Таджики на Урале

Найдено 1 определение
Таджики на Урале
Т. – ираноязычный народ, основное население Респ. Таджикистан. По данным переписи 2002 г., численность в Свердловской обл. – 6,1 тыс. чел. (0,14% населения обл.), в Челябинской обл. – 5,1 тыс. (0,14%), в Оренб. обл. – 2,5 тыс. (0,1%), в Пермском крае – 2 тыс., в Удмуртии и Респ. Коми – по 0,4 тыс., Курганской обл. – 0,2 тыс. Данные переписи, вероятно, занижены в несколько раз – так, по данным мин-ва труда Респ. Таджикистан на 2006 г., в УрФО работало 61 тыс. т. – трудовых мигрантов. Миграция т. в Урало-Сибирский регион имеет продолжительную историю и может быть возведена к приходу в кон. XIV в. шейхов тариката накшбандийа из Бухары. После вхождения Урало-Сибирского региона в состав России купцы из Ср. Азии были постоянными участниками ярмарочной и приграничной торговли (см. Мусульмане на ярмарках Урала). Бухарские купцы, имевшие таджикское происхождение (они общались между собой на фарси), были активными участниками Ирбитской ярмарки. В период утверждения сов. власти в Ср. Азии и последовавшего периода репрессий значительное число участников и лидеров басмаческого движения из числа т. были сосланы в Респ. Коми. В период Великой Отечественной войны жители Таджикистана приезжали на Урал в составе рабочих колонн или трудовых армий и работали здесь в 1942–44 гг. на заводах и строительных площадках (см. Трудмобилизованные из Ср. Азии на предприятиях и стройках Урала). Во 2-й пол. ХХ в. на Урал стали приезжать т. – представители молодежи, которые направлялись по комсомольским путевкам в училища, техникумы и вузы, а после по распределению отправлялась в российские города. Часть из них оставалась на пост. жительство. Трудовая миграция т. в РСФСР существовала начиная с 1970-х гг., но она носила организованный и ограниченный характер. На крупных промышленных и с/х объектах действовали интернациональные бригады; в период с 1979 по 1988 г. их численность в Свердловской обл. выросла на 16%. Ситуация коренным образом изменилась после распада СССР. Гражданская война в Таджикистане (1992–97), разруха и тяжелое послевоенное положение в республике спровоцировали массовую миграцию в Россию беженцев и трудовых мигрантов. За межпереписной период (1989–2002) численность т. в Оренб. обл. выросла в 6 раз, в Пермской обл. – в 2,5 раза. Таджикистан лидирует среди др. стран по кол-ву отправляемых в регион трудовых мигрантов. В Свердловской обл. в 2007 г. граждане Таджикистана составляли 28% всех поставленных на миграционный учет органами ФМС, в 2008 г. – уже 34%. С учетом интенсивной миграции в регионы Урала, численность т., особенно в мегаполисах, неуклонно увеличивается. По данным культурных центров «Сомон» и «Сомониен», в Екатеринбурге пост. находится порядка 50 тыс. т., в Челябинске – 20 тыс., в Магнитогорске – 10 тыс. Только в течение 2006 г. в Пермь приехало 7 тыс. т. Спецификой трудовой миграции т. объясняется более чем двукратное превышение числа мужчин над числом женщин. Из Таджикистана приезжают гл. образом молодые мужчины от 20 до 35 лет. На Урале т. работают земляческими или родовыми бригадами. Исследование, проведенное среди рабочих-т. Сысертского р-на Свердловской обл. и Екатеринбурга в августе 2006 г., показывает, что такими группами руководят старейшины, как правило, имеющее духовное образование. Они контролируют поведение членов своей бригады, ищут новую работу, ведут переговоры с представителями властей в спорных случаях, удовлетворяют религиозные нужды. У этих же старейшин концентрируются все финансовые средства, заработанные родственниками. В среднем в такой родовой группе насчитывается от 8 до 12 чел. Земляческий принцип наблюдается в разделении сфер труда. По данным «Обществ. центра таджиков Перми», до 95% выходцев из Согдийской (быв. Ленинабадской) обл. Таджикистана работают в строительной сфере, тогда как почти все выходцы из Хатлонской обл. заняты в торговле на рынках. Преимущественно т. работают на строительстве домой и коттеджей, многие заняты в торговле, поскольку т. традиционно занимаются поставками и продажей овощей, свежих фруктов и сухофруктов. Торговля сосредоточена на оптовых рынках и базах, маленьких рынках. Незначительное число т. занято в сфере услуг. Проживают преимущественно в больших городах, городах-спутниках и пригородной зоне. Имеются места компактного расселения т.: в Екатеринбурге – м/р-н Сортировка, в Перми – м/р-ны Парковый и Заостровка, что объясняется наличием там оптовых баз и рынков, на которых они работают. Взаимоотношения с местным населением не всегда носят мирный характер. Согласно опросу августа 2006 г., каждый третий т. сталкивался с тем или иным проявлением нетерпимости, 70% страдали от незаконных поборов, к 20% опрошенных применялось физическое и психологическое насилие от сотрудников органов внутренних дел и граждан. Нетерпимость и ксенофобия, которую испытывают т. со стороны коренного населения, отчасти связана с имеющими место фактами наркоторговли. 10.05.2004 г. в Екатеринбурге состоялся «антитаджикский» митинг, участники которого выступали против «засилья» иногородних граждан. Защитой прав т., сохранением и популяризацией культуры т. занимаются многочисленные т. нац.-культурные организации: «Обществ. центр таджиков Перми» (рук. Ф. Холмуродов), Оренб. региональная и городская нац.-культурные автономии т., оренб. городская обществ. организация «Нац.культурный центр “Хамшахриен”» («Земляки»), оренб. региональная обществ. организация «Содействие» (рук. Т.М. Баротов), нац.-культурная автономия т. г. Орска (рук. А.В. Тошев), региональная обществ. организация т. «Вахдат» («Единство») (рук. Н.М. Едгоров), Челябинский региональный нац.культурный центр «Сомониен» (рук. И. Раджабов), фонд по поддержке и развитию культуры и деловых связей граждан Таджикистана в Магнитогорске «Мадат» (рук. Б. Султонов), свердловская обществ. организация «Ассоциация т. и персоязычных народов Урала “Пайванд”» (рук. Х. Раджабов), ассоциация «Пайванд» Урало-Сибирского региона (рук. Х. Косимов), свердловская региональная обществ. организация «Дидор» (рук. Х. Айдаров), свердловское общество т. культуры «Сомон» (рук. Ф. Мирзоев), обществ. организация т. Удмуртии «Ориен-Тадж» («Благородные»; рук. А. Талбиев) и др. Данные организации занимаются помощью в регистрации временных мигрантов, связью с посольством и консульством Таджикистана в России для получения необходимых документов, взаимодействием в случае возникающих конфликтов с органами УВД, оказывают помощь в отправлении на родину умерших, участвуют в межнац. праздниках, организуемых властями, организуют собств. мероприятия, вкл. выставки, презентации, культурные вечера и т.д. Нац.-культурные объединения т. играют немалую роль в развитии культурно-экономич. взаимоотношений регионов, в которых они действуют, с Респ. Таджикистан. Таджикистан подписал соглашения о сотрудничестве в разл. сферах с рядом регионов Урала. С кон. 2008 г. в Екатеринбурге действует консульство Респ. Таджикистан (консул Ф. Шарипов). Ряд организаций издают собств. газеты. В Екатеринбурге совм. с редакцией «Московского комсомольца» выходит газета «Идем на Восток», в Оренбурге вышли первые номера газет «Вахдат» и «Паеми Оренбург», в 2008 г. была зарегистрирована обл. газета таджикистанцев Оренбуржья «Согдиана». В электронном виде выпущено три номера издания. Планируется включение данного издания в программу финансирования за счет средств обл. бюджета. В религиозном плане т. мусульманесунниты, выходцы из Горно-Бадахшанского р-на Таджикистана – шииты-исмаилиты. Почти все т. – практикующие мусульмане. На рынках Перми и Екатеринбурга они оборудовали молельные комнаты, где совершают намаз. Т. составляют значительную часть прихожан мечетей в крупных городах Урала. Обладая высокой религиозной грамотностью, т. играют значительную роль в жизни мус. сообщества Урала. 3% имамов Урала – по национальности т. (в т.ч. в таких крупных мечетях, как соборная мечеть Перми, «Медная» мечеть г. Верх. Пышма и др.) т. проводят и собств. религиозные мероприятия. Так, в марте 2009 г. в екатеринб. мечети «Маулид» была организована богословская конференция, посвященную имаму Абу-Ханифе. Значительное число т. ездит в хадж из регионов Урала по путевкам, предоставляемым гражданам России. Только 2007 г. при помощи Регионального ДУМ Свердловской обл. смогли совершить хадж более 70 т. Наиболее сильная община т.-исмаилитов действует в Екатеринбурге. Она объединяет свыше 2000 чел. Их интересы представляет свердловская региональная обществ. организация «Дидор», организовавшая обучение детей таджикскому яз. и культуре в ДК ВОС. Там же справляются религиозные праздники исмаилитов (дни рождения духовного лидера имама Ага-Хана IV и др.), проводятся встречи с представителями международного фонда Ага-Хана. Т. – наиболее многочисленная, стремительно растущая и активная диаспора из числа мус. народов в регионах Урала. Многие представители т. прочно обосновались в крупных городах, перевезли сюда свои семьи и успешно интегрировались в принимающей среде. Лидеры диаспор и обществ. организации проводят работу по обучению вновь прибывающих мигрантов русскому яз. и законодательству РФ. На проблему социокультурной адаптации т. – трудовых мигрантов власти уральских регионов только начинают обращать внимание, ее механизмы еще не выработаны, но понимание проблемы назрело. Миграция из Таджикистана становится повседневной частью жизни, без нее экономика уральских регионов уже не может эффективно работать и развиваться. Поэтому на повестке дня стоит необходимость разработки адаптационных и интеграционных программ, позволяющих приезжающим на Урал т. становиться частью российского общества, сохраняя черты нац. культуры. Лит.: Клюева В.П. Бухарские общины в Сибири (конец XVI – начало XIX вв.) // Проблемы экономической и социально-политической истории дореволюционной России. – Тюмень, 2001, с. 77–85; Национальный состав населения Оренбургской области: Статсборник, т. 1. – Оренбург, 2004, с. 9–57; Старостин А.Н. Влияние этноконфессиональной политики властей на формирование исламского ландшафта уральских городов: методология исследования. – www.ino-center.ru/news/ doc/259starostin.pdf; Его же. Меры по социокультурной адаптации трудовых мигрантов сквозь призму законодательства и деятельность общественных организаций // Проблемы взаимодействия международного и национального права в условиях глобализации. – Екатеринбург, 2008, с. 261–68.; Его же. Проблема социокультурной адаптации таджикских трудовых мигрантов на Урале. Доклад // Перспективы и трудности межконфессионального диалога. Семинар. 5–6.10.2006. – Екатеринбург; Его же. Таджикское утро // Складчина. Вып. 5. – Екатеринбург, 2003, с. 128–32; Его же. Уральские исмаилиты. Сюжет телепрограммы «Ислам сегодня». Эфир 14.07.2006. Телеканал ОблТВ (Екатеринбург); Черных А.В. Таджики в Перми: Очерки этнокультурного развития. – Пермь, 2004. А.С., К.М.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009