СТУДИЯ АРБУЗОВА И ПЛУЧЕКАСтудницин, Александр Александрович

СТУДИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ

Найдено 1 определение:

СТУДИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ

Существующие определения театральной студии, как правило, формально суммируют свойства различных — реально действовавших, но существенно отличавшихся друг от друга — студийных объединений и потому мало что дают для понимания этого важнейшего явления в истории русского театра XX в. Кроме того, в капитальных исторических трудах о С.Т. говорится как о профессиональных образованиях, тогда как профессионализм — завершающая стадия развития студий, причем далеко не всех, а тех, основная функция которых — соответствующая обработка «сырого», потенциально подходящего для сцены человеческого «материала». Принято считать, что первая С.Т. в России (студия на Поварской) появилась в 1905 г. в Москве. Она была организована Вс. Мейерхольдом при финансовой и идейной поддержке К.С. Станиславского, который в речи на открытии студии так определил ее задачи: «Найти наряду с новыми веяниями в драматической литературе (символизм. — А.Ш.) новые, соответствующие формы драматического искусства». Отсюда идет традиция подчеркивать прежде всего экспериментальную направленность в деятельности С.Т. Однако уже в 10-е гг. XX столетия появились студии, ставившие перед собой разные цели. Студия Ф.Ф. Комиссаржевского (1910), I и II студии МХТ (1912и 1916) принципиально отличались не только от студии на Поварской и от нового начинания Мейерхольда — студии на Бородинской (1913, Петроград), но и друг от друга. Мейерхольд мечтал о театре, постоянно находящемся в «стремительном авангардном движении», как море меняющем «свою краску каждый час». Вместе с группой театральных специалистов и молодыми студийцами-непрофессионалами он увлеченно исследовал актерскую технику разных эпох, возможности ее применения на современной ему сцене. В студии на Бородинской были созданы группы «гротеск», «XVIII век», велись занятия по изучению приемов комедии дельарте, уличного балагана, предусматривалась группа античного театра. Состав студии, как свидетельствуют ее участники, «был велик и текуч». Прием и отсеивание проходили в течение всего учебного года, театральная «педагогика не увлекала и не привлекала» Мейерхольда. Он мало думал о всесторонней профессиональной подготовке своих подопечных, об их судьбе. Его студии жили сравнительно недолго и распадались в силу исчерпанности той или иной идеи, очередной «смены вех» неутомимого экспериментатора. К студии на Бородинской Мейерхольд охладел уже в конце 1915 г., хотя занятия и продолжались до февраля 1917-го. Вторая студия МХТ сыграла роль театрального учебного заведения, подготовив группу молодых актеров («свежую кровь») для пополнения основной труппы театра (О.Н. Андровская, К.Н. Еланская, А.П. Зуева. А.К. Тарасова, М.Н. Кедров, М.И. Прудкин, В.Я. Станицын, Н.П. Хмелев, М.М. Яншин и др.). На другой основе и с другими установками возникла и развивалась I студия МХТ, инициатором которой был К.С. Станиславский, а фактическим организатором и руководителем — Л.А. Сулержицкий. Эта студия объединила молодых актеров, окончивших театральную школу Адашева. Созданная как полигон для практического исследования возможностей «системы» Станиславского, I студия, естественно, стала школой «переподготовки» молодых актеров в духе «психологического» театра и постепенно превратилась в самостоятельный, оригинальный театр, покорявший искушенного зрителя сценическим ансамблем, своеобразно развивавший искусство Художественного театра, что отразилось впоследствии (1924) в переименовании студии в Московский Художественный театр Второй (МХТ-2). Но этим не исчерпывается значение студии. Она оказала огромное и многостороннее влияние на развитие театра XX в. В ее стенах сформировались Евг. Вахтангов, М. Чехов, А.Д. Попов и другие мастера, прославившиеся не только как актеры и режиссеры-новаторы, но и как создатели своих студий и театров. Таким образом, в 1910-е гг. возникли разновидности С.Т., которые определили основные параметры студийных форм XX столетия: студия-лаборатория, студия-школа, студия-театр. При различии главных функций деятельность студий была отчасти сопоставима. Студии-школы экспериментировали в области содержания и методов обучения, готовили учебные, итоговые (выпускные, дипломные) спектакли. В студиях-лабораториях исследование новых путей сценического творчества сопровождалось обучением и выливалось в демонстрацию результатов экспериментальной работы перед публикой («театралами») в виде более или менее завершенных постановок. Даже в тех случаях, когда студию-театр составляли молодые актеры, уже получившие профессиональную подготовку (I студия МХТ, «Совре-менник», Студия О. Табакова и др.), на начальной стадии новый коллектив необходимо решал художественно-поисковые и психолого-педагогические задачи. Когда же в подобные коллективы объединялись любители, обучение, естественно, выливалось в длительный процесс. Тогда постепенно «из школы, объединяющей в общей жизни и работе в течение нескольких лет театральную молодежь, возникало зерно труппы», спаянное единством сценической техники, стиля и мироощущения (П. Марков), — студийностью, специфическим качеством, которому в отечественном театре XX в. придавали особое значение. Многие студии осознавали свой потенциал, свое истинное предназначение (новый театр) не сразу, в ходе саморазвития, естественного видоизменения первоначальной установки. Так, студия Е. Вахтангова зародилась в 1913 г. как кружок студенческой молодежи, «решившей посвятить свой досуг серьезной работе в области театра» (Б. Захава). С 1917 г. она действовала как «Московская драматическая студия Е.Б. Вахтангова», в 1920-м была включена в «семью» Художественного театра под названием «Третья студия МХТ». В 1926 г. студия получила статус Государственного театра им. Е. Вахтангова, при котором сохранилась актерская школа — Театральное училище (с 1932 г. — техникум, с 1945 г. — вуз). В театральной истории России периоды студийной активности сменялись затишьем, времена открытого, поощряемого обществом и театром самовыявления студийных принципов чередовались с годами скрытого, подспудного их осуществления. С достаточным основанием можно говорить о трех волнах студийного движения. Первая прошла в России в конце 1910-х — первой половине 1920-х гг. («Эпоха широкой студийности» — П. Марков). Вторая — конец 1950-х — 1970-е гг. (Театр-студия «Современник», «Таганка» и целая поросль молодежных театров студийной направленности). Третья волна — вторая половина 1980-х — начало 1990-х гг. (А. Ш.) Лит.: Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. М., 1926; Вахтангов Е. Записки. Письма. Статьи. М.; Л., 1939; Чехов М. Литературное наследие. В 2-х т. М., 1986; Марков П. О театре: В 4 т. М., 1974–1977; Бояджиев Г. Студийные театры // Очерки истории русского советского драматического театра. Т.1. М., 1954; Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969; Розовский М. Самоотдача. М., 1976; Шульпин А. Организация и творческая деятельность театров-студий. М., 1989.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века

Найдено схем по теме СТУДИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ — 0

Найдено научныех статей по теме СТУДИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ — 0

Найдено книг по теме СТУДИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ — 0

Найдено презентаций по теме СТУДИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ — 0

Найдено рефератов по теме СТУДИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ — 0