ТЕАТР-СТУДИЯ НА ЮГО-ЗАПАДЕ

Найдено 1 определение
ТЕАТР-СТУДИЯ НА ЮГО-ЗАПАДЕ
самодеятельный коллектив, возникший в 1977 г. на окраине Москвы (бывшее село Востриково) из двух драмкружков — при Дворце пионеров и востриковской библиотеке. Создатель и бессменный руководитель этого коллектива, Валерий Романович Белякович, окончил режиссерский факультет ГИТИСа. Неформальный лидер, он строил театрв прямом и переносном смысле. Осенью 1977 г. уже были созданы «Водевили», две пьесы по Крылову и Сологубу. В названии театра отразилась тесная связь коллектива с населением ЮгоЗапада Москвы, прежде не имевшим «своего» театра и активно участвовавшим в его рождении. Белякович построил на этом соучастии один из принципов метода работы: новый спектакль готовился две недели, а затем отрабатывался на зрителе, помогавшем режиссеру определить основные акценты. Зрительский круг друзей театра — важная составляющая творческой жизни коллектива. В маленьком помещении, где в нескольких рядах с трудом теснились сто двадцать зрителей, создавалось ощущение единства и общности: «…сидим плотно прижатые друг к другу и чувствуем себя как один человек… да, именно так: все вместе и единым дыханием воспринимаем происходящее на небольшой сценической площадке» (2). К первой половине 1980-х гг. театр-студия в спектаклях «Женитьба» Гоголя, «Жаворонок» Ж. Ануя и «Мольер» М. Булгакова утвердил свое художественное credo. Театр стал своего рода достопримечательностью Москвы, на его спектакли съезжались зрители со всех концов города, приводились иностранные делегации. Будучи еще любителями — с различными профессиями и местами службы, — исполнители этих спектаклей: В. Авилов, С. Белякович, Н. Бадакова, С. Гришечкин, А. Ванин, В. Афанасьев, И. Бочоришвили, Г. Галкина, Т. Кудряшова — стали популярными актерами в глазах не только зрителей, но и театральной критики. Репертуарная афиша вбирала около 20 спектаклей — от «Русских людей» К. Симонова до «Гамлета» Шекспира. Хотя многие приемы режиссуры в самых разных спектаклях приближались к стилистике молодежной дискотеки, актерские индивидуальности любителей проявлялись в них ярко, и они с успехом решали самые сложные задачи. Рядом с пьесами Гоголя («Женитьба», «Игроки», «Владимир III степени», «Ревизор») ставятся пьесы А. Камю и Э. Олби, рядом с Булгаковым — Э. Ватемаа. По определению Беляковича, всех их объединяет «обжигающая энергетика… крупной личности, выдыхающей свой спектакль как огненный залп» (3). Однако до 1867 г. (ЭХО) коллективу приходилось вести постоянную борьбу с различными органами, руководившими самодеятельностью, за право самостоятельного выбора репертуара. Не всегда это удавалось. В 1982 г. в Т.-с на Ю.-З. впервые в СССР были поставлены «Носороги» Э. Ионеско (1982). Белякович прочел пьесу как драму одиночества героя Беранже (В. Авилов) среди торжествующей стадности, персонифицированной в образах благодушного мещанина Жана (С. Белякович) и философствующего приспособленца Додара (А. Ванин). Житейская достоверность здесь претворялась в философскую метафору, а спектакль — в бурлеск. Режиссер и актеры продемонстрировали в нем способность проявлять сценическую многомерность. Спектакль был запрещен, а театр оказался на грани закрытия. Белякович поставил собственную инсценировку по рассказам В. Шукшина «Штрихи к портрету», с акцентом на теме «художник и власть». Мир художника был воссоздан по рассказам, письмам и суждениям писателя, вызывая глубокое сопереживание к «мукам» творческого процесса. Самостоятельность в выборе творческого пути режиссер решал за счет его пестроты: «Самозванец» Корсунского, «Агент 00» Г. Боровика, «Собаки» К. Серги-енко, «Последняя женщина сеньора Яхана» Л. Жуховицкого и рядом — Гоголь, Сухово-Кобылин, все три пьесы которого — «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» — игрались в один вечер. В 1990 г. Белякович ставит, под названием «Птидепе», пьесу «Уведомление» чешского диссидента Вацлава Гавела, ставшего президентом после «бархатной» революции в Чехословакии. Сюжет спектакля — наглядное воплощение административно-командной системы, господства чиновничьего мира над человеком. Режиссер, сценограф, все исполнители следовали законам сценического абсурда, но при этом воссоздавали подлинность жизни человеческого духа. Так, многопланово, внутренне наполненно, используя интонационное богатство контрастов речи, выстраивала собирательный образ партийной кликуши актриса И. Бочоришвили. Спектаклем «Птидепе» театр-студия вступил в новый этап, административно закрепленный правительством Москвы, и существует теперь как Театр на ЮгоЗападе. За период любительства коллектив обрел популярность не только у отечественного, но и у зарубежного зрителя. Среди главных художественных достижений театра-студии критика назвала постановку «Гамлет» (1984). В 1987 г. спектакль был представлен и высоко оценен в Великобритании, на родине Шекспира — на Эдинбургском театральном фестивале. Затем был показан на фестивалях в Финляндии, Польше, США, Японии, Южной Корее. (Л. С.) Лит.: 1. Белякович В. Побеждать каждый день. // Театр. 1986. № 9. C. 37; 2. Аникст А. «Гамлет», заново открытый // Театральная жизнь. 1986. С. 12; 3. Белякович В. Побеждать каждый день // Театр. 1986. № 9. С. 38; 4. Анненский Л. Искрящие кремни // Театр. 1996. № 9; 5. Золотусский И. Риск и выбор // Театральная жизнь. 1987. № 3; 6. Солнцева Л.П. Театры-студии 1980-х — начала 1990-х годов // Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. СПб., 1999.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010