в греческой мифологии лидийский или фригийский царь, обреченный богами на вечные муки («танталовы муки»): стоя по горло в воде и видя спускающиеся с дерева плоды, Т. не мог утолить жажду и голод, т. к. вода уходила из-под его губ, а ветвь с плодами отстранялась.
Тантал
ТАНТАЛ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Тантал
в мифах древних греков лидийский или фригийский царь, сын Зевса, славившийся своим богатством. За свои преступления против богов был обречен ими на вечные муки в подземном царстве (танталовы муки): стоя по горло в воде и видя свисающие с дерева плоды, Тантал не может утолить жажду и голод, так как вода уходит от его губ, а ветвь с плодами отстраняется.
Источник: Исторический словарь
ТАНТАЛ
мифологический персонаж, сын Зевса и богини богатства Плуто, отец Пелопса и Ниобы. Он раскрыл людям вверенные ему Зевсом тайны, а чтобы убедиться во всеведении богов предложил им в пищу разрубленного им на куски Пелопса. За это Тантал был предан в подземном мире страшному наказанию: он сидел по горло в воде, и над головой его висели великолепные плоды, причем его постоянно терзали жажда и голод; но как только он наклонялся, чтобы напиться, или протягивал руку к плодам, чтобы утолить голод, вода опускалась, а плоды поднимались вверх, продолжая дразнить его. Кроме того, над головой Тантала висела огромная скала, каждую минуту грозившая обрушиться на него. Отсюда выражение «Танталовы муки».
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Тантал
(греч. Tantalos, лат. Tantalus), сын Зевса, отец Пелопса и Ниобы, царь горы Сипила близ Смирны (М. Азия). Посещал пиры богов, похищал со стола нектар и амброзию, разглашал людям тайные решения богов. Желая узнать, всеведущи ли боги, Т. убил своего сына Пелопса и накормил их его мясом. Боги наказали Т.: он стоял в подземном царстве в воде, но не мог утолить жажду; над ним висели ветки с плодами, но голод мучил его, т. к. вода отступала, когда Т. собирался напиться, а ветки отодвигались, когда он протягивал к ним руку (отсюда выражение «танталовы муки»). По другой версии, над Т. висела качающаяся скала, ежеминутно грозившая сорваться и раздавить его. На всем его роде лежало проклятие богов (Атрей, Агамемнон, Ифигения, Орест).
Источник: Словарь античности. 1989
ТАНТАЛ
в греч. миф. герой, сын Зевса и Плуто, царствов. в обл. горы Сипила в Юж. Фригии (М. Азия) и славивш. своим богатством. По одной из версий мифа, он был женат на дочери бога златоносной р. Пактола. Пользуясь благоскл. олимпийских богов, он был удостоен чести принимать участие в их пирах, но отплатил им за это неблагодар.: по различ. вариантам мифа, он разгласил среди людей услыш. им тайны олимпийцев или раздал своим близким похищ. на пиру у богов нектар и амбросию. За свои пре-ступл. Т. был наказан в подземном царстве вечн. мучениями: стоя по горло в воде, он не может напиться, так как вода тотчас отступает от губ; с окружающих его деревьев сви-сают отягощ. плодами ветви, к-рые вздымаются вверх, как только Т. протяг. к ним руку («Танталовы муки»). А над его головой нависает скала, ежеминутно грозящая падением.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Тантал
в греческой мифологии герой, сын Зевса и Плуто, царствовавший в области горы Сипила в Южной Фригии (Малая Азия) и славившийся своим богатством. Был женат на дочери бога златоносной реки Пактола. Пользовавшись благосклонностью олимпийских богов, он был удостоен чести принимать участие в их пирах, но отплатил им за это неблагодарностью: разгласил среди людей услышанные им тайны олимпийцев, раздал своим близким похищенные на пиру у богов нектар и амбросию. Для испытания всеведения богов Тантал пригласил их к себе и в качестве угощения подал им мясо своего убитого сына Пелопа. Среди преступлений Тантала против богов также похищение (или укрывательство похищенной) золотой собаки из храма Зевса на Крите и клятвопреступное отпирательство в содеянном. За свои преступления Тантал был наказан в подземном царстве вечными мучениями: стоя по горло в воде, он не мог напиться, так как вода немедленно отступала от губ; с окружающих его деревьев свисали отягощенные плодами ветви, которые вздымались вверх, как только Тантал протягивал к ним руку («Танталовы муки»). Над его головой нависала скала, ежеминутно грозившая падением. Образ Тантала изображен Софоклом в трагедии «Тантал» (не сохранилась).
ТАНТАЛ
• Tant?lus,
????????,
1. богатый царь фригийский, царствовавший в стране у горы Сипила (называемый также царем лидийским, пафлагонским, коринфским, аргосским), сын Зевса (или Тмола) и Плуто, богини богатства, отец Пелопса, Бротея и Ниобы (которых от него родила Еврианаса или же Плеяда Тайгета или же Гиада Диона). Он был любимец Зевса и богов и часто участвовал в их пирах; но, будучи смертным, оказался недостойным такого счастья. Он согрешил перед богами и был за это тяжко наказан. О его вине рассказывается различно. По одному сказанию, он похитил на пиру богов амбросию и нектар и принес их людям; по другому, он открыл вверенные ему тайны Зевса и, разрубив сына своего Пелопса, предложил его в пищу богам (см. Pelops, Пелопс); наконец, рассказывается еще, что он Пандарею не возвратил собаки, вверенной ему, утверждая с клятвой, что он не получал ее. По словам Гомера (Ноm. Od. 11, 582 слл.), наказание его состояло в том, что он в аду стоял по горло в воде, между тем как над его головой висели прекраснейшие плоды. Когда он, мучимый жаждой и голодом, наклонялся к воде, чтобы напиться, она уходила под ним; когда же он хотел достать плоды, они поднимались на воздух. Другое сказание заставляет Т., вместо жажды и голода среди изобилия, испытывать вечную тревогу, рассказывая, что над его головой висела скала, готовая ежеминутно обрушиться, а сам он висел на воздухе. По некоторым мифам можно предполагать, что первоначально Тантал подвергся наказанию не в аду, а на земле. В родy Т. или Пелопидов продолжали господствовать дикие страсти и преступления их отца. Богатство и наказания Т. обратились в поговорку; отсюда речения: ???????? ???????, ???????, ????????, ???????? ????, ?????????? ?????;
2. сын Фиеста, закланный Атреем (см. Atreus, Атрей); или сын Бротея, убитый Агамемноном до женитьбы с Клитемнестрой и погребенный в Аргосе;
3. сын Амфиона и Ниобы. Ov. met. 6, 240.
????????,
1. богатый царь фригийский, царствовавший в стране у горы Сипила (называемый также царем лидийским, пафлагонским, коринфским, аргосским), сын Зевса (или Тмола) и Плуто, богини богатства, отец Пелопса, Бротея и Ниобы (которых от него родила Еврианаса или же Плеяда Тайгета или же Гиада Диона). Он был любимец Зевса и богов и часто участвовал в их пирах; но, будучи смертным, оказался недостойным такого счастья. Он согрешил перед богами и был за это тяжко наказан. О его вине рассказывается различно. По одному сказанию, он похитил на пиру богов амбросию и нектар и принес их людям; по другому, он открыл вверенные ему тайны Зевса и, разрубив сына своего Пелопса, предложил его в пищу богам (см. Pelops, Пелопс); наконец, рассказывается еще, что он Пандарею не возвратил собаки, вверенной ему, утверждая с клятвой, что он не получал ее. По словам Гомера (Ноm. Od. 11, 582 слл.), наказание его состояло в том, что он в аду стоял по горло в воде, между тем как над его головой висели прекраснейшие плоды. Когда он, мучимый жаждой и голодом, наклонялся к воде, чтобы напиться, она уходила под ним; когда же он хотел достать плоды, они поднимались на воздух. Другое сказание заставляет Т., вместо жажды и голода среди изобилия, испытывать вечную тревогу, рассказывая, что над его головой висела скала, готовая ежеминутно обрушиться, а сам он висел на воздухе. По некоторым мифам можно предполагать, что первоначально Тантал подвергся наказанию не в аду, а на земле. В родy Т. или Пелопидов продолжали господствовать дикие страсти и преступления их отца. Богатство и наказания Т. обратились в поговорку; отсюда речения: ???????? ???????, ???????, ????????, ???????? ????, ?????????? ?????;
2. сын Фиеста, закланный Атреем (см. Atreus, Атрей); или сын Бротея, убитый Агамемноном до женитьбы с Клитемнестрой и погребенный в Аргосе;
3. сын Амфиона и Ниобы. Ov. met. 6, 240.