ТИБЕТЦЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Тибетцы
(самоназвание – пеба) – народ на юго-западе Китая (Тибет и соседние районы). Численность 4,75 млн. чел., живут также в Индии и Бутане. Общая численность 4,83 млн. чел. (1992). Говорят на диалектах тибетского языка. Тибетцы по своему антропологическому типу суммарно близки к северным китайцам. Среди них отмечают два основных варианта: один, характеризующийся более выступающим носом, более массивный, с меньшей высотой черепа и несколько ослабленными монголоидными чертами, локализован на востоке (См. Североазиатская раса), другой обнаруживает особенности южно-азиатской расы и распространен на юге страны (См. Южноазиатская раса). Основная религия – ламаизм (северная ветвь буддизма). По типам занятий выделяются горные оседлые земледельцы – свыше половины всех тибетцев, полуоседлые земледельцы-скотоводы и кочевники-скотоводы (яки, лошади, овцы, козы). Развиты ремесла (гончарство, ткачество, металлообработка). В семейном быту встречаются полиандрия и полигиния. См. Китайцы, Ладакхи, Полиандрия, Полигиния, Цян.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ТИБЕТЦЫ
самоназв. - пеба) - коренное население Тибета. Общая числ. ок. 4,2 млн. чел. (1970). Почти все Т. живут в КНР (Тибетский авт. р-н, пров. Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань); небольшие группы Т. есть в Индии, Непале, Бутане, Сиккиме. В состав Т., по традиции, включают также народы сифань, цзяжун (гярун), лоба. По нек-рым признакам с Т. сближаются дулун, ну. Т. близки с цян и пуми. Широко употребляются областные назв. Т.: цинхайские Т. наз. себя амдова (в лит-ре известны под монг. наименованием "тангуты"), сычуанские - камба, Юго-Зап. Тибета - цзанба, Западного - нгариба и т. д. Т. говорят на различных диалектах тибетского яз., относящегося к тибето-бирманской группе китайско-тибетской семьи языков. С 1-й пол. 7 в. н. э. Т. имеют письменность. Издавна существует и книгопечатание (ксилография). Антропо- логически среди Т. выделяют вост.-тибетский тип вост.-азиатской группы и таи-малайский тип юж. монголоидов. Предками Т. были племена жун и цян (известны с кон. 2-го тыс. до н. э.), причем цяны составили осн. пласт в этногенезе Т., ассимилировав в разные периоды группы китайцев, тюрков, саков и т. д.

По типам занятий среди Т. выделяются: горные оседлые земледельцы (больше половины всех Т.), полуоседлые земледельцы-скотоводы и кочевники-скотоводы (ок. 1/5 Т.). Осн. с.-х. культуры: голозерный горный ячмень цинкэ (на выс. 4600 м), пшеница (на выс. до 3900 м), овес, просо; на Ю.-В. - рис, персики, яблоки. Осн. домашние животные: яки и помесь яка и коровы - цзо, лошади, овцы, козы, свиньи. У ряда групп Т. большое значение имеет охота. У Т. весьма развиты различные ремесла (гончарство, ткачество, плетение, металлообработка и др.). До 20 в. у Т. не было пром. произ-ва. В 20 в. стали появляться мелкие пром. предприятия. Оседлые земледельцы Центр. Тибета живут преим. в башнеобразных кам. домах (нижний этаж для скота, верхний - жилой), на В. - в глинобитных, на С.-В. - в срубных; кочевники - в шерстяных палатках.

Традиционная муж. и жен. одежда большинства Т. - чуба, длинный халат с высоким воротником и длинными рукавами, летом его шьют из ткани, зимой из овчины.

Тибетское общество до нач. 60-х гг. 20 в. делилось на два основных класса - феодалов-крепостников (местное пр-во, монастыри, аристократич. фамилии), составлявших ок. 5% населения, и крестьян-крепостных (св. 95%). У скотоводов классовая дифференциация была менее выраженной. В семейном быту Т. еще встречались полиандрия и полигиния. После 1959 в Тибете была уничтожена феодальная собственность на землю.

Осн. религия Т. - ламаизм. Его влияние было исключительно сильным и распространялось на богатую светскую тибетскую лит-ру и драматич. иск-во. Ламаизм способствовал известному культурному сближению Т., поддержанию их этнич. единства. В Тибете сохранилась также древняя шаманистская религия бон. См. также ст. Тибет.

Лит.: Народы Вост. Азии, М.-Л., 1965 (библ. на с. 971); Кюнер Н. В., Описание Тибета, ч. 1-2, Владивосток, 1907-08; Решетов А. М., Новые антропологич. мат-лы из Тибета, "Вопросы антропологии", 1964, в. 18; Richardson Н. Е., Tibet and its history, L., 1962.

A. M. Решетов. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
83.65 кб

Тибетцы Кхама: опыт национальной политики КНР

Базаров Борис Ванданович, Гарри Ирина Регбиевна
В статье представлены результаты экспедиции сотрудников ИМБТ в Кхам тибетский автономный округ Ганьцзы, КНР.
Читать PDF
416.53 кб

Тибетцы в Бурятии: новый феномен в этническом и культурном многообразии республики

Ванчикова Ц. П.
Эпоха глобализации и информатизации создала вызовы, на которые все религиозные конфессии ответили инновационными дискурсами, особенно это касается стран с изменившимися политическими системами, в частности стран бывшего социалисти
Читать PDF
2.34 мб

Тибетцы в Бурятии: новое явление в культурном разнообразии Республики

Ванчикова Цымжит Пурбуевна
В статье рассматривается история становления тибетской диаспоры в Бурятии. Автор рассматривает роль тибетских лам в восстановлении буддизма в Бурятии.
Читать PDF
0.00 байт

Три дня вместе с тибетцами

Ховалыг Маадыр Бартыштанович
В статье повествуется о путешествии автора — известного тувинского писателя и альпиниста — в Тибете.
Читать PDF
2.09 мб

Монгольские влияния на военное дело тибетцев в позднем Средневековье и начале Нового времени (XIII-X

Бобров Л. А., Худяков Ю. С.