СУРБАРАН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СУРБАРАН
Zurbara?n) Франсиско (1598, Фуэнте-де-Кантос, Бадахос – 1664, Мадрид), испанский живописец. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614 г.) и, возможно, у Ф. Пачеко. Жил и работал в Льеренье (Бадахос, 1617–28), с 1628 г. – в Севилье, где получил звание главного живописца города. В 1658 г. был приглашен к королевскому двору, заказы для которого выполнял в течение последнего десятилетия своей жизни. Испытал сильное влияние Д. Веласкеса и Х. Риберы. В поздние годы в его стиле произошли изменения в сторону мягкой барочной манеры Э. Мурильо.
Сурбаран писал в основном святых и служителей церкви. Ранние произведения отмечены влиянием караваджизма (работы в капелле Св. Петра в соборе в Севилье, 1625). В период творческого расцвета (1630–40-е гг.) художник создавал простые по пространственному решению композиции, в которых святые представлены в рост, в светлых одеждах на темном фоне, в неподвижных позах, что сообщало их изображениям оттенок незыблемого величия. В образах своих современников, запечатленных в портретах («Портрет доктора Саламанкского университета», ок. 1635 г.; «Портрет монаха Педро Мачадо», ок. 1633 г.), и в святых персонажах Сурбаран воплотил национальный испанский идеал благородства, истинной, непоказной веры, внутреннего горения духа под маской суровой сдержанности. В картине «Св. Лаврентий» (1636) лишь жаровня в руках святого напоминает о страшной кончине великомученика, изжаренного на раскаленной решетке. Фигура св. Лаврентия торжественно возвышается на фоне неба. Очень низкая линия горизонта, благодаря чему зритель благоговейно смотрит на величественную фигуру снизу вверх, как на памятник незыблемой вере. Широкие, жесткие складки малиновых, затканных золотом одежд заключают тело святого словно в драгоценный футляр.
Сурбаран писал также мифологические сцены (цикл «Подвиги Геркулеса», 1634), а также исполненные сурового благородства и величия натюрморты («Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой», «Натюрморт с четырьмя сосудами»; оба – 1633). Предметы простой кухонной утвари (кувшины, чашки, тарелки) торжественно возвышаются на постаменте-столе, подобно монументальным памятникам, приводя на память слова испанской святой Терезы Авильской: «Бог может войти даже в глиняный горшок».

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Сурбаран
, Франсиско (Zurbaran, Francisco) 1598, Фуэнте де Кантос, провинция Бадахос, Эстремадура — 1664, Мадрид. Испанский живописец. Родился в семье небогатого торговца, юношей был отдан отцом в обучение (1614—1616) к П. де Вильянуэве, севильскому художнику, который специализировался на раскраске деревянных статуй. В Севилье, возможно, посещал мастерскую Ф. Пачеко, где сблизился с Веласкесом. Испытал влияние Караваджо. Жизнь Сурбарана прошла безвыездно в Испании, в 1617—1618 — в эстрамадурском местечке Льеренне, затем снова с 1629 — в Севилье, где в 1630—1640 он пережил период расцвета и славы, ведь именно ему, скромному провинциалу, поручили ряд заказов для севильских монастырей, а городской совет Севильи просил его навсегда остаться в их городе, что вызвало бурное возмущение местной корпорации живописцев. В 1634 Сурбаран работал в Мадриде для дворца Буэн-Ретиро и изучал королевские собрания живописи; вернувшись в Севилью, продолжал исполнять крупные заказы для монастырей Испании и испанских колоний в Латинской Америке. Начало 1650-х отмечено в его творчестве чертами творческого спада, что по традиции объясняется подражанием стареющего мастера работам молодого Мурильо. Во время второго пребывания в Мадриде, в 1658—1664, Сурбаран, забытый заказчиками, умер в нищете. Сурбаран — мастер монументальной композиции, отмеченной патриархальной созерцательностью и мощным ощущением почвенного национального начала, — отразил характерные черты ведущей для живописи Испании XVII в. темы "монастырской жизни". Его картины были созданы по заказу монашеских орденов: доминиканцев (1626, для монастыря Сан Пабло в Севилье; Апофеоз св. Фомы Аквинского, 1631, для Главной коллегии Св. Фомы Аквинского в Севилье, ныне Севилья, Музей изящных искусств); обутых мерседариев (1628—1630, цикл из 6 картин, посвященных Сан Педро Ноласко, среди них Видение Сан Педро Ноласко Небесного Иерусалима, Видение Сан Педро Ноласко распятого апостола Петра, Мадрид, Прадо); босых мерседариев (1636, для церкви Ла Мерсед Дескальса в Севилье — парные Св. Лаврентий, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Св. Антоний Аббат, Мадрид, Прадо); францисканцев (1624, для монастыря францисканцев в Севилье цикл картин совместно с Эррерой Старшим, посвященный св. Бонавентуре, из них 4 принадлежат Сурбарану: Молитва св. Бонавентуры перед избранием папы <Дрезден, Картинная галерея>, Посещение св. Бонавентуры св. Фомой Аквинским <ранее — Берлин, не сохранилась>, Св. Бонавентура на Лионском соборе, Погребение св. Бонавентуры <обе — Париж, Лувр>); картезианцев (нач. 1630-х, для церкви Картуха де лас Куэвас в Севилье Мадонна де лас Куэвас, Св. Бруно и папа Урбан II, Чудо св. Гуго Гренобльского, ныне — Севилья, Музей изящных искусств); для монастыря в Херес де ла Фронтерра (1638—1639, Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Обрезание, ныне — Гренобль, Музей изящных искусств; изображения ангела с кадилом, святых ордена картезианцев, ныне — Кадис, Музей изящных искусств); иеронимитов (1638—1645, для сакристии и капеллы монастыря в Гваделупе близ Касереса — Чудо с падре Сальмероном, Молитва падре Кабанюэласа, Гонсалес Ильескас, епископ Кордовы, Видение Педро де Саламанка, Энрике III и падре Яньес, Искушение св. Иеронима, Бичевание св. Иеронима). В больших живописных циклах Сурбарана, где действующие лица написаны с натуры, предельно скупо и материально осязаемо воспроизведены обстановка и предметы повседневного и однообразного монашеского быта, происходящее в сфере потустороннего приобретает черты реальности. Вместе с тем каждое событие обладает повышенной, хотя и глубоко сдержанной, духовностью, несет отпечаток возвышенной отвлеченности. Простота и уравновешенность композиции, которая строится на сопоставлении геометрически четких плоскостей и крупных, достигающих почти стереоскопического эффекта пластических объемов, соответствует характеру действия, передающего не только атмосферу царящего здесь благочестия, но и ощущение тяжело и медленно текущего времени. Изображение пространства нередко условно, главные персонажи обычно представлены на переднем плане, дальний план, образующий своего рода светлый прорыв в глубину, не всегда связан с передним планом в соответствии с законами перспективы. Между изображениями святых монахов, деятелей церкви и портретами конкретных лиц трудно провести разделяющую грань — их массивные, словно отрешенные от мира, облаченные в белые рясы фигуры суровы, лица замкнуты, полны внутренней силы (написанные ок. 1633 изображения ученых монахов ордена мерседариев Иеронимо Переса, Франсиско Сумьеля, Педро Мачадо, Мадрид, Академия Сан Фернандо; Портрет доктора Саламанского университета, 1630 или 1658, Бостон, Музей изящных искусств). Мастер довольно быстро освободился от караваджистских контрастов светотени и жесткой вылепленности форм, что давало повод сравнивать его ранние работы (Распятие, 1627, Чикаго, Институт искусств) с деревянной скульптурой. Уже в цикле св. Бонавентуры он применил свой излюбленный прием построения цветовой композиции на соотношении крупных темных и светлых плоскостей с пятнами насыщенного красного тона, вносящими в картины оттенок внутреннего накала. Мощью сияющего золотисто-красного колорита с акцентами черного, белого, голубовато-серого, голубого, розового и оранжевого покоряет Апофеоз св. Фомы Аквинского, признанный современниками Сурбарана одним из лучших его произведений. В цикле картин для алтаря монастыря в Гваделупе господствует более легкая живопись, общий прозрачный серебристый тон. Со строго аскетическими образами Сурбарана контрастируют его изображения женщин и детей (галерея женщин-святых, написанная при участии мастерской в 1635—1645 со знатных севильянок в богатых нарядных одеждах с соответствующими этим святым атрибутами — Св. Касильда (Мадрид, Прадо), Св. Марина (Лондон, Нац. галерея), Св. Доротея, Св. Инесса (обе — Севилья, Музей изящных искусств). Сцены лирического плана, посвященные детству Христа и Девы Марии, призваны вызвать чувства набожности и умиления (Детство Девы Марии, ок. 1660, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Мастерская в Назарете, 1630-е, Кливленд, Музей искусств; Христос-мальчик, 1620; Мадонна с Младенцем, 1658, обе — Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Непорочное зачатие, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Менее характерны для творчества Сурбарана произведения, созданные в историко-монументальном и мифологическом жанре для мадридского дворца Буэн-Ретиро. Оборона Кадиса от англичан (1634, Мадрид, Прадо), следующая традиционной для этой серии схеме изображения, составлена из широкой, напоминающей театральный задник панорамы морского побережья Кадиса со множеством испанских судов и расположенных, как на авансцене, портретно достоверных фигур испанского губернатора города и командующего флотом герцога Медина Сидонии. В цикле картин для дворца, изображающих подвиги Геракла, особо почитаемого в Испании, а также эпизоды из его жизни (1634, Мадрид, Прадо), Сурбаран, достоверно выполняя порученный ему заказ, наделил античного героя грубой силой простолюдина. Вопрос об авторстве этого цикла вызвал среди исследователей немало разногласий, лишь обнаруженная в последнее время подпись мастера позволила связать 10 дошедших до нас и сильно потемневших полотен с его именем. Внимание к вещам, окружающим человека, с особым совершенством проявилось в натюрмортах Сурбарана. Как и в сюжетной картине, он сочетал здесь принцип решенной в одной фронтальной плоскости статичной композиции с предельной объемностью и четкостью пластических форм. Построение его натюрмортов, на первый взгляд слишком простое, связано тонким ритмом очертаний предметов, созвучием их форм и красок и при редкой целостности захватывает не столько правдоподобным воспроизведением реальности, сколько ее поэтическим претворением. В некоторых из них больше причастности миру каждодневности (Натюрморт с четырьмя сосудами, 1634, Мадрид, Прадо), в других монументализация пластических форм и звучность ярких цветовых оттенков создают образ почти ритуальной торжественности (Натюрморт, 1633, ранее — Флоренция, бывш. собрание Контини-Бонакосси, ныне — Музей Нортон Саймон, Пасадена, США).
Лит.: Малицкая К. М. Франсиско Сурбаран. М., 1963; Gaya Nuno J. A. Zurbaran. Barcelona, 1948; Soria M. The painting of Zurbaran. London, 1953; Guinard P. Zurbaran et les peintres espagnoles de la vie monastique. Paris, 1960; Caturla M. L. Francisco de Zurbaran. Paris, 1994.
Т. Каптерева

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006