Тассилин-Аджер

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Тассилин-Аджер
один из древнейших центров обитания человека в Сахаре (плато из песчаника в Африке). Имеющиеся в изобилии гроты и навесы использовались людьми в качестве жилищ. Открыт один их крупнейших комплексов древних наскальных рисунков и найдены неолитические орудия и керамика. Сохранились десятки тысяч живописных фрагментов разного времени – от примитивных рисунков, изображающих слонов, жирафов, бегемотов (6 – 5 тыс. до н.э.) и многофигурных сцен охоты, войны, перегонки стад и т.д. (4 тыс. до н.э.) до схематических фигурок верблюдов (первые века н.э.). См. Неолит.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Тассилин-Аджер
плато в Северной Африке, в Алжирской Сахаре. Один из древних центров обитания человека в Сахаре. Крупнейший комплекс наскальной живописи, представляющий все этапы развития наскального искусства Сахары. В углублениях под скалами сохранились десятки тысяч изображений людей и животных, выполненные минеральными красками (преимущественно охрой). В древнейших росписях (восходят к 8-му тыс. до н.э.) преобладают одиночные контурные изображения слонов, носорогов и др., позднее - обобщенные изображения людей с круглыми головами. В 4-м тыс. до н.э. появляются полихромные многофигурные сцены охоты, танцев, сражений, выпаса быков.

Источник: Исторический словарь

ТАССИЛИН-АДЖЕР
ступенчатое плато в Центр. Сахаре (Алжир), где еще в кон. 19 в. были открыты многочисл. разновременные наскальные изображения ("фрески" Тассили - преим. монохромные и полихромные рисунки). Т.-А. называют самым большим в мире музеем доисторич. иск-ва. Наиболее детальное их исследование осуществила франц. экспедиция А. Лота в 1956-57. В наст. время насчитывается св. 15 тыс. изображений (выбитых и раскрашенных или нанесенных краской). Древнейшие из них датируются 6-5-м тыс. до н. э. Нередко более древние "фрески" перекрыты сделанными позднее. "Фрески" Тассили, созданные племенами охотников и рыболовов, пастухов, а позднее скотоводов, дают богатейший мат-л для характеристики жизни древних обитателей Сахары до превращения ее в пустыню. К самым древним относятся примитивно-натуралистич. монохромные изображения диких животных. С течением времени совершенствовалась техника нанесения изображений, усложнялись сюжеты, появилась детализация. Первобытные художники все многообразнее отражали в своих "фресках" окружающий мир. С появлением здесь скотоводческих племен (ок. 3-го тыс. до н. э.), наряду со сценами повседневной жизни людей и изображениями животных, появляются крупные, замечательно выполненные композиции - сцены войны, охоты, стада животных и др. Ок. сер. 2-го тыс. до н. э. появляются изображения колесниц, запряженных лошадьми, а в нач. н. э. - верблюдов, вытеснивших в Сахаре лошадь.

Лит.: Лот А., В поисках фресок Тассили, пер. с франц., М., 1962; Мириманов В. Б., Африка. Искусство, (М., 1967) (библ.); Lajoux J. D., Merveilles du Tassilin Ajjer, P., 1962.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976