦИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СТРОЦЦИ
Strozzi) - пополанский род, игравший важную роль в политич. и экономич. жизни Флоренции кон. 14 - 16 вв.; представители рода С. основали торг.-банковскую компанию, соперничавшую в 15 в. с компанией Медичи. Первый видный представитель рода C. - Палла С. (1373-1462) - обществ. деятель Флоренции, эрудит-эллинист. Основателем торг.-банковской компании был Филиппо С. Старший (1428-91), начавший строительство известного дворца С. во Флоренции. При его сыне Джамбаттисте С. (прозванном Филиппо) (1488-1538) банкирский дом С. стал одним из самых крупных в Европе, имел представительства во Франции, Испании, Нидерландах, во всех крупнейших городах Италии. Филиппо был банкиром рим. папы. В 1527 он способствовал свержению Медичи, в 1537 возглавил республиканскую оппозицию против герцога Козимо Медичи; был им захвачен. В тюрьме либо покончил с собой, либо был убит. После его гибели банкирский дом С. прекратил свое существование. Борьбу против господства Медичи продолжали его сыновья Леоне С. (1515-54) - видный военачальник на службе франц. короля, и Пьеро С. (ум. в 1558), маршал Франции (с 1556). К роду С. принадлежало неск. значит. поэтов и художников.

Лит.: Litta P., Celebri famiglie italiane, v. 1-11, Mil.-Torino, 1819-99.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Строцци
, Бернардо (Strozzi, Bernardo) 1581, Генуя — 1644, Венеция. Итальянский живописец. Мастер генуэзской школы. В 17-летнем возрасте вступил в монашеский орден капуцинов. В 1610 покинул монастырь, сохранив духовный сан; работал в Генуе как живописец и инженер портовых сооружений. В 1630, вынуждаемый вернуться в монастырь, бежал в Венецию, где и провел оставшуюся жизнь. Ученик маньериста П. Серри, Строцци сформировался под воздействием мастеров ломбардской школы, работ фламандских художников, которыми были богаты генуэзские собрания нач. XVII в., творчества Караваджо и его последователей. В работах Строцци — религиозных композициях, аллегориях, сценах жанрового характера, немногочисленных портретах, построенных на крупных массах, написанных широко и энергично, крупным, пастозным мазком, — господствует реальная натура, характерный, несколько прозаически трактованный и одновременно наделенный своеобразным величием типаж. Экспрессивная, но несколько тяжеловесная живописная манера Строцци заметно изменилась, приобрела большее тональное богатство и легкость в годы работы в Венеции (1630—1644). Основные произведения: Музыканты (кон. 1620-х, Венеция, частное собрание), Встреча Девы Марии и Елизаветы (кон. 1620-х, Варшава, Нац. музей), Кухарка (Генуя, галерея палаццо Россо), Старая кокетка (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Исцеление Товита, Аллегория искусств (обе — 1630-е, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Милосердие св. Лаврентия (1630-е, Венеция, церковь Сан Никколо де Толентино), Ревекка и Элеазар, Виолончелистка (обе — Дрезден, Картинная галерея), Св. Себастьян (Венеция, церковь Сан Бендетто), Притча о непришедшем на пир, эскиз плафона (1636, Флоренция, галерея Уффици), Аллегория Весны и Осени (1630—1640-е, Дублин, Нац. галерея Ирландии), Дож Франческо Эриццо (нач. 1640-х, Вена, Музей истории искусства).
Лит.: Fiocco G. Strozzi. Roma, 1921; Da Ottone T. Bernardo Strozzi. Geneva, 1940.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006