Теренциан МаврТЕРЕНЦИЙ АФЕР

ТЕРЕНЦИЙ

Найдено 5 определений термина ТЕРЕНЦИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТЕРЕНЦИЙ

Публий (ок. 185 — 159 до н.э.) — рим. комедиограф. Родом из Карфагена; получил прозвище Африканец. Примыкал к кружку Сципиона Младш. — поклонника греч. культуры. Образцом для комедий Т. послужила, как и для Плавта, новоаттич. бытовая комедия Менандра. Но в отличие от Плавта, внесш. в комедию элемент плебейской фарсовой сатиры, Т. разрабат. психологич. хар-ристику, добивался изящ. отделки стиля. В комедиях Т. сохран. традиц. сюжеты (напр., разлуч. любовники, к-рым помогают ловкие рабы) и персонажи (строгие или снисходит. отцы, сын-кутила, любящая, покинутая девушка, гетера, хвастл. воин, парасит), но Т. создает и образы совр. Рима — скупых отцов, представит. рим. домостроя (напр., судейский крючкотвор Формион в одноим. комедии и др.). Всего сохран. шесть комедий Т.: «Девушка с Андроса», «Самоистязатель», «Евнух», «Формион», «Свекровь» и «Адельфы» («Братья»).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

ТЕРЕНЦИЙ

Terentius) Публий (ок. 195 до н. э., Карфаген – 159 до н. э., Греция), римский комедиограф. Будучи рабом Теренций получил образование в доме римского сенатора, а впоследствии был отпущен на свободу. Между 166–160 гг. до н. э. написал и поставил в театре 6 пьес (все они сохранились): «Девушка с Андроса», «Самоистязатель», «Евнух», «Братья» – переработка пьес Менандра, «Формион», «Свекровь» – переработка пьес Аполлодора Афинского. Комедии Теренция созданы в манере паллиаты (т. н. «пьесы в греческом плаще»), они написаны на основе греческих образцов и используют сюжеты и маски новой аттической комедии. Показывая повседневную жизнь, Теренций раскрывает характеры своих персонажей, его комедиям свойствен интерес к проблемам воспитания, семьи, положения женщины, дух гуманизма. Язык его комедий в античности считали образцом для подражания. Теренций оказал влияние на драматургию последующих веков, в частности на творчество Мольера и К. Гольдони.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия

Теренции

1. Т. Скавр. Квинт, рим. грамматист 1-й пол. 2 в., из его мноючисл. трудов по грамматике сохранилось лишь сочинение «De orthographia» («Об орфографии»). Им написан комментарий к «Ars poetica» Горация или ко всему его творчеству.

        2. Т. Афер (Африканец), род. в 190 до н. э. в Карфагене, ум. в 159 до н. э. во время своею путешествия в Грецию. Наряду с Плавтом считался великим рим. комедиографом. Приехал в Рим рабом рим. сенатора Теренция Лукана, который дал одаренному мальчику образование, а позже даровал свободу. Т. был бтизок к аристократич. окружению Сципиона Им написаны 6 комедий (все сохранились), поставленные на сцене в период между 166 160 «Девушка с Андроса» («Andria»), 166; «Самоистязатель» («Heautontimorumenos»), 163; «Евнух» («Eunuchus»), 161; «Формион» («Phormio»), 161; «Свекровь» («Несуrа»), 160; дважды до этого «проваливалась»; «Братья» («Adelphoe»), 160. За образец Т. была взята т. н. новая аттическая комедия, прежде всего комедии Менандра и Агюллодора из Кариста (оригиналы утеряны). Иногда им объединялись два произведения в одно (контаминация), т. о. им была написана комедия «Девушка с Андроса», в основу которой было положено одноименное произведение Менандра и его «Перинфянка» («Perrnthia»). В своих комедиях Т. показывает повседневную жизнь людей, достоверно и мастерски раскрывает их характеры. Проблемы воспитания, семьи, любви и человечности — вот осн. темы его комедий, проникнутых духом гуманизма. От комедий Плавта комедии Т. отличает отсутствие непристойных комических сцен, грубых, простонародных шугок и вульгарности. Его комедии с последовательно разворачивающимся действием, написанные чистым, хорошо продуманным, изысканным языком, имели успех в обществе, особенно в аристократич. кругах, в то время как широкая публика не сразу приняла их. Постановщиком этих комедий был Амбивий Турпион. Прологи Т. использовал в качестве защиты от возможных нападок на ег о творчество. В них отражены некоторые аспекты той борьбы в области литературы, которая велась в то время (вопросы оригинальности, контаминации и т. тт.). Т. оказал влияние на мировую литературу, это касается в первую очередь творчества Гросвиты Гандерсгеймской, Мольера, Лессинга.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

Теренций

II в. до н. э., римский комедиограф. Происходил из римской провинции в Африке, отсюда прозвище Афр. В Рим был доставлен как раб сенатора теренция Лукана, который его воспитал и освободил, покоренный его способностями и красотой. Способности эти обеспечили ему вступление в литературный кружок Сципионов. В 166–160 гг. до н. э. Т. поставил 6 комедий, после чего, в 160 г. до н. э., уехал в путешествие на Восток и больше о нем ничего не слышали. Возможно, он умер на обратном пути в Грецию в 159 г. до н. э. В то время он был уже состоятельным человеком и уважаемым поэтом. Сначала на сцене он терпел поражения, но впоследствии получил признание благодаря поддержке таких знаменитых нобилей, как, например. Сципион Африканский Младший. Пьесы Т., причисляемые к паллиатам, носят греческие названия. Но сравнение с греческими оригиналами доставляет много трудностей, поскольку от образцов сохранились только ращзрозненные отрывки. Несмотря на это, можно утверждать, что Т. не просто переводил греческие оригиналы, но изменял последовательность сцен, меняя их местами или вставляя новые, а иногда объединяя в одну сцены из разных оригиналов. Он использовал так называемую контаминацию, встречавшуюся еще у Невия и Энния, не чуждую также Плавту, но несмотря на это, плохо воспринимавшуюся некоторыми современниками. Сохранилось 6 комедий, образцом для которых послужили произведения новой комедии: Менандра (4 пьесы) и Аполлодора Карийского (2 пьесы). Девушка с Андроса (Andria), поставленная в 166 г., сработана из двух комедий Менандра с подобной фабулой, но отличавшихся стилем и характером диалогов. У Т. фабула довольно проста: любовные перипетии двух молодых людей, заканчивающиеся соединением двух пар и признанием гетеры свободной девушкой. Т. вводит здесь диалог двух особ, которых не было у Менандра. Он также сочинил другой любовный сюжет. Свекровь (Hecyra) была доброжелательно принята публикой только с третьего раза, и то несколько лет спустя, в 160 г. до н. э. Это наиболее сатирическая комедия Т., в ней мало комических моментов, гораздо больше чувствительных и слезливых. Поэт порывает с комедийной традицией, выводя на сцену благородную свекровь, честную гетеру, ловкого, но не хитрого раба; здесь нет интриг, обмана, ошибок. Свекровь (са короткая комедия Т., вместе с двумя прологами содержит всего 880 стихов) восходила к греческому оригиналу Аполлодора Карийского. Более подробных сведений об оригинале у нас нет. Причины провала следует искать в малой драматичности пьесы. Т. заботился прежде всего об обрисовке характеров и привлечении внимания к существующим в обществе проблемам: совместной жизни молодых со старшим поколением, упадок института брака, растущее влияние гетер и т.д. Комедия Сам себя наказавший (Heautontimorumenos) была, как мы узнаем из пролога, основана на комедии Менандра. В ней присутствуют две интриги, а узнавание, которым обычно заканчивалась пьеса, находится в ее середине и начинает новую интригу, аналогичную предыдущей; герои – пара влюбленных, отцы, гетера и хитрый раб. Характеры персонажей, особенно отцов, обрисованы мастерски. Один из отцов испытывает на себе последствия своей суровости по отношению к сыну, покинувшему дом, надрываясь в тяжкой работе; другой же, живущий по соседству, разумен и снисходителен. Во второй части комедии характеры обоих отцов полностью изменяются: суровый становится снисходительным, а мягкий — суровым. Т. интересует здесь вопрос воспитания молодежи, а при случае вкладывает в уста одного из отцов знаменитое и часто цитируемое изречение: "Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо" (Homo sum, humani nil a me alienum puto), оригинал которого также следует искать у Менандра. Евнух (Eunuchus) принес поэту необычайный успех: повторить представление потребовали в тот же день, а Т. получил невероятно высокий гонорар в 8000 сестерциев. Евнух — комедия, которая еще в древности была признана лучшей пьесой Т., благодаря введению двух комических фигур: воина-бахвала и льстеца-паразита, которые оживили комедию. Пьеса является результатом контаминации двух произведений Менандра: Евнух и Льстец. Из второй пьесы и пришли к Т. две вышеупомянутые роли. Поскольку греческие оригиналы утрачены, неизвестно, каким образом поэт их использовал. Пьеса Т. — стройная, композиционно цельная, сохраняет единство времени, места и действия. Комедия Формион была поставлена. Фабула представляет собой счастливо заканчивающиеся любовные перипетии двух двоюродных братьев, один из которых влюбился в девушку из дома торговца невольниками, а другой — во внебрачную дочь дяди. Название комедии происходит от имени паразита-сикофанта (доносчика), который в отношении богатых, особенно старых людей не брезгует никакими средствами. Действие стремительно развивается среди переплетения интриг, это одна из лучших комедий Т. Персонажи нарисованы шаблонно, за исключением Формиона, который является движущей пружиной действия. Женские образы остаются в тени, а девушка — предмет страсти молодого человека, и вовсе не появляется на сцене. Формион восходит к греческому оригиналу Аполлодора Карийского. Комедия Братья (Adelphoe), сработанная из пьесы Менандра с тем же названием, была поставлена во время погребальных игр в честь Эмилия Паула. В прологе поэт утверждает, что один из эпизодов он почерпнул в комедии Дифила Умирающий, что должно было послужить доказательством контаминации. Комедия вновь посвящена проблемам воспитания молодежи. Действие разворачивается вокруг двух братьев, воспитывавшихся раздельно отцом и дядей в двух различных системах (суровый и твердый деревенский метод воспитания и мягкий, снисходительный — городской), ни один из этих методов не выдерживает проверки. Подобные мысли Т. уже развивал в пьесе Сам себя наказавший, но здесь они становятся центральной проблемой комедии, обозначенной одним из отцов во вступительном монологе. Представитель традиционного сурового метода воспитания своими максимами и поступками напоминает Катона Старшего, защитника старых обычаев. Не исключено, что постановка комедии с такой проблематикой происходила на соответствующем общественном фоне и находилась в связи с воззрениями и дискуссиями своего времени на тему положения греческих философов и риторов в Риме и новых методов воспитания и обучения. Эти дискуссии велись в Сенате и в окружении Сципиона Младшего, к которому принадлежал и Т. По сведениям Доната, комедии Т. делились на 5 актов. Это разделение, однако, искусственно и исходит не от самого Т. Пьесы Т. выстроены цельно и последовательно, а текст в меньшей степени отклоняется от греческих образцов, чем у Плавта. Зато прологи у него не являются экспозицией пьесы, они носят полемический характер, служа Т. для расправы с литературными противниками. Прологи, написанные до представления пьесы, содержали также информацию о греческом оригинале (или оригиналах). Тематика пьес Т. — это любовные переживания молодых афинян, влюбленных в гетер, которые потом оказываются свободными девушками (постоянные мотивы: разлука, нахождение, узнавание). В этих комедиях выступают персонажи, характерные для городского общества: господа и рабы, гетеры, сводники, торговцы рабами, воины, паразиты. Все комедии, за исключением Свекрови, имеют двойной любовный сюжет, а 5 из шести заканчиваются узнаванием, но только один раз, в Девушке с Андроса, оно происходит на сцене. Персонажи Т. выражаются манерным языком образованных слоев римского общества, старательно избегая всяческих вульгаризмов, грубости, двусмысленностей. Поэтому комедии Т. находили ценителей чаще среди элиты, чем в народных массах. В античности Т. ценили за изобретательность, прекрасный язык, гуманизм, за выразительный рисунок характеров. За чистоту и правильность языка его еще в древности ввели в школьные программы, а с I в. до н. э. он стал предметом исследований ученых и комментаторов. Некоторые ставили в упрек Т.недостаток способности вызывать живой, спонтанный смех, в чем преуспел грубоватый Плавт. Комедии Т. отличаются стилем и стихотворными размерами от пьес Плавта, которые значительно богаче лирическими музыкальными партиями. Т. отказывается от лирических метров в пользу разговорного ямбического метра. В средние века Т. был любимым автором в школах, но его пьесы не читались вслух. В эпоху Гуманизма возник большой интерес к личности и творчеству Т., о чем свидетельствуют биографии, издания и переводы его произведений, равно как и сборники сентенций из его сочинений. Родившаяся в конце XVIII в. слезливая сентиментальная комедия, так называе comedie larmoyante восходила к Т. Свое место в школьном чтении Т. утратил только в XIX в.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античные писатели. Словарь

ТЕРЕНЦИИ

   • Terentii,

         вероятно, сабинского происхождения:

       1. С. Ter. Varro, К. Теренций Варрон, сын мясника, сначала помогавший отцу в его ремесле, сделался потом претором и консулом. В последней должности он, вследствие своей неосторожности, был разбит Ганнибалом при Каннах в 216 г. до Р. X., несмотря на то, он по своем возвращении в Рим получил благодарность от сената (Liv. 22, 61), а в следующем 215 и 214 гг. командование в Пиценуме. Liv. 23, 32. В 200 г. он отправлен был послом в Африку. Liv. 31, 11 ;

       2. А. Теr. Varro, будучи претором, воевал победоносно с кельтиберами в Испании. Liv. 30, 32 слл. 40, 2;

       3. Теr. Varro, родственник оратора Гортенсия, был пропретором или наместником в Азии и был предан суду за дурное управление ею, но, благодаря Гортенсию и подкупу судей, был оправдан;

       4. M. Ter. Varro, Марк Теренций Варрон, величайший римский ученый, родился в Реате в земле сабинской в 116 г. до Р. X. Он происходил из древнего сенаторского рода и уже с ранних лет посвятил себя ученым занятиям, вероятно, не без влияния учителя своего Элия Стилона (Cic. Brut. 56, 205); впрочем, вследствие этого он не отказался от общественной деятельности. Он был народным трибуном, как он сам об этом упоминает (Gell. 13, 12). В 67 г. он служил под начальством Помпея в войне с пиратами, командуя частью флота (App. Mithr. 95); в этой войне он получил знак отличия «корабельный венок» (corona navalis, Plin. 7, 30, 51). Вероятно, он служил и в следующей затем Митридатской войне. Varr. r. r. 3, 17. Везде во время своих стоянок пользовался он случаем, чтобы собрать сведения о землях и народах. В это же время он тесно сблизился с Помпеем, так что и впоследствии держался его стороны в борьбе с Цезарем и защищал его с большим усердием. В 49 г. в качестве легата Помпея он сражался против Цезаря в Испании (Hispania ulterior), но после тщетных попыток удержать за собой эту провинцию (Caes. b. c. 2, 17 слл.) отправился к Помпею в Грецию. Во время Фарсальской битвы он вместе с другом своим Цицероном находился в Диррахие (Cic. div. 1, 32). Впрочем, после победы Цезарь примирился с ним и поручил ему устройство публичной библиотеки (Suet. Caes. 44). После убиения Цезаря он, благодаря Антонию, тоже попал в список опальных, но при помощи своих друзей избег смерти (App. b. с. 4, 47) и жил с тех пор спокойно, посвящая себя ученым занятиям. Умер он в глубокой старости, в 28 г. до Р. X. Своей изумительной ученостью, охватывавшей все области знания, и многочисленностью своих разнообразных сочинений Варрон заслужил по справедливости славу ученейшего из римлян и самого плодовитого из писателей древности. Всех его сочинений, как это известно из списка, вероятно им самим составленного, было 74, а книг или частей в них до 620. В этом числе стихами было написано 6 книг псевдотрагедий (pseudotragoediarum), 16 книг поэм (po?matum) в лирическом и элегическом размере, 150 книг Мениппиевой сатиры (saturae Menippeae), представлявшей смесь поэзии с прозой, впрочем, с преобладанием первой, наконец, 4 книги сатир (saturarum) и, может быть, дидактическое стихотворение естественнофилософского содержания. Самое большое и известное сочинение его было озаглавлено Antiquitates rerum humanarum et divinarum в 41 книге и содержало в себе весьма основательное описание и историю всей римской жизни, особенно политического и религиозного быта, начиная с древнейших времен. Это сочинение служило неисчерпаемым источником исторических сведений о римских древностях. К этому главному труду присоединилось, в виде дополнения, значительное число исторических трудов, меньших по объему, как-то: de vita populi Romani, de gente populi Romani, annales, aetia, т. е. историческое объяснение известных обычаев и учреждений и др. По истории литературы он с особенной любовью занялся исследованиями о драматической поэзии, преимущественно же о комедии Плавта, о которой он первый дал основательные сведения. К этого рода трудам относятся книги его de originibus scaenicis, de actionibus scaenicis, quaestiones Plautinae и др. Более общего содержания были сочинения его: de po?matis, в котором излагалось о видах поэзии, и de po?tis, содержавшее в себе жизнеописания римских поэтов. Кроме того, он издал нечто вроде галереи знаменитых мужей под заглавием imagines или hebdomades (hebdomades от числа семь, положенного в основание деления книги на части). В этом издании собраны были 700 портретов греческих и римских писателей, полководцев и государственных мужей; под каждым портретом была эпиграмма или двустишие, служившее вместо подписи; кроме того, еще был прибавлен текст, содержавший в себе краткие биографии, изложенные популярно (Plin. 35, 2, 11. Gell. 3, 10). Из грамматических трудов самый главный был de lingua latina, вероятно, в 25 книгах, содержавший в себе систематическое изложение всей грамматики. Кроме того, некоторые части ее были им рассмотрены в отдельных сочинениях, как-то: de sermone latino, de similitudine verborum, de utilitate sermonis. Из сочинения его de lingua latina дошло до нас несколько книг, 5-10, впрочем, в неполном и довольно испорченном виде; несмотря на это, они имеют для нас весьма важное значение по своим заметкам антикварным и касающимся истории литературы. Кроме того, Варрон составил энциклопедию наук, disciplinarum libr. IX, в которой были изложены все науки, входившие в круг общего образования (как-то: grammatica, rhetorica, dialectica, geometria, arithmetica, astrologia, musica и пр.). Это сочинение его послужило руководством для позднейших времен при составлении подобного рода энциклопедических трудов о так называемых artes liberales. Варрон написал также сочинение о сельском хозяйстве, rerum rusticarum libr. III, преследующее более практическую, чем научную цель. Это сочинение, дошедшее до нас и написанное в форме диалога, частью на основании древнейших источников, частью на основании собственного опыта, представляет полный обзор римского сельского хозяйства. (В первой книге говорится о земледелии, во второй о скотоводстве, в третьей о домашних птицах и разведении рыб.) Труд этот написал он на 80 году своей жизни. Кроме того, Варрон, который даже в ученых трудах своих никогда не упускал из виду практических целей, издал множество отдельных сочинений, в которых он старался сделать общедоступными результаты своих исследований. К этого рода трудам его относятся logistorici, небольшие популярные трактаты исторического и философского содержания (адресованные к отдельным личностям), и saturae Menippeae, названные по имени циника Мениппа, сочинения которого послужили для него образцом в этом случае. Эти сатиры (или, вернее, сатуры), написанные в легкой и непринужденной форме, частью прозой, частью стихами, касались самых разнообразных предметов: и греческой философии, и римской истории и литературы, и, наконец, современных ему нравов и жизни. Ко всем этим трудам его следует присоединить еще немалое число ораторских и поэтических сочинений, которые большей частью известны только по заглавиям. Согласно с направлением ученой деятельности Варрона, обращенной преимущественно на исследование древнейших времен, и слог его представляет нечто архаическое и старинное; ему недостает еще той риторической отделки, которую латинская проза получила благодаря влиянию Цицерона. Поэтому в веке Августа он является каким-то одиноким остатком старого времени и ревностным приверженцем старой литературной партии в Риме. О жизни его ср. Roth, ?ber das Leben Varro´s 1857 и Boissier, ?tude sur la vie et les ouvrages de Varron, 1861. Издания: de lingua latina — Spengel (1826), O. M?ller (1833) и Egger (1837); de re rustica в сборнике Gesner´a и Schneider´a Scriptores rei rusticae; отрывки сатир, saturarum Menipp. reliquiae, Oehler (1844) и Riese (1865);

       5. Terentia, жена Мецената, некоторое время жившая с ним в разводе, но потом опять принятая им. Sen. ер. 114;

       6. P. Ter. Varro Atacinus, Публий Теренций Варрон Атацинский (названный по имени реки Atax в Галлии Нарбонской), жил приблизительно от 52 до 37 г. до Р. X. Он был знаток греческой литературы и написал несколько сочинений в стихах: de bello Sequanico, Chorographia (описание неба и земли) и Ephemeris (метеорологическое сочинение о погоде, по Арату). Особенною же известностью пользовался его эпос Argonautae или Argonautica, представляющий свободную переделку эпического стихотворения Аполлония Родосского. Quint. 10, 1, 87. Ov. am. 1, 15, 21 и во многих других местах. Он писал также сатиры, как это видно из Горация (Horat. Sat. 1, 10, 46), и элегии, как о том свидетельствуют Проперций и Овидий. Отрывки собрал W?llner, Gomment. de Varr. Atac. vita et scriptis (1829);

       7. Q. Ter. Culleo, во 2-й Пуническую войну попал в плен к карфагенянам, из которого он вернулся в 201 г. В 189 г. был он народным трибуном, в 187 г. преторoм; в последней должности производил он следствие над Л. Сципионом, притом с большой строгостью и неприязнью. Liv. 38, 55 слл.;

       8. С. Теr. Lucanus, устроил великолепные гладиаторские игры по случаю похорон своего деда; затем он велел изобразить их на картине и саму картину выставить в роще Дианы. Это был первый пример увековечения подобного рода деяний в Риме. Plin. 39, 7;

       9. Р. Теr. Afer, Публий Теренций Африканский, родился в 185 г. до Р. X. в Карфагене (оттого его прозвище Afer). Еще в ранних летах достался он рабом сенатору Теренцию Лукану, который привез его в Рим и, полюбив его за красоту и способности, велел ему дать хорошее воспитание и затем отпустил его на волю. Тогда получил он и римское имя своего господина и стал называться Теренцием. Затем он выступил как сочинитель в том роде комедии (fabula palliata), в которой с успехом подвизались до него Плавт и в его собственное время Цецилий Стаций. Этому последнему он должен был прочесть свою первую комедию по требованию эдилов, которым он предложил свою пьесу для постановки ее на сцене. Цецилий, пользовавшийся тогда всеобщим уважением, одобрил ее и таким образом положил начало его славе. Своим тонким образованием и приятным характером снискал он себе милость самых благородных людей Рима; особенно питали к нему расположение Сципион Африканский и Лелий, возбудившие зависть в его менее счастливых соперниках, утверждавших, что он даже при сочинении своих комедий пользуется помощью своих знатных друзей (Cic. ad Att. 7, 3, 10. Quint. 10, 1, 99). На подобные злостные намеки Теренций отвечал тем, что он считает себе за честь иметь таких помощников (Adelph. Prol. 15). Поставив на сцену шесть комедий, он с литературной целью предпринял путешествие в Грецию. На возвратном пути оттуда он умер, в 159 г., имея всего 26 лет от роду и оставив после себя единственную дочь. Этими известиями обязаны мы краткой биографии поэта, написанной Светонием. До нас дошли все 6 комедий Теренция: Andria, Eunuchus, Heautontimorumenos, Adelphi, Hecyra и Phormio. Все они сочинены по образцам новейшей аттической комедии, а именно Формион и Гекира по Аполлодору, остальные по Менандру. От своего предшественника Плавта Теренций отличается большим искусством и тонкостью композиции (ср. Horat. ер. 2, 1, 59), но за это ему недостает той неподдельной свежести и того сильного остроумия, которым отличается комедия Плавта. Сила его заключается в тонкой характеристике лиц и в искусном развитии действия. И язык его представляет также тщательную отделку. Это разговорный язык высшего общества, в котором обращался поэт, язык легкий и изящный, совершенно подходящий к той характеристике, какую дает нам Цицерон о речах Сципиона и Лелия (Cic. Brut. 21 слл.). Во всем видны следы греческого образования, все более и более укоренявшегося тогда в Риме. Теренций весьма близко подходил к идеалу новейшей аттической комедии, так близко, как это только было возможно для римлянина; поэтому мы по нему можем составить себе самое верное понятие об этой комедии. Весьма метко называл его Цезарь половиной Менандра, Меnander dimidiatus (Suet. Vitell. Ter.). Что он не был простым переводчиком, а самостоятельно переделывал греческие образцы, это видно из собственных его заявлений, которые он делает в прологах относительно способа составления своих комедий. По примеру своих предшественников он составлял свои комедии, взяв в основание одну какую-либо греческую пьесу, но руководясь ею не исключительно, а заимствуя отдельные сцены и лица из других пьес и, таким образом, как бы мешая и слагая их в одно (contaminare, Andr. prol. 9 слл. Adelph. prol. 6 слл. Eun. prol. 30 слл.). Успех, которым пользовались его комедии, отчасти благодаря прекрасной игре актера Амбивия Турциона, возбудил против него зависть и нападки со стороны современных поэтов, особенно неизвестного нам поэта Лусция Ланувия (malevolus vetus poeta. Andr. prol. 6. Phorm. prol. 1); против этих нападок он защищается в своих прологах. Весьма важным пособием для объяснения Теренция служит древний комментарий Элия Доната (к сожалению, недостающий для Heautontim); гораздо меньше значения имеет комментарий некоего Евграфия, вероятно написанный в средние века. Кроме того, сохранились древние дидаскалии ко всем комедиям, т. е. официальные записи о постановке их на сцене; наконец — краткие указания содержания, написанные в стихах (каждое из 12 семинариев), К. Сульпиция Аполлинара. Лучшая рукопись: codex Bembinus (из 4 или 5 в.);

       10. L. Ter. Massiliota, посол у Антиоха, в 196 г. до Р. X. в качестве претора управлял Сицилией, а потом 7 лет служил в Испании. Liv. 33, 35. 38, 42. 40, 35;

       11. Теrentia, жена Цицерона, с 77 г. подкрепляла его суровость по отношению к последователям Катилины. При столкновении Цицерона с Клодием и при его отбытии в ссылку она пострадала вследствие неприязненных отношений с трибуном. Недоразумения супругов по возвращении Цицерона вследствие финансовых условий довели до развода, в 46 г. Cic. ad Att. 11, 16. 24. Plut. Cic. 41. Говорят, она дожила до глубокой cтарости, а именно до 103 лет. Plin. 3, 49;

       12. M. Ter., родом из сословия всадников, объявил себя другом Сеяна и добился приговора обвинителей в 32 г. до Р. X. Tac. ann. 6, 8 сл.;

       13. Q. Ter. Scaurus, знаменитейший грамматик времен Адриана, составил грамматику, поэтику и комментарии к Плавту и Вергилию. Сохранилась небольшая статья его de orthographia (в последний раз издана у Keil-grammat. lat. Т. 7), имеющая некоторую цену.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

Найдено схем по теме ТЕРЕНЦИЙ — 0

Найдено научныех статей по теме ТЕРЕНЦИЙ — 0

Найдено книг по теме ТЕРЕНЦИЙ — 0

Найдено презентаций по теме ТЕРЕНЦИЙ — 0

Найдено рефератов по теме ТЕРЕНЦИЙ — 0