СубаэратыСУББОТА ПЕСНИ

СУББОТА

Найдено 5 определений термина СУББОТА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

СУББОТА

шаббат — день покоя, религиозный праздник в иудаизме и некоторых христианских сектах (субботники, адвентисты седьмого дня). Согласно Библии, праздник С. установлен Богом. Сотворив мир в 6 дней, Бог почил в 7-й день, благословил и освятил его. На самом деле праздник С. связан с культом пуны, который был распространен среди народов Древнего Востока. Праздник С. являлся древневавилонским Шаббату — «день празднования полнолуния». Вавилоняне воздерживались от работы по 7, 14, 21 и 28 числам двух месяцев (элуль, маркесван), считая их несчастливыми днями. Вавилоняне заимствовали Шаббату у шумеров, у вавилонян его восприняли ханаане, у последних — древние евреи. В иудаизме 4 фазы луны стали считать днями отдыха и благодарения богу Яхве. В двух трактатах Талмуда (Шаббат и Эрубин) перечисляются 39 видов труда, которыми нельзя заниматься в С.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

СУББОТА

Этим словом означается седьмой день недели, в который Иудеи под страхом даже смертной казни должны были оставлять всякий труд, посвящая все время этого дня богоустановленному покою (Исх 20:10, 31:13, 34:21, 35:2, Чис 15:32). Празднование субботы долженствовало напоминать Евреям сотворение мира и освобождение из Египта Праздничный день этот, как и все священные дни Евреев, начинался и оканчивался вечером, от вечера пятницы до вечера субботы. Строгость субботнего покоя простиралась даже до запрещения разводить огонь для приготовления пищи, которую поэтому надлежало за день приготовить к субботе. Но такая строгость, без сомнения, не возбраняла дел необходимости, дел любви. Богослужение в субботу отличалось против ежедневного сугубым жертвоприношением (Чис 28:9, 2Пар 31:3, Неем 10:33). В позднейшее время, уже после плена Вавилонского понятие о покое субботнего дня было извращено. Так, по мнению фарисеев, нарушителем субботнего покоя, был тот, кто в субботу проходя мимо засеянного поля сорвал бы несколько колосьев и ел; также и тот, кто оказал бы в этот день пособие больному, а вместе с тем и сам выздоровевший, если бы он, встав на ноги, уносил с собой больничное ложе (Мф 12:2,10, Мк 2:23, 3:2, Лк 6:1, 13:14, Ин 9:14). Но если представлялась опасность лишиться чего-нибудь из имущества, то те же самые фарисеи и в субботу допускали всякий житейский труд(Мф 12:11, Лк 14:5).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора

суббота

покой)-день священного успокоения от всяких трудов, праздник из празд­ников евреев, данный им Богом (Исх 31.13-17). В этом же смысле-«священный покой», слово «суббота» употреблено в Лев 16.31 в отношении десятого дня седьмого месяца (вне зависимости от дня недели), а также в отношении каждого седьмого (субботнего) года, в течение которого земля должна покоиться (Лев 25.2,4,6). Бог особо благословил седьмой день, ибо Сам «в оный почил от всех дел Своих» (Быт 2.3; Исх 20.11). Но о субботе в Священном Писании упоминается впервые только после выхода израильтян из Египта (Исх 16.23,25-26,29-30) и соблюдение дня субботнего связывается с этим выходом (Вт 5.15). Следует заметить, что хотя израильтяне были тогда еще только на пути к Синаю, они уже имели «устав и закон» (Исх 15.25).

Суббота являлась знамением для израильского народа, отличающим его от всех других народов (Иез 20.12) и отмечалась как праздник. В этот день собиралось священное собрание (Исх 23.3) и приносилась особая жертва (Чис 28.9-10). За несоблюдение субботних лет, земле был дан покой во время пленения и рассеяния израильского народа (Лев 26.33-35; 2Пар 36.21). После вавилонского плена иудеи с особенным старанием взялись исполнять субботу и в своем рвении установили сотни мелочных правил о том, что можно и чего нельзя делать в субботу (Мф 12.2), оставив главное-делание добра (Лк 13.14). Но единым и истинным Господином субботы является Христос (Мф 12.8). (См. неделя, праздники, семь)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

Суббота

евр. шабат. Суббота, т е покой (Быт. 2:2-3). «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и создал». Свидетельство о соблюдении субботы до издания закона находят в счислении недель (Быт. 29:27), а также в наставлении о сборе манны в двойной мере в день перед субботой (Исх. 16: 5, 22 и дал.). «Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмый день» (Исх. 16.29). Затем суббота вновь была закреплена в памяти народа на Синае: шесть дней должно было работать, а в седьмой день отдыхать, ибо в шесть дней Господь сотворил небо и землю и почил в седьмой (Исх, 20:8 и дал.). «Соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти...» Это знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки (Исх. 31:14,17). В Втор. 5:12-15 в связи с празднованием субботы указывается также на избавление от египетского рабства. «И помни, что ты был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою; потому и повелел тебе Господь, Бог твой соблюдать день субботний». Суббота должна быть днем покоя во время посева и жатвы (Исх. 34:21; в субботу нельзя было зажигать в домах огонь (Исх. 35:3), нельзя было печь и варить (Исх. 16:23); запрещалось носить ношу (Иер. 17:21 и дал.; Иоан. 5:10); покупать или продавать (Неем. 10:31; 13:15 и дал.). В Чис. 15: 32 и дал. приводится случай, когда собиравший дрова в субботу был побит камнями. Этот день должен был отличаться, сверх обычных ежедневных жертв, приношением жертвы всесожжения, состоявшей из двух агнцев, вместе с хлебным приношением из пшеничной муки и елея, и возлиянием при нем (Чис. 28:9 и дал.). В субботу также должно было заменять старые хлебы предложения свежими (Лев. 24: 8); в этот день весь народ должен был собираться к святилищу (Лев. 23:2 и дал.). Подобно субботе, или дню святого покоя, должно было праздновать первый и последний дни Пасхи (Лев. 23: 39) и, подобно субботе суббот, или «великой субботе» праздновать великий день очищения (Лев. 16:31; 23: 32), О «великой субботе» в Иоан. 19: 31 см «Пасха». Господь обещает обильное благословение соблюдающему субботу (Ис. 58:13 и дал.). Нарушение субботы было грехом, против которого горячо восставали пророки (Иер. 17:21 и дал.; Иез. 20:12 и дал.; 22:26). В 2 Пар. 36:21 высказывается, что Бог в продолжение 70-тилетнего Вавилонского плена дал земле отдых за те субботы и субботние годы, которые народ ей не дал. (Срав.: предостережения в Лев. 26:34 и дал.). После плена Неемия особенно ревновал о соблюдении субботы (Неем. 13:15 и дал.). С течением времени фарисейское иудейство довело внешнее празднование субботы до такой крайности, что запрещало даже делать добро в субботу, так что евреи во время Христа были известны даже между язычниками своим соблюдением субботы. Против такого субботства восстал Христос, как Господин субботы (Мат. 12:1 и дал.; Лук. 13:14 и дал.; Иоан. 7:21 и дал.; Лук, 14:3 и дал.). Когда же евреи нападали на Него, как на нарушителя субботы, то Он отвечал им: «Отец Мой доныне делает и Я делаю» (Иоан. 5:17). Наконец, Своею смертью и воскресением Христос уничтожил обрядовую по букве субботу закона (Кол. 2:14-16). Некоторые из первохристиан продолжали различать дни по еврейским установлениям (Рим. 14:5). Но уже в апостольские времена христиане собирались «в первый день недели», или в воскресенье (Деян. 20: 7 и 1 Кор. 16:2) В Отк. 1:10 говорится, что Иоанн был в Духе в день Господень (греч. текст), т.е. в воскресенье. Этот день и назван так в воспоминание воскресения Христова из мертвых [19] О праздновании воскресного дня первохристианами имеется очень древнее свидетельство: Плиний Младший, наместник Вифинии в конце первого столетия, в своем донесении императору Траяну сообщает, что: «христиане имеют обыкновение в определенный день собираться до восхода солнца, чтобы воспевать песни Христу, как Богу, и обязывают себя торжественной клятвой не делать никакой неправды». Этот обычай был настолько известен, что обыкновенный вопрос, предлагавшийся подозреваемому в принадлежности к христианству, был таков: «соблюдаешь ли день Господень?» На это отвечали: «Я христианин и не могу не радеть об этом». Иустин Мученик рассказывает, что «в день Господень все христиане в городах или деревнях собираются вместе, ибо этот день является днем воскресения нашего Господа; тогда мы читаем Священное Писание, после чего пресвитер держит речь к собравшимся, убеждая их исполнять слышанное. Затем, мы все соединяемся в молитве и совершаем таинство, по окончании В Слове Божием мы не встречаем установления празднования воскресного дня, которого, желающие жертвуют по своему усмотрению; собранные средства передаются заведующему, который распределяет вспомоществование сиротам, вдовам и прочим нуждающимся христианам по степени их нужды».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)

СУББОТА (Шаббат)

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое. День же седьмой - суббота Господу, Богу твоему; не совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо, землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой, посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. XX, 8-11). Возвышенная идея освящения одного из дней недели покоем и отдыхом от будничного труда, вознесения человека к вершинам духовной жизни, лишенной будничных тягот и забот, которые омрачают человеку жизнь в течение всей недели, нашла свое отражение в краткой молитве, которую еврей повторяет трижды в течение С: "Да возрадуются в царстве Твоем хранящие С, [...] народ, освящающий седьмой день; все насытятся и насладятся от доброты Твоей. Ты соблаговолил к седьмому дню и освятил его, назвав его украшением дней, памятью акта творения". "Красой дней" названа в Израиле С. Многие поколения мудрецов и праведников трудились над возвеличиванием С. и уточнением ее законов, особых галахот* субботней заповеди. Труд их увенчался успехом. Израиль стал народом С. С. стала его второй натурой, которую невозможно отделить от него. Все будни его приобретают смысл только потому, что падает на них отблеск ореола наступающей С. Ожидание С. облегчает страдания людей. Беднейший из бедных, униженный и обиженный, знал, что близко его спасение: придет С. и смахнет слезу с его лица, выпрямит его согбенную спину. И объяснили мудрецы в мидраше*: "И благословит Господь день седьмой и освятит его" — означает, что благословит его светом радости на лице человека. Ибо радость будней не достигает ступени радости субботней" (Быт. Р. XI). В этот день отдохновения каждый еврей, "освящающий по достоинству седьмой день", раскрывается во всей красоте своей души. С. стала первым защитником и покровителем народа Израиля. В течение всей эпохи Средневековья евреи влачили жалкое бесправное существование. Не везде изменилось положение к лучшему и в наши дни. Но зажигая субботние свечи, еврей из гетто сбрасывал с себя все будничные тяготы и стряхивал давивший его гнет унижения. До такой степени дорога была еврею С, что он готов был отдать за нее жизнь. Тысячи евреев, прятавшихся в пещерах от преследований Антиоха, схваченные в С, не защищались, дабы не нарушить С, и были сожжены. С С. связаны многие важные еврейские обряды и символы. С. — память об акте творения. Она свидетельствует о том, что Господь - Творец мира и его Владыка: "Между Мною и сынами Израиля она - вечный знак. Ибо шесть дней творил Господь небо и землю, а в седьмой день Он почил и отдыхал" (Исх. XXXI, 17). С. служит памятником величайшему и чудеснейшему событию в жизни нашего народа - Исходу из Египта: "И помни, что рабом ты был в земле Египетской, и вывел тебя Господь, Бог твой, оттуда сильною рукой и простертою десницей, посему велел тебе Господь, Бог твой, установить день субботний" (Втор. V.15). С. служит символом союза между Господом и народом Израиля и признаком особой святости нашего народа: "...С. Мои храните, ибо знак это между Мною и вами навеки; дабы знали вы, что Я — Господь, освящающий вас" (Исх. XXXI, 13). С. объединяет евреев, рассеянных по всему миру, и оберегает их от ассимиляции. Еврей, соблюдающий предписания С, выделяется среди иноверцев особым образом жизни. И так как С. настолько свята и важна, Господь многократно предостерегает и приказывает соблюдать ее; по той же причине ввели мудрецы множество ограничений и обрядов, чтобы выделить и обособить С. в жизни еврея и чтобы С. соблюдалась во всей своей чистоте и святости. И сказали мудрецы о законах С., что соблюдение их не менее важно, чем соблюдение всех остальных заповедей Торы* вместе взятых. Со священным трепетом и радостью встречает еврей С, "прекрасный дар", который дан ему, чтобы он помнил о нем и берег его в святости и великолепии его. В течение всей недели еврей экономил на всем, чтобы к субботней трапезе купить лучшую пищу, — "к этому дню, самому чтимому из всех дней". И С. возвращает еврею добро сторицей. Она освобождает его от ига забот, давящего на него в течение шести будних дней. Она вдыхает в него "добавочную душу", как сказано в книге "Зогар", одухотворяет его. Еврейский дом меняет в С. свой облик. Стол, уставленный яствами в честь С, горящие свечи, халы и вино для благословения создают атмосферу святости и радости. С радостью и душевным подъемом еврей "принимает" в субботний вечер в своем доме ангелов, которые сопровождали его по пути из синагоги, и поет: "Шалом алейхэм, малахэй hа-шалом..." ("Мир вам, ангелы..."). Громким голосом и нараспев еврей освящает С. над вином, а затем садится за субботнюю трапезу вместе с домочадцами, дабы вкусить от яств, которые приготовила его жена. Во время трапезы он поет псалмы и гимны в честь прекрасной С. Субботний день — день отдыха и святости для еврея. В этот день он наслаждается отдыхом, окруженный семьей. Он продляет трапезу, продляет сон, но также усердствует и в молитве, и в изучении Торы. Мицва* - вымыться в канун С. и почтить С. красивыми одеждами и вкусными яствами. Сказали хазал*: "Все состояние человека предопределено свыше в период с Рош hа-Шана до Йом Кипур*, кроме расходов на С. и праздники: "Если щедр он, прибавится ему. Но о бедняке, у которого нет средств, сказано: преврати С. твою в будни, но не прибегай к помощи людей". В канун С. прекращают работу еще до наступления вечера. Незадолго до захода солнца женщина зажигает субботние свечи и произносит над ними благословения: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас заповедями Твоими и заповедавший нам зажигать субботние свечи". После благословения запрещена всякая работа, и поэтому сначала она зажигает свечи, а потом произносит благословение. А так как следует благословлять перед совершением мицвы, а не после, женщина прикрывает глаза руками сразу же после зажигания свечей, чтобы не видеть их горящими, и благословляет, а затем отнимает руки от глаз и видит свечи, как будто зажгла их после благословения. Если в доме нет женщины, свечи обязан зажечь мужчина. По возвращении домой в пятницу вечером из синагоги, поют "Шалом алейхэм, малахэй hа-шалом" и "Эшет хаиль ми имца" (Пр. XXXI). Затем благословляют Господа над вином и садятся за стол. Тот, у кого нет вина для освящения, благословляет над хлебом, приступая к трапезе. Мицва — совершать три трапезы в С. и при каждой трапезе благословлять Бога над двумя полными хлебами, в память о манне, которая в пятницу падала с неба в удвоенном количестве, чтобы в С. евреи не прерывали отдыха, собирая ее. К третьей трапезе приступают после молитвы "Минха"*. Субботнюю трапезу принято сопровождать пением. В С. - день отдыха - принято после полуденного сна заниматься Торой: учить Тору самому или слушать ее из уст сведущих людей. После молитвы "Минха" принято летом читать "Пиркей Авот" ("Поучения отцов"), а зимой — Псалмы*. В С. запрещена всякая работа, кроме действий, связанных со спасением жизни, ибо спасение жизни "отодвигает" С. И объяснили хазал: заповеди даны, чтобы "жил ими, а не чтобы умер в них", и поэтому сказано: "Славен тот, кто проворен в спасении жизни, а тот, кто колеблется, подобен проливающему кровь". В Мишне* перечислены тридцать девять видов работ, которые Тора запрещает в С, например: пахота, сев, жатва, молотьба и пр. Работы, перечисленные в Мишне, — это "авот млаха" (главные типы работ). Всякая работа, производная от этих тридцати девяти видов, также запрещена Торой. Но вследствие особой важности С. мудрецы усилили законы субботнего отдыха еще больше и воспретили в С. все, что похоже на работу или может послужить причиной совершения работы. Ибо сказано в Торе: "А в седьмой день — отдыхай!", то есть отдыхай совершенно, полностью. Все субботние кушанья должны быть приготовлены накануне. На исходе С. принято запаздывать с вечерней молитвой, дабы "добавить от будничности к святости" (то есть чтобы продлить священный день). После вечерней молитвы ("Маарив") произносят благословение над вином при свече, что называется "Гавдала", разграничение (между буднями и Субботой). Некоторые совершают на исходе С. особую трапезу, которая называется "Мэлавэ малка" (Проводы Царицы).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия иудаизма

Найдено схем по теме СУББОТА — 0

Найдено научныех статей по теме СУББОТА — 0

Найдено книг по теме СУББОТА — 0

Найдено презентаций по теме СУББОТА — 0

Найдено рефератов по теме СУББОТА — 0