Татары Оренбургской областиТатары Удмуртии

Татары Свердловской области

Найдено 1 определение:

Татары Свердловской области

компактно расселены в Красноуфимском (18,9% населения р-на), Нижнесергинском (12,7%), Ачитском (10,8%), Артинском (8,2%) р-нах, в крупных городах – Екатеринбурге (6,2%), Верх. Пышме (9,8%), Каменск-Уральском (5,3%), Ниж. Тагиле (2,6%) и др. На протяжении ХХ в. численность т. увеличилась более чем в два раза: 1939 г. – 81 тыс. чел., 1959 – 158,2 тыс., 1970 – 176,2 тыс., 1979 – 179,3 тыс., 1989 – 187,8 тыс., 2002 – 168,1 тыс. чел. (или 3,75% населения обл.). В области имеется ок. 40 татарских сельских населенных пунктов, возраст некоторых из них превышает 400 лет (см. Сельское тюрко-мус. население Свердловской обл.). Здесь проживает несколько этнографических групп татар, в т.ч. южная подгруппа пермских татар (красноуфимские или верхнеуфимские татары), расселенные на юго-западе региона, и туринские татары (в Тугылымском, Слобода-Туринском и Ирбитском р-нах). Заселение Т. этих земель шло в несколько этапов одновременно с запада и востока. В Х–XIII вв. торговые контакты Волжской Булгарии с финно-угорскими и башкирскими племенами привели к проникновению булгар на юго-запад совр. Свердловской обл., что зафиксировано археологически. В составе Золотой Орды (XIII–XV вв.) Урал заселялся кипчаками. С тер. Зап. Сибири в р-ны Ср. Зауралья проникали предки сибирских татар. После распада Золотой Орды значительная часть тер. нынешней Свердловской обл. входила в состав гос-в сибирских татар, строивших здесь городские поселения, в т.ч. Епанчин юрт на месте совр. г. Туринска. Тогда же стали складываться этнографические группы верхотурских и табаринских татар, впоследствии крестившихся и ассимилированных русскими. Предки красноуфимских татар, принадлежавшие к элю кушчи, также входили в состав одного из этих гос-в – вилайета Чимги-Тура. В этногенезе красноуфимских татар приняли участие, кроме того, кунгурские татары, образовавшиеся из групп ногайского происхождения, когда Приуралье контролировала Ногайская Орда. После присоединения к России Казанского ханства началась миграция татарского населения из Ср. Поволжья в малоосвоенные р-ны Урала. Изначально они селились в Приуралье на свободных землях или на землях башкир на правах припуска, вступая с ними в межэтническое взаимодействие. Со 2-й пол. XIX в. наметились процессы урбанизации т., переселявшихся в крупные и средние города, в заводские поселения, где они поступали работать на промышленные предприятия. Это привело к увеличению кол-ва мус. общин. Так, только в Красноуфимском уезде к 1908 г их стало больше в 3 раза по сравнению с 1826 г. Если раньше в Ирбитском и Верхотурском уездах, судя по письменным источникам, ничего не было известно о наличии мус. культовых зданий, то в 1908 г. в них зафиксировано соотв. 2 и 7 мечетей. Широкое развитие на Ср. Урале получили мус. благотв. и культурнопросветительские организации (см. Ислам в Свердловской обл.). Чересполосное расселение т. с башкирами, чувашами, марийцами способствовало установлению контактов и взаимодействию, которое отразилось на особенностях формирования локальных этнографических групп. Так, по данным на 1909 г., население ряда деревень Красноуфимского уезда – Азигулово, Артя-Шигири (Мавлюково), Бакийково, Биткино, Бихметково, Усть-Манчаж, Гайны – в нач. века определялось статистами как башкиры. В переписи 1926 г. жители этих деревень уже значились как т. Др. группа, назвавшаяся в 1926 г. башкирами (дд. Сызги, Озерки, Азигулово, Акбашево, Уфа-Шигири, Аракаево, Перепряжка, Урмикеева, Шокурово), к кон. 1950-х гг. относила себя к т. По наблюдениям этнографов, в языке красноуфимских татар заметно влияние башкирского яз. В 1920-х – нач. 1930х гг. произошла еще одна волна переселения т. в города, вызванная курсом на индустриализацию страны. В первые годы сов. власти по отношению к т. проводилась политика, направленная на сохранение их нац. идентичности. В 1920-е гг. появились Свердловский татарский театр, татаро-башкирский пед. техникум (1919–41), нац. школы (к 1953 г. на тер. области действовало 38 татарских школ, в т.ч. 22 нач., 15 семилетних и 1 средняя). Выпускалось большое кол-во периодических изданий на татарском яз.: газеты «Коммунист», «Социализм юлы», «Алмашка!», «Сабан хэм чукеч» (1919–30), приложение «Яш коммунар» (1932–35), бюллетень «Урал магариф» (нач. 1930х), журналы «Шапи агай» (1924–27, Свердловск), «Бакын учун куряш» (1932–35, г. Красноуральск), «Алга» (1935, г. Кушва), «Ленин юлы» (1931– 33, г. Асбест), «Ударник» (1935, с. Манчаж), «Эшче» (1931–37, г. Надеждинск-Серов), «Эчкон» (1932–35, г. Лысьва ныне Пермского края). В местах компактного расселения татар создавались нац. колхозы. Так, в Манчажском, Сажинском и Нижнесергинском р-нах, по данным на 1953 г., имелось 8 чисто татарских колхозов. Из 42 закрытых в 1930-е гг. мечетей области в 34 располагались татарские культурно-просветительские учреждения. Активизация нац.-культурной жизни т. произошла в кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. Появились обществ. организации, занимающиеся проблемами нац. возрождения («Урал» с 1988 г.; благотв. фонд «Якташ» с 1994 г., «Мирас» с 1997 г. и др.; на 2002 г. их число достигло 26). С июня 1997 г. действует Нац.-культурная автономия татар Свердловской обл. (НКАТ) под председательством М.М. Шарафулина. На телестудии НКАТ производится единственная в области программа на татарском яз. «Минем илем», нерегулярно выпускается одноименная газета. 25.05.1996 г. учреждено постпредство Респ. Татарстан в Свердловской обл. во главе с Р.З. Бикбовым, в задачи которого входит установление, развитие и расширение торгово-экономических, научнотехнических, культурных и гуманитарных связей и контактов между Татарстаном и областями Уральского региона. С лета 2007 г. в здании постпредства открыт корпункт телеканала ТНВ (Татарстан). В разное время в Екатеринбурге выходили татароязычные газеты: «Халык авазы» (1991), «Тансу» (с 1993), «Якташ» (1994), «Урал тау», «Туган ягым» (2000). «Саф чишма» (с 2001 по наст. время), «Безнен заман» (2006). Работают корпункты татаробашкирской редакции радио «Свобода» и агентства «ТатарИнформ». По данным на 2002 г., татарский яз. преподается в 17 школах региона. В 2006 г. действовало ок. 50 татарских творческих коллективов, 8 из которых имеют звания «народных» или «образцовых». С 1997 г. действует региональный Спортивно-культурный центр «Ак барс», с октября 1998 г. – областная федерация нац. борьбы «Курэш» (обе организации возглавляет А.Х. Габдрахманов), которая ежегодно проводит соревнования по борьбе на поясах. Лит.: Гурьев Н.А. Национальные меньшинства Урала. – М., 1930; Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона. – Казань, 1993; Колхозная жизнь на Урале. 1935–1953. / Сост. Х. Кеслер, Г.Е. Корнилов. – М., 2006; Мазур Л.Н. Села и деревни Среднего Урала в ХХ веке. Статистико-этнографическое описание. – Екатеринбург, 2003; Научно-информационный вестник истории и этнографии татарского населения Урала. Вып. 1. – Екатеринбург, 1999; Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала XVII – первая половина XIX в. – Пермь, 1995. А.С., Р.Б.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Татары Свердловской области — 0

Найдено научныех статей по теме Татары Свердловской области — 0

Найдено книг по теме Татары Свердловской области — 0

Найдено презентаций по теме Татары Свердловской области — 0

Найдено рефератов по теме Татары Свердловской области — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!