СТУДИИ ПРОЛЕТКУЛЬТА

Найдено 1 определение
СТУДИИ ПРОЛЕТКУЛЬТА
Пролеткульт (пролетарская культура) — культурно-просветительская и литературно-художественная добровольная организация (1917–1932). Идеологи и организаторы — А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев, П.М. Керженцев и др. Керженцев в статье с характерным названием «Пролеткульт — организация пролетарской самодеятельности», излагая ее кредо, писал: «Пролеткульт стремится пробудить пролетарское творчество в областях научной и художественной и помочь его выявлению... Творческую самодеятельность масс он ставит в основу своей деятельности. В этом смысле можно сказать, что пролетарское творчество привлекает особенное, исключительное внимание Пролеткульта, и творческое начало он кладет в основу своей работы...» (1)Основной формой пролетарской самодеятельности в сфере искусства идеологи Пролеткульта считали художественные студии-лаборатории. Одновременно студия рассматривалась и как школа будущих «коллективистических» форм жизни, связывалась с планами «революционного преобразования быта»: «Студии должны представлять из себя своего рода артистические коммуны, живущие дружной, общей жизнью. Инструкторы в студии — это только старшие товарищи. Вся внутренняя организация студий должна создаваться самими участниками их» (3, 93). Студийное движение Пролеткульта пережило короткий, но весьма бурный период. В Москве к осени 1918 г. были открыты одна центральная студия и 13 районных. В Тамбове губпролеткульт был создан в августе 1918 г. (советская власть в городе установилась в январе). К декабрю в драматической студии уже занималось около 300 человек. В Тульском пролеткульте во всех театральных студиях к середине 1919 г. занималось 246 человек. В ряде студий велись опыты, главным образом по созданию соответствующего моменту репертуара. Именно в студиях Пролеткульта родился основной жанр агитационного театра — инсценировка. Первая программа театральной студии Петроградского пролеткульта 1 мая 1918 г. включала в себя несколько инсценированных произведений пролетарского поэта Гастева. В скором времени один за другим были подготовлены театральные программы по книгам «Поэзия рабочего удара» Гастева (16 мая), «Листья травы» Уитмена (20 июля), «Зори грядущего» рабочего поэта Кириллова (31 августа). 26 мая на вечере, посвященном Карлу Марксу, была показана инсценировка фрагмента поэмы Шелли «Освобожденный Прометей», а 29 декабря — стихотворения Верхарна «Восстание». Главными средствами сценического воплощения стихов были коллективная декламация и музыкально-пластические символические «живые картины». В Тамбовском пролеткульте, где для создания «революционного репертуара» объединились хоровая и драматическая студии, шли по пути инсценирования песен. Студенты центральных студий получали стипендии, осваивали сложные учебные программы на уровне профессиональных учебных заведений. Так, в Москве большинство студий имели младшую и старшую группы. Занятия велись по следующим предметам: сценические упражнения, декламация (для младшей группы), правила художественного чтения, пластика, грим и декоративное искусство (для старшей группы), постановка голоса, лекции по истории искусства, по общественно-политическим вопросам. На все отводилось примерно 24 часа в неделю. В 1920–1921 гг. крупнейшие музстудии Пролеткульта (Петроградская, Кронштадтская, Тамбовская, Александровская, Тверская) практически перешли на консерваторскую программу обучения, во многом предвосхитив появление музыкальных рабфаков. В крупных губернских центрах тоже стремились к систематическим занятиям, изучали историю театра, актерское мастерство, коллективное чтение, пластику, грим. Однако в подавляющем большинстве провинциальных студий занятия сводились к обучению студийцев навыкам игры на традиционной сцене и оперативному созданию номеров на злобу дня. Не хватало педагогов, кроме этого плановые занятия срывались из-за необходимости частых выступлений на различных политических мероприятиях.Хорошо известную страницу истории Пролеткульта составляет деятельность его студийных коллективов на фронтах Гражданской войны. (А. Ш.) Лит.: 1. Керженцев В. Пролеткульт — организация пролетарской самодеятельности // Пролетарская культура. 1918. № 1; 2. Керженцев В. Революция и театр. М., 1918; 3. Керженцев В. Творческий театр. М.; Пг., 1923; 4. Мгебров А. Жизнь в театре. Т. 2. М.; Л., 1932; 5. Золотницкий Д. Зори театрального Октября. Л., 1976; 6. Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. 1917–1932 гг. СПб., 2000.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010