Татлин, Владимир Евграфович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Татлин, Владимир Евграфович

Род. 1885, ум. 1953. Художник-авангардист, дизайнер, сценограф. Стоял у истоков художественного конструктивизма. Выпускник Пензенского художественного училища. Работы: "Матрос (Автопортрет)" (1911), "Продавец рыб" (1911), "Модель проекта Памятника 3-му Коммунистическому Интернационалу" ("Башня Татлина", 1919—20), модель одноместного летательного аппарата "Летатлин" (1929—32), натюрморты, пейзажи, портреты и др. Организатор "Первой выставки живописных рельефов" (1914). После Октябрьской революции председатель Московской художественной коллегии Наркомпроса (1918), председатель Объединения левых течений в искусстве (1921—1925), руководитель Отдела материальной культуры ленинградского Государственного института художественной культуры (1923— 25), преподаватель Киевского художественного института (1925—27). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ТАТЛИН Владимир Евграфович
(16.12.1885, М. – 31.5.1953, там же), живописец, дизайнер, сценограф. Учился в МУЖВЗ (1902–03), ПХУ (1905– 10) у А. Афанасьева, И. Горюшкина-Сорокопудова. Параллельно занимался в ряде студий и авангардных кружков М. и СПб. (у И. Машкова, Я. Ционглинского, М. Бернштейна, М. Ларионова). В 1911 участвовал в иллюстрировании футуристич. книг; оформил спектакль «Царь Максимилиан» в Моск. худож. кружке, работал над сценографией опер Глинки «Жизнь за царя» (1913–15), Вагнера «Летучий голландец» (1915 – 1918). С 1909 участник выставок: «Золотое руно», «Союз молодежи», «Бубновый валет», «Современная живопись» и др. Зав. Моск. худож. коллегией ИЗО Наркомпроса, чл. Отдела музеев, куратор реформы худож. образования и монумент. пропаганды, чл. Бюро по созданию междунар. орг- ции деятелей иск-ва (1918–19). Пред. «Объединения левых течений в иск-ве» (1921–25). Работал в Пг., Л. (1919–25), Киеве (1925–27), М. (с 1927). Делал модели новой одежды, мебели, посуды. Осн. произв.: «Матрос» («Автопортрет», 1911, ГРМ), «Натурщица» (1913, ГТГ), проект и модель «Памятника III Интернационала» (башня Татлина, 1919–20), модель летат. аппарата «Летатлин» (1929–32). Как сценограф поставил ок. 20 спектаклей: в 1935 – «Комик 17 в.» (МХАТ-2), «Не сдадимся» (Камерный театр); «Дело» (1940, Центр. театр Сов. Арм.), «Глубокая разведка» (1940–43, МХАТ) и др. Персон. выставки: в М. (1932), Стокгольме (1967), М. (1977). Засл. деят. иск- в РСФСР (1931). Преподавал в Киевском худож. ин-те (1925–27), ВХУТЕИНе в М. (1927–30). Имя Т. носит худ. школа № 1 в Пенз. Лит: БСЭ. Т. 25; Искусство. 1987. № 8; Димаков Д. Велик ли Татлин //Временник. 1992. № 1; В. Татлин. Ретроспектива. Кельн, 1993; Великая утопия, русский и советский авангард 1915–1932. Берн: Каталог. М., 1993; Мастерская Татлина: Выставка 26– 27 мая 1996 г. Пенза: Буклет. Пенз., 1996; Стрельцова С. Жемчужина 20 века //Признание в любви. Пенз., 1998. О. А. Иванчикова, В. Пенз. Сазонов.

Источник: Пензенская энциклопедия.