СВ. ТРОИЦА

Найдено 1 определение
СВ. ТРОИЦА
Слово “Троица” в Свящ. Писании собственно не встречается; но учение о Святой Троице так ясно и открыто предложено в нем, что составляет основную и существенную, отличительную черту Христианской веры. Самое слово “Троица” читается: у Феофила Антиохийского, Тертуллиана, Григория Чудотворца, у Оригена, Афанасия Александрийского и др. и постоянно употребляется в Православной Церкви во время богослужения в молитвах, песнях и священнодействиях церковных. В Свящ. Писании о Св. Троице многократно говорится и в Ветх. Завете только не так ясно. Например: “Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их” (Пс 32:6). “Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его” (Ис 6:3) Но особенно ясно, определенно и раздельно о Св. Троице говорится в Новом Завете. По явлении Иисуса Христа в мир, тайна Св. Троицы открывается при самом вступлении Господа в открытое служение спасению человеков — при крещении от Иоанна. Когда Господь, крестившись, вышел из воды, тогда “отверзлись Ему небеса, и Иоанн увидел Духа Болсия, который сходил, как голубь, и ниспускался на него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение” (Мф 3:16-17, Мк 1:10-11, Лк 3:21-22). По воскресении Своем, посылая апостолов на проповедь. Господь сказал им: “Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа” (Мф 28:19). И Церковь постоянно исполняет сию заповедь в таинстве Крещения, крестя верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа, обязывая таким образом веровать в Триипостасного Бога, Ему единому служить и Его единого прославлять всею своею жизнью и делами. Ап. Петр, преподавая от Бога благодать и мир верующим, называет их избранными по предвидению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа (1Пет 1:1-2). Св. Иоанн Богослов пишет: “Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Св. Дух: и сии три суть едино” (1Ин 5:7). Наконец, учение о Св. Троице постоянно сохранялось и возвещалось и доселе свято хранится и возвещается в св. Церкви от самых времен апостольских. Так читаем мы в древних символах веры, например апостольском, известном в Римской церкви, и читаем в Постановлениях апостольских, в Символах у Иринея Лионского, Тертуллиана, Оригена. В Символе св. Григория Неокесарийского со всею точностью определяются отношения Лиц Св. Троицы: “Един Бог — Отец Слова живого, премудрости самосущей, един Господь, — Бог от Бога — образ и выражение Божества, и един Св. Дух, от Бога происходящий и чрез Сына явившийся, т.е. людям. Нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни приходящего. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа; но Троица непреложна, неизменна и всегда одна и та же” (Соч. Григория Неокес. стр. 1). Из других древних церковных свидетельств о Св. Троице известны: Славословие малое (“Слава Отцу и Сыну и Св. Духу”), общеупотребительное в Церкви с самых первых веков; Славословие Ангелов (“Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! исполнь небо и земля славы Его”); Славословие великое (“Слава в вышних Богу и на земли мир, в человеках благоволение”), воспетое Ангелами при рождении Спасителя, и многие гимны, воспеваемые Церковью во славу Триипостасного Бога. Свидетельства частных лиц, отцов и учителей Церкви, исповедников и мучеников, весьма многочисленны. Есть даже свидетельства врагов Церкви (Цельса, Лукиана). День Св. Троицы Хр. Церковь торжественно празднует в 50-й день после Пасхи с самых первых веков. Хотя мы не постигаем внутренней тайны троичности Божества, но веруем ей, по непреложному свидетельству слова Божия: “Божиего никто не знает, кроме Духа Божия” (1Кор 2:11). Различие между Лицами Св. Троицы следующее: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святый предвечно исходит от Отца. Три Ипостаси или Лица Пресвятые Троицы суть совершенно равного Божеского достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святый есть истинный Бог, но притом так, что в трех Ипостасях есть един токмо Триипостасный Бог.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.21 мб

К вопросу о первоначальном облике церкви Белая Троица в Твери

Салимов Алексей Маратович
Статья посвящена самому древнему из сохранившихся храмов Твери церкви Белая Троица, выстроенному в первой половине 1560-х годов.
Читать PDF
945.48 кб

Уважаемому Николаю Алексеевичу от авторов. . . (книги с автографами из личной библиотеки Н. А. Троиц

Манова Е.Н.
В Музей усадьбу Н.Г. Чернышевского в 2016 г. поступили книги из личной библиотеки Н.А. Троицкого. Они имеют автографы авторов и личный экслибрис историка.
Читать PDF
0.00 байт

Икона «Святая Троица со сценами Бытия» из Троице-Гледенского монастыря

Западалова Полина Вадимовна
Статья представляет собой анализ стиля иконы второй половины XVII в. «Святая Троица со сценами Бытия» из Троице-Гледенского монастыря.
Читать PDF
814.04 кб

СИНТЕЗ ИКОНОГРАФИИ И РЕЛЬЕФНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ИКОНЫ "ТРОИЦА" АНДРЕЯ РУБЛЕВВА

Гуляева Е.Ю.
В данной статье рассмотрено творчество великого иконописца Андрея Рублева, особенности его иконы «Троица». Статья содержит описание технологии изготовления гипсового рельефа, материалы и инструменты для росписи.
Читать PDF
0.00 байт

Христиан Троице-Сергиевой лавры пугают мечетями

Руднев Дмитрий , Устюгов Борис
"Известия", М., 21 октября 2002 г.
Читать PDF
87.94 кб

Из истории международных академических научных связей 1970-х годов. Москва – Троице-Сергиева лавра –

Данченко Светлана Ивановна
Читать PDF
0.00 байт

Троица по Пелевину: автор-герой-читатель в романе «t»

Кабанова Ирина Валерьевна
В статье предпринимается попытка интерпретации художественной стратегии В. Пелевина в романе «t» через призму изучения субъектной организации и обращения к ключевым, по мнению исследователя, проблемам автора, героя и читателя.
Читать PDF
269.40 кб

Антиномизм, Троица и вызов рационализма в богословии сергия Булгакова

Gallaher Brandon
The paper examines in detail the features of Bulgakov's Sophiological concept in his theological inquiry, given its balanced assessment taking into account the intentions of the thinker and his results.
Читать PDF
930.30 кб

Святая Троица как вечное Отечество и исполнение человеческого бытия

Мунтяну Даниэль
Настоящий доклад был прочитан Д. Мунтяну 25 декабря 2009 г. на очередном 41-м заседании Научно-методологического семинара Богословского факультета ПСТГУ. Текст печатается с разрешения автора в переводе Е. С. Дженеевой
Читать PDF
664.82 кб

«Троица» Н. С. Гончаровой: почему дух закрывает лицо?

Марков Александр Викторович
В статье рассматривается богословский контекст религиозной живописи Гончаровой. Доказывается, что сложности богословского языка и оригинальные живописные приемы равно способствовали новому пониманию отношения идеи и материи.
Читать PDF
158.04 кб

Троице-сергиев монастырь как русский центр исихазма

Ложкина Наталья Александровна
Читать PDF
79.54 кб

К вопросу о соотношении письменных источников и устных преданий в историческом описании г. Троицка

Королева Елена Дмитриевна
Читать PDF
79.54 кб

К вопросу о соотношении письменных источников и устных преданий в историческом описании г. Троицка

Королева Елена Дмитриевна
Читать PDF
0.00 байт

Карсунская Троицкая ярмарка в конце XVIII — начале XIX века (по архивным материалам государственного

В. Н, Шкунов
Читать PDF
0.00 байт

О пребывании в Троице-Сергиевой Лавре нареченного Патриарха Тихона

Кривошеева Наталия Александровна
В данной публикации приводится отчет посольства Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. о пребывании нареченного Патриарха Тихона в Троице-Сергиевой Лавре с 7 по 19 ноября 1917 г.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Лев, архим. Троиц. мон

    под г. Шуей, Владимирской епархии; 1678 г. {Половцов}
  • НОВОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА

    Один из неканонических иконографических типов Троицы: изображаются Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой в образе голубя. В российской иконографии появляется с сер. XVIII в. под влиянием католицизма. В в
  • ТРОИЦА ПРЕСВЯТАЯ

    Бог христиан, Единый в Трех Лицах, или Трех ипостасях: Отец, Сын и Святой Дух. Бог един по существу и троичен в лицах, что есть Бог Отец, есть Бог и Сын, есть Бог и Дух Святой, что в сей Св. Троице "ничтож
  • Троица

    в христ. теологич. представлениях бог, сущность к-рого едина, но бытие к-рого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — Логоса, то есть абсолютного Смысла (
  • ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА

    русск.: старозаветная), наиболее распространенное на Руси изображение Св. Троицы. Основой является библейское сказание о явлении Аврааму трех прекрасных юношей (Быт. 18:1-15). Самое краткое иконографи
  • Александр, строитель великолуцкого Троице-Сергиевского мон

    1631—1633 гг. строитель великолуцкого Троице-Сергиевск. мон. {Половцов}
  • ТроицеСергиева лавра

    самый известный монастырь РПЦ, основанный в конце 1330х преп. Сергием Радонежским в 70 км северовосточнее Москвы. Уже во второй половине XIV в. небольшой подмосковный монастырь превратился в знаменит
  • ТРОИЦКАЯ ОСАДА 1608—1610

    попытка захвата 23 сентября (3 октября) 1608 — 12(22) января 1610 польско-литовскими войсками Троице-Сергиева монастыря (71 км севернее Москвы) во время польской интервенции в России X V I I в. Троице-Сергиев м
  • Викентий, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры

    50-й настоятель архим. Троице-Сергиевой Лавры (1674—1694 г.) переведен по указу царей во Владимир. Рождеств. мон., где был постриж. {Половцов}
  • Арсений, старец Троице-Сергиевой лавры

    старец Троице-Сергиевой лавры, автор XVII в. {Половцов}
  • Артемий, игумен Троице-Сергиева монастыря

    Артемий (XVI в.) – игумен Троице-Сергиева монастыря, видный русский публицист. Годы рождения и смерти, мирское имя, происхождение неизвестны. Местом пострижения в монахи был либо Псково-Печерский, ли
  • Авраамий, игумен Троице-Сергиевой лавры

    в 1474—1479 гг. игумен Троицкой Сергиевой лавры. {Половцов}
  • Зосима, дьякон Троице-Сергиева монастыря

    Зосима (1-я пол. XV в.) – дьякон Троице-Сергиева монастыря, автор «Хождения» в 1419–1420 гг. в Царьград и Иерусалим («Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник, списанный Зосимом диаконом о руском пути до Ц
  • Герман Троицкий

    архим. Введенского мон., в Сольвычегодске, Вологодск. еп" 30 авг. 1811 до 1817 г. {Половцов}
  • ТИХОН [ТРОИЦКИЙ]

    (1883- 30 марта 1963, Джорданвилл, шт. Нью- Йорк) — епископ Сан-Францисский РПЦЗ. Род. в дух. семье. Высшее дух. образование получил в Казанской дух. академии. Монашество принял на студенч. скамье. Получив ст
  • КРАСНОБОРСКАЯ ТРОИЦЕ-ФИЛИППО-ИРАПСКАЯ пустынь

    Новгородская еп., в окрестностях Череповца, на берегу р. Андоги, между реками Большим и Малым Ирапами, в местности "Красный бор". Основана в 1517; в 1764 упразднена; в 1792 восстановлена. В ее храме Святой Тр
  • Зосима, иеромонах Троице-Сергиева монастыря

    — иеродиакон и позже иеромонах, путешественник в Св. Землю, автор сочинения: "Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона З. о пути иерусалимском до Царяграда и до Иерусалима", или "Хож
  • КЛИМЕНЕЦКИЙ ТРОИЦЕ-НИКОЛАЕВСКИЙ женский монастырь

    Олонецкая еп., на Клименецком острове Онежского озера. Основан в 1520 св. Ионою Клименецким. Упраздненный в 1772, он был восстановлен в 1860. Сначала был мужским; в 1906 обращен в женский. В церкви свв. Захари
  • ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

    древнерусский монастырь, основан Сергием Радонежским в середине XIV в. в 70 км к северу от Москвы. В настоящее время на территории Т. С. Л. находится резиденция патриарха Русской православной церкви, д
  • ТРОИЦКИЙ УЕЗД

    образован 15 сент. 1780 в составе Пенз. наместничества (центр уезда – г. Троицк). Упразднен в дек. 1796; в окт. 1797 вошел в Краснослобод. у. Нижегородской губ. С образованием Пенз. губ. в 1801 Троицк вошел в ее с