Тихомиров Иоанн ИльичТихомиров Михаил Андреевич

ТИХОМИРОВ Лев Александрович

Найдено 7 определений термина ТИХОМИРОВ Лев Александрович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Тихомиров, Лев Александрович

род. в 1850 г.) - со второй половины 70-х годов принимал участие в революционном движении. В 1883 г. эмигрировал за границу и в 1885 - 1888 году был редактором "Вестника Народной Воли" и издал книгу "La Russie politique et sociale". В 1888 г. отрекся от своих прежних идей, напечатал брошюру: "Почему я перестал быть революционером" и получил разрешение вернуться в Россию, где он стал деятельно сотрудничать в "Новом Времени" и "Московских Ведомостях" и издал несколько книг в духе своей ренегатской брошюры.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 1000+ биографических данных: словарь

ТИХОМИРОВ Лев Александрович

1852-1923), политический деятель, публицист. В 1870-х гг. член кружка "чайковцев", общества "Земля и воля", Исполкома "Народной воли", ведущий публицист и редактор народовольческих изданий, с 1882 представитель Исполкома за границей. В середине 1880-х гг. отошел от революционной деятельности. В 1888 подал прошение о помиловании. По возвращении в Россию (1889) монархист, ведущий публицист газеты "Московские ведомости". Автор трактата "Монархическая государственность" (1905; репринт, 1992), мемуаров.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

ТИХОМИРОВ Лев Александрович

(1852-1923) В 1909-13 ред. газ. «Моск. ведомости». Рев. деятель, публицист, историк. Учился в Моск. ун-те (1870-74). С 1872 участник рев. движения, член кружка «чайковцев», об-ва «Земля и воля», член Исполкома «Народной воли», с 1882 представитель Исполкома за границей. В 1886 от рев. взглядов и деятельности отошел, в 1888 подал прошение о помиловании. В 1889 вернулся в Россию, стал известен как историк и философ монархического направления. После 1914 от обществ. деятельности отошел. Автор кн. «Либералы» и террористы» (1890), «Монархическая государственность» (1905), «Заслуги и ошибки социализма» (1908), «Воспоминания» (1927), «Заговорщики и полиция» (1930) и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

Тихомиров Лев Александрович

Тихомиров (Лев Александрович) - публицист. Родился около 1850 г. в Донской области; в середине 70-х годов принял участие в деятельности, направленной к ниспровержению государственного и общественного строя; от имени "исполнительного комитета" составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. В начале 1880-х годов писал в "Деле", где под псевдонимом И. Кольцов и И. К. появились статьи его: "Жизнь и печать" (1881, 2), "К вопросу об экономике и политике" (1881, 5), "В защиту интеллигенции" (1882, 4), "С низовьев Дона" (1882, 9 и 10), "Общественность в природе" (1882, 11 и 12), "Современное положение публицистики" (1882, 12), "Тирания политической мысли" (1883, 3) и другие. По позднейшим признаниям Тихомирова, уже раньше 1 марта в нем зарождались сомнения относительно целесообразности революционной деятельности; тем не менее, уехав в начале 80-х годах за границу, он стал во главе "Вестника Народной Воли" и только в 1888 г. открыто выступил против прежних идей своих в предисловии ко 2-му изд. книги: "La Russie politique et sociale" (1888). В общем, книга принадлежала к тем, которые не разрешаются к обращению в России; но в предисловии доказывалось, что революция немыслима в России, и что людям прогрессивного образа мыслей должно только стремиться к мирной эволюции. Брошюра (изданная по-русски и по-французски): "Почему я перестал быть революционером" (1888; 2-е изд., Москва, 1896) сделала возможным возвращение Тихомирова в Россию, где он стал деятельным сотрудником "Московских Ведомостей" и "Русского Обозрения". Важнейшие статьи, появившиеся в этих органах, Тихомиров перепечатал в ряде брошюр и книжек: "Начало и концы" (Москва, 1890), "Духовенство и общество в современном религиозном движении" (1893, 2-е изд.), "Конституционалисты в эпоху 1881 г." (1895, 3-е изд.), "Борьба века" (1896), "Демократия либеральная и социальная" (1896), "Единоличная власть как принцип государственного строения" (1897), "Знамение времени. Носитель идеала", "Земля и фабрика" (1899). Как для России, так и для Европы Тихомиров видит единственное спасение в неограниченной монархии. Чтобы искоренить в современном русском обществе стремление к разным "социальным миражам", достаточно, по мнению Тихомирова, завести "умную и сильную полицию" ("Конституционалисты", стр. 28). Тон таких газет, как выходивший в 1881 - 82 годах "Порядок" М.М. Стасюлевича , кажется Тихомирову "кликами свободолюбивых рабов, распущенных много терпеливым хозяином". Констатируя, что занявший в 1882 г. пост министерства внутренних дел граф Д.А. Толстой "имел, несомненно, руку тяжелую, которая больно била, когда он считал это нужным", Тихомиров всецело присоединяется к его политике и, намекая на прекращение "Порядка", "Голоса" и "Страны", находит, что эти представители "до крайности распущенной печати" и эти "явно противоправительственные органы требовали мер более энергических". Отрицая за кем бы то ни было, кроме правительства, право на регулирование общественной и государственной жизни, Тихомиров требует такого же слепого повиновения авторитету в жизни духовно-религиозной. В своей брошюре: "Духовенство и общество в современном религиозном движении" Тихомиров всякую попытку самостоятельного суждения в области религиозных вопросов провозглашает "самочинством"; нужно только "скромное обращение к церковному учению". Тихомиров глубоко возмущается тем, что в религиозных спорах иного интеллигентного кружка не услышишь других ссылок, кроме как на Хомякова , Достоевского , Леонтьева , Соловьева , словно "они имеют даже тень церковного авторитета". Для восстановления "правильного развития нашему обществу необходимо воспитание чувства веры и стало быть отрешение от чувствования, от глубоко ошибочной привычки рассудком самочинно искать религиозной истины". Католически-клерикальное желание Тихомирова устранить самосознание мирянина из религиозной жизни вызвало горячие протесты даже на страницах "Гражданина" и "Церковного Вестника". С. В.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

ТИХОМИРОВ Лев Александрович

19/31.01.1852 - 16.10.1923), русский философ, публицист и общественный деятель. Родился в Ставрополе. Учился в Московском университете, где подпал под влияние антирусского подполья, участвовал в революционном движении, бежал за границу, где окончательно понял преступный, антинародный характер своих "соратников", ненавидевших историческую Россию, ее православную веру и традиционные устои. Порвав с преступниками, Тихомиров в 1888 обратился к Александру III с покаянным письмом, в котором подводил главный итог русской патриотической мысли к. XIX в.: "Чрезвычайную пользу... я извлек из личного наблюдения республиканских порядков и практики политических партий. Нетрудно было видеть, что Самодержавие народа, о котором я когда-то мечтал, есть в действительности совершенная ложь и может служить лишь средством для тех, кто более искушен в одурачивании толпы. Я увидел, как невероятно трудно восстановить или воссоздать государственную власть, однажды потрясенную и попавшую в руки честолюбцев. Развращающее влияние политиканства, разжигающего инстинкты, само бросалось в глаза. Все это осветило для меня мое прошлое, мой горький опыт и мои размышления и придало смелости подвергнуть строгому пересмотру пресловутые идеи Французской революции. Одну за другой я их судил и осуждал. И понял, наконец, что развитие народов, как всего живущего, совершается лишь органически, на тех основах, на которых они исторически сложились и выросли, и что поэтому здоровое развитие может быть только мирным и национальным...

Таким путем я пришел к власти и благородству наших исторических судеб, совместивших духовную свободу с незыблемым авторитетом власти, поднятой превыше всяческих алчных стремлений честолюбцев. Я понял, какое драгоценное сокровище для народа, какое незаменимое орудие его благосостояния и совершенствования составляет верховная власть с веками укрепленным авторитетом".

Царь разрешает Тихомирову вернуться в Россию, чтобы искупить свои грехи перед русским народом.

На родине Тихомиров становится ведущим сотрудником "Московских Ведомостей" и "Русского Обозрения". Важнейшие из статей он выпускает отдельными изданиями: "Начала и концы", "Духовенство и общество в современном религиозном движении", "Конституционалисты в эпоху 1881 года", "Демократия либеральная и социальная", "Единоличная власть, как принцип государственного строения", "Знамение времени. Носитель идеала", "Земля и фабрика" и т.п. В 1905 он выпускает свой основной труд - "Монархическая Государственность".

Анализируя исторические формы устройства России и многих зарубежных стран, Тихомиров делает вывод, что верховная власть в лице монарха даже в средних своих образцах действует более разумно и твердо, чем т.н. "демократия". "При очевидных преимуществах монархии немудрено, что она составляла до сих пор как бы естественную норму государственной жизни человечества. В истории чаще всего мы встречаем именно ее, и величайшие эпохи национального творчества в большинстве случаев отмечаются именами монархов... Трудность возникновения и поддержания монархии зависит лишь от того, что она требует присутствия в нации живого и общеразделяемого нравственного идеала".

Тихомиров высоко оценивал значение русских общины и артели, видя в них главную возможность самобытного развития русских рабочих и крестьян. В отличие от предлагаемых либералами и леворадикалами планов объединения рабочих в тред-юнионы по западноевропейскому образцу Тихомиров выдвигает идею сплочения и развития рабочих путем создания рабочих общин. "Рабочие союзы, - писал он, - должны были бы явиться у нас не узкопрофессионально экономическим учреждением, но некоторой общиной, объединяющей фабрично-заводских рабочих во всех главных отраслях их нужд. Крестьянин, являясь в город из своей деревни, попадал как бы в ту же привычную ему общину, но только более развитую... Эта цель не заключает в себе ничего революционного, она не требует какого-либо переворота в России, только, наоборот, требует достройки... Будущее рабочее сословие, естественно, должно состоять из рабочих общин. Цель рабочих союзов состоит в том, чтобы послужить постепенным переходом в рабочие общины". По мнению Тихомирова, рабочие общины должны находиться в постоянной связи с сельскими крестьянскими общинами для совместного устройства в деревне хороших приютов для "нуждающихся в воздухе, отдыхе и поправке". В сельские общины можно устраивать вдов и сирот городских рабочих и, наконец, направлять их самих на заслуженный отдых. "Такая связь городских рабочих с деревенскими собратьями усилит независимость городских рабочих..." В 1909-14 Тихомиров редактирует патриотическую газету "Московские Ведомости". Незадолго до гибели Столыпина, с которым он сблизился в последние годы, Тихомиров направил ему записку, где обращался с просьбой взять на себя инициативу государственной реформы, которая вернула бы царской власти свободу законодательного творчества, сделала бы Думу совещательным учреждением по образцу Земского собора.

Перед Первой мировой войной Тихомиров отошел от общественной деятельности, поселился рядом с Троице-Сергиевой лаврой, а в 1918 признал "убийственную правду" Сионских протоколов. Регулярно приходил к гробнице Сергия Радонежского с молитвой о спасении России.

О. Платонов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

Тихомиров, Лев Александрович

— публицист. Род. около 1850 г. в Донской области; в середине 70-х гг. принял участие в деятельности, направленной к ниспровержению государственного и общественного строя; от имени "исполнительного комитета" составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. В начале 1880-х годов писал в "Деле", где под псевдонимом И. Кольцов и И. К. появились статьи его: "Жизнь и печать" (1881, 2), "К вопросу об экономике и политике" (1881, 5), "В защиту интеллигенции" (1882, 4), "С низовьев Дона" (1882, 9 и 10), "Общественность в природе" (1882, 11 и 12), "Современное положение публицистики" (1882, 12), "Тирания политич. мысли" (1883, 3) и друг. По позднейшим признаниям Т., уже раньше 1 марта в нем зарождались сомнения относительно целесообразности революционной деятельности; тем не менее, уехав в начале 80-х гг. за границу, он стал во главе "Вестника народной воли" и только в 1888 г. открыто выступил против прежних идей своих в предисловии ко 2 изд. книги "La Russie politique et sociale" (1888). В общем книга принадлежала к тем, которые не разрешаются к обращению в России; но в предисловии доказывалось, что революция немыслима в России и что людям прогрессивного образа мыслей должно только стремиться к мирной эволюции. Брошюра (изданная по-русски и по-французски) "Почему я перестал быть революционером" (1888; 2 изд., M., 1896) сделала возможным возвращение Т. в Россию, где он стал деятельным сотрудником "Моск. вед." и "Рус. обозрения". Важнейшие статьи, появившиеся в этих органах, Т. перепечатал в ряде брошюр и книжек: "Начало и концы" (М., 1890), "Духовенство и общество в современном религиозном движении" (1893, 2 изд.), "Конституционалисты в эпоху 1881 г." (1895, 3 изд.), "Борьба века" (1896), "Демократия либеральная и социальная" (1896), "Единоличная власть как принцип государственного строения" (1897), "Знамение времени. Носитель идеала", "Земля и фабрика" (1899). Как для России, так и для Европы Т. видит единственное спасение в неограниченной монархии. Чтобы искоренить в современном русском обществе стремление к разным "социальным миражам", достаточно, по мнению Т., завести "умную и сильную полицию" ("Конституционалисты", стр. 28). Тон таких газет, как выходивший в 1881—82 гг. "Порядок" М. М. Стасюлевича, кажется Т. "кликами свободолюбивых рабов, распущенных многотерпеливым хозяином". Констатируя, что занявший в 1882 г. пост мин. внутр. дел гр. Д. А. Толстой "имел, несомненно, руку тяжелую, которая больно била, когда он считал это нужным", Т. всецело присоединяется к его политике и, намекая на прекращение "Порядка", "Голоса" и "Страны", находит, что эти представители "до крайности распущенной печати" и эти "явно противоправительственные органы требовали мер более энергических". Отрицая за кем бы то ни было, кроме правительства, право на регулирование общественной и государственной жизни, Т. требует такого же слепого повиновения авторитету в жизни духовно-религиозной. В своей брошюре "Духовенство и общество в современном религиозном движении" Тихомиров всякую попытку самостоятельного суждения в области религиозных вопросов провозглашает "самочинством"; нужно только "скромное обращение к церковному учению". Тихомиров глубоко возмущается тем, что в религиозных спорах иного интеллигентного кружка не услышишь других ссылок, кроме как на Хомякова, Достоевского, Леонтьева, Соловьева, словно "они имеют даже тень церковного авторитета". Для восстановления "правильного развития нашему обществу необходимо воспитание чувства веры и, стало быть, отрешение от чувствований, от глубоко ошибочной привычки рассудком самочинно искать религиозной истины". Католически-клерикальное желание Т. устранить самосознание мирянина из религиозной жизни вызвало горячие протесты даже на страницах "Гражданина" и "Церковного вестника".

С. В.

{Брокгауз}



Тихомиров, Лев Александрович

[19(31)01.1852 — 16.10.1923] — социолог, религ. мыслитель, обществ. деятель. Род. в семье военного врача под Новороссийском, в Геленджике. С детства увлекается революц.-демократической литературой, особенно соч. Писарева. В 1870 поступает на юрид. ф-т Моск. ун-та, в 1874 арестовывается за революц. деятельность и проводит 4 года в Петропавловской крепости в ожидании суда. В 1878 выходит на свободу и вновь включается в революц. работу. Является членом революц. организации "Земля и Воля", затем — террористической организации "Комитет Народной Воли". В это время Т. — один из ближайших сподвижников Перовской и Желябова. После разгрома "Народной Воли" в 1881—1882 эмигрирует за границу, где вместе с П.Л.Лавровым редактирует "В. Народной Воли". В эмиграции Т. переживает глубокий внутр. кризис, к-рый в 1886 заканчивается полным отказом от революц. борьбы и нигилистической идеологии. Решительно порывая со своими вчерашними идеалами и революц. соратниками, Т. становится ярым сторонником православия и монархии, пишет широко нашумевшую исповедь "Почему я перестал быть революционером" и обращается к царю с просьбой о возвращении на родину. Получив в 1888 разрешение вернуться, Т. активно включается в обществ.-полит. жизнь России. Он пишет на социол. и религ. темы. С 1907 по 1913 — ред. "Московских ведомостей". Перед Октябрьской революцией имел чин действительного тайного советника. Посл. годы жизни провел в Сергиевом Посаде, где занимался мистико-апо-калиптическими изысканиями и работал над кн. "Тени прошлого". Т. — виднейший идеолог православного монархизма. В своих работах критиковал безрелиг. идею "автономии личности", соц. прогрессизм и революц. утопизм ("соц. мистицизм" в терминологии самого Т.). Считая эти идеи дух. болезнями XIX в., сеющими опаснейшие иллюзии, нигилизм и смуту, Т. настаивал на жизнеоргани-ческом понимании об-ва, характеризуемом, как и жизнь природы, рядом устойчивых соц. констант и инвариантов. В основу органической соц. эволюции, к-рую Т. противополагал крайностям революц. прогрессизма и консерватизма, должна быть положена наука о соц. жизнедеятельности, а также нравств. религ. воспитание, гарантом к-рого, в свою очередь, м.б. лишь монархическая форма гос. правления. На основе личного жизненного опыта и теор. размышлений Т. ставил следующий диагноз XIX в.: "Вся наша борьба века имеет в сущности религ. подкладку. Это эпоха религ. отступничества, бунта против Бога в душе человека. Колыхания мира социального составляют лишь отражения этого возмущения. С умиротворения души начнется оздоровление социального мира".

А.В.Иванов

Религ.-филос. концепция Т. основана на категориях "Бог", "откровение", "мистика", содержание к-рых сравнивается Т. с мистической каббалой и теософией, к-рые он неплохо знал. "Мистику и мистическое" Т. характеризует как качественную универсальность абсолютного бытия Бога. В онтологии Т. мистическое является синонимом ноуменального бытия как бытия реально-истинного, в отличие от феноменального бытия мира. "Бытие же Божественное — вне того, что мы считаем законами. У него нет необходимоси, а есть Абсолютная Свобода. Мы знаем о Боге достаточно для своей исторической миссии, и больше не узнаем, пока Ему не понадобится нам открыть для какого-то продолжения миссии в иных уже условиях бытия нашего" (Письма к М.В.Лодыженскому // ВФ. 1992. № 5. С. 144). Т. отличал христ. мистику от дохрист. как низшей, языческой, принадлежащей физ. миру. Т. отвергал попытки рацио-нально-онтол. вторжения в сферу божественно-мистического, но в гносеологии все-таки принял позиции "рационального мистицизма". Знание, по Т., способно уменьшить тайну незримого мира, но акт осознания не изменяет обл. мистического. Гносеол. ценность феноменального бытия в том и заключается, что формирует границы восприятия ноуменального мира, не объясняя его. Нравств. идеал определяет путь в мистическое и основывается на том образе жизни, к-рый составляет стержень святоотеческих традиций. Подвиг отрешения, святости, чистоты является, по Т., нравств. целью человека, проникшегося подлинным смыслом бытия.

Соч.: Начало и концы. М., 1890; Духовенство и общество в современном религиозном движении. М., 1893; Борьба века. М., 1895; Демократия либеральная и социальная. М., 1896; Единоличная власть как принцип государственного строения. М., 1897; Знамение времени. Носитель идеала. М., 1899; Почему я перестал был революционером. СПб., 1906; Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира. Сергиев Посад, 1907; Гражданин и пролетарий. Социально-политические очерки. М., 1908; Воспоминания Льва Тихомирова. М., 1927; Носитель идеала. М., 1989; Л А.Тихомиров. Письма к М.В.Лодыженскому // ВФ. 1992. № 5; Борьба века // Прямой путь. 1992. № 1.



Тихомиров, Лев Александрович

Род. 1852, ум. 1923. Революционер-народник, публицист. Участник "Земли и воли", "Народной воли" (Исполкома), кружка "чайковцев". После 1889 г. монархист. Автор книги "Монархическая государственность" (1905).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

ТИХОМИРОВ Лев Александрович

19.01.1852– 16.10.1923), русский мыслитель, публицист, мемуарист. Родился в военном укреплении Геленджик на Кавказе в семье военного врача. Окончив керченскую Александровскую гимназию с золотой медалью, поступил в 1870 в Императорский Московский университет, где попал в круг революционеров-народовольцев. В 1873 Тихомирова арестовывают и осуждают по делу о «193-х». Более 4-х лет он проводит в Петропавловской крепости. В янв. 1878 Тихомиров выходит на свободу под административный надзор родителей. Но в окт. того же года он тайно покидает родительский дом и переходит на нелегальное положение для продолжения революционной деятельности. В это время он был уже членом «Земли и воли», стремившейся к свершению государственного переворота с целью созыва Учредительного собрания или утверждения революционной диктатуры (в зависимости от обстоятельств).

Принимая активное участие в революционном народовольческом движении, Тихомиров на Липецком съезде 20 июля 1879 поддержал решение съезда о цареубийстве. Являясь членом Исполнительного комитета, он редактировал партийную газету «Народная воля», играл первенствующую роль при составлении программы партии, курировал др. издания, а также редактировал большую часть прокламаций Исполнительного комитета. В следующем году он вышел из его состава и поэтому не участвовал в подаче голоса при принятии решения о цареубийстве 1 марта 1881. После убийства Императора Александра II в среде народовольцев встал вопрос о лишении жизни следующего Царя, Императора Александра III. Этому воспротивился Тихомиров. Т. к. вследствие арестов руководителей «Народной воли» он занимал в России лидирующее положение в партии, то народовольцы ограничились письмом к Императору Александру III, содержавшим революционные требования (письмо было написано Тихомировым, а отредактировано Н. К. Михайловским). Все это время Тихомирову приходилось скитаться по России. Осенью 1882 с целью избежать ареста он уезжает за границу — сначала в Швейцарию, а затем во Францию. Здесь весной 1883 он вместе с П. Л. Лавровым начинает издавать «Вестник “Народной воли”». В «передовой» республиканской Франции, наблюдая за парламентскими скандалами (вроде «панамского дела») и ознакомившись с деятельностью партийных политиканов, Тихомиров начинает пересматривать свои политические взгляды. «Отныне, — пишет он в 1886, — нужно ждать всего лишь от России, Русского Народа, почти ничего не ожидая от революционеров... Сообразно с этим, я начал пересматривать и свою жизнь. Я должен ее устроить так, чтобы иметь возможность служить России, как мне подсказывает мое чутье, независимо ни от каких партий». Сравнивая разрываемую партийными распрями слабую Францию (постоянно «обижаемую» Германской империей) с сильной, внутренне единой и самостоятельной в своей внешней политике Российской Империей, управляемой твердой рукой Императора Александра III, Тихомиров делает выводы не в пользу первой, да и самого демократического принципа власти. Параллельно с политическими в сознании Тихомирова происходили изменения и религиозных взглядов. Прохладное отношение к вере сменилось горячим желанием возродить в себе православного человека, что укрепляло в нем решение порвать с революцией. Однажды он открыл Библию на строках: «И избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона». Снова и снова открывал Библию Лев Александрович, и каждый раз перед ним возникали все те же строки. У Тихомирова постепенно созревала мысль о том, что Бог указывает ему путь — обратиться к Царю с просьбой о помиловании. 1888 — переломный. Недавний революционер пишет и издает брошюру «Почему я перестал быть революционером», где заявляет о разрыве отношений с миром революции и говорит о своем новом мировоззрении. Его целью становится возвращение на родину. 12 сент. 1888 Тихомиров подает на Высочайшее Имя просьбу о помиловании и разрешении вернуться в Россию, что и было ему даровано Высочайшим повелением от 10 нояб. 1888. Получив прощение, Тихомиров 20 янв. 1889 прибыл в С.-Петербург. Он идет в Петропавловский собор поклониться праху Императора Александра II, против власти которого так ожесточенно боролся, будучи революционером. Так произошло еще одно преображение «Савла в Павла». Лидер революционеров становится ревностным приверженцем Самодержавия и крупнейшим идеологом монархического движения. Переход Тихомирова на сторону русского Самодержавия явился сильным идеологическим ударом для революционной партии. Этот акт воспринимался революционерами как невероятное событие и казался неправдоподобным. Резонанс был велик, и не только в российской среде, но и в международных революционных кругах.

Поль Лафарг писал Г. В. Плеханову, что приезд на учредительный конгресс II Интернационала русских революционеров «будет ответом на предательство Тихомирова». Это был чуть ли не единственный случай в истории революций, когда один из самых авторитетных руководителей, отказавшись от идеи революции, становится убежденным и последовательным сторонником Монархии, в течение 30 лет отстаивающим ее принципы. С июля 1890 Тихомиров живет в Москве и сотрудничает в «Московских ведомостях». Публицистические выступления Тихомирова этого времени носят характер критический, и объектами критики являются революция и демократический принцип власти. Тогда же он пишет трилогию: «Начала и концы. Либералы и террористы» (1890), «Социальные миражи современности» (1896) и «Борьба века» (1896). Первой же работой, принесшей ему славу и известность в русском обществе, была статья «Носитель идеала», посвященная личности и деятельности Императора Александра III (написана сразу после смерти государя в 1894). Поэт А. Майков говорил, что «никогда никто не выражал так точно, ясно и истинно идею русского Царя», как автор статьи «Носитель идеала». В 1890–98 он активно сотрудничает в лучшем тогда консервативном журнале «Русское обозрение», формируя политическую линию издания. В 1895 Тихомирова избирают членом Общества любителей духовного просвещения, а в следующем — действительным членом Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III. С книги «Единоличная власть как принцип государственного строения» (1897) начинается новый период творчества Тихомирова — создание государственно-правового учения о монархическом принципе власти, получившего наиболее полное завершение в его труде «Монархическая государственность» (1905). Тихомиров стал первым русским мыслителем, разработавшим учение о русской государственности, о ее сущности и условиях ее действия. Он первый всерьез занялся изучением такого государственного феномена, как русское Самодержавие. Государство — естественный союз нации. «Единственное учреждение, — говорит исследователь, — способное совместить и свободу, и порядок, есть государство». Одним из характернейших и основных свойств человека является его стремление к взаимоотношениям с др. людьми. Общественность человека — такой же его инстинкт, как и инстинкт борьбы за свое существование. Оба они естественны, потому что исходят из самой природы человека.

Государство же является высшей формой общественности. Общественность эволюционирует от союзов семейных и родовых к союзам сословным, а с развитием человеческих потребностей и интересов дорастает до возникновения высшей силы, объединяющей все социальные группы общества, — государства. С формированием общества в нем возникает власть как естественный регулятор социальных отношений. Для общественности всегда характерно наличие власти и подчинения. Когда же нет ни власти, ни подчинения, то наступает свобода в чистом виде, но здесь уже нет общественности, т. к. любая социальная система предполагает борьбу, которая проходит в более грубых либо в более мягких формах. Власть становится силой, осуществляющей в обществе, в государстве высшие начала правды. Общество и власть растут и развиваются параллельно, создавая государственность наций. В зависимости от того, что понимает нация под общечеловеческим принципом справедливости, верховная власть представляет тот или иной принцип: монархический, аристократический или демократический. «Необходимо признать, — пишет Тихомиров, — все эти три формы власти особыми, самостоятельными типами власти, которые не возникают один из другого... Это совершенно особые типы власти, имеющие различный смысл и содержание. Переходить эволюционно один в другой они никак не могут, но сменять друг друга по господству могут... Смену форм верховной власти можно рассматривать как результат эволюции национальной жизни, но не как эволюцию власти самой по себе... Сами по себе основные формы власти ни в каком эволюционном отношении между собою не находятся. Ни один из них не может быть назван ни первым, ни вторым, ни последним фазисом эволюции. Ни один из них, с этой точки зрения, не может быть считаем ни высшим, ни низшим, ни первичным, ни заключительным...». Выбор принципа верховной власти зависит от нравственно-психологического состояния нации, от тех идеалов, которые сформировали мировоззрение нации. Если «в нации жив и силен некоторый всеобъемлющий идеал нравственности, — развивает далее свою мысль Тихомиров, — всех во всем приводящий к готовности добровольного себе подчинения, то появляется Монархия, ибо при этом для верховного господства нравственного идеала не требуется действие силы физической (демократической), не требуется искание и истолкование этого идеала (аристократия), а нужно только наилучшее постоянное выражение его, к чему способнее всего отдельная личность как существо нравственно разумное, и эта личность должна лишь быть поставлена в полную независимость от всяких внешних влияний, способных нарушить равновесие ее суждения с чисто идеальной точки зрения». После выхода книги «Монархическая государственность» Тихомиров был занят осмыслением реформирования системы «думской монархии», которая сложилась после издания новых Основных законов 1906. Предложенную Тихомировым схему реформ коротко можно определить как введение в государственную систему монархического народного представительства с узаконенным господством в нем голоса Русского Народа, цель которого — представлять мнения и нужды народа при верховной власти. Оговаривал он и то обстоятельство, что «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательственных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству...». После т. н. «третьеиюньского переворота» 1907 (роспуска II Государственной Думы и опубликования нового избирательного закона) П. А. Столыпин приглашает Тихомирова в советники (он входит в Совет Главного управления по делам печати как специалист в рабочем вопросе). Еще в 1901 он участвовал в создании в Москве рабочей организации «Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве». В это время Тихомировым было написано много разных брошюр и статей по рабочему вопросу, получивших значительное распространение. Влияние идей Тихомирова на рабочих привело к тому, что социал-демократам пришлось выпускать листовки с негативной оценкой его работ. По поручению Столыпина им были написаны несколько записок по истории рабочего движения и отношений государства с рабочими. Результатом изучения этой проблематики стала книга «Рабочий вопрос. Практические способы его решения» (М., 1909). Тихомиров писал также записки по вероисповедной политике государства, по созыву Церковного Собора. Церковно-публицистическая деятельность Тихомирова была, в частности, одной из причин подготовки церковной реформы Императором Николаем II. Государь, прочитав его работу «Запросы жизни и наше церковное управление» (1903), повелел Св. Синоду обсудить вопрос о созыве Церковного Собора. В 1906 заседало Предсоборное Присутствие, в котором по Высочайшему повелению участвовал и Тихомиров.

После смерти редактора-издателя «Московских ведомостей» профессора А. С. Будиловича (1909) Тихомиров взялся за редактирование и издательство старейшей монархической газеты. По первоначальному договору с Министерством внутренних дел (к ведомству которого принадлежала газета) новый редактор должен был издавать «Московские ведомости» до к. 1918, но договор не мог быть выполнен в полной мере министерством из-за финансовых трудностей. Тихомиров отказывается от аренды газеты в к. 1913. Последними выступлениями Тихомирова в печати были статьи в газете «Россия» о законах о печати (1914) и эссе «О свободе» в журнале «Прямой путь» (1914), издаваемом В. М. Пуришкевичем. К этому времени П. А. Столыпина уже не было в живых, и в правительственных кругах Тихомировым более никто не интересовался. Он снова возвращается к теоретической работе: пишет в 1913–18 свой 2-й (после «Монархической государственности») капитальный труд — «Религиозно-философские основы истории», состоящий из 10 разделов. После окончания редакторства «Московских ведомостей» Тихомиров поселяется в Сергиевом Посаде (там он и умер). Близость к Московской Духовной академии ведет к знакомству с ее преподавателями — А. И. Введенским, М. Д. Муретовым, на работы которых он ссылается в своей новой книге. Определенную связь религиозно-исторического сочинения Тихомирова можно увидеть и с деятельностью «Кружка ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви» М. А. Новоселова. В новоселовской «Религиозно-философской библиотеке» были опубликованы 2 работы Тихомирова: «Личность, общество и Церковь» (1904) и «Христианская любовь и альтруизм» (1905). В 1916–18 философ прочел несколько докладов в аудитории «Религиозно-философской библиотеки». Темами докладов Тихомирова стали главы из его книги «Религиозно-философские основы истории»: «О гностицизме», «О Логосе и Филоне Александрийском», «О философии Каббалы», «О философии Веданты», «О магометанском мистицизме». Основу книги Тихомирова составляет мысль о борьбе в человеческом мире двух мировоззрений: дуалистического и монистического. Дуалистическое мировоззрение признает два бытия — Бытие Божие и сотворенное Богом бытие тварное. Монистическое мировоззрение утверждает, напротив, единство всего существующего, проповедуя идею самосущной природы. На протяжении всей человеческой истории эти идеи ведут друг с другом непримиримую духовную борьбу, не смешиваясь между собой, несмотря на многочисленные попытки их синкретизировать. Анализу истории этой духовной борьбы и посвящена книга Тихомирова. Она ценна тем, что не только говорит о прошлом и настоящем периоде этой борьбы, но дает анализ человеческой истории в ее последние эсхатологические времена. Уникальна эта книга еще и тем, что в ней впервые на русском языке человеческая история в полном объеме проанализирована с религиозной точки зрения. В философской работе Тихомирова показано логическое развитие в человеческих обществах религиозных движений, взаимная связь и преемственность религиозных идей разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. После революции, лишившись всех средств к существованию, работая делопроизводителем советской школы им. Горького в Сергиевом Посаде, Тихомиров в 1918–22 пишет воспоминания «Тени прошлого», а параллельно в 1919–20 — эсхатологическую фантазию «В последние времена» о пришествии антихриста, о борьбе с ним последних христиан и о Втором Пришествии Спасителя.

Соч.: Почему я перестал быть революционером. Париж, 1888; Начала и концы. Либералы и террористы. М., 1890; Духовенство и общество в современном религиозном движении. М., 1892; Конституционалисты в эпоху 1881 года. М., 1895; Знамение времени. Носитель идеала. М., 1895; Демократия либеральная и социальная. М., 1896; Борьба века. М., 1896; Государственность и сословность. М., 1897; Варшава и Вильна, М., 1897; Царский суд в России. М., 1899; Земля и фабрика. К вопросу об экономической политике. М., 1899; Вопросы экономической политики. М., 1900; Христианские задачи России и Дальний Восток. М., 1900; О приобщении Дальнего Востока к миру христианскому. М., 1900; Рабочий вопрос и русские идеалы. М., 1902; Чем живет человеческое общество? М., 1902; О смысле войны. М., 1904; Личность, общество и Церковь. Вышний Волочек, 1904; На помощь пленным. М., 1905; Альтруизм и христианская любовь. Вышний Волочек, 1905; Монархическая государственность. Ч. 1–4. М., 1905; Государственность и религия. М., 1906; Что такое Отечество? М., 1907; Христианство и политика. М., 1906; Современное положение приходского вопроса. М., 1907; К вопросу об общественной деятельности учащейся молодежи. М., 1907; Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира. Сергиев Посад, 1907; Социализм в государственном и общественном отношении. М., 1907; О недостатках конституции 1906 года. М., 1907; Рабочие и государство. СПб., 1908; Социально-политические очерки. Очерк 1–3. М., 1908; Самодержавие и народное представительство. М., 1907; Рабочий вопрос. Практические способы его решения. М., 1909; Закон о печати. СПб., 1909; К реформе обновленной России. М., 1912; Религиозно-философские основы истории. М., 1997 (составление, вступительная статья и комментарии М. Б. Смолина); Тени прошлого. Воспоминания. М., 2000 (составление, вступительная статья и комментарии М. Б. Смолина).

Лит.: Маевский В. А. Революционер-монархист. Памяти Л. Тихомирова. Нови Сад, 1934; Смолин М. Б. Очерки имперского пути. Неизвестные русские консерваторы 2-й пол. XIX — 1-й пол. XX в. М., 2000. М. Смолин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг.

Найдено схем по теме ТИХОМИРОВ Лев Александрович — 0

Найдено научныех статей по теме ТИХОМИРОВ Лев Александрович — 0

Найдено книг по теме ТИХОМИРОВ Лев Александрович — 0

Найдено презентаций по теме ТИХОМИРОВ Лев Александрович — 0

Найдено рефератов по теме ТИХОМИРОВ Лев Александрович — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!