ТЕАТР ВИЗАНТИЙСКИЙ

Найдено 1 определение
ТЕАТР ВИЗАНТИЙСКИЙ
не имел такого общественного значения, как древнегреческий. На смену античным трагедиям и комедиям пришли выступления акробатических цирковых трупп, бродячих актеров, мимов, фигляров (скоморохов, шутов), не имевших никаких гражданских прав и полностью зависевших от своих богатых покровителей. Они устраивали представления на ипподроме, на площадях и улицах города, присутствовали на пирах богатых вельмож и даже на трапезах императоров. Церковь осуждала подобные зрелища, воплощавшие, с ее точки зрения, сущность нечестивой светской жизни, и называла их «бесовскими игрищами». Большой популярностью у ромеев пользовались выступления групповых акробатов (8 человек: пятеро взрослых ловили маленьких детей, исполнявших кувырки и сальто в воздухе, или стоявших на верхушке шеста и боровшихся друг с другом). Иоанна Златоуста, посетившего подобное представление, больше всего поразило то, что акробаты, державшие шесты на лбах, «не пользовались ни руками, ни другими частями тела, но только лбами». Акробаты выступали под аккомпанемент смычковых инструментов или маленькой флейты с барабаном. Их одежда состояла из набедренной повязки и короткой куртки без рукавов или туники до колен с полами, заправленными за пояс. Бродячие актерымимы разыгрывали комические сцены и фарсы собственного сочинения, сопровождавшиеся непристойными жестами и выражениями. Позднее появилась мимическая драма, в которой главное внимание уделялось не развитию действия, а изображению характеровтипов: сводница, гадалка, теща, вдова, скряга, мачеха, влюбленная в своего пасынка, и др. В каждой пьесе обязательно действовал шут. Мимические драмы, близкие к народной жизни, пользовались большой популярностью. Исполнение актеров сопровождалось музыкой, пением, сценическими эффектами. Среди мимов были и женщины, выступавшие в коротких хитонах с большим вырезом. Сатирические сценкиклоунады о супружеской неверности, о сводниках и скрягах, о любовных похождениях разыгрывались вплоть до IX в. В Газе (Южная Палестина) существовала школа, готовившая мимов. Роль театров усилилась в правление императоровиконоборцев, покровительствовавших театральному искусству. Иконоборцы ввели актыпеснопения и театрализованные панегирии, которые устраивались во время больших религиозных праздников в храме св. Софии. В этот период сценические приемы проникли в литургию: в церковной службе появились элементы пантомимы и драматизировалась проповедь. С восстановлением иконопочитания (843 г.) содержание театральных представлений стало религиозным. При Константине VII Багрянородном (905 – 559) в церквах начали разыгрываться литургические драмымистерии на пасху (явление Христа ученикам, нисхождение св. Духа, воскресение Христа), в празднование Преображения, Успения, в дни св. Ильи (мистерия «Взятие пророка Ильи на небо» в храме св. Софии), св. Лазаря (мистерия «Воскрешение св. Лазаря»), в неделю святых праотцев, ветхозаветных предков Христа (за две недели от Рождества Христова – мистерия «Пещное действо») и др. До наших дней дошел сценарий мистерии «Воскрешение св. Лазаря» в рукописи XIII в. с режиссерскими пометками: «Поставь Христа с учениками перед гробницей Лазаря на некотором удалении от нее, Марфу же и Марию, сестер Лазаря, и некоторых иудеев размести возле гробницы, а того, кто исполняет роль Лазаря, на гробнице, затянутым погребальными пеленами и прикрытым покрывалом». Величавые и торжественные представления церковного театра почти полностью вытеснили другие виды сценической деятельности.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
254.64 кб

Рецензия на кн. : Поляковская М. А. Византийский дворцовый церемониал XIV В. : «Театр власти» / науч

Макаров Дмитрий Игоревич