СВЯТЫЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Святые
люди, особенно чтимые церковью за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры и обладающие даром чудотворства. Культ святых широко распространён в христианстве (в протестантизме отсутствует) и исламе.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Святые
мифические или исторические лица, которым в различных религиях приписываются «благочестие», «праведность», «богоугодность», посредничество между богом и людьми. Широко распространен куль святых в христианстве и исламе.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

СВЯТЫЕ
мифические или исторические лица, якобы наделенные Богом за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры даром чудотворства. Посредники между Богом и людьми. Культ С. широко распространен в христианстве (в протестантизме отсутствует) и исламе.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

"СВЯТЫЕ"
мифич. или ист. лица, к-рым в различных религиях (христианстве, исламе) приписываются "благочестие", "праведность", "богоугодность", посредничество между богом и людьми. По существу "С." почитаются как боги низшего ранга; мн. из них приписываются специальные функции. Почитание "С." привносит в монотеистич. религии элементы многобожия. Культ "С." восходит к культу предков; на его формирование в христианстве оказал большое влияние культ героев греко-рим. мифологии. Для успеха распространения христианства среди язычников церковь нередко включала местных богов в христ. пантеон в качестве "С.". Поместные соборы 4 в. - Гангрский и Лаодикейский - узаконили чествование "С."; учение о почитании "С." развивали церк. писатели 4 в. (Ефрем Сирин, Василий Кесарийский, Григорий Нисский и др.). Церковь вела энергичную борьбу с противниками культа "С." - павликианами, богомилами, альбигойцами, гуситами и др. 7-й Вселенский собор (787) объявил анафему всем, отказывающимся от почитания "С.". Церковь установила для каждого "С." день его памяти. Первоначально отдельные христ. общины имели своих "С.", затем причисление к "С.", введение культа нового "С." централизовались путем канонизации. В число "С." включались "мученики", "подвижники", "пострадавшие за веру", а также мн. папы (Григорий I, Лев III, Лев IX и др.), князья (напр., Владимир Святославич, Борис и Глеб), государи (Карл Великий, франц. король Людовик IX и др.). Церковь создала жизнеописания "С." (см. Жития святых). В визант. церкви канонизация осуществлялась церковью, утверждалась императорами, в католической - с 1170 только рим. папами; в России общецерк. канонизация была введена в 16 в. и поставлена под контроль царя, со времени Петра I осуществлялась императорскими указами по представлению синода. В протестантизме "С." не признаются, однако в нек-рых протестантских течениях (напр., в лютеранстве) имеются элементы почитания "С." как замечательных личностей, но без обращения к ним как посредникам между людьми и богом или покровителям.

В исламе культ "С." закрепился с распространением суфизма, прибл. с 10 в. Офиц. канонизация "С." отсутствует; обычно признание "святым" (вали, в Сев. Африке - марабут) того или иного лица (соответственно и его способности к посредничеству между богом и людьми) возникает еще при его жизни и закрепляется традицией. Ретроспективно рассматриваются как "С." первые сподвижники Мухаммеда, ряд военачальников периода араб. завоеваний, ранние "мученики за веру". В исламе включаются в число "С." и нек-рые доисламские местные божества, ряд христ. "С.", эпонимы (родоначальники) нек-рых племен, основатели суфийских орденов и др. Существует своеобразная иерархия "С."; имеется учение о скрытых "С.", живущих на земле при жизни каждого поколения, но ему неизвестных. Культ каждого распространяется по большей части лишь на определ. р-н, иногда достаточно обширный, или бытует только внутри определ. секты или определ. суфийского ордена. Существует обширная агиографич. лит-ра. Против культа "С." как нарушающего основы монотеизма выступали в раннем исламе мутазилиты, ханбалиты, в новое время - ваххабиты и нек-рые реформистские течения.

Иудаизму чужд культ "С.", но в возникшем в нем в 18 в. течении - хасидизме - функциями "С." наделены по-существу цадики, к-рые уже при жизни рассматриваются как посредники между богом и людьми; к ним как боговдохновенным совершаются паломничества за получением наставлений.

Лит.: Ранович A., Происхождение христ. культа святых, М. - Л., 1931; его же, Как создавались жития святых, M., 1961; Гольдциер И., Культ святых в исламе, пер. с нем., М., 1938; Климович Л. И., Обряды, праздники и культы святых в исламе, Грозный, 1958; Newman L. I. The hasidic anthology, N. Y., 1963.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СВЯТЫЕ
лик мужей и жен, благоугодивших Богу подвигами христианской любви и благочестия, трудами добродетельной жизни, живя в миру, в монастырях, в пустынях – все праведные, преподобные, святители, мученики, пророки и апостолы, благоверные, блаженные, исповедники, евангелисты (см. Чины (разряды) святости).
В Новом Завете святыми называются все христиане. Сначала применяемое к членам первохристианской общины Иерусалима, в особенности к небольшой группе, собравшейся на Пятидесятницу (см. Деян. 9, 13; 1 Kор. 16, 1), это название стало применяться к братьям в Иудее (см. Деян. 9, 31-41), а затем и ко всем верующим (см. Рим. 16, 2; 2 Kор. 1, 1; 13, 12). Действительно, через Духа Святого христианин приобщается самой святости Божией. Образуя истинный «святой народ» и «царственное священство», слагая «святой храм» (см. 1 Пет. 2, 9; Еф. 2, 21), христиане должны воздавать подлинное служение Богу, предавая себя, по образу Христа, «в жертву святую» (см. Рим. 12, 1; 15, 16; Флп. 2, 17).
Святость христиан, происходящая от их призвания (см. Рим. 1, 7; 1 Kор. 1, 2), требует от них отказа от греха и языческих обычаев (см. 1 Тим. 4, 3): они должны поступать не по плотской мудрости, но по благодати Божией (2 Kор. 1, 12; ср.: 1 Kор. 6, 9; Еф. 4, 30-5, 1; Тит. 3, 4-7; Рим. 6, 19). Это требование святости жизни лежит в основе христианской аскетической традиции. Оно опирается не на идеал некоторого внешнего закона, но на то, что христианин, «достигнутый Христом», должен участвовать в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Флп. 3, 10-11).
Библейское понимание святости весьма широко. В Библии показан не только ответ человека на божественный призыв. Святость – это не только отказ от мирского, она содержит откровение Самого Бога. Святость определяется через восхождение к своему Источнику, то есть к Богу, от Kоторого исходит всякая святость. Тем самым в Священном Писании ставится проблема природы святости, которая в конечном итоге сводится к тайне Божией и ее таинственному откровению людям. Эта производная святость, вначале внешняя для людей, мест и предметов, которые она делает священными, становится подлинной и внутренней только через дар Самого Духа Святого. Божественная любовь сообщается после победы над грехом, который препятствовал излучению ее святости.
В памятниках первых веков христианства, вплоть до первой половины V в., это наименование как у восточных, так и у западных христиан не усвоялось ни апостолам, ни мученикам, ни исповедникам, т.е. лицам, ставшим впоследствии особо почитаемыми Церковью. На Западе в то время выражались просто: «Павел», «Петр» (не прибавляя: «апостол» или «святой»). Римский календарь, изданный Бухером, а потом Рюинардом, доводит список особо чествуемых в Церкви лиц до IV в. включительно (до папы Либерия), при этом ни разу не встречается именование «святой». Лишь в календарях Kарфагенской Церкви, в III-IV вв., при поминовении умерших, особо чтимых Церковью, слово «святой» встречается часто. Первый календарь, в котором встречается «святой» при имени особо чтимого лица – Kалендарь Полемия. На древних изображениях надпись «святой» встречается не раньше конца VI в. Причина, по которой христиане первых веков избегали этого эпитета, заключается, по мнению некоторых ученых, в том, что слово «святой» (sanctus) часто употреблялось в языческих титулованиях, которым христиане не хотели подражать. Вместо него (или наряду) часто употреблялось наименование «господин, госпожа» (dominus, domina) при имени почитаемого Церковью лица; возможно, они означали – мученик, мученица.
Любовь и почитание братьев по вере, засвидетельствовавших своею кровью истину христианства, к V в. приобретает общецерковный характер. Почитают останки мучеников и исповедников, на местах их кончины и упокоения воздвигают храмы и часовни. Празднества в память некоторых получают самое широкое распространение. Обычай этот, хотя и глубоко укореняется, но держится в установленных границах. Христианами ясно осознается, что между почитанием святых и поклонением Богу существует коренное различие.
K прежним святым вскоре присоединяются новые. Прежде ограничивались почитанием мучеников, ныне с прекращением гонений стали признавать святыми также и тех, кто, не удостоясь мученического венца, прославились своими трудами и благочестием. Таковы, прежде всего, пустынники, святители и монахи. Особое почитание стало воздаваться тем, кто ближе всех из людей стоял к Господу во время его земной жизни: Пресвятой Богородице, апостолам, женам-мироносицам. Места погребения апостолов и великих святых особенно почитаются.
Вследствие снижения церковной культуры почитание святых и их мощей иногда выходило за установленные границы: это относилось к чрезмерному увлечению паломничеством, извращениям в почитании мощей, которым придавали чрезмерное значение, и вследствие этого одни для приобретения их прибегали к непозволительным средствам (купля, похищение), а другие кощунственно пускали в оборот подделки. Отдельные клирики самочинно побуждали народ относиться к уважаемым лицам как к святым. Со всеми подобными извращениями в церковной жизни приходилось бороться соборными постановлениями и архиерейскими распоряжениями. Прежде всего, было предписано не воздавать почитания новоявленным святым без согласия епископа. Разрешение вопроса о признании того или иного чтимого в народе лица святым зависело от воли епархиального архиерея. В случае распространения почитания в более широких кругах вопрос о канонизации стал решаться Собором епископов нескольких соседних епархий. Исключение составлял Римский Собор, которому вменялось право канонизации святых независимо от места нахождения мощей. Постепенно это право было закреплено исключительно за Римским престолом. Однако его полномочия не распространялись на Восток, где вопросы канонизации принадлежали епископам, а позднее Kонстантинопольскому патриарху и Поместным Соборам. Почитание святых было подтверждено и закреплено деяниями VII Вселенского Собора. В «Православном исповедании Восточной Церкви» читаем: «Мы призываем святых в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силой; но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать... Они (во время земной жизни своей) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно, и открыто, как это подтверждают писания... тем более по смерти своей молят о нас Бога; ибо тогда им ничто в сем не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На сие ответствуем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию... Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога... Мы не отдаем им Божеской чести, но молим их, как братьев и другов наших, чтобы испрашивали нам, братиям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом» (Ч. III. Ответ на вопрос 52-й).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
851.17 кб

Святые покровители церквей Бессарабии (по результатам переписи 1820 г. )

Романчук Алексей , Кроитор Сергей
Читать PDF
10.64 мб

Адольф Мюнхенский и Иосиф великий политические «Святые» религиозных маргиналов

Фирсов Сергей Львович
Мифотворчеством, основанным на вольной интерпретации трагических событий XX века и на их «церковном» осмыслении, занимаются люди идеологически ангажированные, убежденные в том, что борьба за прошлое есть непременное условие успешн
Читать PDF
4.53 мб

Святые жены Руси досинодального периода: общая характеристика

Малкова Н. А.
Читать PDF
344.19 кб

Святые женщины в поздней Византии

Цмилянич Милена
В статье рассматриваются судьбы женщин, которые были причислены к лику святых в поздней Византии. В зависимости от их социального положения еще при жизни они прямо или косвенно влияли на события в Византийской империи.
Читать PDF
81.63 кб

Святые отцы-каппадокийцы в богословии патриарха Никона

Воробьева Наталия Владимировна
Рассматриваются святоотеческие основы богословствования патриарха Никона (1605-1681) на основе цитации произведений Свтт.
Читать PDF
121.09 кб

9. 03. 008. Даффи Э. Святые и гpешники. Истоpия папства. Duffy E. saints & sinners: a history of

Метлицкая З. Ю.
Читать PDF
117.62 кб

Охотники и их святые прокровители: мифы и легенды

И.Л. Туманов
Читать PDF
124.02 кб

Рецензия на монографию: анисимов О. В. Россия и Наполеон III: борьба за святые места Палестины. М. :

Герд Лора Александровна
Читать PDF
190.06 кб

Русские святые, почитавшиеся в Никольском Коряжемском монастыре во второй половине XVI в

Мельник Александр Гаврилович
Работа посвящена определению предпочтений сообщества Никольского Коряжемского монастыря в отношении почитания русских святых во второй половине XVI в. Высшим статусом в данном сообществе обладал культ Димитрия Прилуцкого.
Читать PDF
224.83 кб

Суфийские братства, «Бродячие муллы» и «Святые места» Среднего Поволжья в 1950-1960-е годы как прояв

Гусева Ю. Н.
В статье анализируются данные, отражающие «теневые», с точки зрения государства, явления, характерные для махалля средневолжских областей.
Читать PDF
108.45 кб

2004. 01. 004. Парамонова М. Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: сравнительно-истор

Ястребицкая А. Л.
Читать PDF
139.68 кб

2004. 02. 004. Вуд Я. Жизнь миссионеров: святые и проповедь христианства в Европе 400-1050 гг. Wood

Метлицкая З. Ю.
Читать PDF
293.72 кб

Мороз Б. А. Святые Русского Севера: народная агиография

Раденкович Л.
Читать PDF
512.73 кб

"мы въезжаем в монастырскую слободу. . . " слобода Тоболенец (Святые Горы) глазами паломников и путе

Иванова Валентина Кузьминична
Читать PDF
0.00 байт

Кто нас защищает: святые покровители пожарных

Дужнов А.В., Калач Е.В.

Похожие термины:

  • ОТЦЫ ЦЕРКВИ, святые отцы

    христианские богословы и церковные деятели, заложившие основы христианского вероучения и обрядности. Деятельность большинства отцов церкви падает на II-VIII века, однако к ним причисляются и некото
  • СВЯТЫЕ ДАРЫ

    мн – Хлеб и вино, освященные в процессе богослужения и ставшие после совершения Евхаристии телом и кровью Христовыми. Это дар Бога всем верующим в Него. Отсюда и название. Принимая Святые Дары, чел
  • Феодор, святые мученики

    — 1) святой мученик, варяг. Одни полагают, что св. Ф. прибыл из Греции и жил в Киеве вместе с сыном своим, Иоанном, тайно исповедуя христианскую веру. Другие (преосв. Филарет) считают его поморским слав
  • Святая Земля, Святые Места у христиан

    так называются некоторые места и здания в Иерусалиме и его окрестностях, Вифлееме, Назарете и др., благодаря связи, которую они, согласно Святому Писанию или по преданию, имеют с событиями земной жи
  • КОСТРОМСКИЕ СВЯТЫЕ

    Соборный праздник угодников Божиих, просиявших святостью в древней костромской земле, приурочен к дню памяти прп. Геннадия Костромского. Еще в сер. XIV в. прп. Пахомий Нерехтский основал в этом крае
  • Святые места

    пространство, занимаемое скинией (Лев 6.26) или храмом (Иез 42.20; Деян 21.28).
  • РАДОНЕЖСКИЕ СВЯТЫЕ

    На следующий день после празднования обретения мощей прп. Сергия, игум. Радонежского, Церковь вспоминает его сподвижников - Радонежских чудотворцев. Школа прп. Сергия через обители, основанные им,
  • ВЛАДИМИРСКИЕ СВЯТЫЕ

    Празднование Собору святых, в земле Владимирской просиявших, установлено в 1982 и приурочено ко дню празднования Владимирской иконы Божией Матери, когда вспоминается ее чудесное заступничество от
  • Анатолий, святый

    преп. затворн. Печерский (пам. 28 авг.). {Половцов}
  • Андроник святый

    Спасский, настоят. Андроник. мон. в Москве 1360, † 1374. {Половцов}
  • Афанасий, святый Серпухов

    (SILVA HENRÍQUEZ, Raúl). Религиозный деятель Чили. Род. 3 июля 1907 г. в г. Талька. В 1929 г. окончил Католический университет в Сантьяго. Бывший профессор канонического и этического права в учебном центре ЛаСисте
  • Александр, святый Куштский

    (до пострижения Алексий), р. 16 марта 1371 г.; основал в начале XV в. близ Кубенского озера Куштинский монаст.; † 9 июня 1439 г., прожив на земле 68 л. 2 месяца и 23 дня. {Половцов}
  • Александр, святый Ошевенский

    (до мон. Алексей Никифорович Ошевнев), р. 1427, † 20 апр. 1479 г. {Половцов}
  • святыня

    нечто, почитаемое верующими: храм, священное изображение, гробница святого, реликварий, место, где совершилось чудо, и т.п.
  • Акты святых

    см. акты мучеников.
  • Святое-святых

    Дан 9.24)-ожидаемый Мессия. В оригинале это выражение может быть также понято как Святое-святых (место).
  • Александр, святый Вочский

    основал у г. Солигалича Спасскую пустынь в конце XV в. По рукописн. святцам, память 27 марта. {Половцов}
  • Аркадий, святый Вяземский

    учен. преп. Ефрема, архим. Новоторжского (XIII или XIV в., а не XI, как говорят местные сказания). {Половцов}
  • Авраамий, святый Галицкий

    или Городецкий (то же, что Чухломский), † 23 июля 1375 г. {Половцов}
  • Авраамий, святый Мирожский

    основатель Мирож. мон. в Пскове; † 24 сент. 1158 г. {Половцов}