мистическое течение в исламе. Возникло в VIII—IX вв., окончательно оформилось в X— XI! вв. Характерно сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога в интуитивных экстатических «озарениях» и слиянию с ним.
СУФИЗМ
СУФИЗМ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СУФИЗМ
от арабского суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 вв. Для С. характерны сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении к познанию Бога и слиянию с ним. Под влиянием учения суфийского братства Накшбандия сформировался мюридизм.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Суфизм
ар. суф – грубая шерстяная ткань, отсюда власяница как атрибут аскета) – мистическое течение в исламе. Возникло в VIII – IХ вв. Для суфизма характерно учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию бога (в интуитивных, экстатических «озарениях») и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
СУФИЗМ
мистико-аскетич. направл. в исламе, возник-шее в 8 в. На формиров. С. большое влияние оказали неоплатонизм, инд. философия, а также христианство и иудаизм. Хар-рные черты С.: отриц. сложной обрядности ортодоксал. ислама, отсутствие духовенства, проповедь аскетизма, созерцат. самоуглубления и отказа от активной общест. жизни. Суфии объед. в братства-ордена, центрами к-рых явл. монастыри (завии, текке).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Суфизм
мистическое направление в исламе. Название происходит от арабского «суфи», что переводится как «шерсть». Первоначально суфии, т.е. «одетые в шерстяной плащ», проповедывали идею полного отречения от индивидуальной роли. Затем развивается учение о мистической любви с использованием символики классической персидской поэзии. Впоследствии суфизм приобретает более спекулятивный и пантеистический характер, сохраняя квиетизм (безропотное подчинение воле бога) и набожность. Для эволюции суфизма важны внемусульманские тенденции. Христианство в лице отшельников и неортодоксальных сект оказало большое влияние на суфизм. Сильным было и воздействие буддизма. Чаще всего выделяют 4 ступени суфизма: 1) шариат – неукоснительное исполнение законов мусульманской религии; 2) тарикат – период послушничества в роли мюрида при авторитарном суфийском «старце» (шейхе, пире), стремление путем молитвы инапряженного созерцания, а также радений убить личную волю; 3) марифат – познание не умом, а сердцем единства Вселенной в боге (мир – это эманация бога), равенство всех религий (одинаковых лучей единого бога), относительность добра и зла; 4)хакыхат (истина) – полное отождествление познавшего с божеством. Суфизм оказал влияние на все области духовной жизни мусульман Востока – религиозную догматику, философию, этику, литературу, поэзию. См. Ислам.
СУФИЗМ
от араб. суфи, букв. - человек в одежде на шерсти; С. по-арабски - тасбввуф, букв. - облаченность во власяницу) - мистич. течение в исламе. С. возник в 8 в. на терр. совр. Ирака и Сирии. В 9 в. стал распространяться в Египте, откуда проник затем в страны Магриба и араб. Испанию; в 9-10 вв. получил распространение в Иране и Ср. Азии, а затем - в Центр. и Сев. Индии, в 13-15 вв. - на Малакке и Суматре. С самого начала С. был связан с кругами ремесленников и первоначально выступал как одна из форм антифеод. оппозиции. В филос. плане учение суфиев в том виде, в каком оно получило наиболее четкие формулировки в 11-12 вв., сводилось к монистич. отождествлению бога со всем, что сотворено им ("вахдат аль-мауд-жуд"), или к пантеистич. растворению бога во всем сущем ("вахдат аль-вуджуд"); в социальном - к проповеди равенства всех людей, как потенциально в равной мере несущих в себе божеств. начало, к осуждению богатства, стяжательства. Путем (тарика) приобщения к богу объявлялось интуитивное познание его, ведущее к завершающему этапу - экстатич. состоянию "фана" (букв. - "небытие"), при к-ром суфий получает способность внечувственного и внерационального общения с божеством (по учению "вахдат аль-мауджуд") или ощущает себя частью божества, растворяется в нем (по учению "вахдат аль-вуджуд"). Символика С. во многом совпадала с символикой мистич. течений сходного типа в др. религиях: нек-рых христ. сект, хасидизма в иудаизме, бхакти в индуизме. Стремление к познанию божества в С. отождествлялось с любовью, суфий - с влюбленным, бог - с объектом любви, экстатич. состояние суфия - с опьяненностью вином. С географич. распространением С. и ростом числа его сторонников в нем происходили существенные изменения: на первичное, очевидно, влияние неоплатонизма и вост.-христ. гностиков напластовывались в различных районах распространения С. влияния манихейства, зороастризма, инд. мистич. учений. Происходило широкое расслоение С. в гносеологич. и социально-идейном планах - от крайнего радикального пантеизма (Ибн аль-Араби, Испания, 1165-1240) и течений, резко выступавших против существующего строя (сербедары в Иране, 14 в., Бедреддина Симави восстание в М. Азии, 15 в.), до группировок, пытавшихся согласовать общую теорию С. с умеренно ортодоксальным направлением в офиц. исламе и социальным правопорядком феодализма (накшбандийя в Ср. Азии, с 14 в. и др.). Приблизительно с 11 в. стали создаваться многочисл. суфийские ордена (см. Дервишские ордена) во главе с "указующими верный путь" - "муршидами" (или шейхами, пирами). Сан муршида иногда становился наследственным; муршиды превращались в духовных феодалов, обладавших большими зем. наделами и др. богатствами; создавалась строгая ритуализация, сложная иерархич. градация ступеней посвящения. Суфийская заповедь бедности начинала толковаться как аллегория. Возникают своеобразные суфийские обители - ханака в Иране, Ср. Азии, Афганистане, Индии, такйа (текке) в М. Азии и араб. странах Азии, завия в араб. странах Магриба. Основатели орденов и выдающиеся суфии-подвижники часто почитались как святые (вали в Иране, Афганистане, Индии, араб. странах Азии, авлия - в Ср. Азии, марабуты - в Сев. Африке); их могилы (мазар) становятся местом паломничества (зияра). Офиц. ислам от первонач. жестокого преследования суфиев постепенно переходил к примирению с С. В кон. 11 в. Газали предпринял реформу офиц. ислама (не сразу и не повсеместно признанную) путем включения в него соответственно препарированной философско-теологической доктрины умеренного С. К 15-16 вв. С. уже фактически мирно сосуществует с официальным исламом. В СССР суфийские ордена прекратили существование в 20-х гг. 20 в., но остаточные явления С. - зияра, бродячие суфии (каландары) и т. п. еще существуют. В Турции суфийские ордена официально запрещены в 1925, но ряд явлений С. еще продолжает существовать. В разл. формах С. существует во мн. мусульм. странах (Иран, Пакистан, страны Магриба и др.); отмечается суфийское миссионерство в странах Запада. В новейшее время попытка включения в свою доктрину ряда положений пантеистич. С. была предпринята теологом-мистиком Г. И. Гурджиевым (жил в основном во Франции, ум. в 1949). Европейская ориенталистика серьезно изучает С. уже свыше столетия, однако мн. стороны истории и гносеологии С. еще далеки от окончат. выяснения. Наиболее крупные авторитеты в изучении С. - И. Гольдциер (Венгрия), Р. Николсон (Англия), Л. Массиньон (Франция). Лит.: Бертельс Е. Э., Суфизм и суфийская лит-ра, Избр. тр., т. 3, М., 1965; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV веках, (Л.), 1966, гл. 12 (в обеих работах - обширная библ.); Кулизаде З., О некоторых противоречиях в определении и оценке суфизма в нашей лит-ре, "ИАН Азерб. ССР", 1965, No 5; Гольдциер И., Лекции об исламе, пер. с нем., М., 1912; Watt W. M., Islamic philosophy and theology, Edin., (1962); Idries Shah, Tales of the dervishes, (2 ed.), L., (1968).