способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на свои познания и опыт, учитывая объективное соотношение мирового порядка, объективной необходимости.
СВОБОДА
СВОБОДА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Свобода
(греч. eleutheria, лат. libertas). Как политич. лозунг у греков понятие «С.» сформировалось в Афинах во время греко-перс. войн (5 в. до н. э.) в противовес перс, деспотии. Понятие «С.» занимало видное место в трудах Геродота. В качестве центрального образа, олицетворяющего Римскую республику, понятие «С.» использовалось прежде всего против наступающей Империи, позже — против утвердившихся императоров во время различных сенатских оппозиций (например, заговор Пизона против Нерона в 65). В философии после Аристотеля понятие «С.» в осн. сводилось к С. воли. Аристотель считал добровольным (т. е. свободным) поступок, побудительный мотив которого находился в самом действующем лице («Никомахова этика», 3,5). Это представление более развито Стоей в понятии «внутренняя С». Согласно стоикам, государств, власть распространяется лишь на внешнюю сторону действий человека, в то время как каждый человек внутренне остается свободным. Даже в оковах человек, в 1. ч. и раб, мот быть свободен, упразднение рабства как института стоиками не выдвигалось.
Источник: Словарь античности. 1989
СВОБОДА
Svoboda), Людвик (р. 25.XI.1895) - гос., политич. и воен. деятель Чехословакии. Род. в с. Грознатин (Чехия) в крест. семье. В годы 1-й мировой войны С., будучи военнослужащим, перешел на сторону рус. войск. В России вступил в чехословацкий легион, командовал взводом, а затем ротой. После возвращения на родину в 1920 С. - кадровый офицер чехословацкой армии. В 1931-1934 преподавал в Воен. академии в Границе (Моравия), затем был командиром батальона. После оккупации Чехословакии нем.-фаш. войсками был одним из организаторов нелегальной борьбы против оккупантов в Вост. Моравии. Летом 1939 С. выехал в Польшу, где в Кракове сформировал чехословацкую воинскую часть, с к-рой в сент. 1939 перешел в Сов. Союз. После нападения фаш. Германии на СССР сыграл важную роль в формировании чехословацких войсковых частей на терр. СССР. В февр. 1942 С. возглавил 1-й Чехословацкий армейский батальон, к-рый в марте 1943 прославился в сражении с нем. захватчиками у д. Соколово, в 1943 - 1-ю Чехословацкую отдельную бригаду, принявшую боевое крещение в боях за Киев. Во главе 1-го Чехословацкого армейского корпуса С. участвовал в Дукельской операции и в боях в Словакии. В 1945-50 - мин. Нац. обороны чехословацкого пр-ва. Вместе с др. чехословацкими деятелями подписал Кошицкую программу. Принял активное участие в организации новой Чехословацкой нар. армии. В нояб. 1945 С. было присвоено звание генерала армии. В 1948 вступил в КПЧ, был избран депутатом Нац. собрания. В 1948-49 - чл. ЦК КПЧ. В 1950-51 С. - зам. пред. пр-ва и пред. Гос. к-та по делам физкультуры и спорта. В 1951-52 С. были предъявлены необоснов. обвинения. В 1955-59 - нач. Военной академии им. Клемента Готвальда. В 1965 С. первому в Чехословакии было присвоено звание Героя Чехословацкой Социалистич. Республики. В том же году было присвоено звание Героя Советского Союза. 30 марта 1968 Нац. собрание ЧССР по предложению ЦК КПЧ избрало С. президентом ЧССР. С 31 авг. 1968 С. - чл. ЦК КПЧ и почетный чл. Президиума ЦК КПЧ. Соч.: От Бузулука до Праги, пер. с чеш., М., 1963.
СВОБОДА
Отвечая американскому газетному магнату Р. Говарду, в вопросе которого сквозила уверенность, что в Советском Союзе отсутствует свобода личности, И.В. Сталин сказал в 1936:
«Вы говорите о том, что для того, чтобы построить наше социалистическое общество, мы пожертвовали личной свободой и терпели лишения. В вашем вопросе сквозит мысль, что социалистическое общество отрицает личную свободу. Это неверно. Конечно, для того, чтобы построить что‑нибудь новое, приходится нагонять экономию, накапливать средства, сокращать временно свои потребности, занимать у других. Если хочешь построить новый дом, то копишь деньги, временно урезываешь свои потребности, иначе дома можешь и не построить. Это подавно справедливо, когда речь идет о том, чтобы построить целое новое человеческое общество. Приходилось временно урезывать некоторые потребности, накапливать соответствующие средства, напрягать силы, мы так именно и поступили, и построили социалистическое общество.
Но это общество мы построили не для ущемления личной свободы, а для того, чтобы человеческая личность чувствовала себя действительно свободной. Мы построили его ради действительной личной свободы, свободы без кавычек. Мне трудно представить себе, какая может быть «личная свобода» у безработного, который ходит голодным и не находит применения своего труда. Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода».
Сталинское понимание классового характера демократии очистило вопрос о подлинной свободе человеческой личности от политической фальши. Советская эпоха – это борьба за социализм, все действия людей, организаций, направленные на победу, укрепление и развитие социалистического строя, находили полную поддержку и всемерное поощрение со стороны Советского государства, Коммунистической партии, народа. Политические права не «вообще», а конкретные, как то: свобода слова, печати, собраний, право объединения в общественные организации, неприкосновенность личности и др. – были закреплены Конституцией СССР. Таким образом, трудящимся были предоставлены на деле все свободы, необходимые для поступательного развития социалистического строя, для всестороннего развития личности.
Разоблачая лейбористского клеветника на социализм и ярого защитника капитализма Г. Моррисона, И.В. Сталин выступал в газете «Правда» (1951,1 августа): «В СССР не существует свободы слова, печати, организации для врагов народа, для свергнутых революцией помещиков и капиталистов. Не существует свободы слова также для неисправимых воров, для засылаемых заграничной разведкой диверсантов, террористов, убийц, для тех преступников, которые стреляли в Ленина, убили Володарского, Урицкого, Кирова, отравили Максима Горького, Куйбышева. Все эти преступники, начиная от помещиков и капиталистов до террористов, воров, убийц и подрывников, добиваются того, чтобы восстановить в СССР капитализм, восстановить эксплуатацию человека человеком и залить страну кровью рабочих и крестьян. Тюрьмы и трудовые лагеря существуют для этих господ, и только для них».
Нынешними же властями понятие политических свобод перевернуто: разглагольствуя о человеческих правах и свободах, политические права и свободы они предоставили олигархам, государственным преступникам, телевизионным и газетным магнатам, ворам в законе и пр. Все это свидетельство лживости насильственно насаждаемой буржуазной, западной демократией, преследующей единственную цель – отстранение масс от политики, сохранение нынешнего антинародного, антидемократического режима.
Сегодня появилось слишком много проповедников неограниченной свободы, вседозволенности. И это выдают за сверхдемократизм. Но прав и свобод не бывает без обязанностей. В сталинскую эпоху политические права и свободы находились в единстве с обязанностями советских людей. И это позволяло целесообразно и разумно организовывать и направлять все силы народа на успешное решение задач социалистического строительства, а в годы Великой Отечественной войны – на разгром фашистской Германии – главного врага человеческой свободы и мирового прогресса.
«Вы говорите о том, что для того, чтобы построить наше социалистическое общество, мы пожертвовали личной свободой и терпели лишения. В вашем вопросе сквозит мысль, что социалистическое общество отрицает личную свободу. Это неверно. Конечно, для того, чтобы построить что‑нибудь новое, приходится нагонять экономию, накапливать средства, сокращать временно свои потребности, занимать у других. Если хочешь построить новый дом, то копишь деньги, временно урезываешь свои потребности, иначе дома можешь и не построить. Это подавно справедливо, когда речь идет о том, чтобы построить целое новое человеческое общество. Приходилось временно урезывать некоторые потребности, накапливать соответствующие средства, напрягать силы, мы так именно и поступили, и построили социалистическое общество.
Но это общество мы построили не для ущемления личной свободы, а для того, чтобы человеческая личность чувствовала себя действительно свободной. Мы построили его ради действительной личной свободы, свободы без кавычек. Мне трудно представить себе, какая может быть «личная свобода» у безработного, который ходит голодным и не находит применения своего труда. Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода».
Сталинское понимание классового характера демократии очистило вопрос о подлинной свободе человеческой личности от политической фальши. Советская эпоха – это борьба за социализм, все действия людей, организаций, направленные на победу, укрепление и развитие социалистического строя, находили полную поддержку и всемерное поощрение со стороны Советского государства, Коммунистической партии, народа. Политические права не «вообще», а конкретные, как то: свобода слова, печати, собраний, право объединения в общественные организации, неприкосновенность личности и др. – были закреплены Конституцией СССР. Таким образом, трудящимся были предоставлены на деле все свободы, необходимые для поступательного развития социалистического строя, для всестороннего развития личности.
Разоблачая лейбористского клеветника на социализм и ярого защитника капитализма Г. Моррисона, И.В. Сталин выступал в газете «Правда» (1951,1 августа): «В СССР не существует свободы слова, печати, организации для врагов народа, для свергнутых революцией помещиков и капиталистов. Не существует свободы слова также для неисправимых воров, для засылаемых заграничной разведкой диверсантов, террористов, убийц, для тех преступников, которые стреляли в Ленина, убили Володарского, Урицкого, Кирова, отравили Максима Горького, Куйбышева. Все эти преступники, начиная от помещиков и капиталистов до террористов, воров, убийц и подрывников, добиваются того, чтобы восстановить в СССР капитализм, восстановить эксплуатацию человека человеком и залить страну кровью рабочих и крестьян. Тюрьмы и трудовые лагеря существуют для этих господ, и только для них».
Нынешними же властями понятие политических свобод перевернуто: разглагольствуя о человеческих правах и свободах, политические права и свободы они предоставили олигархам, государственным преступникам, телевизионным и газетным магнатам, ворам в законе и пр. Все это свидетельство лживости насильственно насаждаемой буржуазной, западной демократией, преследующей единственную цель – отстранение масс от политики, сохранение нынешнего антинародного, антидемократического режима.
Сегодня появилось слишком много проповедников неограниченной свободы, вседозволенности. И это выдают за сверхдемократизм. Но прав и свобод не бывает без обязанностей. В сталинскую эпоху политические права и свободы находились в единстве с обязанностями советских людей. И это позволяло целесообразно и разумно организовывать и направлять все силы народа на успешное решение задач социалистического строительства, а в годы Великой Отечественной войны – на разгром фашистской Германии – главного врага человеческой свободы и мирового прогресса.