Теория официальной народности

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Теория официальной народности
правительственная идеология, сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С. С. Уваровым и выраженная тремя составляющими: православие, самодержавие, народность.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ
в исторической литературе обозначение взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I, В основе — формула «Православие, самодержавие и народность».

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Теория официальной народности
государственная идеология , созданная в правление Николая I противовес взглядам декабристов. Основывалась на трех китах: самодержавие, православие и народность. Автор - министр просвещения Уваров.

Источник: Глоссарий исторических терминов

ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ
теория, в основе которой лежит формула министра просвещения России в 18331849 гг. С.С. Уварова – «православие, самодержавие, народность». Эта формула со времен правления Николая I олицетворялась с реакционностью взглядов в области просвещения, науки и культуры.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

Теория официальной народности
государственная идеология, возникшая в период царствования Николая I. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу, высказанные министром народного просвещения С. С. Уваровым. Главная формула этой идеологии – «православие, самодержавие, народность».

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ TEОРИЯ
в литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования императора Николая I. Возникла в 1830-х гг. как реакция на выступление декабристов. Явилась попыткой создания государственной идеологии, основанной на идеалах православия, самодержавных принципах управления и идее единства монарха и народа. Сформулирована министром народного просвещения С. С. Уваровым в виде тройственной формулы: "православие, самодержавие, народность".

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ТЕОРИЯ «ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ»
система взглядов, идейная основа русского консерватизма в XIX — начале XX в., сформулированная в 1830-х гг. министром народного просвещения графом С. С. Уваровым. Опиралась на три основных принципа: православие — исконно присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству; самодержавие — единственно возможная форма правления в России; народность — исторически сложившийся союз верховной власти (монарха) и общества. В историческую литературу термин был введен А. Н, Пыпиным в журнале «Вестник Европы» в 1872 г.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ
понятие, встречающееся в ист. лит-ре и символизирующее реакционную внутр. политику Николая I, особенно в области просвещения, науки и лит-ры. Основой Т. о. н. обычно считается формула С. С. Уварова - "православие, самодержавие и народность", высказанная им в докладе царю в 1832 и провозглашенная в 1834 в циркуляре попечителям уч. округов при вступлении его в должность мин, нар. просвещения ("Журн. Мин-ва нар. просвещения", 1834, т. 1). На эти охранительные принципы Уваров указывал как на основу нар. образования и воспитания молодежи. Термин "Т. о. н." впервые употребил в своих статьях историк А. Н. Пыпин (журн. "Вестник Европы", 1872-73), вложив в него свое понимание формулы Уварова и отд. положений славянофильства, что в целом представляло замаскированную критику самодержавия. Бурж. историки часто использовали осуждение Т. о. н. как средство протеста против существовавшего в России политич. режима. В сов. историографии Т. о. н. изучена слабо.

Лит.: Пыпин А. Н., Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов, 4 изд., СПБ, 1909; Лемке М. К., Николаевские жандармы и литература 1826-55 гг., СПБ, 1908; Окунь С. В., Очерки истории СССР. Вторая четверть XIX века, Л., 1957, с. 304-10.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Теория официальной народности
правительственная идеология, сформулированная в 1833 г. Министром народного просвещения графом С.С. Уваровым.
В русле идей консерватизма обосновывала незыблемость самодержавия и крепостного права. Была разработана в связи с усилением общественного движения в России с целью укрепить существующий строй в новых общественно-политических условиях. Особое звучание для России эта теория имела в связи с тем, что в Западной Европе во многих странах в первой половине XIX в. было покончено с абсолютизмом.
Теория официальной народности основана на трех принципах: православие, самодержавие, народность. В этой теории преломлялись просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность христианству. Из этих доводов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Теория официальной народности со времен Николая I широко пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования. Эта теория вызвала резкую критику не только у радикально настроенной части общества, но и у либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева с критикой самодержавия.
 
 

Источник: Краткий исторический словарь