Священный союз

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Священный союз
союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814- 15 гг. В ноябре 1815 г. к союзу присоединилась Франция, а затем еще ряд других европейских государств.

Источник: Исторический словарь

Священный союз
союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновский империи в сентябре 1815 г. в Париже. Сначала в союз вошли Александр I, австрийский император Франц I, прусский король Фридрих Вильгельм III, а затем присоединились и другие европейские монархи (кроме папы римского, турецкого султана, английского короля). В основу был положен написанный Александром I "Трактат братского христианского союза". Лозунг союза: "Сохранение тронов и алтарей".

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Священный союз
союз европейских монархов (российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III), заключенный в сентябре 1815 г. после победы над Наполеоном I. Главнейшими задачами союза являлись борьба с революционным движением в Европе, поддержание монархической формы правления и сохранение европейских границ, установленных Венским конгрессом. Позже состоялись еще четыре конгресса: Аахенский (1818 г.), Троппауский (1820 г.), Лайбахский (1821 г.) и Веронский (1822 г.). Священный союз распался в 1820-х гг.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Священный союз
договор, заключенный в 1815 г. в Париже императорами России, Австрии и королем Пруссии. Инициатива создания Священного союза принадлежала российскому императору Александру I. Впоследствии к этому договору присоединились и все остальные европейские государства, за исключением Ватикана и Великобритании. Главными своими задачами Священный союз полагал недопущение новых войн и революций в Европе. Конгрессы Священного союза разработали принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления любых национальных и революционных движений.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Священный СОЮЗ
Священный СОЮЗ (Holy Alliance) (1815), союз европ. держав, ставивший своей целью поддержать и сохранить принципы христ. религии. Был провозглашен наВенском конгрессе (1815) императорами Австрии и России и королем Пруссии, Вступить в него приглашались все главы европ. гос-в, за иск. папы римского и тур. султана. Одним из первых к союзу присоединился восстановленный на троне франц. король Людовик XVIII, за ним последовали др. (Англия не входила в их число). Как инструмент дипломатии С.с. оказался недолговечным и неэффективным; в истории он ассоциируется с политикой укрепления репрессивных автократических режимов.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ
союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815 г. после падения империи Наполеона I. Цели: обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814—1815 гг., подавление революционного и национально-освободительного движений. В 1815 г. к С. С. присоединились Франция и ряд других европейских государств. Санкционировал вооруженную интервенцию и подавление австрийскими войсками революций в Неаполе (1820-1821) и Пьемонте (1821) и французскими войсками в Испании (1820—1823). В ряде актов участвовала Великобритания. Противоречия между державами и развитие революционного движения расшатывали С. С, и в конце 20-х—начале 30-х гг. он фактически распался.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Священный союз
союз Австрии, Пруссии и России, заключенный после крушения наполеоновской империи в сентябре 1815 г. в Париже. Затем к нему присоединяется Франция и ряд других государств. В основу был положен написанный Александром I «Трактат братского христианского союза». Лозунг союза – «Сохранение тронов и алтарей». Священный союз становится оплотом реакции и абсолютизма, гонителем свободомыслия. Результатом деятельности союза стало подавление революции в Неаполе (1820 – 1821 гг.), Испании (1820 – 1823 гг.), попытки подавить восстание в Польше и других странах. В ряде актов участвовала Великобритания. Противоречия между европейскими державами и развитие революционного движения привели в начале 30-х гг. 19 в. к распаду Священного союза.

Источник: Краткий исторический словарь

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ
объединение европейских монархов, созданное 14 (26) сентября 1815 г. в Париже после падения империи Наполеона I. Текст так называемого Акта Священного союза составил российский император Александр I при непосредственном участии австрийского канцлера К. Меттерниха. От России Акт подписал Александр I, от Австрии — император Франц I, от Пруссии — король Фридрих Вильгельм III. Под религиозно-мистической оболочкой в Акте скрывались консервативные политические цели. Члены союза обязывались поддерживать старые монархические династии на основе принципа легитимизма, оказывать друг другу всемерную помощь в борьбе с революционными движениями в Европе и удерживать многие народы под своей властью в искусственных государственных границах, установленных Венским конгрессом. Великобритания формально не вошла в союз, но на практике поддерживала его международную политику. Франция (по настоянию Александра I) была принята в союз после Аахенского конгресса (1818) и вывода оккупационных войск с ее территории. На Троппауском (1820) и Веронском конгрессах (1822) принцип легитимизма был конкретизирован и дополнен принципом интервенции, давшим членам союза право вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств. В результате деятельности Священного союза были подавлены испанская и итальянские революции 1820-х гг. Несмотря на общую (консервативную) политическую основу, между главными участниками союза постепенно нарастали острые противоречия по важнейшим международным проблемам (например, по отношению к Греческому восстанию 1821 г.). В 1833 г. монархи России, Австрии и Пруссии попытались восстановить разрушавшийся союз (см. Мюнхенгрецкие конвенции 1833 г. и Берлинский договор 1833 г.). Революция 1848 г. во Франции и усиление противоречий между державами привели к окончательному распаду союза.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ
союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновской империи. Т. н. Акт С. с., облеченный в религиозно-мистич. форму, был подписан 26 сент. 1815 в Париже рус. имп. Александром I, австр. имп. Францем I и прус. королем Фридрихом Вильгельмом III. 19 нояб. 1815 к С. с. присоединился франц. король Людовик XVIII, а затем большинство монархов Европы. Англия, не присоединившаяся к Союзу, по ряду вопросов поддерживала политику С. с., особенно в первые годы его существования, англ. представители присутствовали на всех конгрессах С. с. Важнейшими задачами С. с. являлись борьба против революц. и нац.-освободит. движений и обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814-15. На периодически созывавшихся конгрессах С. с. (см. Ахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821, Веронский конгресс 1822) ведущую роль играли Меттерних и Александр I. 19 янв. 1820 Россия, Австрия и Пруссия подписали протокол, провозглашавший право их вооруж. вмешательства во внутр. дела др. государств в целях борьбы с революцией. Практическим выражением политики С. с. были Карлсбадские постановления 1819. В соответствии с решениями С. с. Австрия осуществила вооруж. интервенцию и подавила Неаполитанскую революцию 1820-21 и Пьемонтскую революцию 1821, Франция - Испанскую революцию 1820-23. В последующие годы обострились противоречия между С. с. и Англией в связи с различием их позиций в отношении войны за независимость исп. колоний в Лат. Америке, а затем между Россией и Австрией по вопросу об отношении к греч. нац.-освободит. восстанию 1821-29. Вопреки всем усилиям С. с., революц. и освободит. движение в Европе расшатывало этот союз. В 1825 в России произошло восстание декабристов. В 1830 вспыхнули революции во Франции и в Бельгии, началось восстание (1830-31) против царизма в Польше. В этих условиях С. с. фактически распался. Попытки его восстановления (подписание в окт. 1833 Берлинского договора между Россией, Австрией и Пруссией) окончились неудачей.

В течение 19 и в нач. 20 вв. (кроме периода, непосредственно следовавшего за образованием С. с.) в историографии преобладали отрицательные оценки деятельности этого союза реакц. монархов. В защиту С. с. выступали только некоторые придворные и клерикальные историки, к-рые оказывали лишь слабое влияние на общее развитие историографии.

В 20-х гг. 20 в. началось "переписывание" истории С. с., к-рое приобрело особенно широкие масштабы после 2-й мировой войны. Прежде всего пересмотру подверглась сложившаяся в ист. лит-ре оценка гл. деятелей Венского конгресса и С. с. (историки - Ч. Вебстер, Г. Србик, Г. Николсон), причем особо восхваляется роль "великого европейца" Меттерниха (А. Сесил, А. Г. Хаас, Г. Киссингер). Венский конгресс и С. с. объявляются олицетворением жизненной силы консерватизма, его способности сохранять сложившиеся социальные основы после бурных обществ. потрясений (Ж. Пиренн). В особую заслугу С. с. ставится подавление революц. и освободит. движения народов. При этом подчеркивается, что руководители С. с. "впервые в истории" создали "наднациональные и надпартийные" ин-ты (под ними в первую очередь подразумеваются конгрессы С. с.), к-рые обеспечили создание "эффективного механизма" "для сохранения порядка и предотвращения хаоса в Европе" (Т. Шидер, Р. А. Канн). Т. о., реакц. авторы видят особую ценность С. с. в том, что он проводил организованный "экспорт контрреволюции", к-рый в наши дни является важнейшей составной частью программы крайних империалистич. сил. Проводя сомнительные историч. параллели, новейшие империалистич. историки рассматривают С. с. как отдаленного предшественника и провозвестника "интеграции Европы" и Североатлантического блока. Подчеркивается, что НАТО предстоит еще в более широком масштабе, чем С. с., обеспечить согласие между гл. капиталистич. державами. В этой связи уделяется внимание имевшим место попыткам привлечь к участию в С. с. США (Пиренн). Примечательно стремление нек-рых историков (Киссингер и др.) доказать, будто опыт С. с. свидетельствует о возможности мирного сосуществования только социально однородных гос-в. Характерно, что большинство новейших бурж. работ о С. с. представляет собой не исследования, а опирающиеся на весьма скудную источниковедч. базу социально-политические рассуждения, целью к-рых является обоснование современной идеологии и практики империалистической реакции.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Русская нота, Соч., 2 изд., т. 5, с. 310; Маркс К., Подвиги Гогенцоллернов, там же, т. 6, с. 521; Энгельс Ф., Положение в Германии, там же. т. 2, с. 573-74; его же, Дебаты по польскому вопросу во Франкфурте, там же, т. 5, с. 351; Мартенс Ф., Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами, т. 4, 7, СПБ, 1878-85; Трактат Братского христианского союза, ПСЗ, т. 33 (СПБ), 1830, с. 279-280; История дипломатии, 2 изд., т. 1, М., 1959; Тарле Е. В., Талейран, Соч., т. 11, М., 1961; Нарочницкий А. Л., Международные отношения европейских государств с 1794 до 1830 г., М., 1946; Болховитинов Н. Н., Доктрина Монро. (Происхождение и характер), М., 1959; Слезкин Л. Ю., Россия и война за независимость в Испанской Америке, М., 1964; Манфред А. З., Общественно-политические идеи в 1815 г., "ВИ", 1966, M 5; Дебидур A., Дипломатическая история Европы, пер. с франц., т. 1, М., 1947; Надлер В. К., Император Александр I и идея Священного союза, т. 1-5, Рига, 1886-92; Соловьев С., Эпоха конгрессов, "BE", 1866, т. 3-4; 1867, т. 1-4; его же, Император Александр I. Политика - дипломатия, СПБ, 1877; Bourquin M., Histoire de la Sainte-Alliance, Gen., 1954; Pirenne J. H., La Sainte-Alliance, t. 2, P., 1949; Kissinger H. A., World restored. Metternich, Castlereagh and the problems of peace 1812-1822, Bost., 1957; Srbik H. von, Metternich. Der Staatsmann und der Mensch, Bd 2, M?nch., 1925; Webster Ch. К., The foreign policy of Gastlereagh 1815-1822. Britain and the European Alliance, L., 1925; Schieder T., Idee und Gestalt des ?bernationalen Staats seit dem 19. Jahrhundert, "HZ", 1957, Bd 184; Schaeder H., Autokratie und Heilige Allianz, Darmstadt, 1963; Nicolson H., The Congress of Vienna. A study in Allied Unity. 1812-1822, L., 1946; Bartlett C. J., Castlereagh, L., 1966; Haas A. G., Metternich, reorganisation and nationality, 1813-1818, "Ver?ffentlichungen des Institutes f?r Europ?ische Geschichte", Bd 28, Wiesbaden, 1963; Kann R. A., Metternich, a reappraisal of his impact on international relations, "J. of Modern History", 1960, v. 32; Kossok M., Im Schatten der Heiligen Allianz. Deutschland Und Lateinamerika, 1815-1830, В., 1964.

Л. А. Зак. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
475.00 кб

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ И ЕГО ИНТЕРПРЕТАТОРЫ

Парсамов Вадим Суренович
В статье рассматривается эволюция представлений европейских политиков и публицистов о Священном союзе в период между Венским конгрессом и подавлением европейских революций в 1823 г.
Читать PDF
2.82 мб

Трактовка эпохи Священного союза в венгерской историографии

Шрек Каталин
The article considers concepts developed by Hungarian historians, their interpretations of the phenomenon of the Holy Alliance, the epoch, which got its name from it and the whole system of international relations of the first hal
Читать PDF
316.34 кб

Д. Н. Блудов и документальная основа деятельности «Священного союза»

Савицкая И. С. Ирина Сергеевна
В статье освещается деятельность Д. Н. Блудова, принимавшего непосредственное участие в подготовке комплекса международных соглашений, оформивших систему отношений европейских стран после победы России в войне с Наполеоном.
Читать PDF
6.26 мб

Деятельность Союза священников в Болгарии и его отношения с официальной Церковью

Меняйлов И.И.
Осенью 1944 года в Болгарии к власти пришли коммунисты, которые оформились в единый Отечественный фронт. Эта политическая сила определила новый курс церковно-государственных отношений.
Читать PDF
328.84 кб

Отношение славянофилов к Священному союзу (Славянофилы о врагах и друзьях России)

Искра Васильевна Чуркина
Читать PDF
205.32 кб

Роль александра i в международных отношениях и предпосылки создания Священного союза

Макарова Татьяна Альбертовна
Читать PDF
246.66 кб

Якутский историк Г. А. Попов - от православного священника до члена "Союза безбожников"

Антонов Егор Петрович
Рассматривается жизнедеятельность одного из первых репрессированных историков Якутии Г. А. Попова, его духовная эволюция от православного священника до активиста «Союза безбожников».
Читать PDF
226.56 кб

К вопросу об университетском образовании в России в контексте идеологии Священного Союза (1817-1824

Назаренко Евгений Юрьевич
В статье рассматривается эволюция, которую претерпело университетское образование в России под влиянием идеологии Священного Союза во второй половине царствования Александра I.
Читать PDF
205.31 кб

2011. 04. 019. Майнер С. М. Сталинская священная война. Религия, национализм и Союзническая политика

Коновалов В. С.
Читать PDF
152.07 кб

Коммуникативные инструменты решения международных проблем в деятельности конгрессов Священного Союза

Хазин А.Л. Андрей Леонидович, Богданов Сергей Викторович
В статье рассматриваются коммуникативные инструменты решения международных проблем в деятельности конгрессов Священного Союза.
Читать PDF
4.95 мб

"В НАШЕМ ВЕЛИКОМ СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ ТОВАРИЩ - СВЯЩЕННОЕ СЛОВО". ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ В

Келли Катриона
В статье рассматривается, каким образом представления об эмоциях и эмоциональных отношениях (любви и дружбе) воспитывались в детях в советское время, преимущественно в сталинскую эпоху.

Похожие термины:

  • СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ 1815

    союз монархов России, Австрии и Пруссии, оформленный 26 сентября (8 октября) в Париже после падения империи Наполеона I с целью обеспечения незыблемости решений Венского конгресса 1814-1815. К союзу прис
  • Священный союз 1815 г

    (interests individual) Воплощенное в намерениях и действиях стремление к желаемому и возможному удовлетворению потребностей, причем в наиболее приемлемом для индивида виде. Следовательно, если я заявляю, ч
  • Священный союз и разгул реакции в Европе

    Решения Венского конгресса способствовали усилению дворянско-монархической реакции в Европе. «...После 1815 г., - писал Энгельс, - во всех странах антиреволюционная партия держала в своих руках бразд