ТАТЛИН

Найдено 1 определение
ТАТЛИН
Владимир Ефграфович (1885, Москва – 1953, там же), русский живописец, график, художник театра, дизайнер; один из лидеров русского авангарда, основоположник конструктивизма. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1902–03), Пензенском художественном училище (1905–10), посещал занятия в московских студиях И. И. Машкова и др. (1900-е гг.). Член художественных объединений «Ослиный хвост» (1912), Союз молодежи (1913), Левый фронт искусств (с 1922 г.) и др.
В ранних работах заметно влияние импрессионизма. После знакомства с М. Ф. Ларионовым (1908 или 1909) в творчестве Татлина возникает тема быта одесских матросов, рыбаков, торговцев. В полотнах «Матрос», «Продавец рыб» (оба – 1911) художник использует локальный цвет, дугообразные линии, обобщает детали. В 1910-е гг. Татлин часто пишет картины темперой, сопоставляет фигуры разных масштабов – данный прием напоминает композиции житийных икон. На формирование собственной живописной системы В. Е. Татлина оказали влияние опыт современных европейских (П. Сезанн, А. Матисс, П. Пикассо) и русских мастеров, а также традиции древнерусского искусства (фреска, икона). «Натурщица» (1913) – одна из программных работ художника. Татлина не интересует сюжет, для него важны расположение цветовых плоскостей, структура движения света и линий. Краска воспринимается скорее не как цвет, а как пластический материал.
Следующий этап в творчестве мастера – непосредственная работа с материалом (деревом, железом и др.). После посещения мастерской П. Пикассо (1914) он представляет на выставке «материальные подборы» («контррельефы»). В «Контррельефе» (1916) абстрактные геометрические формы выходят в реальное пространство, «отрываясь» от плоскости. Опыт работы с контррельефами, объединявшими особенности разных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, элементов технического изобретательства), позволили Татлину обратиться к архитектуре (проект памятника Третьему интернационалу, 1920), дизайну, сценографии (спектакль «Зангези» по поэме В. Хлебникова, 1923). В основе композиции памятника Третьему интернационалу – устремленная вверх по диагонали спираль; внутри сооружения расположены основные объемы – куб, цилиндр, полусфера, которые, по замыслу художника, могли вращаться.
В 1920-е гг. Татлину были близки идеи «производственного искусства». Он создает модели одежды, фарфоровой посуды, мебели. Вместе со студентами Вхутеина изготавливает три экземпляра летательного аппарата – «Летатлина» (1929–32), который должен был приводиться в движение мускульной силой человека. Конструкция аппарата была основана на изучении строения птичьих крыльев. В 1920-е гг. Татлин выдвигает идею «материальной культуры», утверждая, что в технических формах следует воплощать структуру биологического организма. В 1930-е гг. художник работает в основном в области театрально-декорационного искусства, возвращается к станковой живописи.
Творчество В. Е. Татлина оказало значительное влияние на современное искусство, став «классикой» русского авангарда.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

В. Е. Татлин и А. Я. Таиров. Один эпизод из истории камерного театра.

Зиброва О. А.
Статья посвящена одному из малоизученных аспектов творчества В. Е. Татлина оформлению героического представления "Не сдадимся", поставленного А. Я. Таировым на сцене Камерного театра в 1935 г.
Читать PDF
0.00 байт

Мироздание и жизнеусторойство в концепциях формообразования К. С. Малевича и В. Е. Татлина

Жирякова Анна Дмитриевна, Назаров Юрий Владимирович
В статье сопоставляются духовные и профессиональные положения двух радикально противоположных концепций формообразования лидеров русского авангардного искусства В.Е. Татлина и К.С.
Читать PDF
1.16 мб

Геометрия Лобачевского как символ революции в памятнике III Интернационала В.Е. Татлина

Григорьева Алина Николаевна
Статья посвящена проблеме отражения идей геометрии Н.И.

Похожие термины:

  • Татлин, Владимир Евграфович

    Род. 1885, ум. 1953. Художник-авангардист, дизайнер, сценограф. Стоял у истоков художественного конструктивизма. Выпускник Пензенского художественного училища. Работы: "Матрос (Автопортрет)" (1911), &