СУРГУЧЕВ Илья Дмитриевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СУРГУЧЕВ Илья Дмитриевич
(1881-1956) В 1930-40 сотрудничал в газ. «Возрождение», в 1949-56 – в ж. «Возрождение». Прозаик, лит. критик. Окончил вост. ф-т Петерб. ун-та (1907). Жил в Ставрополе, сотрудничал в местной печати, участвовал в обществ.-полит. жизни. Участник 1-ой Мировой войны и Белого движения. С 1921 в эмиграции в Праге, с 1924 - в Париже. В годы войны печатался в пронацистской газ. «Парижский вестник». В 1942-44 худ. рук. "Театра без занавеса", где выступал как режиссер и актер. Повести «Губернатор» (1912), «Черная тетрадь» (1955), роман «Ротонда» (1928), пьесы «Торговый дом» (1913), «Осенние скрипки» (1915), сб. «Эмигрантские рассказы» (1927) и др. произв. Мемуары.
 

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

Сургучев, Илья Дмитриевич

[1881—] — беллетрист и драматург. Сын крестьянина. Окончил Петербургский ун-т по восточному факультету. Первый том его рассказов вышел в издательстве "Знание" в 1910. В настоящее время С. — белоэмигрант.


Творчество С. отражало индивидуалистические настроения интеллигенции, пассивной, замкнувшейся в узкий мирок своих личных переживаний, враждебной революционной борьбе.


Его герои — это большей частью люди, неудовлетворенные жизнью, мечущиеся в поисках личного счастья, лишенные общественных интересов. Портной Петухов ("Счастье") проповедует необходимость "распутывать сетку", сплетенную людьми, и освободиться от пут, налагаемых обществом на человека.


Пессимистическую окрашенность творчеству С. придавали идеи о неизбежности смерти, о необходимости "поверить в смерть" для того, чтобы найти ключ к полноценной жизни, к ее переустройству. Эти идеи получили свое отражение в одной из наиболее популярных дореволюционных повестей С. — "Губернатор" [1912], а также в его переписке с Горьким (см. М. Горький, Материалы и исследования, т. I, Л., изд. Академии наук СССР, 1934).


Для С. характерен крайний психологизм и своеобразная импрессионистическая манера письма, выразившаяся с особенной четкостью в его "драме настроений" — "Осенние скрипки". В пьесе нет действия; сюжет ее почти статичен. С. скорее предназначал ее для чтения, чем для постановки. Об этом говорит характер авторских ремарок, раскрывающих внутренние переживания героев и по стилю своему органически связанных с текстом драмы. Пьесу пронизывает один образ, создающий основное настроение: падающие осенние листья символизируют старость, к-рая с горечью уступает дорогу "цветущей весне" — молодости. Постепенный отход от реализма — отсутствие простоты, несколько вычурная манера письма в духе Л. Андреева — характеризует последние дореволюционные произведения С.



Библиография: I. Сочинения, т. I. Соседка. Ванькина молитва и др. Кн-во писателей в Москве, М., 1916; Рассказы, т. I, СПб, 1910, и т. II, СПб, 1913 (изд. "Знание"), т. III — Осенние скрипки и рассказы. Кн-во писателей в Москве, М., 1915; Песни о любви. Повесть, сборник "Слово", Кн-во писателей в Москве, т. IV, Москва, 1915; Мельница, там же, тт. V и VI, Москва, 1915—1916.


Н. Л.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

СУРГУЧЕВ Илья Дмитриевич
15.2.1881, Ставрополь - 19.11.1956, Париж) - прозаик, драматург, очеркист. Родился в семье разбогатевшего крестьянина, переселившегося в город. Занимался самообразованием и, закончив гимназию, уехал в Петербург. Поступил на восточный факультет Петербургского университета, окончил китайское отделение в 1907.
Начал печататься в студенческие годы в ставропольской газете «Северный Кавказ», в петербургских журналах «Вестник Европы», «Журнал для всех» и др.; вошел в круг литераторов книгоиздательства «Знание», руководимого тогда М.Горьким, В конце 1900-х вернулся в Ставрополь, сотрудничал в местной печати, участвовал в общественно-политической жизни (выдвигался кандидатом в Гос. думу). В то же время не порывал с петербургскими изданиями, переписывался с Горьким, Л.Андреевым и И.Буниным, высоко оценившим талант С. В 1912в сборнике «Знание» (№ 39) вышла повесть С. «Губернатор», имевшая большой резонанс. Описывая жизнь крупного русского провинциального города тех лет, С" в отличии от других писателей-современников, избегая натурализма, сосредоточил внимание на душевной жизни своих героев. Нравственно-философское начало преобладало и в последующих рассказах С., в которых, ставя героев лицом к лицу со «смыслом жизни», он избегал модных в декадентских кругах мотивов безысходности и тоски. Определенное влияние на прозу С. тех лет оказал Чехов и дидактика поздних произведений Л.Толстого, «Победа в глубине человеческих сердец» С.
интересует больше, чем общественно-политическая «злоба дня» (типичны в этом смысле его рассказы «Счастье», «В поезде», «Родители»).
В 1913 в Александрийском театре Петербурга была поставлена первая пьеса С. - «Торговый дом» с М.Савиной в главной роли. По просьбе присутствовавшего на спектакле К.Станиславского следующую свою пьесу «Осенние скрипки» С. передал в Московский Художественный театр. В 1915 она с большим успехом была показана в МХТ в Москве и в Петербурге: если в пьесе «Торговый дом» С, следовал реалистической традиции А.Островского, то в «Осенних скрипках» выступил как продол-жатель психологической драмы Чехова и Ибсена.
После октябрьского переворота С., оставаясь в Ставрополе, сотрудничал в антибольшевистской печати, с войсками генерала Врангеля переехал в Крым, где издавал собственную газету. В 1920с частями белой армии добрался до Константинополя, жизнь в котором нашла отражение в написанной здесь пьесе «Реки Вавилонские» с ее типичными для русской эмиграции мотивами ностальгии и «вины перед народом».
В 1921 С. поселился в Праге, сотрудничал с литературными и театральными эмигрантскими кругами. В организованном им русском театре были поставлены «Осенние скрипки» и «Реки Вавилонские». В 1924 переехал в Париж и с 1925 до конца жизни печатался в умеренномонархическом журнале «Возрождение», считая себя «не политическим, а эмоциональным монархистом». С 1930 в составе редакции «Возрождения»; вел отдел прозы и очерка. Опубликовал в журналах «Возрождение», «Грани» и др. множество рассказов и очерков на темы жизни русской эмиграции и воспоминания о Северном Кавказе и студенческих годах; издал роман «Ротонда» (Париж, 1952) и книгу рассказов. Работал в последние годы над незавершенной пьесой «Вождь» о Сталине, который в молодости, скрываясь от полиции, служил в доме отца С. лакеем-поваром. Отрывок из этой пьесы под названием «За чахохбили» опубликовал в журнале «Грани» (1954, № 20). Не оставляя интерес к театру (сам пробовал себя актером еще в Петербурге), основал в Париже в 1942 в зале Гужона «Театр без занавеса» (реж.Ю.Загребальский), в котором несколько лет ставились пьесы, водевили, оперетты, балетные интермедии.С. выступал как режиссер, актер (играл в пьесе А.Аверченко «Старики»), чтец собственных рассказов. В Париже несколько раз ставилась пьеса С. «Осенние скрипки», существует ее экранизация на французском языке. В конце жизни задумал роман о русской жизни «Ночь», действие которого должно было охватывать период от начала века до событий послевоенного времени; отрывки романа публиковались в журнале «Возрождение».
Независимая позиция С. не способствовала его сближению с широкими эмигрантскими кругами. Под старость вел уединенный образ жизни, занимался библиофильством, собиранием икон, обладал большой коллекцией антиквариата, которую незадолго до смерти продал в США. По воспоминаниям эмигрантов, в Париже С. выглядел как «русский, чистый, прямой, крепкий, твердый «мужик» ...с университетским образованием».
Творчество С. эмигрантского периода получало неизменно положительные оценки, его имя ставилось в один ряд с «духовными наследниками Достоевского, Толстого, Чехова», представителями писательского «цеха русского зарубежья» (И.Бунин, Б.Зайцев, А.Куприн, Д.Мережковский, А.Ремизов, И.Шмелев). Похоронен С. на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Рассказы и пьесы С. переведены на иностранные языки, пьесы ставились в Германии, скандинавских странах.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции