СТРОФА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТРОФА
поворот — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся, например устойчивым чередованием различных метров. В письме обычно разделяется увеличенными интервалами.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СТРОФА
первонач. — танцевал. движение хора, затем — часть песни, исполн. хором при этом движении. В широком смысле С. — метрич. система, состоящая из неск. стихов, не обязат. идентич. по ритму и размеру. В продолж. песни С. повтор. в той же метрич. структуре один раз или чаще (алкеева, асклепиадова, сапфич. С.). В песне хора за каждой С. следует антистрофа; заключ. песню, как правило, эпод.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Строфа
(греч. strophe — поворот), первоначально — танцевальное движение хора, затем — часть песни, исполняемая хором при этом движении. В широком смысле С. — метрич. система, состоящая из неск. стихов, не обязательно идентичных по ритму и размеру. В продолжении песни С повторяется в той же метрич. структуре один раз или чаще (алкеева, асклепиадова, сапфическая С). В песне хора за каждой С следует антистрофа; заключает песню, как правило, эпод.

Источник: Словарь античности. 1989

Строфа
греч. поворот)
   1) в гр. хоровой лирике и в драме основной компонент партии хора, к-рую он исполнял передвигаясь по орхестре в одну сторону (строфа), затем - в др. (антистрофа);
   2) в сольной лирике - совокупность двух и более стихов, составляющих интонационное и ритмическое единство.
   Я.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

СТРОФА
греч. strophe – поворот), в европейской поэзии со времен Средневековья группа стихов, являющаяся единицей деления стихотворного текста, при графическом выражении приобретающая в этом тексте функцию абзаца и аналогичная по формальным признакам всем прочим группам стихов, из которых данный текст состоит. Ее основные признаки: постоянное количество стихов (в противном случае называется строфоидом), графическая обособленность, смысловая законченность, а также интонационная и синтаксическая завершенность (нарушением двух последних признаков является междустрофный анжанбеман). Второстепенные признаки строфы: постоянный порядок стихов определенной длины, постоянный порядок рифм или клаузул (стиховых окончаний). При историческом срастании нескольких формальных признаков с определенной темой она превращается в одну из твердых форм.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
171.24 кб

Странная строфа в поэме С. А. Есенина «Черный человек»

Решетов Владимир Григорьевич
Рассматривается 17-я строфа поэмы С.А. Есенина «Черный человек». Проводится ее сопоставительный анализ с третьей частью поэмы Т.С. Элиота «Бесплодная земля».
Читать PDF
309.71 кб

Онегинская строфа «Сокрытый двигатель» романного сюжета

Шатин Юрий Васильевич
В статье предпринята попытка показать, что генезис онегинской строфы был связан не только с сонетной формой, но и заимствовал определённые черты оды. В частности, моделью строфы стихотворного романа могла стать ода П.И.
Читать PDF
560.49 кб

Строфа как мера гармонии: продолжение разговора

Гринбаум Олег Натанович
В работе продолжено обсуждение вопросов, связанных с взаимозависимостью между формой и содержанием поэтического текста.
Читать PDF
516.16 кб

ПРОЗАИЧЕСКАЯ СТРОФА КАК РИТМООБРАЗУЮЩЕЕ СРЕДСТВО В "ПИСЬМАХ СТОЛИЧНОГО ДРУГА К ПРОВИНЦИАЛЬНОМУ ЖЕНИХ

Багаутдинова Гульзада Гадульяновна
Цель статьи заключается в исследовании некоторых ритмообразующих принципов в «Письмах столичного друга к провинциальному жениху» И. А. Гончарова. Предметом изучения являются типы «франта» и «льва», описанные в первом письме А.
Читать PDF
296.32 кб

Антология Фудзивара Тэйка "сто строф тысяча двухсотого года" (песни весны)

Бреславец Т. И.
Shoji sequence displays Fujiwara Teika's return to the traditional beauty. The beauty of simple "archaic mode" of the "Man'yoshu" and complexity of "Fujiwara style" of the "Kokinwakashu" we see in the individual poems.
Читать PDF
1.15 мб

К ТЕКСТОЛОГИИ ГЕРДА (о пропусках строк и строф в переизданных стихотворениях Кузебая Герда)

Кельмаков В. В.
Читать PDF
619.27 кб

Тверьянович К. Ю. Русский стих 1735-1810-х годов. Метрика и строфика: антология. СПб. : филологическ

Кормилов Сергей Иванович
Читать PDF
339.35 кб

Французская лирика в переводах Бенедикта Лившица: метрика, строфика, ритмика, рифма

К. Ю. Тверьянович
Читать PDF
436.62 кб

ПУШКИН И ДЕРЖАВИН: К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДВУХ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СТРОФ «ВОСПОМИНАНИЙ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Ивинский Дмитрий Павлович
Статья посвящена обоснованию гипотезы, согласно которой в двух последних строфах «Воспоминаний в Царском Селе» (1814) Пушкин апеллировал к текстам Державина и Жуковского, создавая текст с двойной адресацией, и тем самым демонстрир
Читать PDF
207.37 кб

Строфика Высоцкого

Фомина О. А.
Впервые описывается строфика Высоцкого. Сообщаются статистические данные по частотности астрофических и строфических форм. Рассматриваются виды строфических композиций.
Читать PDF
829.37 кб

Лермонтовские зачины: строфика, метрика и синтаксис

Патроева Наталья Викторовна
В статье представлен анализ композиционных начал (зачинов) стихотворений М.Ю. Лермонтова с точки зрения их строфической либо астрофической организации, метрической схемы и синтаксического строения.
Читать PDF
423.07 кб

Из наблюдений над строфикой современной журнальной поэзии (на материале журналов «Новый мир» и «Наш

Арипова Д. М.
Читать PDF
0.00 байт

Строфическое и метрическое своеобразие «Фейных сказок» К. Д. Бальмонта

Шебловинская Анна Николаевна
Читать PDF
0.00 байт

Метрика, рифма и строфика в русских переводах из корейской поэзии (А. А. Ахматова, А. Л. Жовтис, Г.

Кормилов Сергей Иванович, Аманова Гулистан Абдиразаковна
Из-за различия просодий ритм в русских переводах с некоторых восточных языков передается чрезвычайно условно. Немногочисленные переводчики корейской поэзии по-разному пытаются дать русский художественный аналог иноязычных приемов.
Читать PDF
0.00 байт

Метрика, рифма и строфика в русских переводах из корейской поэзии (А. А. Ахматова, А. Л. Жовтис, Г.

Кормилов Сергей Иванович, Аманова Гулистан Абдиразаковна
Из-за различия просодий ритм в русских переводах с некоторых восточных языков передается чрезвычайно условно. Немногочисленные переводчики корейской поэзии по-разному пытаются дать русский художественный аналог иноязычных приемов.

Похожие термины:

  • АЛКЕЕВА СТРОФА

    см. в статье Алкей.
  • ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА

    твердая форма в русской лиро-эпической поэзии, впервые введенная в нее А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Строфа состоит из 14 стихов, объединенных постоянной рифмовкой AbAbCCddEffEgg. Можно замети
  • САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА

    в античной лирике (Сапфо, Гораций) и ее имитациях строфа из трех 11-сложных и 5-сложного стихов особого строения (логаэдического).
  • Строфады

    два небольших острова в Ионическом м., приблизительно в 45 км к Ю. от Закинфа, где, как считалось в античности, обитали гарпии греч. мифов.
  • СТРОФИКА

    раздел стиховедения.