СУДЬБИНИН Серафим НиколаевичСУЕВЕРИЕ

СУДЬЯ

Найдено 18 определений термина СУДЬЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУДА

Soudas) - см. Свида.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Суд

Мат. 5:21). См. «Право».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)

СУДЫ

судины, судавы — название литовского племени ятвягов в польских источниках.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

судья

лицо, объединяющее функции не только судьи, но и начальника, правителя (Лк 18.2). (См. суд)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

суд (Божий)

Деян 28.4)-так переведено слово «Дике», означавшее в греческом языке богиню возмездия или справедливости (здесь слово «Божий» набрано курсивом-см. Библия).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

СУДА

Свида — название византийского толкового словаря греческого языка, содержащего объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних авторов и т. п. материалы, сохраненные византийской наукой. Возник около X в. Слово «С.» до XX в. принималось за имя автора и читалось как Свида.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

Суда

(правильнее, нежели Свида), назв. самого обширного греч. лексикона, возникшего ок. 1000 н. э. Содержит сведения о языке и реалиях, толкования слов и терминов, биографич. данные, цитаты и т. д. Будучи последним сборником античной литературы, представляет собой ценнейший (хотя и не всегда достойный доверия) источник. Архиепископ Евстафий Фессалоникский ошибочно счел назв. труда именем его автора (Свида). Слово «С» может означать «свайная постройка», «долговременное укрепление». Автор неизвестен.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

Судьи

С. на Олимпийских состязаниях назывались «элланодики», букв, «эллинские С»; их число величивалось от одного до девяти по мере становления традиции проведения Олимпийских игр. С. тооходили обучение у номофилаков (букв, законо-хранителей) в течение десяти месяцев. Они должны тыли наблюдать за процедурой допуска атлетов состязаниям, проведением тренировок и состязаний, составлением групп и пар состязающихся; в их обязанности входило определение и чествование победителей, ведение списка победителей. Решение С. те обсуждалось, однако, если принятое ими решение тыло ошибочным, на них можно было подать жалобу.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

СУДЬЯ

должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти. Это лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Обладают в РФ единым статусом и отличаются только полномочиями и компетенцией. С. могут быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Конституционные принципы статуса С.: независимость и подчинение только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемость, неприкосновенность. С. высших судебных органов РФ (Конституционного Верховного, Высшего Арбитражного Судов) назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, а С. других федеральных судов — непосредственно Президентом РФ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

СУД

орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установленными процессуальными правилами. Делятся на обычные и чрезвычайные, создание последних прямо запрещается почти всеми современными конституциями. Обычные подразделяются на С. общей компетенции и специализированные: военные С. (а РФ называются военными трибуналами), арбитражные (торговые, хозяйственные), таможенные, налоговые (финансовые), по трудовым спорам и т. д. Особой разновидностью являются конституционные и административные. В отдельных странах существуют также С. религиозные, например шариата - а мусульманских странах. Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что правосудие в стране осуществляется только судом. В настоящее время в РФ действуют три вида С: обычные (общей компетенции и военные трибуналы), арбитражные и конституционные.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

суд

это не только разбирательство тяжб (Вт 19.17), но рассмотрение всяких спорных вопросов, законодательство в широком смысле, направление всей жизни израильского народа (Вт 1.15-16; 16.18). Судить-значило управлять, руководить (Зах 3.7). Судьи были и у других народов (Ам 2.3), но суд у народа Божия был делом Бога и осуществлялся от Его имени (Исх 18.15; Вт 1.17; 2Пар 19.6). Вначале Моисей судил весь народ один, но затем, по совету Иофора, были избраны из среды народа тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники (Исх 18.24-26; Вт 1.15-16). Позже народ израильский судили (в том же широком смысле) судьи-отдельные вожди народа, поставляемые Богом в определенные критические периоды, а затем-цари (1Ц 8.5; 2Ц 15.2). Кроме того, в Священном Писании слово «суд» иногда означает слово Божие, святое и истинное, данное для наставления и просвещения человека (Пс 118.7,108; 147.8), а также означает справедливость, защиту (Быт 18.19; Вт 10.18; Иов 19.7; Пс 9.39; Ис 56.1; Мф 12.18). (См. синедрион, старейшина)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

Суда (Свида)

греч. Sudas, Suidas)

   название византийского этимологического и толкового словаря на греческом языке, составленного в X в. н.э. С. содержит разнообразный материал из античных, эллинистических и византийских источников; зачастую эти сведения являются основными или даже единственными, дошедшими до нашего времени. Происхождение словаря и личность его составителя до сих пор остаются предметом научного спора.

   Suidae Lexicon. Ed. A. Adler. Bd. 1-5. Lipsiae, 1928-1938; Walter N. Suda // Das Altertum. 1962. Bd. 8, H.3.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   толковый словарь, составленный в сер. X в. н. э. в Византии с использованием более ранних источников. Значит, часть статей посвящена лексике и этимологии (иногда фантастической). Ист.-лит. справки содержат мн. сведений об антич. авторах и утраченных произв.

   Я.К.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима

судьи

Израиля)-вожди израильского народа, которых Бог выдвигал из различных колен для временного избавления от поработителей (Суд 2.16), при этом слово, употреблявшееся в еврейском тексте-«повелитель множества»-означало не только судью, но в большей степени правителя. Судьи управляли не всем народом, в то время еще необъединенным, а лишь отдельными его частями, и своей власти не передавали, как цари, своим детям. Всего в Священном Писании упоминается семнадцать судей:

(период без судьи-Суд 3.8) 8 лет

Гофониил (Суд 3.9-11)                                    40

(период без судьи-Суд 3.14) 18

Аод (Суд 3.15-30) 80                    Самегар (Суд 3.31) ?

(период без судьи-Суд 4.3) 20

Девора (Суд 4.4-5.31)                                                       40

(период без судьи-Суд 6.1) 7

Гедеон (Суд 8.28)             40

Авимелех (Суд 9.6,22) 3

Фола (Суд 10.1-2) 23

    Иаир (Суд 10.3) 22

(период без судьи-Суд 10.8) 18

(промежуточная сумма = 319 + ? лет, ср. Суд 11.26)

Иеффай (Суд 11.6-11; 12.7) 6

Есевон (Суд 12.8-9) 7

Елон (Суд 12.11) 10

Авдон (Суд 12.13-14) 8

(период без судьи-Суд 13.1)                                    40

Самсон (Суд 13.5; 15.20; 16.31) 20

Илий (1Ц 4.18) 40                        Самуил (1Ц 7.15) ?

Иоиль, Авия (1Ц 8.1-2) ?

(общий итог: 450 лет, при этом периоды, обозначенные ???,

видимо, в сумме составляют не менее 100 лет)

Гофониил, Аод, Самегар, Фола и Самсон названы спасителями, Иеффай-начальником, а Авимелех-царем.

Суммы лет в вышеприведенной таблице (319 и 450) совпадают (если не считать периодов, обозначенных ???) с Суд 11.26 и Деян 13.20, но число 450 сильно расходится с 3Ц 6.1: 480-40-40-40-4=356 лет, что, по-видимому, говорит о совпадении по времени некоторых периодов в правлении судей или об ошибке в записи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

Суды

в 1723 учреждением Екат. судебных и земских дел конторы было положено нач. формированию судебной системы на У., носившей сословный характер. Дела горожан рассматривали гор. ратуши, а с 1775 - гор. магистраты, избиравшиеся купечеством и мещанством на 3 г. и подчинявшиеся губ. магистру. В 1866 упразднены, а их функции переданы окр. судам и гор. думе. Для рассмотрения судебных дел гос. и приписных к з-дам крест. существовали "нижние расправы" (1775-96), состоящие из судьи и 8 заседателей. С 1796 все нас. у. (кроме горожан) обслуживали у. суды (судья и 2 заседателя) с уголовным и гражд. отд. В результате судебной реформы 1864 у. суды были упразднены, а с 1874 введены "всесословные суды". В аппарат суда, помимо пред., его товарища и чл. входили прокурор, нотариус, присяжные заседатели. Суду подчинялись участковые судебные следователи. Нижнее звено в системе судебных органов - мировые судьи, избирались на земских собраниях. С 1890 по 1917 существовала должность чл. окр. суда для рассмотрения наиб. важных дел. С 1899 по 1912 функции мировых судей выполняли у. земские начальники. Для разбора уголовных и воинских преступлений, совершенных служащими и мастеровыми казенных з-дов, с 1802 при Екат. горном начальстве функционировал военный суд. В 1807 переименован в военный суд при Екат. военных з-дах, в 1874 - военный суд при Ур. горном правлении и Екат. горных з-дах. Сложившаяся система судебных органов действовала до окт. 1917, а ин-т мировых судей - до 1918.    Новый этап в формировании судебной системы нач. после Окт. рев. Декретом о суде от 24 нояб. 1917 предусматривалось создание местных и спецсудов (рев. трибуналов). Кассационной инстанцией для местного суда были у. и столичные съезды (советы) местных судей. К весне 1918 почти во всех вол., г. и у. У. было завершено избрание местных нар. судов. Одним из первых на тер. Екат. губ. нач. работу суд в Сысерти. Мятеж белочехов и активизация контррев. сил на У. прервали деятельность Советов по созданию новых судов. С приходом Колчака был объявлен действующим царский Свод законов Российской империи. Со второй пол. 1919 на осн. "Положения о едином народном суде РСФСР", утвержденного ВЦИК 30 нояб. 1918, на всей тер. У. нач. восстановление сов. судебных органов. Контроль за функционированием судебно-следственного и судебно-исполнительного аппарата губ. осуществляли Екат. совет нар. судей (губсовнарсуд). До февр. 1923 он являлся кассационной инстанцией для приговоров и решений нар. судей. В результате судебной реформы (1922) в РСФСР была создана новая судебная система: нар. суд (судья и два заседателя), губ. и Верховный суд респ. В 1923 Перм. губ. ревтрибунал и Перм. губ. совет нар. судей были расформированы. Нач. работу Перм. губ. суд. В связи с образованием Ур. обл. вместо Екат., Перм., Тюменского, Челяб. губ. судов был создан Ур. обл. суд. Однако этот опыт был признан неудачным и с 1927 на У. система судебных органов была приведена в соответствие с адм.-тер. делением: облсуд, окр. и нар. суды. В 1934 в связи с упразднением Ур. обл. был ликвидирован и Ур. обл. суд, а его функции были переданы обл. судам.    Смыкалин А.С.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Уральская историческая энциклопедия

Судья

евр. шорег. 1) Судьи, в собственном значении этого слова, т.е. люди разбирающие дела по закону, поставлены Моисеем по совету его тестя Иофора (Исх. 18:13 и дал.). В последствии были даны законы, касающиеся самих судей (Втор. 16:18 и дал.; 2 Пар. 19:5 и дал.). См. «Право». 2) Судья, в более широком значении слова, значит правитель. Так назывались те вожди и освободители, которые в беспокойные времена после смерти Иисуса Навила до периода царей, время от времени воздвигались Господом для управления и помощи народу, страдавшему от руки врагов. Беспорядок и нужда во времена судей и деятельности последних коротко описываются в Суд. 2:10 и дал. Когда Иисус Навин и его современники умерли и подросло новое поколение, которое не знало Господа и Его дел для Израиля, сыны Израилевы оставили Господа и стали служить Ваалу и Астарте, то «воспылал гнев Господа на Израиля», и Он предал их в руки грабителей и врагов, окружавших их; и им было весьма тесно. И воздвигал им Господь судей, которые спасали их от руки грабителей, ибо умилосердился над ними Бог и помогал им при жизни судей. Когда же судьи умирали, народ возвращался к прежнему и даже поступал еще хуже отцов в злых делах своих и воспылал гнев Господень на Израиля снова. Необузданность и беспорядок этого времени обрисовывается очень метко несколькими словами: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6; 18:1; -9:1; 21:25). Судьи не имели власти царя (Авимелех Суд. 9 был исключением); они не имели никакой власти над землей и народом и не передавали своего звания по наследству (Суд. 8:22 и дал.). Как лично призванные Иеговой, истинным Царем Израиля, они применяли свою власть в то время и в том месте, которые Он указывал. Эта власть заключалась частью в отправлении правосудия, т.е. в деятельности судей в буквальном значении слова (Суд 4:4 и дал.; 1 Цар. 7: 15 и дал.; 8:1 и дал.); частью в исполнении обязанностей правителя (Суд. 10:2 и дал.; 12:8 и дал.). Деятельность судьи, обыкновенно, начиналась с выступления во главе войска на врагов, которые в то время беспокоили землю; победивши врагов, судья управлял страной до своей смерти. См., например, Суд. 10:8, 18; 11:32; 12:7. Далее надо заметить, что большая часть судей управляла только известными частями страны; колена Израилевы в то время еще не сплотились настолько, чтобы представлять один народ. Иеффай был вождем жителей Галаадских и, победив Аммонитян, вступил в кровавое сражение с коленом Ефремовым (Суд. 12:1 и дал.). За Деворой и Бараком на войну последовала только часть колен Израилевых; Рувим, Гад, Дан и Асир осуждаются за то, что не приняли участия в войне (Суд. 5:14 и дал.). Гедеон не признавался ефремлянами (Суд. 8:1) и т.д. В конце периода судей их деятельность ограничивалась управлением гражданскими делами, сами они не принимали участия в войнах; как, например, Илий и Самуил. Положение израильских судей и их титул (евр. шофет - судья) сравнивали с положением и титулом, так называемых «суффетов» в древнем Карфагене, — чиновников, власть которых соответствовала власти консулов в Риме и которых историк Тит Ливии называет судьями; а также с упоминаемыми Иосифом Флавием «династей», т.е. судьями, которые в шестом веке до Р.Хр. одно время правили в Тире. Всего судей было 14 (или 15, если считать и Самегара, который не называется судьей; Суд. 3:31; 5:6). Приведенные здесь года составляют в сумме 450 лет, такую же сумму лет мы находим и в Деян. 13:20: около 450 лет давал им судей до пророка Самуила». Это счисление ап. Павла, которого держится и Иосиф Флавий; все-таки стоит в противоречии с указанием в 3 Цар. 6:1, где говорится, что время от выхода из Египта до четвертого года царствования Соломона составляет 480 лет. Если из этих 480 лет отнять 450 лет времени правления судей, то остается 30 лет; но откуда получится 40 лет странствования в пустыне, годы правления Самуила и Саула, 40-летнее царствование Давида и четыре первых года царствования Соломона? Между многими попытками разрешения этого трудного вопроса более правдоподобно одно предположение, именно, что несколько периодов рабства и периодов судей, упомянутых в книге Судей, совпадали по времени, но в какой мере, — трудно определить. Согласно книге Суд. 11:26 триста лет прошло от конца странствования по пустыне до времени судьи Иеффая.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)

СУДЬЯ

   • Iudex.

    I. В общем смысле:

       1. обозначает должностное лицо как в древнейшую пору Римской республики (когда даже консулы назывались iudices), так и в императорскую эпоху, когда стали различать iudices civiles и militares. Другие подразделения в этот позднейший период были: iudices maiores, medii и minores, затем iud. ordinarii и sacri;

       2. важнее значение частного лица, на которое возлагалось расследование и решение гражданского или уголовного процесса. И. в собственном смысле является судьей и в уголовных, и в гражданских делах.

         a) Iudex как уголовный судья. До введения quaestiones не было никаких специальных судей. Сенат в каждом отдельном случае своим senatus consultum поручал трибунам пригласить народ к судебному разбирательству и назначению председателя (Liv. 4, 51). Но с тех пор как в 149 г. до Р. X. по lex Calpurnia repetundarum (Cic. Brut. 27) введена была первая quaestio perpetua, список судей (album iudicum), годных для избирания в quaestiones, составлялся ежегодно не по жребию, а по усмотрению претора, praetor urbanus, дававшего клятвенное обязательство действовать честно при выборе судей. Они назывались по Рейну (r?misches Privatrecht) selecti iudices, другие, ввиду неопределенности указаний (Sen. de ben. 3. 7. Cic. Cluent. 43. Verr. 2, 13), не отваживаются решать вопрос об этом термине. По Плинию (h. п. 33, 2 decuriae pluribus discretae nominibus fuere, tribunorum aeris et selectorum en iudicum), selecti упоминаются еще и отдельно, рядом с iudices; кажется, они обозначали особую судейскую декурию (каждая из декурий всегда состояла из одного сословия), т. е. декурию всадников (iudices — декурия сенаторов). До Гракхов iudices были только сенаторы, но с этой поры началась долгая борьба сословий из-за судейского достоинства. Гай Семпроний Гракх отнял суды у сенаторов и поручил их тем, которые владели 400.000 сестерций (эта сумма была до этого времени судейским цензом). Tac. ann. 12, 60. Vell. Pat. 2, 6 (но иначе у Liv. ер. 60 и Plut. С. Gracch 5.). Кв. Сервилий Ценион своею les Servilia (106 г. до Р. X.) хотел возвратить сенаторам отчасти их древнее право; сенаторы и всадники должны были сообща отправлять судейские обязанности. Рейн полагает, что, по lex Servil., судьями должны быть только сенаторы (Tac. ann. 12, 60. aut rursum Serviliae leges senatui iudicia redderent). Моммзен (Zeitschr. f. d. Alterth. — Wissensch., 1843, № 102 и слл.) предлагает средний путь, а именно он предполагает, что lex Servil, была того же содержания как и lex Друза, о которой мы будем говорить ниже. Zumpt (de legibus iudiciisque repet стр. 28 и слл.) предполагает, что другая lex Servilia Сервилия Главция в том же году возвратила суды всадникам. Такой закон, хотя и неизвестный нам, стоит вне сомнения, потому что М. Ливий Друз в 91 г. до Р. X. застал снова всадников в качестве судей и косвенным путем хотел вернуть судейские обязанности сенату, так что прежде 300 всадников должны были быть приняты в сенат (App. b. с. 1, 35, по-видимому, иначе Vell. Pat. 2, 13). Но этот закон был отменен в том же году. Точно так же недолго существовала lex Plautia M. Плавция Сильвана 89 г. до Р. X., которая предоставила избрание судей также и народу, причем последний выбирал из каждой трибы по 15 судей (сенаторов, всадников, плебеев). Скоро обязанности судей опять перешли исключительно к одним всадникам (Cic. Verr. 1, 13. Vell. Pat. 2, 32); как и когда это случилось, источники не говорят. Наконец Сулла своею iudiciaria 81 г. до Р. X. назначил судьями исключительно сенаторов. Подкупность этих сенаторских судей вызвала в 70 г. до Р. X. lex Aurеlia Л. Аврелия Котты, по которой должно было учредить 3 судейские декурии из сенаторов, всадников и эрарных трибунов. Гай Юлий Цезарь снова исключил последних (Suet. Caes. 41, Dio Cass. 43, 25) в 46 г. до P. X., и затем два года спустя Гай Антоний учредил вместо них декурию из центурионов и солдат, но это в 43 г. было снова уничтожено сенатом. Август к 3 прежним судейским декуриям присоединил 4-ю (Suet. Caes. 32. ex inferiore censu, quae ducenariorum vocaretur, 200.000 сестерций, т. е. ducenta sestertia), назначение которых состояло в обсуждении незначительных дел. Калигула прибавил еще 5-ю декурию. О возрасте, необходимом для судьи, главным источником служит Suet. Oct. 32, где правильный счет заставляет переменить стоящее в рукописи число XXX на XXV. Стало быть, прежде судья должен был иметь не менее 30 лет, Август определил вступать в эту должность на 25 году. Эта служба продолжалась 1 год, во все то время, когда судьи не выбирались исключительно из сенаторов. Dio Cass. 54, 18. Число всех iudices в разные времена было неодинаково. Lex Plautia определила 525 судей для всех quaestiones, между тем как lex Servilia (Glaucia) для одной quaestio repetundarum установила 450; Помпей в 52 г. до Р. X. определил для своих quaestiones 360 судей. Август довел число судей до 4000 и установил для облегчения судейских обязанностей, чтобы каждая из 4 декурий поочередно была свободна от занятий в течение одного года, и сверх того назначил двухмесячные каникулы для судов, отмененные однако Гальбой (Suet. Oct. 32. Suet. Galb. 34). Из общего списка (album) выбирались по жребию судьи для каждой quaestio, a из числа судей каждой quaestio выбирались судьи при каждом отдельном процессе (editio iudicum, iudices editicii, Cic. Planc. 15-17). Но такой прием употреблялся реже, а обыкновенно происходило избрание по жребию (sortitio и subsortitio, когда стороны отказывались от некоторых судей). За лихоимство судьям исстари грозила смертная казнь (Gell. 20, 1), но позднее наказание было смягчено, см. lex Sempronia, Закон Семпрония, Livia, Закон Ливия, Cornelia, Закон Корнелия.

         b) Iudex, как гражданский судья. Уже в древнейшее время магистраты обыкновенно поручали разбор и следствие в процессах частным лицам, которые должны были придерживаться полученных от них инструкций. Это учреждение, так называемое iudicis datio, обратилось в правило и продолжалось до тех пор, пока существовал так называемый ordo iudiciorum privatorum. Впоследствии возник особый экстраординарный прием, по которому магистрат сам производил следствие и решал дело; с 3 в. от Р. X. это был единственный способ судебного разбирательства. Сначала судьями были, конечно, сенаторы (Polib. 6, 17), затем брали судей и из других сословий, даже иногда — а со времен Августа обязательно — из album. Магистрат в каждом отдельном случае мог назначить судьею (constituere, collocare) лишь того, которым были довольны обе стороны, и обыкновенно позволял предлагать истцу (iudicem ferre). Назначенный судьею имел право взять себе советников (assessores, consiliarii), см. Assessor, Асессор. Судью полагалось приводить к присяге. Неспособными к судейскому званию считались глухие, немые, помешанные, infames и т. д. Были и другие причины для освобождения от судейских обязанностей, напр., преклонные лета и т. д.

    II. Iudex pedaneus, ?????????????, термин из императорской эпохи для обозначения помощника или младшего судьи, которому магистрат поручал исследование гражданских дел.

    III. Iudex quaestionis, председатель quaestio perpetua, который не был магистратом, см. Quaesitor, Квезитор и Quaestio perpetuae. Некоторые несправедливо думали, что iudex quaest. был подчиненным помощником председательствующего претора и в его отсутствие заступал его место. Везде, где упоминается о iudd. quaest., они являются председателями суда без подчинения претору, но при всем том они не были магистратами. Т. к. quaestiones было больше, чем преторов, то многие quaest. получали себе в председатели одного iudd. quaest., который в каждом процессе давал особую присягу и мог быть обвинен даже во время служебного года. Cic. Cluent. 33 и слл. 53, ср. еще Verr. 1, 61.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

СУД (Бет-Дин)

Термином "суд" (бет-дин) пользуется Талмуд: 1) для гражданского С, существовавшего с древнейших времен; 2) для обозначения института, имевшего как судебные, так и законодательные прерогативы; 3) этот термин с добавлением степени "Великий" служит синонимом термина "Великий Синедрион", то есть высший законодательный орган, бывший в определенный период израильской истории высшим органом государственной власти. О Синедрионе сказано выше в специальной статье. Здесь же остановимся на первых двух значениях термина "суд". Моше Рабейну судил народ и разрешал его проблемы с утра до вечера. По совету своего тестя Итро он избрал судьями людей способных, богобоязненных, честных и ненавидящих корысть, и только важные дела приносили ему самому (Исх. XVIII, 21—22). Во Второзаконии сказано (XVI, 18-20; XVII, 8-11): "Судей и урядников поставь себе во всех вратах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, для колен твоих, чтобы судили они народ С. праведным. Не криви С, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведных. К правде, к правде стремись... Если непостижимым будет для тебя дело для разбора между кровью и кровью, между тяжбой и тяжбой и между ушибом и ушибом, по делам спорным во вратах твоих, то встань и взойди на место, которое изберет Господь, Бог твой... И поступи по слову [левитов и С], которое они скажут тебе с того места, которое изберет Господь, и точно исполняй все, как они укажут тебе. По наставлению, которое они укажут тебе, и по суждению, которое изрекут тебе, поступи; не отступай от сказанного тебе ни вправо, ни влево". А в "Сифрей", отдел "Судьи", сказано: Почему назначают С. в каждом городе? Ибо сказано: "Судьи во всех вратах твоих". А почему назначают С. для каждого колена? Ибо сказано: "И судей для всех колен твоих". В начале периода царства, в условиях примитивного государственного аппарата, судьями были сами цари или их сыновья. Нет в Библии никакого указания на существование центрального С. в Иерусалиме в период царства. Напротив, С, совершенный над пророком Ирмеягу (Иер. XXVI), является свидетельством того, что в этот период не было судебной инстанции, и С. творил весь народ. Касательно периода Второго Храма имеются подробные указания на существование центральных и местных С. Известно, что кроме С. трех, заседавшего по понедельникам и четвергам для разрешения гражданских исков, существовал в каждом городе, где проживало не менее ста двадцати жителей, С. двадцати трех, компетентный в уголовном и религиозном праве. Такие С. существовали и за пределами Израиля в еврейских общинах, но их права были ограничены: они не были компетентны решать уголовные дела, налагать штрафы и т. д. Во главе С. стоял человек, сведущий в Торе, он именовался "Отличным (муфла) в С". Если возникали сомнения, которые местный С. двадцати трех не мог разрешить, судьи обращались за советом в иерусалимский С. В Иерусалиме, кроме Синедриона в составе семидесяти одного мудреца и малых С, заседали два С. двадцати трех. Один из них находился у входа на Храмовую гору, а второй — у входа в Храм. Если же и эти С. не могли вынести приговор, дело передавалось Великому Синедриону, решение которого было окончательным и обязывающим всех. Так как С. у входа на Храмовую гору исполнял две обязанности -С. и законодательного органа, во главе его стояли двое: "наси" - когда обсуждались вопросы птахи, и "ав бет-дин", председательствовавший в обычных судебных разбирательствах. Вопросы, возбуждавшие разногласия, разрешали большинством голосов, поэтому число членов С. всегда было нечетным. На С, заседавший у входа на Храмовую гору, а по другой версии —в "Лишкат ra-газит"*, кроме обязанностей судебной и законодательной, была возложена еще одна — мидраш*. По праздникам и субботам, когда нет судебных заседаний, собирались судьи в "Лишкат hа-газит" для толкования галахи, и всякая птаха, утвержденная большинством, считалась принятым законом. Был установлен порядок выбора судей в местные С. и в С. Иерусалима. Судьи в местные С. избирались Верховным С. в Иерусалиме из местных жителей, известных своей ученостью, честностью и уважаемых земляками. Лучшие из местных судей избирались в С, за седавший у входа на Храмовую гору, а лучшие из них, в свою очередь, — в Великий Синедрион. Не исключено, что такой порядок был принят еще до царствования Хасмонеев, и вся государственная власть была сосредоточена в руках Синедриона. Даже после того, как Ирод отменил Великий Синедрион и истребил почти всех его членов, он не затронул Верховный С. у входа на Храмовую гору, ибо народ не мог оставаться без религиозных руководителей. Во главе этого С. стояли члены семьи Бетейра, а затем на пост наси был избран Гилель. По талмудической традиции, "Гилель и его потомки стояли во главе С. при Храме в течение ста лет" (Шаб. 1.). И известно, что р. Гамлиэль I, внук Гилеля, был наси С, который заседал у входа на Храмовую гору. После разрушения Второго Храма и отмены Великого Синедриона прерогативы последнего отошли к С. в Явне, кроме уголовных дел. Во главе С. в Явне стоял р. Иоханан бен Закай, стремившийся превратить этот С. в Верховный над всеми С. в стране и сделать его центром комментирования Торы и толкования Галахи. С этой точки зрения эта судебная палата была продолжением Великого Синедриона, и так как она, кроме прочего, занималась толкованием Галахи, ее называли "Виноградником Явне". "И виноградником называли ее, ибо ряды учеников мудрецов были в ней, как ряды в винограднике" (ТИ). Предполагается, что Иоханан бен Заккай возглавлял "Виноградник Явне" в течение десяти лет. Затем председательство перешло к одному из потомков Гилеля, р. Гамлиэлю II. Под руководством Гамлиэля II С. в Явне сплотил как в религиозном, так и в национальном отношении евреев рассеяния и евреев, оставшихся жить в Стране Израиля. Продолжая традиции С, заседавшего у входа на Храмовую гору, принял на себя С. в Явне обязанности освящения месяца*. В древности освящали месяц на основании свидетельства людей, утверждавших, что они видели серп "новой" луны, а не на основе вычислений. Освящение месяца было прерогативой наси С. в Явне, и так как даты всех праздников зависят от освящения месяца, вся еврейская диаспора находилась в зависимости от С. в Явне. Во время восстания Бар Кохбы деятельность С. временно прекратилась, и он перебрался в г. Уша, но затем возобновил свои заседания. Наибольшего влияния достиг С. в каденцию р. Иегуды hа-Наси, но после него это влияние ослабло, а со временем сошло на нет. Причинами тому были преследования евреев в Израиле со стороны христиан-византийцев и, в еще большей мере, усиление могущества и влияния еврейства Вавилона и ешив, возникших в Суре и Пумбедите. Решения С. названы обычно по имени наси, который их публиковал, но наси никогда не принимал решений единолично, не советуясь с остальными членами С. Со временем центральные С. прекратили свою деятельность, и сохранились только местные С. По утверждению хазал, С. существовали уже в древнейшую эпоху. В Талмуде упомянуты "Давид и его С", "Соломон и его С." и даже "Сим (Шем) и его С". После завершения Талмуда во главе С. стоял гаон, а затем — раввин. Поэтому принято у евреев-ашкеназим именовать городского раввина "главой суда". С. эти занимались главным образом гражданскими и семейными делами. Очень распространен среди евреев был "третейский С". Каждая сторона выбирала своего судью, а они выбирали нейтрального арбитра. Община платила судьям из своей кассы, и все относились к ним с большим почетом и уважением.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия иудаизма

СУД

орган гос-ва, осуществляющий в интересах господств. класса (в социалистич. гос-ве в интересах всего народа) разрешение в процессуальном порядке уголовных и гражд. дел. Понятие С. охватывает в широком смысле всю суд. систему гос-ва, вместе с присущими ей формами судопроизводства (процесса). Формы суд. организации, как и формы деятельности С., определяются экономич. и политич. основами образовавшего его гос-ва и находятся в органич. зависимости от господствующего в том или ином обществе и гос-ве права (феод. гос-ву и праву соответствуют одни формы С., буржуазному - другие и т. д.); на суд. устройство влияют и особенности путей историч. развития разных стран и регионов.

В самой примитивной форме суд. рассмотрение и урегулирование конфликтов восходит к догос. эпохе, конкурируя с кровной местью, но постепенно смягчая и вытесняя ее. Суд. власть принадлежала в это время всему народу (нар. собраниям), но могла осуществляться советами старейшин, особыми коллегиями, вождями. Древнейшее в европ. эпосе описание С. - в "Илиаде" ("Щит Ахиллеса").

С образованием государства С. становится частью его репрессивного аппарата. Общее правило для ранних стадий суд. организации - соединение суд. власти с административной: высшая суд. власть принадлежит главе гос-ва, правители областей и городов вершат С. в пределах определенной терр., лица, стоящие во главе ведомств, наделяются юрисдикцией в отношении подчиненных. Среди наиболее ранних суд. учреждений гос-в Др. Востока - шесть суд. палат Древнего Египта, возглавлявшихся "везирем" (чати), коллегиальные и единоличные С. Др. Вавилона, "департамент юстиции" Ханьского царства и др. В той или иной степени свойственное всем древним обществам переплетение суд. и жреческих функций получило особое развитие в Др. Индии, где брахманы являлись непременными участниками всякого суд. разбирательства. Среди суд. доказательств древневост. кодификации указывают гл. обр. на свидетельские показания, клятвы, документы и вещественные улики. С наибольшей полнотой обрисован источниками (Ману законы, Артхашастра) процесс древнеиндийский: при опросе свидетелей вера дается тому, кто занимает более высокое социальное положение (т. н. формальная оценка доказательств), показания рабов, родственников и детей считаются ненадежными или вовсе не принимаются.

Значительно большим совершенством форм отличалось судоустройство и судопроизводство демократич. Афин 5-4 вв. до н. э. Высший С. полиса - гелиэя - состоял из 10 коллегий, по 500 присяжных в каждой, избиравшихся жребием. Разбирательство - публичное, основанное на принципе состязательности сторон. Присяжные обязывались решать дело по внутр. убеждению, и потому не возбранялось оправдание при несомненности улик. Голосование тайное. Суд ареопага, напротив, отличался приверженностью старым формам процесса: судили ночью (чтобы не видеть лиц), присягали на освященных внутренностях животных, приговор выносился на третий день. В отношении рабов и неполноправных (метэков) существовали как особая юрисдикция, так и особые формы судопроизводства. Допрос раба производился не иначе как под пыткой.

История рим. С. ведет начало от суд. собраний родов и курий. Участие народа в судопроизводстве удержалось и в период республики: приговоры о смертной казни обжаловались в центуриатных комициях, о штрафах в комициях трибутных. Примечательно раннее обособление С. уголовных от С., разбиравших имуществ. споры. Уголовный С. раннересп. Рима находился в руках магистратов (консулов, трибунов) и сената (дела о преступлениях по должности и др.). Во 2 в. до н. э. возникли постоянные уголовные комиссии (квестии), членами к-рых (присяжными) становились по закону сенаторы и всадники. Председателями комиссий назначались особые преторы, к-рые могли в нек-рых случаях (признание, поимка с поличным) выносить приговоры единолично. Обвиняемый пользовался помощью профессионального адвоката. Вопрос о виновности решался тайным голосованием. С. по гражд. делам осуществлялся на первой стадии претором, на второй и решающей - непрофессиональным судьей, рим. гражданином, специально уполномоченным для данного случая.

Старинный С. германцев вершился нар. собраниями (франкский mallus), старейшинами, коллегиями выборных заседателей (франкск. рахинбурги); традиц. средства доказывания - ордалии, в т. ч. судебные поединки; соприсяжничество. Со складыванием раннефеод. монархий возникли новые суд. учреждения. Место выборного председателя суд. собраний заняли королев. должностные лица (у франков - граф), выборные суд. заседатели были постепенно заменены назначаемыми (см. Скабины). Старинные формы доказывания приобрели новый характер: узаконялся выкуп от ордалия; поединок на мечах становился привилегией знати и притом разрешалось выставлять вместо себя профессионального бойца (чемпиона); соприсяжничество становилось труднодоступным из-за распада родовых связей.

С развитием феод. отношений С. приобрел строго сословный характер. Вассалы судились в курии своего сеньора, горожане - по мере приобретения вольностей - в цеховых, гильдейских и общегор. судах; для прочих свободных людей в основном сохранялась королев. (княжеская) юстиция. Зависимое крестьянство подпадало под юрисдикцию вотчинника - феодала (см. Иммунитет, Банн): суд. функции становятся непременным атрибутом крупной зем. собственности. Рассмотрение дел клириков, а также всей сферы правоотношений, обнимавшихся канонич. правом (семейные и наследств отношения, гражд. сделки, связанные с клятвой, святотатство и т. д.), велось в особых церк. С.

Эти процессы характерны в основном и для развития С. на Руси. Зависимое население (сельское и городское) судилось сеньориально-вотчинными С. Княжеский С. над лично свободным крестьянством осуществлялся первоначально при полюдье, позднее княжескими агентами - кормленщиками. Судоустройство в вольных городах регулировалось "Правдами" и договорами между князьями и городами, а по нек-рым делам горожане судились С. гор. корпораций купцов и ремесленников. Княжескому С. подлежали вассалы сюзерена - князья и бояре. Споры между князьями-сюзеренами решались на княжеских снемах. Гл. принцип судопроизводства, известного по Русской правде, - состязательность сторон, среди доказательств - свидетельство, присяга, соприсяжничество, ордалии, свод. Такой характер С. сохранился в основном и в период феод. раздробленности. Однако в каждом княжестве закрепились местные особенности С. Для 14-15 вв. характерно падение роли гор. С. (за исключением Новгорода и Пскова, где имел место противоположный процесс) и его подчинение княжескому С.

В мусульм. странах исполнение суд. функций лежало на кадиях - судьях, назначавшихся властями. Кади не был связан каким-либо способом судопроизводства, но ему не воспрещалось советоваться с законоведами. Он был волен прервать суд. разбирательство в любой фазе и вынести решение (требовалось только, чтобы оно было произнесено в тот же день). Апелляции не полагалось.

В процессе централизации феод. гос-в происходило расширение сферы королев. юстиции за счет сокращения компетенции сеньориальных С. (за к-рыми постепенно остался только С. над зависимыми крестьянами, и то не по всем вопросам). Ранее всего этот процесс начался в Англии: в 1178 при Генрихе II в тесной связи с его суд. реформой была образована курия, положившая начало будущему суду "королевской скамьи", а вскоре появился и будущий Суд общих тяжб. Во Франции высш. суд. палата - Парижский парламент (см. в ст. Парламенты), возникла в сер. 13 в. при Людовике IX; суд. власть на местах осуществлялась королев. должностными лицами - бальи, сенешалами, прево. В Германии процесс централизации С. шел преим. в рамках территориальных княжеств.

С королев. С. было связано распространение нек-рых более прогрессивных форм судопроизводства, прежде всего в Англии. Здесь посылаемые от имени "королев. скамьи" разъездное судьи, являясь на место, вызывали присяжных (рыцарей графства, крестьян от деревень), к-рые должны были назвать преступников (предварительно расследовав дело); постепенно (окончательно к 15 в.) присяжные из свидетелей превратились в судей, обязанных выносить решение (историч. предшественник С. присяжных нового времени). В делах, разбиравшихся в королев. С., ранее всего началась отмена суд. поединков, получила признание адвокатура (появились и адвокатские корпорации, 13 в.), возник нотариат (13 в.). В то же время при рассмотрении уголовных дел в большинстве зап.-европ. стран с 13 в. утвердилась инквизиционная форма процесса. Католич. церковь много способствовала этому введением судов о еретиках (см. Инквизиция) и присвоением им права пытать подозреваемых. В инквизиц. процессе одно и то же лицо вело предварительное расследование и выносило приговор. Гл. целью расследования стало признание обвиняемого, и потому пытка стала непременным средством "расследования". Судоговорение - тайное и строго письменное. Всякий подозреваемый в преступлении считался уже виновным; бремя доказывания лежало на нем самом.

В Рус. централизованном гос-ве произошла унификация С. в масштабе страны. Высш. инстанцией был вел. князь (царь), а по нек-рым делам - Боярская дума и нек-рые приказы (по важнейшим уголовным делам - разбойный, по земельным - поместный и т. д.). Первой инстанцией С. между феодалами были судные приказы, для посадских людей и для гос. крестьян - С. земских голов (позднее - частично воевод), а высшей инстанцией - приказы. Положение вотчинно-сеньориального С. характеризовалось 2 тенденциями: с одной стороны, - сокращением его компетенции за счет изъятия важнейших уголовных дел, а с другой (по мере развития крепостного права) - укреплением суд. власти помещиков над крепостными крестьянами, превращавшимися все более из субъекта права в его объект. В рус. судопроизводстве наряду с состязательным процессом в кон. 15 в. по важнейшим уголовным делам развивается розыскной (инквизиционный) процесс (с широким применением пыток - гл. обр. дыбы, и "повального обыска"), нормы к-рого в дальнейшем все более распространяются на сферу гражд. дел (окончат. утверждение розыскного процесса происходит при Петре I). Реформами Екатерины II были созданы особые С. для дворян (уездный и верхний земский), для горожан (гор. и губернский магистраты), для свободных крестьян (ниж. и верх. расправы). Высшим апелляц. С. был (с 1802) сенат.

В целом С. периода абсолютизма, несмотря на ряд перемен (относит. централизация, возросшая роль в С. выходцев из буржуа и др.), оставался феодальным. Он продолжал быть сословным (что находило осн. выражение в сохранении вотчинных, сеньориальных С. над крестьянством), сохранялись прямая зависимость С. от администрации, многообразие и многочисленность суд. инстанций, инквизиц. характер процесса. В этот период происходит расширение деятельности чрезвычайных С. (даже в Англии с ее состязательным процессом и присяжными чрезвычайные С. позднего средневековья - "Звездная палата", "Высокая комиссия" широко применяли пытки, штрафы, увечащие наказания и т. д.; отмена этих С. была одним из первых актов Англ. бурж. революции). С резкой критикой позднефеод. судопроизводства, не соответствовавшего новым бурж. отношениям, выступали мн. просветители, напр. Вольтер (ославивший на весь мир т. н. дело протестанта Каласа, приговоренного Тулузским С. к смертной казни по заведомо ложному обвинению), Монтескье, Гете, итал. юрист Ч. Беккариа и др. Решающие перемены в сторону замены феод. С. буржуазным начались со времени Вел. франц. революции. В ходе революции в осуществление принципов Декларации прав человека и гражданина (1789) был принят ряд декретов, разрушавших старую и создававших новую суд. систему (упразднение парламентов, введение С. присяжных и др.). Конституция 1791 в духе теории Монтескье отделила суд. власть от законодательной и исполнительной. Создавалась единая для всех граждан система С. - от кантональных мировых С. до Высшего апелляционного С. Суд. должности стали выборными. Декретом от 16 сент. 1791 вводились новые формы суд. процесса. Предварит. расследование, отделенное от судебного, становилось обязательным актом процедуры; пытка запрещалась. Суд. следствие приняло состязательный характер. Непременными требованиями судопроизводства становились устность и гласность. Обвинение и защита получали формально равные возможности. Законодательство предоставляло судьям право принимать решения на основе сложившегося убеждения, свободной оценки доказательств. Приобретает признание правило, известное под назв. презумпции невиновности: "каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное". Эти новые принципы организации С. и суд. процесса, представлявшие огромный шаг вперед по сравнению с правилами, на к-рых строился феод. С., были усвоены законодательством большинства бурж. гос-в. Однако во мн. отношениях они остались декларациями: судьи продолжали оставаться в подчинении правительства, присяжные комплектовались на основе имуществ. ценза и т. д. В ряде стран бурж. преобразования С. вводились медленно и непоследовательно. Так, в России важным шагом на пути преобразования суд. системы в сторону бурж. развития была судебная реформа 1864 (введение суда присяжных, адвокатуры; выборного мирового суда, окружных судов и суд. палат - общих для всех граждан; отделение С. от органов законодат. и адм. власти, независимость и несменяемость судей и др.). Однако и она, наряду с вводившейся системой всеобщих С., сохраняла сословный волостной С. для крестьян. А суд.-адм. реформа 1889 (см. "Контрреформы"), к-рая вовсе ликвидировала в большинстве губерний институт мировых судей, поставила волостные С. в полную зависимость от земских начальников, назначавшихся из местных дворян, сохраняла применение к крестьянам телесных наказаний (отменены в 1904), означала поворот от реформы 1864 в сторону реакции. Наиболее ярко роль царского С. как орудия гос-ва помещичьей диктатуры проявлялась в деятельности чрезвычайных С. - Особого присутствия правительствующего сената (учреждено в 1872), Верховного уголовного суда, создававшегося для рассмотрения дел об особо важных государственных преступлениях (впервые был учрежден в 1764 по делу В. Я. Мировича; этим С. были судимы Е. И. Пугачев, декабристы, Д. В. Каракозов, А. В. Соловьев), созданных в 1906 военно-полевых судов.

В период империализма прогрессивные принципы бурж. С. подвергаются ревизии. Осн. тенденция заключается в ограничении компетенции С. присяжных (за счет расширения круга дел, рассматриваемых единоличными судами, или др. путями). В гитлеровской Германии суд присяжных был ликвидирован вообще (1939). Полное пренебрежение процессуальными правилами было свойственно как всем гитлеровским С., так и С. фаш. Италии, получившим право ареста свидетелей в целях понуждения их к требуемым показаниям. Всегда существовавшая (со времен Рим. республики) чрезвычайная юстиция, служившая интересам быстрой и беспощадной расправы с политич. противниками, приобретает в данный период особое значение. Примером чрезвычайных С. новейшего времени служат греч. воен. трибуналы, созданные после переворота 1967. Наиболее характерные черты чрезвычайной юстиции: назначение судей, упрощение порядка судопроизводства, негласность процесса, широкое применение смертной казни, невозможность обжалования.

Мн. суд. процессы стали важным явлением обществ. жизни, поднимая, вопреки намерениям их организаторов, широкое обществ. мнение на борьбу с суд. и политич. произволом, на защиту демократич. идей. Таковы, напр., Дрейфуса дело во Франции, процесс В. Засулич и др. политич. процессы 70-х гг. в России ("Процесс 50-ти", "Процесс 193-х" и др.), "Бейлиса дело" (1913), С. над Большевистской фракцией 4-й Государственной думы (1915), Сакко-Ванцетти процесс (в 20-х гг. в США), Мирутский процесс (1929-32, Индия), Лейпцигский процесс 1933, суд. процесс 1949 над руководителями компартии США, дело Манолиса Глезоса и мн. др.

Принципиальные начала социалистич. правосудия, заложенные еще Парижской Коммуной 1871, были восприняты и развиты Вел. Окт. социалистич. революцией. "Новый суд, - писал B. И. Ленин в 1918, - нужен был прежде всего для борьбы против эксплуататоров, пытающихся восстановить свое господство или отстаивать свои привилегии... Но, кроме того, на суды... ложится другая, еще более важная задача. Это - задача обеспечить строжайшее проведение дисциплины и самодисциплины трудящихся" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 163 (т. 27, с. 191)). Ленин подчеркивал, что новый сов. суд должен быть построен на принципе участия в нем трудящихся и только трудящихся (см. там же). В ходе революции, по прямому почину масс, рядом декретов Сов. пр-ва (декреты о С.: No 1 от 22 нояб. (5 дек.) 1917, No 2 от 7 марта 1918, No 3 от 20 июля 1918) были ликвидированы старые С. и начато строительство нового С. на этих принципиально новых началах. Этими декретами были созданы две системы С.: местные нар. С. - для решения осн. массы уголовных и гражд. дел и революционные трибуналы - для рассмотрения дел о контрреволюционных и иных особо опасных преступлениях. Рассмотрение дел в нар. суде осуществлялось коллегией в составе нар. судьи и заседателей (Положение о нар. суде 1918). C. должны были руководствоваться законами и декретами Сов. власти, а при их отсутствии - социалистич. правосознанием. В ходе гражд. войны были созданы воен. трибуналы. Судебная реформа 1922 РСФСР устанавливала трехчленную систему С.: нар. С., губернские, Верховный С. республики. Революц. трибуналы были упразднены. На тех же началах были перестроены С. в других сов. республиках. В 1923 были приняты Уголовно-процессуальный и Гражд.-процессуальный кодексы. Ими устанавливались принципы устности, гласности и непосредственности процесса, ведение дел на языке коренной национальности; оценка доказательств должна была производиться судьями по их внутр. убеждению; обвиняемому предоставлялись право на защиту и специальные гарантии объективности и полноты расследования; устанавливался кассационный порядок обжалования суд. приговоров и решений. В 1924 был создан Верховный суд СССР и т. о. возникла единая суд. система Советского Союза. Опыт строительства сов. С. этого периода был подытожен в Основах судоустройства СССР и союзных республик 1924 - первом общесоюзном законе о судоустройстве. Большую роль в становлении и укреплении сов. С. сыграли П. И. Стучка, Д. И. Курский, Н. В. Крыленко и др. видные гос. деятели. Закон о судоустройстве СССР, союзных и авт. республик 1938, изданный в соответствии с Конституцией СССР 1936, подтверждал принципы коллегиальности и выборности суд. органов, единого и равного для всех С., объявлял задачей правосудия обеспечение точного и неуклонного следования закону, были введены прямые выборы нар. С. - нар. судей и нар. заседателей (впервые проводились в 1948).

В то же время в условиях культа личности Сталина в суд. теорию и практику проникли методы, противоречащие нормам социалистич. законности. Так, в резком противоречии с принципами социалистич. правосудия находилось постановление от 1 дек. 1934 "О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористич. актов", предусматривавшее чрезмерно короткие сроки следствия, невозможность обжалования приговоров и др. Осуществлению незаконных репрессий (находивших "теоретич. оправдание" в работах А. Я. Вышинского) способствовало наделение широкой суд. компетенцией органов НКВД, выведенных из-под парт. и гос. контроля. После разоблачения культа личности были приняты меры к восстановлению и укреплению социалистич. законности - указанные выше акты были отменены, органы внесудной репрессии упразднены, усилен прокурорский надзор за законностью. Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик, Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик (1958) и Основы гражд.-процессуального законодательства СССР и союзных республик (1961) подтвердили демократич. принципы сов. С., независимость судей, подчинение их только закону.

Суд. система СССР включает: Верх. С. СССР, Верх. суды союзных и автономных республик, областные, краевые, городские С., суды авт. областей и нац. округов, районные (городские) нар. С. (осн. звено сов. суд. системы), а также воен. трибуналы.

При строительстве новой суд. системы в зарубежных социалистич. странах учитывался опыт СССР и в то же время - специфика развития этих стран на пути к социализму. В европ. социалистич. странах с первых же дней установления нар. власти были созданы спец. С. для наказания воен. и фаш. преступников, а также для пресечения деятельности, враждебной новому строю; старые С. первоначально были сохранены, но очищались от реакционеров и подвергались постепенной перестройке (она в основном была завершена в кон. 40-х гг.), принимались меры к упрощению и демократизации суд. органов - в соответствии с принципами социализма. Демократич. формы избрания судей и заседателей, их ответственность перед избирателями, право отзыва признаются повсеместно.

Лит.: Чельцов-Бебутов М., Курс советского уголовно-процессуального права, т. 1, М., 1957 (Очерки истории суда и процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах; имеется библ.); Черниловский З. М., Всеобщая история государства и права, М., 1970; Давид Р., Основные правовые системы современности, М., 1967; Gerland H., Die verschiedenen Formen der Strafverfolgung, В., 1900; Bonner R. and Smit G., The administration of justice from Homerto Aristotle, v. 1-2, Chi., (1930-1938); Girard P., Histoire de l´organisation judiciaire des Romains, t. 1, P., 1901; Esmein A., Histoire de la proc?dure criminelle en France..., P., 1882; Sohm R., Die Fr?nkische Reichs- und Gerichtsverfassung, Weimar, 1871; Hirsch H., Die hohe Gerichtsbarkeit im deutschen Mittelalter, 2 Aufl., Graz-K?ln, 1958; D?hring E., Geschichte der deutschen Rechtspflege seit 1500, (В.), 1953; Люблинский П. И., Очерки уголовного суда и наказания в совр. Англии, СПБ, 1911; Полянский Н. Н., Судьба процессуальных гарантий личной свободы во Франции, М.-Л., 1946; его же, Доказательства в иностранном уголовном процессе. Вопросы и тенденции нового времени, М., 1946; Frank J., Courts on trial, N. Y., 1963; Gottheil R., The cadi - the history of this institution, L., 1908; Тельберг Г. Г., Очерки политич. суда и политич. преступлений в Моск. гос-ве XVII в., М., 1912; Дмитриев Ф., История суд. инстанций и гражд. апелляционного судопроизводства от судебника до учреждения о губерниях, М., 1859; Суд. реформа, под ред. Н. В. Давыдова и Н. Н. Полянского, т. 1-2, М., 1915; Кони A., Избранные произведения, M., 1956; Первый Всероссийский съезд обл. и губ. комиссаров юстиции, М., 1918; Пятый Всероссийский съезд деятелей советской юстиции, М., 1924; Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик (1938 г.), М., 1948; Закон РСФСР о судоустройстве РСФСР, М., 1965; Законодательство о судоустройстве СССР и союзных республик, М., 1981; Курский Д. И., Избр. статьи и речи, 2 изд., М., 1958; Крыленко Н. В., Суд. Речи. Избранное, М., 1964; Суд. речи советских адвокатов, М., 1960; Голунский С. А. и Карев Д. С., Судоустройство СССР, М., 1946; Организация суда и прокуратуры в СССР, под ред. В. Радькова и Г. Агеевой, М., 1965; Демократические основы сов. социалистич. правосудия, под ред. М. С. Строговича, М., 1965; Кожевников М., История сов. суда. 1917-1956, М., 1957; Первые народные революционные суды в Петрограде, "Ист. архив", 1957, No 1; Зеликсон Э. С., Первые народные суды Сов. России, "Уч. зап. Казах. ун-та. Юридич. ф-т", 1957, в. 4; Мартинович И., История суда в Белорусской ССР (1917-1960 гг.), Минск, 1961; Сумбадзе Н., Об образовании советского суда в Грузии, "Труды Тб. ун-та", 1963, т. 94; Организация суда и прокуратуры в СССР (учебник), М., 1967; Уголовный процесс зарубежных социалистических государств Европы, под ред. В. Е. Чугунова, М., 1967. См. также лит. к ст. Государство, Право.

З. М. Черниловский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Найдено схем по теме СУДЬЯ — 0

Найдено научныех статей по теме СУДЬЯ — 0

Найдено книг по теме СУДЬЯ — 0

Найдено презентаций по теме СУДЬЯ — 0

Найдено рефератов по теме СУДЬЯ — 0