СУРИКСУРИКОВ Василий Иванович

СУРИКОВ

Найдено 3 определения термина СУРИКОВ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СУРИКОВ

Василий Иванович (1848–1916) — выдающийся русский художник, мастер жанра исторической живописи, первым начавший разрабатывать образ народа как активно действующего лица исторических событий. В своих монументальных картинах-эпопеях («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887) Суриков стремился раскрыть драматическое столкновение старого и нового. Для этого художником широко используются изобразительные средства эмо-ционального воздействия, язык поэтических уподоблений, контрасты, специальные композиционные построения. Живописный талант и мастерство художника проявляются в умении передать нарастающее движение, в изображении рассеянного света, голубоватой воздушной дымки, рыхлого снега и т. д. С начала 90-х годов Суриков от трагических исторических сюжетов переходит к изображению героических страниц нацио-нальной истории. В полотнах на эти события им показывается отвага и мужество первопроходцев Сибири («Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», 1895), беспримерный героизм русских солдат («Переход Суворова через Альпы», 1899). Если в его картинах 80-х гг. сила исторических обстоятельств одолевала героический характер, то в картинах 90-х гг. сила характера торжеству-ет над драматизмом исторических событий. По мнению многих знаменитых современников художника, Сурикову удалось лучше всех раскрыть глубинные черты русского национального характера — мужество, самоотверженность, бесстрашие перед лицом испытаний.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мировая художественная культура. Словарь

СУРИКОВ

Иван Захарович (1841, д. Новоселово Угличского у. Ярославской губ. – 1880, Москва), русский поэт. Родился в семье крепостного крестьянина. Стихи стал писать еще в детстве, несмотря на непонимание родных и близких. В 1862 г. Суриков познакомился с А. Н. Плещеевым, оказавшим поддержку начинающему поэту из народа. Стихи Сурикова сначала публиковались с 1864 г. в малоизвестных провинциальных изданиях, но вскоре ими заинтересовались и известные столичные журналы «Вестник Европы», «Дело» и др. При жизни Сурикова вышли три отдельных сборника стихов (1871, 1875 и 1877). Главная тема его поэзии – русское крестьянство. Близость к народу, к фольклорным традициям позволили поэту достичь необыкновенной выразительности и искренности образов, не используя при этом сложную поэтическую технику: стихотворения «Доля бедняка», «Что не жгучая крапивушка», «Косари», «Детство» («Вот моя деревня…») и др. Многие стихотворения стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь…»), «В степи» («Степь да степь кругом…») и др. Особое место в творчестве Сурикова занимают поэмы и баллады на историческую тематику: «Василько», «Богатырская жена», «Казнь Стеньки Разина». По мотивам поэмы Сурикова «Садко» Н. А. Римский-Корсаков написал одноименную оперу (1895). В 1872 г. Суриков стал инициатором создания литературного объединения для писателей и поэтов из народа, получившего название Суриковского литературного кружка, которое продолжало свою деятельность и после его смерти. Участниками кружка в разные годы были С. Д. Дрожжин, Н. А. Клюев, С. А. Есенин, С. А. Клычков, А. П. Чапыгин и другие.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия

СУРИКОВ

Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва), русский живописец и график, выдающийся мастер исторической картины. Родился в старинной казачьей семье, его предки пришли с Дона в Сибирь вместе с Ермаком. Учился у местного художника Н. В. Гребнева, затем в Петербургской академии художеств (1869–75) у П. П. Чистякова. Первым самостоятельным полотном стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади» (1870). В 1875 г. написал картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста», за которую получил звание художника I степени и Большую серебряную медаль. В 1877–78 гг. выполнил в Москве монументальные росписи на хорах храма Христа Спасителя. С 1881 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок.

Москва поразила художника своей древней архитектурой. Он «допрашивал» ее памятники, изучал предметы быта. «Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и, вдруг, в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось…» – вспоминал Суриков. В картине «Утро стрелецкой казни» (1881) художник впервые представил историю как великую народную трагедию, столкновение старого и нового. Он изобразил не саму казнь, а, по его словам, «величие и торжественность последних минут» перед казнью. Картина Сурикова – не о смерти, а о жизни, о ярких русских характерах, которые наиболее выпукло проявляют себя в самые экстремальные моменты. Рыжебородый стрелец яростно смотрит через всю площадь на царя. Петр отвечает ему таким же непримиримым взглядом. Эта «дуэль взглядов», между которыми словно проскакивает молния, – психологическая ось композиции. Участники стрелецкого бунта – седобородый старец, чернобородый мужик, офицер, уводимый на казнь, – глубоко индивидуальны, но их всех объединяет непокорство, готовность идти в отстаивании своих идеалов до конца и принять за них смерть. Непримиримость стрельцов оттенена горем провожающих матерей, жен, детей. Уже в первой крупной картине выразилась удивительная способность художника угадывать, представлять как живое никогда не виденное. Картина была куплена П. М. Третьяковым, как и следующее полотно Сурикова «Меншиков в Березове» (1883; см. илл. на с. 220), в котором представлен «полудержавный властелин», потерпевший крах в борьбе за власть, разгоревшейся после смерти Петра, и отправленный в ссылку в Сибирь. Обреченный на бездействие, заключенный со своим семейством, как в клетку, в тесную и низкую избу, он весь ушел в скорбные мысли, и лишь рука с перстнем, напоминающим о былом богатстве, сжимается в бессильной горечи. Меншиков, его дочери и сын сидят рядом, но каждый занят своими мыслями. Хрупкая фигурка Марии подчеркивает мощь отца, ее смертельно бледное лицо свидетельствует, что дни ее сочтены. В образе сына – печальное раздумье, и только младшая дочь, как светлый «лучик», полна жизненных сил. Суриков пишет ее в сиянии золотых волос, ореолом окутывающем милое, юное лицо. С изумительным мастерством суриковская кисть передает ощущение холода, проникающего через заледенелое окно, сырость, вечный полумрак, мерцающий огонек лампадки в красном углу. Лучезарно сияют краски-самоцветы, которые художник сплавляет в единый светоносный поток.

В 1883 г. Суриков путешествовал по Германии, Франции, Италии. Его поразили картины «титанов» эпохи Возрождения – П. Веронезе, Тициана, Я. Тинторетто, Микеланджело. Впечатления от живописи импрессионистов и Э. Мане ощутимы в «Сцене из Римского карнавала» (1884). По возвращении в Россию художник более трех лет работал над картиной «Боярыня Морозова» (1887) на сюжет из истории церковного раскола 17 в. Морозова принадлежала к защитникам «древлего благочестия», противостоявшим церковным реформам Никона, ее духовным отцом был протопоп Аввакум. После долгих увещеваний боярыню пытали на дыбе, потом отправили вместе с сестрой, княгиней Урусовой, в Боровск, где держали в земляной яме и морили голодом. Ненадолго пережив свою сестру, Морозова скончалась 2 ноября 1675 г. «Персты рук твоих тонкостны, а очи молниеносны, кидаешься на врага аки лев», – писал о ней Аввакум. Этот образ лег в основу картины. Фигура Морозовой является центром композиции. Она выделена цветом, неистовым взглядом, высоко поднятой над толпой рукой с двуперстием – символом старой веры. Необычайно достоверно изображена толпа народа на московской улице, по которой в санях везут закованную в цепи боярыню: юродивый, благословляющий Морозову; упавшая на колени нищенка; безмолвно, сосредоточенно идущая за санями сестра Морозовой; молодая боярышня, склонившаяся в смиренном поклоне; странник с посохом, смеющиеся мальчишки… Один из величайших колористов в истории мирового искусства, Суриков смело сопоставляет в картине черный цвет шубы Морозовой (состоящий из синих, коричневых, зеленых тонов) с белым снегом, переливающимся на солнце всеми радужными оттенками, красное с синим; при этом все пронизывает и объединяет рефлексами (цветными отсветами) голубого, лилового, розового.

После «Боярыни Морозовой» Суриков создал еще четыре крупных исторических картины: «Взятие снежного городка» (1891), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899) и «Степан Разин» (1906). В 1910 г. Суриков ездил в Испанию и Францию, по возвращении написал «Посещение царевной женского монастыря» (1912). В 1915 г. создавал эскизы к картине «Княгиня Ольга встречает тело Игоря», работа над которой была прервана смертью художника.

Помимо исторических картин, Суриков создал ряд замечательных акварельных пейзажей («Минусинская степь», 1873; «Неаполь. Набережная», 1884; «Река Обь», 1895; «Севилья», 1910), а также портретов («Казачка. Портрет Л. Т. Маториной», 1892; «Горожанка. Портрет А. П. Емельяновой», 1902) и автопортретов, в которых воплотился тип былинной русской красоты.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах.

Найдено схем по теме СУРИКОВ — 0

Найдено научныех статей по теме СУРИКОВ — 0

Найдено книг по теме СУРИКОВ — 0

Найдено презентаций по теме СУРИКОВ — 0

Найдено рефератов по теме СУРИКОВ — 0