Теодор Драйзер

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Драйзер Теодор
[Герман Алберт] (Dreiser Theodore [Herman Albert]), 27.08.1871-28.12.1945 писатель, обществ. деятель. Род. в Терре-Хот, Инд., в семье разоривш. мелк. предпринимателя иммигранта из Германии. В детстве испытал тяжелую нужду. С 14 лет начал работать, перепробовал множество профессий. В 1889-90 учился в ун-те, Индианы. Мировоззрение Д. сформировалось под влиянием О. Хаксли, Г. Спенсера и др. философов-детерминистов. Лит. деятельность начал в 1892, поступив в ред. газ. «Chicago Daily News» репортером, работал в газетах Сент-Луиса, Питтсбурга, Нью-Йорка. В 1897 появились первые рассказы и очерки Д., в 1900 роман «Сестра Керри», где на шир. соц. фоне обрисована судьба девушки из раб. семьи. Роман подвергся резкой критике за «материализм в самой низменной форме». След. роман Д. «Дженни Герхардт» выходит лишь в 1911. В нем тема борьбы за существование получает дальнейш. развитие. Путь амер. магната к богатству и власти, изображение большого бизнеса лежит в основе романов «Финансист» (1912), «Титан» (1914), являющ. частями «Трилогии желания». Судьбе художника в Америке, психологии худож. творчества посвя-щен роман «Гений» (1915), вызвавш. критику со стороны церкви и запрещенный. Лишь после кампании протеста, в к-рой участвовали Дж. Лондон, Дж. Рид, С. Льюис, запрещение было отменено. Большое влияние на творчество и мировоззрение Д. оказала социалист. революция в России. В памфлете «Бей, барабан» (1919), явившемся откликом писателя на события в России, Д. выступает с резкой критикой капиталистич. строя и антисовет. интервенции. В нояб. 1927 Д. посетил СССР, изложив свои впечатления от поездки в кн. «Драйзер смотрит на Россию». Мир. известность Д. принес роман «Американская трагедия» (1925), считающийся вершиной реалист, мастерства писателя. Накануне и в годы второй мир. войны Д. вел антифаш. деятельность, посетил республ. Испанию. В 1945 он вступил в компартию США. Последняя, незавершен. часть трилогии Д., роман «Стоик» вышел в 1947.

Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.

Теодор Драйзер
1871–1945) Американского писателя Теодора Драйзера много издавали в советское время. Критики писали даже, что Драйзер под влиянием Октябрьской революции в России в своем творчестве «подошел к искусству социалистического реализма в таких произведениях, как „Эрнита“, „Трагическая Америка“ и „Америку стоит спасать“». Сейчас никто уже не вспоминает в связи с Драйзером о соцреализме — все видят в нем прежде всего крупнейшего писателя-реалиста XX века. Теодор Херман Альберт Драйзер родился 27 июля 1871 года на Среднем Западе, в городке Терре-Хот, штат Индиана. Семья его была, как раньше говорили, интернациональной, отец немецкого происхождения, а мать славянского. Семья была бедной, поэтому будущему писателю рано пришлось начать самостоятельную жизнь. Теодор покинул дом и уехал в Чикаго на заработки. Работал в ресторане уборщиком и мойщиком посуды, разнорабочим в лавке. Он мечтал получить хорошее образование, даже поступил в Индианский университет, увлекся философией и литературой — но из-за нехватки денег университет пришлось оставить. В Чикаго Драйзер устроился репортером в газету. Надо сказать, что писатель прошел потрясающую журналистскую школу, прежде чем начать писать романы — он переезжал из города в город: Чикаго, Сент-Луис, Толедо, Кливленд, Буффало, Питтсбург, Нью-Йорк… и видел жизнь во всей ее социальной раздробленности. Увлекшись философией, писатель особое внимание обратил на труды Герберта Спенсера. «Победа в беге достается быстрейшему, в борьбе — сильнейшему». Эта философия спенсеровского биологизма, который исключает вину общества за социальное неустройство, долго держала писателя в поле своего притяжения. Еще ее называют философией биологического детерминизма. Первой книгой Драйзера — очень удачным дебютом — стал роман «Сестра Керри», 1900 год. Это история простой американской девушки Каролины Мибер, дочери бедных фермеров, которая приезжает из провинции в Чикаго с мечтой стать театральной звездой. И становится ею. Но чего это ей стоило? Писатель показывает, что огромный капиталистический город заставляет девушку отказаться от патриархальной морали, от элементарной человеческой чистоты. Да, она достигает успеха, но этот успех оплачен всем святым, оплачен и гибелью Герсвуда. Ради успеха Керри уже готова идти и по трупам… У нее есть материальный достаток, у нее в руках птица американской мечты, но как личность Керри терпит поражение. В этом первом романе Драйзер намечает основные темы всех последующих своих произведений. Он очерчивает круг своих писательских интересов, а они у Драйзера сосредоточены на борьбе с ложными идеалами якобы счастливого «американского мифа». Но все-таки выхода из этой ситуации Драйзер не видит. Его протест довольно абстрактен и печален. Первый роман писателя буржуазная критика приняла в штыки, назвала роман «безнравственным», а автора — «совратителем молодежи», хотя в «Сестре Керри» нет ничего порнографического или даже слишком вольного, скабрезного. Первое грехопадение героини описано вообще косвенным образом через символический сон сестры героини. Во сне Минни тщетно пытается спасти падающую в яму сестру, но не может. Она кричит ей, но бесполезно. «Голос нужды ответил за нее». В этом романе Драйзер показывает, что погоня за популярностью любой ценой губит талант. У Керри был подлинный и незаурядный дар актрисы, но она разменяла его, угождая публике, гонясь за скороспелой популярностью. Буржуазная критика, конечно, не могла стерпеть покушения на «святое», и не простила писателю «дискредитации». Сюжет романа Драйзера по сути состоит из трагических картин жизни. Вы говорите об американском благоденствии — нет этого благоденствия, есть беспощадная конкуренция, звериная борьба за существование. Один из безработных говорит: «Проклятая настала жизнь — хоть среди улицы околевай, и никто тебе не поможет!» Роман «Сестра Керри» был запрещен, весь тираж остался в подвале издательства. Но Драйзер не сломался. Он жил трудно — зарабатывал на жизнь случайными заработками, носил вещи в ломбард, голодал, но продолжал писать правду о той американской жизни, которую видел вокруг себя. Роман «Сестра Керри» был издан в Лондоне в 1904 году и имел большой успех. После этого издания уже и в США в 1907 году книга вышла к американскому читателю. Следующим произведением Драйзера стал роман «Дженни Герхардт» Основа сюжета проста — любовь сына миллионера к горничной, жизнь двух семейств — рабочей семьи Герхардтов и клана миллионеров Кейнов. Лестер Кейн полюбил Дженни, но глава семьи Арчибальд Кейн против такого неравного брака. В конце концов под угрозой лишения отцовского наследства Лестер покидает Дженни и женится на вдове миллионера. Писатель показывает, насколько нравственно выше девушка из народной среды, чем из среды «сливок общества». Наш поэт Блок эти «сливки общества» называл «подонки общества». Следующим этапом творчества Драйзера стала «Трилогия желания», состоящая из романов «Финансист», «Титан» и «Стоик». Это широкое полотно об эволюции американского народа. Прослеживается путь сына банковского служащего Фрэнка Каупервуда на протяжении 60–80-х годов XIX века, когда начались биржевые спекуляции, когда стали возникать монополии и синдикаты, когда заложили основы своих капиталов миллиардеры — Морган, Рокфеллер, ставшие подлинными правителями Америки. Идет гражданская война, простые люди уходят на фронт, а герой романов Каупервуд цинично рассуждает: «Пусть воюют другие, на свете достаточно бедняков, простаков и недоумков, готовых подставить свою грудь под пули…» Тема денег, ставшая навязчивой и в сегодняшней России, занимает в трилогии главное место. Именно деньги определяют судьбы героев. Хотя в какой-то момент Каупервуд (роман «Титан») понимает, что деньги решают не все: он пытается разрешить конфликт, подкупив муниципалитет Чикаго и сенат штата, чтобы продлить свою концессию на городской транспорт еще на пятьдесят лет, но перед народными волнениями деньги отступают. Исследуя образ дельца Каупервуда, писатель опирается на философию Спенсера. Драйзер считает, что так устроен мир — творя зло, Каупервуд объективно несет и добро; грабя народ, такие люди будто бы в то же время осуществляют прогресс своей неуемной жаждой работать ради денег. Исследователь творчества Драйзера Н. И. Самохвалов пишет: «„Финансист“ и „Титан“ представляют собой глубокое исследование американской жизни, это — серьезные социальные романы. Для массового американского читателя, приученного к развлекательной литературе, они представляли известную трудность с точки зрения восприятия. Несомненная заслуга Драйзера в том, что он отучал читающую публику от легкого, бездумного чтива и предлагал серьезную правдивую литературу, тесно связанную с жизнью народа. При этом Драйзер сумел увлечь читателя, захватить его драматизмом развивающихся событий». Следующие романы писателя: «Гений» (1915) — о деградации искусства в буржуазном обществе, и «Американская трагедия» (1925) — об «аде и чистилище» американского бытия, как говорил сам автор. Последний роман по праву считается шедевром. На этом сошлись все критики, даже те, которые не принимали антибуржуазной направленности творчества Драйзера. «Американская трагедия» рассказывает о судьбе рядового американца Клайда Гриффитса, сына уличных проповедников. Автор показывает, что «спасать душу» в мире фальшивых идеалов невозможно. И сын проповедников идет по пути мирских соблазнов, развращается сам, соблазняет Роберту, девушку строгих правил, и в конце концов губит себя и ее. Социальный строй Америки предстает уродливым и кошмарным. В последние годы жизни писатель обратился к публицистике, побывал в Советском Союзе, принимал участие в акциях компартии США, активно выступал за открытие «второго фронта» и оказание помощи СССР в войне против Германии. Народная демократия стала лейтмотивом его творчества. «Америку стоит спасать» — так называется одна из его публицистических работ. Когда читаешь романы Драйзера, поневоле размышляешь о нынешней ситуации в России — та же эпоха капитализации жизни, то же отвратительное стремление к наживе любым способом. Некоторые современные русские писатели пытаются сказать об этом, но пока нет таланта, равного Драйзеру. Геннадий Иванов

Источник: 100 великих писателей. 2004

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
283.80 кб

Образ автора в статье теодора Драйзера "жизнь, искусство и Америка"

Козлова Анастасия Владимировна
Статья посвящена анализу образа автора в публицистической работе Т. Драйзера «Жизнь, искусство и Америка» (Life, Art and America, 1917).
Читать PDF
147.14 кб

Скептический паломник: теодор Драйзер и русская православная церковь в 1927 г

Панова Ольга Юрьевна
В ходе своей поездки по СССР (4.11.1927-13.1.1928) Теодор Драйзер в числе прочего уделял много внимания знакомству с политикой советского государства в области религии и отношениям церкви и государства.
Читать PDF
127.42 кб

Психологический и социальный аспекты проблемы суицида в творчестве Теодора Драйзера

Морозкина Е. А., Гумерова О. Ф.
Статья посвящена исследованию проблемы суицидального поведения личности в произведениях Теодора Драйзера. Проблема рассмотрена в социально-психологическом контексте.
Читать PDF
564.33 кб

Влияние идей Ф. Купера, Г. Д. Торо, Н. Готорна и г. Мелвилла на творчество Теодора Драйзера

Фомина Е.М.
В данной статье делаются попытки проследить преемственность идей, воплощенных в литературном наследии таких американских писателей, как Фенимор Купер, Натаниел Готорн, Герман Мелвилл и Генри Дэвид Торо, в произведениях Теодора Дра
Читать PDF
958.75 кб

Связь творчества Теодора Драйзера и Джека Лондона (на материале «Трилогии желания» и «Мартина Идена»

Фомина Екатерина Михайловна
В статье рассматривается творческий путь двух великих американских писателей-реалистов XX века Теодора Драйзера и Джека Лондона. Производится сопоставление их философских идей, а именно преемственности ницшеанства и позитивизма.