ТИБУЛЛ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТИБУЛЛ
Альбий (ок. 50 — 19 до н.э.) — рим. поэт. Принадл. к кружку полководца и оратора-республиканца Мессалы Корвина, дружил с Горацием. К император. режиму, установ. в Риме после республики, относился враждебно: нигде в своих стихах он не упоминал Августа и его реформ. Тема Т. — любовь на фоне идиллич. сельской жизни, «золотой век» Сатурна. Поэт проклинает войну, воспевая приносимые миром блага. Дошедшие до нас элегии Т. составл. два сборника. Содерж. первого (появ. ок. 27 до н.э.), отмеч. задушевностью, легкой печалью, — любовь поэта к Делии. Второй сборник, посвящ. ветреной Немезиде, выделяется мрач. настроением и взволнованностью (имена обеих возлюбл. поэта вымышлены). Следуя традициям александрийской школы, Т. в то же время создает новые, рим. образы. Язык его элегий точен, изящен и прозрачен. Т. припис. также две книги элегий, созданные, по-видимому, поэтами, входивш. вместе с Т. в кружок Месаллы.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ТИБУЛЛ
Tibullus) Альбий (ок. 50–19 до н. э.), римский поэт. В стихах, написанных в жанре элегии, воспевал любовь, радости идиллической сельской жизни. Из двух книг его элегий первая посвящена Делии (литературное имя возлюбленной поэта Плании), вторая – некоей Немесиде. В элегиях поэт предстает в маске бедного влюбленного юноши, страдающего от жестокости и алчности бессердечной возлюбленной, страшащегося войны и неспособного к борьбе; этот условный образ, не соответствующий действительным обстоятельствам жизни Тибулла, – не просто дань литературной традиции (прежде всего поэзии эллинизма), но и своеобразное средство изображения внутреннего мира поэта. Стремление уйти от действительности, противопоставить ей идиллический мир – и осознание невозможности этого окрашивают поэзию Тибулла в скорбные тона. В литературе Нового времени Тибулл был особенно популярен в 18 в., его лирика оказала влияние на поэзию И. В. Гете; «русским Тибуллом» современники называли К. Н. Батюшкова; в 19 в. Тибулла переводил А. А. Фет.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Тибулл
Альбий (50–19 (17) до н. э.), рим. поэт из аристократич. рода, даже после потери части своего состояния жил вполне обеспеченно. Был дружен с Горацием, в Риме принадлежал к близкому окружению Марка Валерия Мессалы Корвина. В своих стихах Т. воспевает любовь, с присущими ей ревностью, от орчениями и разочарованием, к Делии (книга 1), Немесиде (книга 2) и молодому Марату. Любовь у Т. — неотъемлемая часть идиллич. мира, который в свою очередь является предпосылкой счастливой любви. Т. с симпатией изображает сельскую жизнь Италии с ее простым укладом, противопоставляя ее войнам и гл. причине войн — алчности. Его стремление к миру связано с тоской по лучшим временам (золотому веку), а не с политич. миром времен Августа (pax Augusta), т. к. Т. вообще был далек от Августа и его политики. Стихи Т. пронизаны сентиментальной нежностью и высокими чувствами. Чистый, в высшей степени изящный язык, которым написаны его двустишия, позволил Т. уже в древности стать выдающимся рим. элегиком. Его лирика оказала влияние на творчество Гете и Мерике. Собрание из 4 книг под назв. «Corpus Tibullianum» включает в себя не только стихи Т. (книга 1 и 2; 16 стихов), но и стихи Лигдама, Сульпиции, оду Мессале, написанную неизвестным автором, а также стихи о любви Сульпиции, вызывающие сомнение в принадлежности их перу Т.

Источник: Словарь античности. 1989

Тибулл
   • Tibullus Albius,
         Альб, римский элегик, из почтенного семейства всадников, которое, вероятно, во время междоусобиц лишилось большей части своего имущества и владений. Он родился ок. 54 г. до Р. X. и, по-видимому (1, 10), в 42 г. впервые участвовал в походе, где пробыл 10 лет, до 32 г. Около этого времени он заключил дружбу с М. Валерием Мессалой Корвином, который желал взять его в следующем году с собой на войну с Антонием; но т. к. в то же время Т. был занят любовью к Плании, которую воспевал под именем Делии, и приятность сельской жизни тянула его на родину, где надеялся поселиться в еще оставшемся ему, хотя, может быть, и урезанном при раздаче земель, имении близ Педа, то он отклонил предложение влиятельного покровителя (1, 1), но потом все-таки под конец года решился сопровождать его в Аквитанию. В 30 г. он следовал за ним даже в поход на Восток, но постигшая его на пути болезнь заставила его остаться на Керкире (1, 3). Возвратившись после своего выздоровления в Рим, Т. застал свою возлюбленную больной; когда она выздоровела, обнаружилась неверность ее, вскоре подтвержденная выходом замуж за более богатого жениха. Когда Мессала Корвин по возвращении с Востока торжествовал победу над аквитанцами, Т. воспел в благодарственной песне день рождения его (1, 7). Может быть, год спустя (26 г.) вышла в свет первая книга элегий, единственная, которую суждено было выпустить в свет самому поэту. Вторая книга рассказывает нам преимущественно про любовь поэта к воспетой им в нескольких элегиях Немесиде (может быть, тождественной с встречающейся у Горация Гликерой (Horat. Od. 1, 33, 2), любовь к которой еще не остыла, когда в 18 или 19 г. до Р. X. унесла поэта, немного позже Вергилия, слишком ранняя смерть. Третья книга элегий, существующая под его именем, несогласна с характером первых двух книг, объективно воспевающая любовь Лигдама и Нееры, уже в прошлом столетии (с 1786 И. И. Фоссом) была признана подложной, а в недавнее время присвоена Овидию на том основании, что на него как на автора указывают не только содержание и дух этих стихотворений вообще, но особенно совпадение целых стихов со стихами Овидия, сходство известных синтаксических особенностей и, наконец, то обстоятельство, что по указанию в этой 3 книге (5, 17) составитель ее родился в 43 г. до Р. X., несомненном году рождения Овидия, тогда как Т. родился гораздо раньше. Другие по справедливости (ср. W. Teuffel, Studien, 378-381) высказываются против Овидия. Умеренно одаренный поэт всех 6 элегий 3 книги принадлежал к кружку Мессалы, и это было причиной, что стихотворения его были присоединены к элегиям Тибулла. Из стихов четвертой книги 2-7, 13 и 14, по-видимому, принадлежат Тибуллу, 8-12 имеют автором римскую девицу по имени Сульпиция, а так называемый Panaegyricus in Messalam представляет школьное упражнение очень позднего времени. Стихотворения Тибулла указывают на мягкое, нежное, поэтическое сердце, которое, не находя удовлетворения в интересах дня и во всем окружающем поэта, ищет счастья в сельской тиши и в наслаждении чистой, нравственной любовью, и потому стихотворения его переполнены похвалой сельской жизни и ее занятий, общественных и религиозных празднеств. Талант Тибулла — элегический, без всякой примеси сатиры или иронии; при этом поэт обладает богатым внутренним образованием и мастер в применении законов художественной композиции (Особенную заслугу в изучении поэта приобрел L. Dissen). Изд. (часто вместе с Катуллом и Проперцием): Broukhusius (1708), Vulpi (1738 слл.), Heine (4-е изд., 1817), Voss (1811), Bach (1819), Huschke (1819), Lachmann (1829), Dissen (1835, важнейшее изд.), Haupt (3-е изд., 1868), Rossbach (2-е изд., 1866), Luc. M?ller (2-е изд., 1875 и 1879), B?hrens (1878) и В. Fabricius (1881).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
295.77 кб

(публикация). Комментарий И. М. Тронского к элегии Тибулла (I. 2, 1-30)

Надель Н.Н.

Похожие термины:

  • Тибулл, Альбий

    ок. 54–ок 19 гг. до н. э., римский поэт. Наши сведения о жизни Т. весьма скупы. Он родился в окрестностях города Габия, к востоку от Рима, там у него была небольшая собственность, которую он, целиком или ч