СУДЕЙКИН Георгий ПорфирьевичСудейкин, Клим

СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич

Найдено 3 определения термина СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Судейкин, Сергей Юрьевич

Род. 1882, ум. 1946. Живописец, график. Участник объединений художников "Голубая роза", "Мир искусства". Работал также как театральный художник. В 1920 г. эмигрировал.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич (Георгиевич)

19(7).03.1882 (С.-Петербург, по другим данным - Смоленск) 12.08.1946 (Найак, шт. Нью-Йорк, США). Живописец, график, сценофаф. Из дворян Смоленской губернии. Отец - помощник начальника Жандармского управления Петербурга, подполковник Георгий Порфирьевич Судейкин (1850-1883); убит народовольцами. В 1897-1909 учился в МУЖВЗ у К А. Коровина и В. А. Серова. В годы учебы сблизился с П. В. Кузнецовым, Н. Н. Сапуновым, А. А. Араповым, М. С. Сарьяном, Н. П. Крымовым и М. Ф. Ларионовым. В октябре 1902 был исключен с Ларионовым из МУЖВЗ на один год за показ на ученической выставке работ интимного характера. В 1907 женился на О. А. Глебовой. В 1909 поступил в С.-Петербургскую АХ, до ноября 1911 учился в мастерской Д. Н. Кардовского. Писал стилизованные картины, пасторали и «галантные сцены», народные гулянья, пышные натюрморты с цветами и фарфоровыми статуэтками: «В парке», «Русская Венера» (1907), «Северный поэт» (1909), «Карусель» (1910), «Петрушка», «Арлекиниада» (1915), акварельный цикл «Масленичные герои» (1910-е) и др. Исполнил ряд портретов, в том числе портрет О. А. Глебовой в водевильной роли Путаницы (1909). В 1904 с соучениками по МУЖВЗ устроил в Саратове выставку «Алая роза». В 1907 стал одним из организаторов московской выставки «Голубая роза». Участвовал в Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне (1906), выставках «Стефанос» (М., 1907/08), МТХ и СРХ (1905-10), «Мир искусства» (СПб., 1906, 1911-17; член-учредитель общества). Исполнил иллюстрации к драме М. Метерлинка «Смерть Тентажиля» (М., 1903), книгам М. А. Кузмина «Куранты любви» (М., 1912; совм. с Н. Феофилактовым), «Осенние озера» (М., 1912), «Венецианские безумцы» (М., 1915); сотрудничал в журнале «Весы» (1904-09; целиком оформил № 3 за 1907), «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». В конце 1890-х вместе с Н. Н. Сапуновым оформлял спектакли для оперной антрепризы С. И. Мамонтова в театре «Эрмитаж». В 1905 расписал фойе Театра-студии на Поварской (при МХТ) и исполнил декорации к драме «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка в постановке В. Э. Мейерхольда. Позднее оформлял спектакли для многих театров Москвы и Петербурга: «Сестра Беатриса» М. Метерлинка для театра В. Ф. Комиссаржевской (1906), «Весеннее безумие» О. Дымова для Нового драматического театра (1910), одноактные балеты «Лебединое озеро», «Привал кавалерии», «Тщетная предосторожность» и комическую оперу В. В. Маякова «Забава дев» для Малого театра (1911), комедию «Женитьба Фигаро» П. Бомарше для Камерного театра (1915). В 1912—13 работал по эскизам Л. С. Бакста и Н. К. Рериха для «Русских сезонов » в Париже и оформил одноактный балет «Трагедия Саломеи» Ф. Шмитта. В 1910 сотрудничал в петербургском театре-клубе «Дом интермедий». В 1911 стал одним из организаторов художественно-артистического кабаре «Бродячая собака», исполнил для него настенную роспись по мотивам «Цветов зла» Ш. Бодлера, декорировал праздничные вечера, маскарады и спектакли. В 1915-17 сотрудничал в кабаре «Привал комедиантов». Оформил к его открытию пантомиму «Шарф Ко553 ломбнны» А. Шницлера в постановке Мейерхольда и исполнил декоративные панно по мотивам произведений К. Гоцци. В феврале 1917 приветствовал революцию и откликнулся на нее плакатомкарикатурой на Николая И «Слетайтесь, вольные птахи...». Летом 1917 уехал в Крым с Верой Артуровной де Боссе (В. А. Стравинская) и женился на ней. Работал по учету ценностей в национализированном Воронцовском дворце, участвовал в групповых выставках в Ялте. В 1919 перебрался в Тифлис. Вместе с художниками Д. Какабадзе и Л. Гудиашвили декорировал литературное кафе «Химериони», вместе с С. А. Сориным - кафе «Ладья аргонавтов». Исполнил росписи фойе домашнего театра Туманишвили. Писал сцены из грузинской жизни, гротескно-символические картины: «Химера», «Дон Жуан» и др. Участвовал в выставке «Малый круг» в Тифлисе (1919). В 1920 из Батума добрался морем до Марселя и приехал в Париж. Сотрудничал в театре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» и театре «Балаганчик». Оформил балеты «Фея кукол» И. Байера и «Спящая красавица» П. И. Чайковского для труппы Анны Павловой. Исполнил портреты театральных деятелей. Участвовал в выставках русских художников в Париже (группа «Мир искусства»: галерея La Boetie и Осенний салон, 1921) и Лондоне (Whitechapel, 1921). В сентябре 1922 приехал с театром Н. Ф. Балиева в США и поселился в НьюЙорке. Оформил для Метрополитен-Опера балеты «Петрушка» (1925, труппа Анны Павловой) и «Свадебка» (1929) И. Ф. Стравинского, оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1926), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1929), «Летучий Голландец» Р. Вагнера (1930), «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (1931) и др. Оформил балеты: «Лунная соната» на музыку Л. Бетховена (1944; American Ballet Theatre; балетм. Л. Ф. Мясин), «Тщетная предосторожность» П. Л. Гертсля, «Золотая рыбка» Н. Н. Черепнина и «Жизель» А. Адана (1937—38; нью-йоркская труппа М. Мордкина), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1939; Original Ballet Russe-Covent Garden, Лондон; балетм. М. М. Фокин). Исполнил декорации к кинофильму «Воскресение» по Л. Н. Толстому (1934-35) в Голливуде. Написал панно по мотивам балета «Весна Священная» И. Ф. Стравинского, картины «Американская панорама», «Русская идиллия», «Двойной семейный портрет», «Моя жизнь». Участвовал в выставках русского искусства в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Чикаго (1923), Брюсселе (1928), Уилмингтоне (1932). Провел персональные выставки в Нью-Йорке (New Gallery, 1924; Публичная библиотека, 1933; Бруклинский музей, 1933), Чикаго (Художественный институт, 1927/28), Питтсбурге (Институт Карнеги, 1929). Похоронен на Бруклинском кладбище. В 1964 мемориальная выставка состоялась в галерее Nikoff в Нью-Йорке. Представлен во многих музеях России, в том числе в ГРМ, ГТГ и ГЦТМ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич

7.3.1882, Петербург - 12.8.1946, Нью-Йорк) - живописец, график, театральный художник. Сын жандармского полковника, убитого в декабре 1883 по заданию народовольцев провокатором С.Дегаевым. В 1897-1909 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с П.Кузнецовым, П.Уткиным, Н.Милиоти, Н.Сапуновым и др. («Кузнецовский кружок»). Вступал в конфликты с учителями-передвижниками: в 1902 исключался из училища на год. В 1909-11 совершенствовал мастерство рисунка в Академии художеств под руководством Д. Кардовского.

Самостоятельная творческая деятельность С. началась еще в пору ученичества. В начале 1900-х, по заказу С.Мамонтова, сыгравшего немалую роль в его судьбе, исполнил совместно с П.Кузнецовым декоративные росписи в одном из подмосковных имений. Тогда же оформил с Н.Сапуновым несколько постановок в оперной антрепризе Мамонтова, Газета «Курьер» выделила С. среди оформителей училищного вечера (1902), но сочла его «зараженным новыми художественными веяниями в их крайнем проявлении», имея в виду искания С. в духе символизма.

В 1905 был издан с иллюстрациями С. перевод М.Метерлинка «Смерть Тентажиля», после чего В.Мейерхольд пригласил С. и Сапунова оформить постановку пьесы в организованном им экспериментальном Театре-студии на Поварской. Возникновение Театра-студии С. воспринял очень заинтересованно. Он, как утверждал С.Маковский, «давно лелеял мечту о каком-то новом невиданном, чародейном метерлинковском театре». С.

деятельно участвовал в оформлении театра, декорировав фойе и одну из лестниц. Его эскизы к спектаклю «Смерть Тентажиля» отличались «прозрачной нежностью красок и таинственной расплывчатостью» (В.Соловьев). Оформление же С. другой метерлинковской пьесы - «Сестра Беатриса» (пост. Мейерхольда, театр В.Комиссаржевской, Петербург, 1906) - стало классикой русского театрального искусства начала XX в.

«Тут не было ничего случайного, - вспоминала актриса В.Веригина, - дивная гармония в сочетаниях тонов и линий, в строгой декорации на приближенной к зрителю сцене».

С. получил также известность как художник-график, оформитель книг. Он иллюстрировал журналы «Весы» (1904) и «Золотое руно» (1906-9). Его изысканные заставки, концовки, фронтисписы выявляют в нем тонкого мастера, находившегося в ту пору под обаянием творчества популярного тогда в России английского графика О.Бердсли. Однако прежде всего С.

оставался живописцем, наделенным ярким декоративным даром. Он был своеобразной фигурой среди художников объединения «Голубая роза».

Ранние работы С. («Эрот», 1905: «Ночной праздник», «Романтическое», «Пастораль», 1907) написаны коротким динамичным мазком, светлыми светоносными красками и, казалось бы, близки манере импрессионистической живописи, однако в них нет того реального мира, впечатления от которого передавали импрессионисты, нет ни предмета, ни солнца, ни реального пространства. Жизнь в ранних работах С.

светлая греза, его картины, писал А.Бенуа, это «какие-то дымы от зажженных курильниц с таинственными ароматами, это галлюцинации гашиша и эфира, убедительность несуществующего и неосуществимого».

Желание сделать живопись, подобно музыке, средством выражения эмоций отразилось в названиях работ С. («Вальс снежных хлопьев», «Ноктюрн», «Прелюд», «Каприччо»), в мотивах романтического балета как волшебства («Балетные пасторали»). Работы С. экспонировались на выставках «Московского товарищества художников» и «Союза русских художников» (1905-10), на выставках «Голубой розы» (1907) и др.

Мироощущению С. была свойственна прежде всего театральность. Но если поначалу театр представлялся художнику воплощением мечты о красоте и гармонии, то позже возобладало «трагикомическое - клоунада, балаган, бурлеск» («Карусель», 1910; «Масленичное гулянье», 1910-е; «Петрушка», «Кукольный театр» и «Арлекинада», 1915). На этом этапе манера живописи С. заметно изменилась: краски стали плотнее и ярче, рисунок определеннее, композиции картин более четкими и построенными, художник стал проявлять интерес к предметному миру («Река», «Дорога», «Пастбище», «Вид на имение»), он обратился к жанру натюрморта, к портретированию. Однако и зрелое творчество С. оставалось условно-декоративным и символико-аллегорическим: натюрморты, составленные из искусственных цветов в декоративных вазах, статуэток саксонского фарфора на фоне красочных панно или зеркал, похожие на спектакли кукольного театра; портреты, герои которых (например, жена художника О.Глебова-Судейкина в роли Путаницы из одноименной пьесы Ю.Беляева, 1909) напоминают сценические персонажи; пейзажи («Летний пейзаж», 1916; «Сельский Эрмитаж», 1914; «В Михайловском парке», 1915), представляющие плоские декоративные панно на темы галантного жанра XVIII - начала XIX вв.

Будучи активным членом содружества «Голубой розы», С. тем не менее тяготел и к мирискусничеству: «...он тоже художник мечты и стиля, мечты об улыбке прошлого, о милых подробностях не нашей, навеки отжитой, грациозно-призрачной жизни» (Маковский). Правда этот «ретроспективный сентиментализм» у С. исполнен двусмысленности, гротеска, сливается с эстетикой мещанского вкуса («Северный поэт», 1909; «Русская Венера»; «Жанровая сцена»). Творчество зрелого С.

противоречиво, парадоксально; в нем сосуществуют тяга к стилизации и одновременно тенденция к ее развенчанию, граничащая подчас с эпатажем. Средством снижения традиционно возвышенного служит художнику прием примитивизации.С. охотно обращался к лубку, к приемам и образам русского балаганного театра или итальянской комедии дель арте. Судейкинская примитивизация не столь остра и гротескна, как например у М.Ларионова, она более мягка, лирична и привносит в искусство художника момент озорства.

Сложившийся стиль С, определил и характер его театра, где излюбленными жанрами художника становились комедия и оперетта. На сцене С. создавал великолепное праздничное зрелище, которое, как правило, соединялось с элементами кафешантана или грубоватой примитивностью народной площадной комедии («Забава дев» М.Кузмина, петербургский Малый драматический театр, 1911; «Изнанка жизни» Х.Бенавенте, реж.А.Таиров, Русский драматический театр в Петербурге, 1912), В 1912 исполнил в Париже для С.Дягилева декорации к «Послеполуденному отдыху фавна» по эскизам Л.Бакста и к «Весне священной» по эскизам Н.Рериха. Постепенно судейкинское понимание театра выходило за рамки традиционных жанров, требовало иных форм, иных сцен. В «Доме интермедий» (1910-11) С. продолжал сотрудничество с Мейерхольдом. Участвовал в создании петербургских литературноартистических кабаре «Бродячая собака» (1911-15) и «Привал комедиантов» (1915-17).

К Февральской революции 1917 С. отнесся положительно (плакат-карикатура на Николая II «Слетайтесь, вольные птахи...»).

Летом 1917 уехал со второй женой, В.А. де Боссе, в Крым, занимался учетом ценностей в Воронцовском дворце, где декорировал интерьеры, делал афиши, оформлял постановки пьес, творческие вечера, балы, маскарады, «капустники». Такой тип театра привлекал С. до конца жизни. С 1919 С. в Тифлисе: стал одним из устроителей кабачка «Химериони», расписал его «адскими и эротическими мотивами», изготовил для вечера поэта-футуриста В.Каменского афишу и 12 декоративных панно-ширм.

С 1920-в Париже, представил свои работы на выставках «Мир искусства» и на Осеннем салоне (1921), сблизился с Н.Болиевым и его театром «Летучая мышь» (занимался не только оформлением спектаклей, но определял сам характер деятельности театра). Оформил для труппы А.Павловой балеты «Фея кукол» И.Байера и «Спящая красавица» П.Чайковского.

В августе 1922 переехал в Нью-Йорк. Организовал вместе со своим другом, композитором С.Корона, кабаре «Подвал падших ангелов», в котором ставились остросовременные спектакли, такие как «Да-да» - «ядовитый бурлеск», представлявший направление дадаизм; «Мадонна» - по мотивам творчества Ш.Бодлера. Его приглашали для сотрудничества крупнейшие американские театры. В 1924-31 работал в «Metropolitan Opera», оформив около десятка постановок, в том числе оперы В.А.Моцарта («Волшебная флейта», 1926), А.Тома, Р.Вагнера («Летучий голландец», 1930), М.Мусоргского («Сорочинская ярмарка», 1931), Н.Римского-.Корсакова («Садко», 1929), И.Стравинского («Свадебка», 1929; «Соловей», 1925-26); но наиболее удачная и любимая работа - балет «Петрушка», в котором, по словам С., «жизнь должна быть сказкой, а сказка жизнью. Я думаю, что в моих декорациях я в этом успел» (1924-25).

В Лондонском театре «Covent Garden» оформил балет С.Рахманинова «Паганини» (1939-40), В балетных постановках сотрудничал с Дж.Баланчиным, Б.Нижинской, М.Мордкиным, М.Фоканым. В 1934-35 С.

привлекли в Голливуд для работы над постановкой фильма «Воскресенье» по роману Л.Толстого, Персональные выставки С. прошли в Чикаго и Питсбурге (1929), в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чаттануге (1934-39).

Станковые произведения, созданные в эмиграции, свидетельствуют о малоуспешном стремлении С. обогатить язык своего искусства («Моя жизнь», нач. 1940-х).

Похоронен на Бруклинском кладбище. Мемориальная выставка состоялась в Нью-Йорке в 1964. Д.Бурлюк отмечал, что среди русских художников в Америке С. был «наружно самым русским».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

Найдено схем по теме СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич — 0

Найдено научныех статей по теме СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич — 0

Найдено книг по теме СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич — 0

Найдено презентаций по теме СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич — 0

Найдено рефератов по теме СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич — 0