Тиц, Михаил Дмитриевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Тиц Михаил Дмитриевич
(1898–1978) - композитор, пианист, педагог. В детстве вместе с родителями переехал жить в Харьков, где окончил гимназию (1916), поступил на юридический факультет Харьк. университета, который оставил и поступил в 1918 в Харьк. музыкально-драматический институт, который окончил в 1924 (класс фортепиано у П.К. Луценко, класс композиции - С.С. Богатырева), с 1922 преподавал в этом же институте (с 1934 - консерватория, с 1963 - институт искусств), с 1935 - профессор, в 1943–1970 - зав. кафедрой теории музыки и композиции. Среди его учеников - выдающиеся музыканты, кандидаты и доктора наук, профессора, народные артисты СССР: В.А. Барабашов, В.Т. Борисов, А.Я. Штогаренко, П.Д. Гайдамака, А.А. Жук, Л.Н. Булгаков, Л.Н. Колодуб, Т.С. Кравцов, О.В. Гусаров, П.Л. Золотовицкая, В.Н. Золочевский, П.П. Калашник, З.Б. Юферова и др. Сочинения: оперы «Перекоп» (1939), «Гайдамаки» (1941; обе - в соавт.), кантата «Песня Красной конницы» (1936), сочинения для оркестра («Комсомольская увертюра»), камерно-инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы, хоры, романсы, песни, музыка к драматическим спектаклям; теоретические работы «О тематической и композиционной структуре музыкальных произведений» (1962), «О современных проблемах теории музыки» (1976), «Учебник полифонии» (1978, рукопись). Член и председатель правления (с 1935) Харьк. композиторской организации. В Харьк. государственном университете искусств им. И.П. Котляревского установлена мемориальная доска в классе, где он вел занятия.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Тиц, Михаил Дмитриевич

род. 8 марта 1898 в Петербурге, ум. 12 окт. 1978 в Харькове. Композитор. В 1924 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т по кл. композиции С. С. Богатырева и по кл. ф-п. — П. К. Луценко. Брал уроки композиции в Москве в 1920-е годы у Н. Я. Мясковского и Н. С. Жиляева. С 1922 преподаватель Харьковской конс. (позднее Ин-та искусств; с 1935 проф., в 1943—1949, 1951—1971 зав. кафедрой теории музыки и композиции). Выступал как пианист. В 1935—1937 пред. правления орг. комитета Харьковского Союза композиторов УССР. Автор статей и исследований по вопросам муз. теории.


Соч.: оперы — Перекоп (совм. с Ю. Мейтусом и В. Рыбальченко; Киев, 1939), Гайдамаки (совм. с Ю. Мейтусом и В. Рыбальченко, по поэме Т. Шевченко, 1941); для хора и симф. оpк. — кантата Песня Красной конницы (сл. собств., 1936); для симф. орк. — Комсомольская увертюра (1932); для ф-п. и симф. орк. — Поэма-концерт (1947); струн. квартеты — I Русский квартет (1949), II 1905 год (1956), III Ленинский (1969); для скр., альта, влч. и ф-п. — квартет "По родной стране" (1954); для скр., влч. и ф-п. — камерная трилогия: Драматическая поэма, Лирическая поэма, Героическая поэма (1937—1940); для влч. и ф-п. — Дума (1952); для ф-п. — сонаты: I (1924), II (1927), Пять сонатин (1955—1962), полифонические сюиты: I (1956), II (1971), пьесы пед. репертуара; для голоса и ф-п. — романсы, в т. ч. циклы: Монологи из поэмы Т. Шевченко, Пять романсов на cл. рус. и укр. поэтов, Солнышко (сл. С. Маршака, 1964); хоры; песни на cл. М. Исаковского, А. Малышко, Т. Масенко, М. Рыльского и др.; музыка к драм. спектаклям; обр. укр. нар. песен.


Лит. соч.: О тематической и композиционной структуре музыкальных произведений. — Киев, 1962, на укр. яз., 2-е изд. — Киев, 1972, на рус. яз.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008