Тихон Задонский

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Тихон Задонский

Тихон Задонский, святой - знаменитый иерарх и духовный писатель. Родился в 1724 г. в селе Короцке, Валдайского уезда, Новгородской губернии, от бедного дьячка Савелья Кириллова и назван Тимофеем. Учился в Новгородской семинарии и был оставлен при ней учителем. В 1758 г. принял монашество с именем Тихона; в 1759 г. назначен архимандритом Желтикова монастыря, потом переведен в Отроч монастырь и назначен ректором тверской семинарии и учителем богословия. В 1761 г. Тихон был возведен в сан епископа кексгольмского и ладожского викария новгородской епархии, а в 1763 г. перемещен на самостоятельную воронежскую епископскую кафедру. В первый же год своего пребывания в Воронеже, чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, Тихон написал краткое учение "О седми святых тайнах". В следующем году им написано "Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния". В этом сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушенного исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной, доходящей до отчаяния скорби о грехах, утешать милосердием Божием. Чтобы побудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, Тихон предписал, чтобы на литургии, всякий воскресный и праздничный день, читать или Толковое евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в церкви, или полезное слово из Пролога. Он установил в кафедральном соборе, по воскресным дням, проповедание слова Божия, вызвал для этой цели из московской славяно-греко-латинской академии Ивана Васильева Турбина. К слушанию его поучений должны были собираться священно- и церковнослужители. В уездные города разослана была особая книжка для чтения в церквах. Духовенству было дано наставление, в котором были разъяснены высокие обязанности священника. В своих судебных решениях Тихон являлся не столько судьей, карающим поступок, сколько пастырем, заботящимся об исправлении виновного. Еще раньше указа 1766 г. Тихон запретил своей консистории телесное наказание священнослужителей; защищал своих подчиненных и от светских властей тогда еще дикого Донского края. По прибытии в Воронеж Тихон нашел там лишь одну школу; другая была в городе Острогожске. Он предписал открывать по всем городам славянские школы, но они оказались малополезными; тогда открыты были латинские школы в Острогожске и Ельце. Когда была ассигнована первая незначительная сумма на содержание училищ, Тихон немедленно устроил в Воронеже полную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Тихон часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам; для нравственного руководства учеников составил инструкцию ("Инструкция, что семинаристам должно наблюдать"). Пораженный дурным состоянием воронежских монастырей, Тихон усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам. Не довольствуясь одной устной проповедью, которую не все могли слышать, Тихон писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа: "Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда содержать должно"; "Краткое наставление, како подобает себе в христианской должности содержать"; "Наставление о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям", с кратким изъяснением десяти заповедей; "Примечания некая, из Святого Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая с последующими образами, с кратким увещанием к скорому обращению". Им было написано также большое сочинение "Плоть и Дух". Из проповедей Тихона особенно замечательно "Слово о сырной седмице", а из увещаний - "Увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося Ярило". Тихон правил воронежской епархией 4 года и 7 месяцев. По расстройству здоровья, он в конце 1767 г. испросил себе увольнение и поселился сначала в Толшевском монастыре (в 40 верстах от Воронежа), а с марта 1769 г. - в Задонском монастыре. Здесь Тихон своей жизнью показал пример высокого благочестия и аскетизма. Все время его, за исключением 4 - 5 часов тревожного отдыха, проходило в богословских занятиях и молитве. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную, несмотря на слабость сил, часто занимался тяжелыми работами, колол дрова, косил сено и пр. Строгий к себе, он был любовно снисходителен к слабостям других. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательные, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием; будучи богословом и подвижником, смиренно брал уроки духовной мудрости и духовного утешения из уст простых, неграмотных, но благочестивых монастырских старцев. Однажды, в гостях, у знакомых он вступил в беседу с каким-то дворянином вольтерьянцем и кротко, но сильно стал опровергать его; собеседник вышел из себя и дал ему пощечину; святитель тут же упал ему в ноги с мольбой о прощении - и этим так на него подействовал, что он с этих пор сделался хорошим христианином. Келья святителя сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставление и благословение. Особенно любил Тихон беседовать с простым народом, утешал его в его тяжелой доле, увещевал не роптать против начальства и господ, помогал разоренным деньгами. Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви. Иногда он сам являлся в дома нуждавшихся в его участии. Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем перед ними за их угнетенных крестьян. На благотворения шла вся его 500-рублевая пенсия и все, что он получал в дар от знакомых. Первым трудом Тихона в Задонске было сочинение "Об истинном христианстве". Все сказанное здесь не только глубоко продумано, но и прочувствовано. Затем Тихон трудился над книгой "Сокровище духовное от мира собираемое": это - размышления о предметах веры по поводу слов, изречений или каких-нибудь явлений из видимой природы. В то же время он составил еще "Проповеди краткие", "Наставление монашествующим", "Письма келейные", "Письма к некоторым приятелям посланные" и "Наставление христианское". Святейший Синод оценил достоинство этих произведений, составил из них для чтения в церквах "Наставление о собственных всякого христианина должностях" (1789; 48-е изд., Москва, 1870). Специально для монахов написаны Тихоном "Правила монашеского жития" и "Наставление обратившимся от суетного мира". Кончина его последовала 13 августа 1783 г., а торжественное открытие его мощей - в 1861 г. Мощи Тихона открыто почивают в Задонском Богородицком монастыре (XII, 133). "Сочинения преосвященного Тихона, епископа воронежского и Елецкого" изданы в Санкт-Петербурге в 1825 - 26 годах, в 15 частях. Впоследствии Святейший Синод взял на себя полное издание писаний святого Тихона (Москва, 1-е изд., 1836; 5-е изд., 1889). Жизнь святого Тихона описали два его келейника - Иоанн Ефимов, в монашестве Тихон, и В.И. Чеботарев. Письма Ефимова, в которых изображается жизнь святого Тихона на покое, хранятся в киево-софийской библиотеке (под № 194); в извлечении они напечатаны в составленном митрополитом Евгением жизнеописании Тихона, приложенном ко второму изданию "Творений" Тихона. "Записки о святителе Тихоне" Василия Чеботарева напечатаны в "Православном Обозрении" за 1861 г., № 7. Ср. Е. Болховитинов "Описание жизни преосвященного Тихона, епископа воронежского и Елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного" (Санкт-Петербург, 1796); П.С. Казанский "Труды святителя Тихона I, епископа воронежского, по управлению воронежской паствой" ("Прибавления к Творениям святых отцов", 1862); "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, всея России чудотворца" (изд. 2, Санкт-Петербург, 1862); "Жизнь новоявленного угодника Божия Тихона, епископа воронежского и Елецкого, с присовокуплением избранных мест из его творений" (изд. 2, Москва, 1862); "Житие святителя Тихона Задонского" (Санкт-Петербург, 1866); В. Михайловский "Святый Тихон, епископ воронежский и задонский" (Санкт-Петербург, 1873); архимандрит Игнатий "Краткие жизнеописания русских святых" (Санкт-Петербург, 1875); "Житие святителя Тихона Задонского" (Москва, 1894); протоиерей А. Лебедев "Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец" (изд. 3, Санкт-Петербург, 1896); К. Здравомыслов "Иерархи новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени" (Новгород, 1897), П. Кратиров "Святитель Тихон Задонский, как пастырь и пастыреучитель" (Казань, 1897).

Источник: Биографический словарь. 2008

Тихон Задонский

(в миру Тимофей Соколов) — святитель, епископ воронежский, знаменитый иерарх и духовный писатель, родился в 1724 г. в с. Короцке, Новгородской губернии, Валдайского уезда, в семье бедного дьячка Савелия Кирилловича. Рано лишившись отца, он с самого детства испытывал материальную нужду. "Когда дома есть нечего, — вспоминал он впоследствии об этом времени, — то, бывало, весь день бороню пашню у богатого человека, чтобы только накормил меня хлебом". С 1738 г. учился в Новгородской духовной школе, живя на средства своего брата Петра, бывшего дьячком в Новгороде. С открытием в 1740 г. семинарии его, как одного из лучших учеников, приняли на казенное содержание. Еще до окончания семинарии, в 1750 г., он оставлен был при ней учителем греческого языка, а по окончании ее в 1754 г. также и риторики. В 1758 г. принял монашество в Новгородском Антониевом монастыре с именем Тихона, в Фомино воскресенье посвящен был в Петербурге во диакона и в том же году в иеромонаха. С 1758 г. Т. стал преподавать философию в семинарии, а 18 января 1759 г. назначен был там префектом. В том же году его по просьбе тверского епископа Афанасия назначили архимандритом Желтикова монастыря, но вскоре перевели в Отроч монастырь с назначением ректором Тверской семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. Затем T. управлял Хутынским монастырем. 18 мая 1761 г. Т. возведен был в сан епископа кексгольмского и ладожского, викария Новгородской епархии, причем рукоположение совершено было в Петербургском Петропавловском соборе. В августе 1762 г., когда синод выезжал в Москву по случаю коронации Екатерины II, ему повелено было прибыть в Петербург и председательствовать временно в синодальной конторе. 3 февраля 1763 г. T., после смерти Иоанникия Павлуцкого, назначен был на самостоятельную воронежскую епископскую кафедру. С самого вступления в управление епархией перед Т. открылся широкий простор для деятельности. Прежде всего он обратил внимание на ветхость собора, и ему удалось, главным образом на частные пожертвования, заложить новый каменный собор, который однако был закончен постройкой уже после него. В среде духовенства он нашел невежество, пренебрежение обязанностями и злоупотребления: многие не знали как следует чина службы, другие в праздничные и воскресные дни из-за личных дел совсем не совершали службы, много беспорядков было по делам брачным; вообще нравственный и образовательный уровень духовенства не соответствовал его назначению. Вскоре по прибытии в Воронеж, Т. написал в катехизической форме для священства краткое учение "О седми св. тайнах", в котором давал краткое понятие о сущности каждого таинства, об образе его совершения, о лице совершающем и о лицах, приемлющих его. Затем им было написано "Прибавление к должности священнической о тайне св. покаяния", где даются священникам наставления, как держать себя на исповеди: возбуждать в пастве чувство раскаяния, но в то же время относиться не слишком строго, а осторожно и осмотрительно, утешать милосердием Божиим тех, кто в скорби о своих грехах доходит до отчаяния. Чтобы не допускать до рукоположения людей недостойных или неприготовленных к служению церкви, Т. немедленно по вступлении на епархию послал (31 мая 1763 года) указ во все городские и духовные управления, чтобы ставленники имели от причта и от прихожан одобрительное свидетельство. Для побуждения священников к произнесению проповедей и чтобы приучить их к чтению, Т. предписал, чтобы после заамвонной молитвы во всякий воскресный и праздничный день читался соответствующий отрывок или из Толкового евангелия или из какой-нибудь другой книги, принятой в Восточной церкви, "а в иные воскресные дни прочитывать напечатанное в Следованной псалтыри на листу 386, весьма душеполезное и поощрительное спящей и нерадеющей о своем спасении душе, слово св. Кирилла, архиепископа Иерусалимского об исходе души и о втором пришествии". За время своего управления Воронежской епархией Т. строго наблюдал за исполнением этого предписания. A чтобы познакомить священников с проповедованием катехизиса, он вызвал из Московской славяно-греко-латинской академии воспитанника Ивана Васильевича Турбина, который каждое воскресенье произносил проповеди в кафедральном соборе. К слушанию этих проповедей должны были являться все духовные лица Воронежа. Для уездных же городов, в которых нельзя было найти людей способных быть катехизаторами, разослана была особая книжка для чтения в церквах. Т. старался по возможности о просвещении духовенства, заботился об исправлении нравственных его недостатков; им было написано и разослано по епархии особое наставление в виде окружного послания, в котором излагаются высокие обязанности священника, как он должен готовиться к совершению таинств, внушалось избегать пьянства, сквернословия, худых обычаев. Заботясь о доброй жизни в нравственности духовенства, прибегая к строгим подчас мерам наказания, он тем не менее наблюдал, чтобы консистория не была пристрастна по отношению к священникам в своих действиях и приговорах, не оттягивала дел, боролся против грубого обращения консисторских чиновников с священниками. T. первый запретил в своей епархии применение телесного наказания к лицам духовного звания. И в своих собственных решениях он являлся не столько строгим судьей, карающим преступление, сколько пастырем, исправляющим провинившегося. Много внимания уделял Т. и школам, в которых ощущалась большая нужда. Семинария, основанная в Воронеже в 1721 г., стояла на чрезвычайно низком уровне при предшественнике Т. Во всей Воронежской епархии оставались только две славянские школы: одна при архиерейском доме, а другая в Острогожске. Недостаток школ понудил Т. предписать духовным правлениям городов епархии завести славянские школы и нужные для них здания купить или выстроить за счет духовенства. Ho вследствие нерадивости духовных управителей, несочувствия этому делу со стороны духовенства вообще, скупившегося на средства, и побегов учеников эти школы пришлось через два года закрыть. Тогда Т. вместо них открыл латинские школы в Острогожске и Ельце. Кроме того, им была открыта школа в Новочеркасске для детей священников Донского края, где чувствовалась особенная нужда в просвещенном духовенстве вследствие склонности казаков к расколу. Когда после отобрания у монастырей крестьян была сделана правительством первая ассигновка на содержание духовных школ, Т. приступил к устройству в Воронеже семинарии; для этой цели был расширен прежний семинарский дом и вызваны учителя из числа воспитанников Киевской академии и Харьковского коллегиума. Сбор же с духовенства на содержание училищ был прекращен. Т. часто посещал классы, сам определял порядок занятий, отмечал лучшие и поучительнейшие места для толкования воспитанникам. Им же написана была и "Инструкция, что семинаристам должно наблюдать", где излагались нравственные обязанности воспитанников, как будущих пастырей. Дурное состояние монастырей Воронежской епархии, нетрезвый образ жизни некоторых монахов, непорядки, царившие в их среде, также обратили на себя внимание T., и им было написано 15 статей для монашества.


Не менее значительны его заботы о преподании народу основных христианских понятий. С этой целью Т. произносил проповеди, отличавшиеся простотой, глубиной веры и воодушевлением, писал особые сочинения для народа и рассылал их по церквам. Таковы: "Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда держать должно"; "Краткое наставление, како подобает себе в христианской должности содержать"; "Наставление о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям"; "Примечания некая, из св. Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая, с последующими образцами", с кратким увещеванием к скорому обращению. Наконец, им было еще написано большое сочинение "Плоть и дух, или собрание некиих нравоучений из св. Писания, Ветхого Завета и псалмов и толкователя св. Писания, Иоанна Златоустого" (СПб. 1796). Т. принимал целый ряд мер, направленных к тому, чтобы народ более усердно посещал храмы в праздничные и воскресные дни; для этой цели им, между прочим, было разослано по епархии "Краткое увещание, како подобает в святые храмы входить на славословие". T. боролся и против нехристианских обычаев, распространенных в населении. Так, с целью искоренения таких обычаев в праздновании масленицы он произнес в 1765 г. наиболее замечательную из своих проповедей "Слово о сырной седмице". Энергично боролся он также против празднования Ярила, народного праздника, пережитка языческой старины. В 1765 г. он сам явился на площадь, где происходили празднества в честь Ярилы, и произнес проповедь; по этому же поводу он написал "Увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшаяся Ярило", и в результате празднество это постепенно было забыто. Борьба с расколом, имевшим глубокие корни в Донской области не только среди мирян, но отчасти и среди духовенства, также отнимала немало сил y T., но эта борьба к значительным результатам не привела. В своей деятельности по оздоровлению церкви T. встречал препятствия со стороны как населения, так и духовенства, которое было недовольно строгостью и требовательностью епископа. Утомленный непрерывными заботами и борьбой Т. просил об увольнении его на покой и был уволен 17 декабря 1767 г. Д. Ровинский утверждает, что увольнение его произошло потому, что он произнес во дворце обличительную проповедь. На воронежской епископской кафедре Т. пробыл 4 года 7 месяцев.


Удалившись на покой, Т, первоначально поселился в заштатном Толшевском монастыре, расположенном в 40 верстах от Воронежа. Эта обитель была им выбрана благодаря уединенности ее местоположения, но нездоровый климат, вредные болотистые испарения заставили его в 1769 г. переселиться в Задонский Богородицкий монастырь. Первоначально Т. томился столь резким переходом от энергичной деятельности, проявленной им на воронежской кафедре, к покою монастырской жизни: он полагал даже принять предложенное ему петербургским архиепископом место настоятеля Валдайского Иверского монастыря, но потом отказался от своего намерения и навсегда остался в Задонске.


Жизнь Т. в Задонском монастыре отличалась простотой и являла собою пример высокого благочестия и аскетизма. Он продал лучшую свою одежду и драгоценности, какие сохранились у него со времени служения на воронежской кафедре, и вырученные деньги роздал бедным. Для себя он оставил самое необходимое, пищу употреблял самую скудную, спал очень мало, отказывал себе во всем и большую часть своего времени отдавал молитве и богословским занятиям. Наряду с этим Т. занимался тяжелыми работами в монастырском саду, пилил и колол сам дрова, косил сено и т. п. "Если бы не епископский сан, — говаривал он своему келейнику, — я бы пошел на самые простые работы, как-то: рубить дрова, воду носить, муку сеять, хлебы печь. Но та беда, что у нас в России нельзя сего сделать". Он не любил и избегал обычных услуг от своего келейника и принимал их только в наиболее необходимых случаях. Много сил Т. потратил на борьбу со своим характером. По натуре он был человеком впечатлительным и раздражительным, склонен к унынию; временами им овладевало чувство тоски и безотчетной скорби; только упорной борьбой и ценой многих усилий ему удалось сгладить эти неровности и выработать в себе смирение и кроткое отношение к людям, развить в себе те нравственные начала, которые он считал обязательными для всякого христианина. Он достиг той степени смирения, когда старший у младшего просит прощения; и Т. часто кланялся в ноги своему келейнику и просил прощения, если замечал, что чем-нибудь обидел его. О том же свидетельствует еще и следующий случай. Раз в гостях у знакомого помещика Т. встретился с одним дворянином, человеком вольнодумным и вспыльчивым, и вступил с ним в спор; святитель сильно и метко возражал своему собеседнику, и последний пришел в такое раздражение, что ударил его по щеке. Тогда Т. упал ему в ноги со словами: "Простите меня, Бога ради, что я ввел вас в такое исступление". Этот поступок так сильно подействовал на дворянина, что он сам стал просить прощения и с того времени сделался добрым христианином. Интересна следующая характеристика, данная Т. одним из его келейников: "Комплексии святитель был ипохондрической и часть холерики была в нем. Иногда даст мне строгий и справедливый выговор, но скоро потом придет в раскаяние и сожаление".


На покое Т. с усердием предался делам благотворительности и милосердия. По сочувствию к простому народу и потому, что, происходя сам из низшего сословия, хорошо знал бедственное положение крестьян, Т. больше всего благотворил крестьянам, хотя в то же время не отказывался помогать бедным и из других сословий. Лишался ли кто дома благодаря пожару, или же какое-нибудь несчастье доводило крестьянина до разорения, Т. всегда оказывал по мере сил материальную помощь обнищавшему. На его средства выстроена была в г. Ливнах значительная богадельня. На дела благотворительности он тратил всю свою пенсию в 500 рублей и все средства, какие получал в дар от частных лиц. Т. часто посещал больных и умирающих окрестных селений, утешая и ободряя их своими беседами. Таким же другом-утешителем был он и для заключенных; в Елецкой тюрьме он бывал по нескольку раз в году. Его общительность и простота в обращении, его жизнерадостность духа привлекали к нему сердца людей. Келия его сделалась источником духовного целения для окружающего населения, среди которого он пользовался исключительным уважением и авторитетом. Он мирил ссорившихся монахов и часто улаживал раздоры среди помещиков, возникавшие главным образом на почве семейных недоразумений. Есть много основании думать, что именно по духовному облику T. нарисован Достоевским его старец Зосима в "Братьях Карамазовых".


По своему происхождению близкий к народу, T. любил беседовать с людьми низшего сословия, — и с тем большим удовольствием, когда собеседники не узнавали его под простым одеянием. Ему понятен был разговор крестьян, известны их нужды и потребности. Часто, под видом простого монаха или послушника, встречая крестьян на дворе или у крыльца, он заводил с ними простой разговор, расспрашивал об их работах, занятиях, повинностях, правительственных распоряжениях и т. п. Считая христианское воспитание очень важным для человека, имеющим крупное влияние на всю его дальнейшую жизнь, и видя, с другой стороны, невнимательность крестьян к воспитанию и образованию своих детей, Т. охотно собирал детей в своей келии, заботился об их воспитании, стараясь внушить им христианские понятия, смягчить их дурные нравы и склонности. И к нему с охотой приходили дети из соседней слободы. Даже многих из раскольников привлекал к Т. слух о его добродетельной жизни. Вскоре после поселения его в Задонском монастыре раскольники, безуспешно искавшие себе архипастыря обратились, наконец, к нему с предложением быть у них епископом. Недоразумение с этим обращением явное, но оно красноречиво говорит о высоком образе жизни святителя, импонировавшем даже людям других церковных обрядов. Несмотря на отказ T., раскольники продолжали питать к нему чувство уважения, тем более, что он не был сторонником решительных мер в преследовании их. Так словом и делом Т. завоевывал себе симпатии широких слоев окружного населения. Т. продолжал много писать и в Задонске, где им закончены лучшие творения. В писаниях Т. замечается преобладание нравственно-религиозного содержания; вопросам морали христианской посвящены наиболее крупные его сочинения. Нравственная жизнь была для него важнее и выше всего, и потому во всех своих сочинениях он главным образом старается раскрыть обязанности христианина, так как в них он видел сущность нравственности, но вместе с тем он не делает одну какую-нибудь добродетель центральным пунктом и исключительной задачей нравственного совершенствования, не сводит к ней одной все свои мысли, не концентрирует на ней одной своего внимания. Как в своей собственной жизни он не предавался исключительно одному только подвигу, так и в сочинениях своих он старается по возможности полнее обнять и раскрыть всеобщие обязанности человека. Так, например, его книга "Об истинном христианстве" имеет предметом своим именно такое полное духовное развитие человека в "мужа совершенна". Но, чтобы общественное положение не отвлекало людей от этого дела нравственного совершенствования, Т. дает еще наставления частные, применительно к различию в общественном положении людей: он оставил наставления государю и подданным, богачу и бедняку, знатному и незнатному, сильному и слабому, купцу и покупателю, мужу и жене, родителям и детям, работодателю и рабочему. В связи с вопросами религиозно-нравственными T. старался представлять и догматы веры. И в изображении их он стремился к установлению живой и непосредственной связи догмата с реальною, повседневною жизнью, что делало его писания понятными и доступными широкому кругу лиц. Внешняя природа, обыденные явления и случаи жизни служили T. в качестве материала и иллюстрации для его нравственно-религиозных выводов и для выяснения сущности и значения догматов веры. В таком духе написана им книга "Сокровище, от мира собираемое". Аналогия между внешними явлениями природы и духовной жизнью человека, его религиозными воззрениями часто встречается у него; гармония, порядок, взаимная связь и зависимость друг от друга явлений видимой природы должны, по мнению T., напоминать и внушать нам мысль о порядке духовной жизни, о связи между людьми, основанной на взаимной помощи и любви. "Смотришь на небо, — пишет он, — такое чудное, высокое, обширное, украшенное различными звездами; на солнце и луну, сияющие и всю поднебесную осиявающие; на облака в воздухе, туда и сюда преходящие и как мехи дождь точащие и напояющие нивы наши. Представляет тебе чувство и разум землю с исполнением ее, с древесами травами, скотами, зверями, морями, реками, источниками и прочиим украшением. От видимых прейди умом, от создания мира к создателю. Да будет тебе случай сей удивиться: 1) Всемогуществу Бога нашего, который вся сия из ничего словом единым сотворил; 2) Премудрости Его который так премудро сотворил; 3) Благости Его, который вся сия нас ради сотворил". В своих сочинениях Т. очень редко прибегает к каким-либо логическим, чисто формальным построениям и доказательствам, а старается по преимуществу воздействовать на здравый смысл читателя, на непосредственное чувство истины, на свойственный и обычный для всякого среднего человека образ представлений. И здесь заметно влияние, оказанное на него творениями Иоанна Златоуста бывшими самым любимым его чтением T постоянно пользуется для пояснения своих мыслей примерами, сравнениями, противоположениями, взятыми из повседневной жизни Язык его писаний отличается необыкновенною простотою, доступностью, живостью и увлекательностью формы; речь его изобилует народными оборотами и поэтическими образами. Один из биографов T дает следующую характеристику его сочинений: "Общедоступное изложение самых высоких истин веры, приближенное к разумению самых простых христиан, редкое искусство посредством сравнений и образов сообщать истинам особенную ясность и занимательность для всякого христианина, при всяком удобном случае изыскать для них назидание и пролагать им путь к собственному усовершенствованию в богомыслии христианском все сии качества делают святителя T преимущественно народным христианским учителем"...


Первым трудом, написанным Т. в Задонском монастыре, было его сочинение "Об истинном христианстве", в 6 частях (СПб. 1785 и 1803); в основу этого сочинения положен перевод из его богословских лекций, читанных в Тверской семинарии, с значительными дополнениями и разъяснениями. К числу крупных и наиболее выдающихся писаний T. надо отнести "Сокровище духовное, от мира собираемое", в 4 частях (СПб. 1774) и "Плоть и дух или собрание некиих нравоучений из св. Писания, Нового Завета и псалмов и толкователя св. Писания св. Иоанна Златоустовского" (СПб. 1796); последнее сочинение еще в 1784 году издано было в Петербурге П. Богдановичем без указания автора, под названием "Скрижали нравоучения". Затем Т. написал "Наставление христианское с прибавлением о взаимных должностях христианских" (СПб. 1784; изд. 3-е СПб. 1794); выбрав из этого сочинения некоторые места и дополнив их некоторыми другими статьями T., синод издал этот сборник под названием "Наставление о собственных всякого христианина должностях" (СПб. 1789; 48-е издание, Москва 1870) и сделал распоряжение о чтении его по церквам. Специально для монашеского духовенства Т. написал, кроме 15 статей еще в бытность его воронежским епископом, также "Правила монашеского жития" и "Наставления обратившимся от суетного мира". Затем им были написаны еще следующие статьи и сочинения самого разнообразного содержания: "Письма келейные" (СПб. 1784; изд. 2-е СПб. 1796); "Разные письма к некоторым писателям посыланные" (СПб. 1784; изд. 2-е 1802); "Разные проповеди" (СПб. 1784; изд. 2-е 1794; этот сборник приписывается также Тихону Малинину); " Кроткие нравоучительные слова" (СПб. 1784; изд. 2-е 1794); "Беседы о молитве" (СПб. 1821); "Чувствование о благодарении Богу" (СПб. 1821); "Вода мимотекущая"; "Полезное наставление о страхе Божием" (СПб. 1821); "О любви к врагам" (СПб. 1821); "О любви к ближнему" (СПб. 1821); "О отпущении согрешений ближнему" (СПб. 1821); "Увещание о сохранении правосудия и присяги"; "Познание о любви Божией" (СПб. 1821); "Рассуждение о смирении"; "Упование о надежде" (СПб. 1821); "Изъяснение о узком пути" (СПб. 1821); "Размышление о презрении и отрицании мира" (СПб. 1821). Затем есть указание, что Т. переводил псалтырь с еврейского языка и Новый Завет с греческого. Кроме того он написал ряд мелких статей, инструкции и наставлений в связи с различными сторонами епархиального управления за время своего пребывания на воронежской кафедре. Часть его сочинений была собрана и издана Евгением Болховитиновым, митрополитом киевским, под заглавием "Остальные сочинения Тихона" (СПб. 1799). Первое полное собрание его писаний, "Сочинения преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого", издано было тем же митрополитом Евгением в Петербурге, в 1825—1826 гг. Позднее издание полного собрания сочинений Т. взял на себя синод; оно вышло в свет в Москве, в 1836 г.; 5-е издание в 1889 г. Умер Т. в Задонском монастыре 13 августа 1783 г. Им было оставлено духовное завещание, в котором он делает последние распоряжения о раздаче имущества и прощается с братией монастырской. В 1861 г. совершено было торжественное открытие мощей T., которые почивают открыто в Задонском монастыре. Днем памяти его установлено 13 августа. Жизнь Т. описали два его келейника, Иоанн Ефимов, в монашестве Тихон, и В. И. Чеботарев. Письма Ефимова, в которых изображена жизнь Т. на покое, хранятся в Киево-Софийской библиотеке (под № 194).


"Жизнеописание Тихона Задонского" в приложении к т. І "Собрания сочинений", СПб. 1835. — "Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского, для любителей и почитателей памяти сего преосвященного", СПб. 1799, изд. 2-е, Москва 1856 (автор — митрополит Евгений). — "Записки келейника В. И. Чеботарева" (Материалы для жизнеописания святителя Тихона, епископа Воронежского), "Православное Обозрение", 1861, т. V, № 7, стр. 299, и Прибавление к "Тамбовским Епархиальным Ведомостям", 1861, №№ 15—24. — "Жизнь почившего в Задонске Тихона, епископа Воронежского", СПб. 1861. — "Жизнь святителя Христова Тихона, епископа Воронежского, с присовокуплением избранных мест из его творений", Москва 1861, изд. 2-е 1862. — Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, всея Руси чудотворца" СПб. 1861, изд. 6-е 1870. — "Житие святителя Тихона Задонского", СПб. 1861. — В. Михайловский, "Святый Тихон, епископ Воронежский и Задонский", СПб. 1873, изд. 4-е 1899. — А. Лебедев, "Святитель Тихон Задонский и всея Руси чудотворец", изд. 3-е, СПб. 1890. — П. Кратиров, "Святитель Тихон Задонский как пастырь и пастыреучитель", Казань 1897—Н. Елагин, "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, всея Руси чудотворца", СПб. 1876. — Л. Ефремов, "Жизнь и уроки из жизни св. Тихона", Воронеж 1874. — "Благодатная помощь св. Тихона", СПб. 1874. — "Угодник Божий святитель Тихон Задонский как наставник и руководитель в делах вспомоществования бедным", СПб, 1876. — О. М-ский, "Предание о св. Тихоне Задонском", "Душеполезное Чтение", 1865, № 7, стр. 113, и "Новгородские Губернские Ведомости", 1861, №№ 2—3. — Ал-др Лебединцев, "Отличительные черты и значение писаний св. отца нашего Тихона епископа Воронежского", "Дух Христианина", 1861, сентябрь, стр. 16. — В. Терюхин, "Село Короцко", "Новгородские Губернские Ведомости", 1861, № 39. — "Несколько сведений о святителе Тихоне, епископе Воронежском", Прибавление к "Херсонским Епархиальным Ведомостям", 1861, №№ 17—19, т, IV, стр. 30—36, 92—100, 136—159. — М. Былов, "В Воронежской губернии при епископе Тихоне", "Воронежские Епархиальные Ведомости", 1883, № 15. — П. С. Казанский, "Труды святителя Тихона, епископа Воронежского, по управлению Воронежской епархией", Прибавления к "Творениям св. отцев", 1862. — "Житие святителя Тихона Задонского", Москва 1894. — И. Я. Морошкин, "Прошение императрице Екатерине II Тихона Задонского об увольнении его от управления епархией", "Странник", 1872, № 2. — Переписка епископа Кирилла со святителем Тихоном", сообщ. Николаев, "Воронежские Епархиальные Ведомости", 1860, № 19. — "Инструкция преосвященного Тихона, 1763, о школах", "Тамбовские Губернские Ведомости", 1856, № 29. — "Новооткрытое письмо святителя Тихона Воронежского", сообщ. кн. Долгоруков, "Христианское Чтение", 1856, ч. I, стр. 461, и "Воронежские Губернские Ведомости", 1856, № 38—Два письма Тихона Задонского в "Христианском Чтении", 1833, № 4, стр. 62, и 1834, № 1, стр. 314. — Два письма T. Задонского в "Moсквитянине", 1850, № 18; 1851, № 1. — "Херсонские Губернские Ведомости", 1861, № 32. — "Киевские Епархиальные Ведомости", 1861, №№ 11 и 13. — "Ярославские Епархиальные Ведомости", 1861, № 34. — "Домашняя Беседа", 1859, № 42,стр. 397. — "Исторический Вестник", 1895, сентябрь. — "Москвитянин", 1843, №4. — "Воскресное Чтение", 1838, № 37. — "Душеполезное Чтение", 1872, ч. 3, № 9, стр. 33 и 76. — "Московские Епархиальные Ведомости", 1871, № 30, стр. 282; № 31, стр. 294. — Филарет Гумилевский, "Обзор русской духовной литературы", изд. 2-е, кн. 2, Чернигов 1863, стр. 100, № 54. — Его же, "История русской церкви", Чернигов 1862, период 5—и, стр. 8, 9, 36, 45, 50, 128, 133—135. — Митрополит Евгений Болховитинов, "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви", изд. 2-е, СПб. 1827, т. II, стр. 265. — Профессор Знаменский, "Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины ІI", "Православный Собеседник", 1875, т. ІII. — К. Здравомыслов, "Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен и до настоящего времени", Новгород 1897, — Бекетов, "Портреты именитых мужей российской церкви с приложением их кратких жизнеописаний", Москва 1843. — "Иером. Герантий, "Историко-статистическое описание Задонского Богородицкого монастыря", изд. 2-е, Москва 1873. — Н. Катаев, "Очерк истории русской церковной проповеди", "Херсонские Епархиальные Ведомости", 1824, № 24, приложение. — "Христианское Чтение", 1834, т. І. — П. Строев, "Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви", СПб. 1877, стр. 39, 453, 457, 836—"Полный христианский месяцеслов", Киев 1839 и 1868. — "Любопытный месяцеслов", СПб. 1794. — Сергий, "Полный месяцеслов Востока", Москва 1876, т. 2, ч. II, стр. 212. — София Дестунис, "Жития святых", СПб. 1891, август, стр. 43. — Филарет Гумилевский, "Жития святых, чтимых православною церковью", СПб. 1900, изд. 3-е, август, стр. 85. — · Архим. Игнатий, "Краткие жизнеописания русских святых", СПб. 1875, ч. II — Д. И. Протопопов, "Жития святых, чтимых православною церковью", Москва 1885, август, стр. 185. — Д. А. Ровинский, "Подробный словарь русских гравированных портретов", СПб. 1889, т. II, стр. 1743; приложение, стр. 288, — Геннади, "Анонимные книги", стр. 39. — Его же, "Словарь русских писателей", т. І, стр. 98. — В. И. Межов, "История русской и всеобщей словесности", СПб. 1872, № 546, 8416, 12149, 13293. — В. Сопиков, "Опыт российской библиографии", Москва 1824, ч. І, № 7959, 8158—8159, 8181—8182, 8304, 9109, 10326, 11792—11799, 12977—12978; ч. III, № 3655; ч. IV, № 7638. — "Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А. Смирдина" СПб. 1828, №№ 365, 356, 369, 370, 371, 372—373, 378, 379, 380, 391, 407, 416, 434, 444, 482, 672, 723, 925, 927, 929, 936, 980. — Роспись российским книгам для чтения из библиотеки В. Плавильщикова", СПб. 1820, №№ 1232, 1327, 1375, 1396, 1430—1431, 1442, 1458.


{Половцов}





Тихон Задонский


— святой, знаменитый иерарх и духовный писатель. Род. в 1724 г. в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губ., от бедного дьячка Савелья Кириллова, и назван Тимофеем. Учился в Новгородской семинарии и был оставлен при ней учителем. В 1758 г. принял монашество с именем Тихона; в 1759 г. назначен архимандритом Желтикова монастыря, потом переведен в Отроч монастырь и назначен ректором тверской семинарии и учителем богословия. В 1761 г. Т. был возведен в сан епископа кексгольмского и ладожского викария Новгородской епархии, а в 1763 г. перемещен на самостоятельную воронежскую епископскую кафедру. В первый же год своего пребывания в Воронеже, чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, Т. написал краткое учение "О седми св. тайнах". В следующем году им написано "Прибавление к должности священнической о тайне св. покаяния". В этом сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушенного исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной, доходящей до отчаяния скорби о грехах, утешать милосердием Божием. Чтобы побудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, Т. предписал, чтобы на литургии всякий воскресный и праздничный день читать или Толковое евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в церкви, или полезное слово из Пролога. Он установил в кафедральном соборе по воскресным дням проповедание слова Божия, вызвав для этой цели из Московской славяно-греко-латинской академии Ивана Васильева Турбина. К слушанию его поучений должны были собираться священно- и церковнослужители. В уездные города разослана была особая книжка для чтения в церквах. Духовенству было дано наставление, в котором были разъяснены высокие обязанности священника. В своих судебных решениях Т. являлся не столько судьей, карающим поступок, сколько пастырем, заботящимся об исправлении виновного. Еще раньше указа 1766 г. Т. запретил своей консистории телесное наказание священнослужителей; защищал своих подчиненных и от светских властей тогда еще дикого Донского края. По прибытии в Воронеж Т. нашел там лишь одну школу; другая была в гор. Острогожске. Он предписал открывать по всем городам славянские школы, но они оказались малополезными; тогда открыты были латинские школы в Острогожске и Ельце. Когда была ассигнована первая незначительная сумма на содержание училищ, Т. немедленно устроил в Воронеже полную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Т. часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам; для нравственного руководства учеников составил инструкцию ("Инструкция, что семинаристам должно наблюдать"). Пораженный дурным состоянием воронежских м-рей, Т. усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам. Не довольствуясь одною устною проповедью, которую не все могли услышать, Т. писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа: "Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда содержать должно"; "Краткое наставление, како подобает себе в христианской должности содержать; "Наставление о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям" с кратким изъяснением десяти заповедей; "Примечания некая, из Святого Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая с последующими образами, с кратким увещанием к скорому обращению". Им было написано также большое сочинение: "Плоть и Дух". Из проповедей Т. особенно замечательно "Слово о сырной седмице", а из увещаний — "Увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося Ярило". Т. правил воронежской епархией 4 года и 7 месяцев. По расстройству здоровья он в конце 1767 г. испросил себе увольнение и поселился сначала в Толшевском монастыре (в 40 вер. от Воронежа), а с марта 1769 г. — в Задонском монастыре. Здесь Т. своею жизнью показал пример высокого благочестия и аскетизма. Все время его, за исключением 4—5 часов тревожного отдыха, проходило в богословских занятиях и молитве. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную, несмотря на слабость сил, часто занимался тяжелыми работами, колол дрова, косил сено и пр. Строгий к себе, он был любовно снисходителен к слабостям других. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием; будучи богословом и подвижником, смиренно брал уроки духовной мудрости и духовного утешения из уст простых, неграмотных, но благочестивых монастырских старцев. Однажды в гостях у знакомых он вступил в беседу с каким-то дворянином вольтерьянцем и кротко, но сильно стал опровергать его; собеседник вышел из себя и дал ему пощечину; святитель тут же упал ему в ноги с мольбой о прощении — и этим так на него подействовал, что он с этих пор сделался хорошим христианином. Келья святителя сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставление и благословение. Особенно любил Т. беседовать с простым народом, утешал его в его тяжелой доле, увещевал не роптать против начальства и господ, помогал разоренным деньгами. Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви. Иногда он сам являлся в дома нуждавшихся в его участии. Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем перед ними за их угнетенных крестьян. На благотворения шла вся его 500-рублевая пенсия и все, что он получал в дар от знакомых. Первым трудом Т. в Задонске было сочинение "Об истинном христианстве". Все сказанное здесь не только глубоко продумано, но и прочувствовано. Затем Т. трудился над книгою "Сокровище духовное от мира собираемое": это — размышления о предметах веры по поводу слов, изречений или каких-нибудь явлений из видимой природы. В то же время он составил еще "Проповеди краткие", "Наставление монашествующим", "Письма келейные", "Письма, к некоторым приятелям посланные" и "Наставление христианское". Св. Синод оценил достоинство этих произведений, составив из них для чтения в церквах "Наставление о собственных всякого христианина должностях" (1789; 48 изд. M., 1870). Специально для монахов написаны Т. "Правила монашеского жития" и "Наставление обратившимся от суетного мира". Кончина его последовала 13 августа 1783 г., а торжественное открытие его мощей — в 1861 г. Мощи Т. открыто почивают в Задонском Богородицком монастыре (см.). "Сочинения преосвященного Т., епископа воронежского и елецкого" изданы в СПб. в 1825—26 гг., в 15 част. Впоследствии Св. Синод взял на себя полное издание писаний св. Т. (M., 1 изд. 1836, 5 изд. 1889). Жизнь св. Т. описали два его келейника — Иоанн Ефимов, в монашестве Тихон, и В. И. Чеботарев. Письма Ефимова, в которых изображается жизнь св. Т. на покое, хранятся в Киево-Софийской библиотеке (под № 194); в извлечении они напечатаны в составленном митр. Евгением жизнеописании Т., приложенном ко второму изданию "Творений" Т. "Записки о святителе Т." Василия Чеботарева напечатаны в "Православном обозрении" за 1861 г., № 7.


Ср. Е. Болховитинов, "Описание жизни преосвящ. Т., епископа воронежского и елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного" (СПб., 1796); П. С. Казанский, "Труды святителя Т. I, епископа воронежского, по управлению воронежскою паствою" ("Прибавления к Творениям св. отцов", 1862); "Житие иже во святых отца нашего Т., епископа воронежского, всея России чудотворца" (изд. 2, СПб., 1862); "Жизнь новоявленного угодника Божия Т., епископа воронежского и елецкого, с присовокуплением избранных мест из его творений" (изд. 2, M., 1862); "Житие святителя Т. Задонского" (СПб., 1866); В. Михайловский, "Святый Т., епископ воронежский и задонский" (СПб., 1873); архим. Игнатий, "Краткие жизнеописания русских святых" (СПб., 1875); "Житие святителя Т. Задонского" (М., 1894); прот. А. Лебедев, "Святитель Т. Задонский и всея России чудотворец" (изд. 3, СПб., 1896); К. Здравомыслов, "Иерархи новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени" (Новгород, 1897). П. Кратиров, "Святитель Т. Задонский, как пастырь и пастыреучитель" (Казань, 1897).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
502.71 кб

Тверские уроки святителя Тихона Задонского

Мельников Денис Валериевич
В статье впервые обоснованно проясняется вопрос, остававшийся в течение 200 лет открытым: отрицается существенная связь зрелого творчества святителя Тихона Задонского с его тверскими богословскими лекциями (1759-1761 гг.).
Читать PDF
415.46 кб

Понятие о грехе в трудах Тихона Задонского и в светской этике

Резвая Ю. Ю.
В данной статье рассматривается понятие греха как в светской этике, так и в трудах Тихона Задонского. Проводится сравнительный анализ указанных точек зрения.
Читать PDF
177.16 кб

Духовное воспитание в педагогической системе Тихона Задонского

Якса Наталья Владимировна, Штин Илья Игоревич
Статья посвящена рассмотрению особенностей воспитательной системы святителя Тихона Задонского; проанализирован педагогический опыт святителя и его воспитательная система; рассмотрено понятие «духовное воспитание» в концепции Тихон
Читать PDF
144.07 кб

РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВТ. ТИХОНА ЗАДОНСКОГО И ЭВОЛЮЦИЯ ЕГО ВЗГЛЯДОВ

Мельников Гавриил
В статье рассматривается эволюция творчества свт. Тихона Задонского, изучаются самые ранние его произведения с помощью анализа их источников и сравнения с более поздними его творениями.
Читать PDF
359.91 кб

Пасхальность творчества свт. Тихона Задонского и Ф. М. Достоевского

Карпачева Т. С.
Духовная проза свт. Тихона Задонского сыграла огромную роль в истории русской богословской мысли и оказала значительное влияние на творчество Ф.М.Достоевского. Образ свт. Тихона явился прототипом епископа Тихона в романе Ф.М.
Читать PDF
23.80 мб

ТИХОН ЗАДОНСКИЙ И ДОСТОЕВСКИЙ: ложное смирение Ставрогина в романе «Бесы»

Саису Наохито
Статья посвящена анализу житийных мотивов и тематики из жизнеописаний и произведений святого Тихона Задонского (1724–1783) в романе «Бесы» Ф.М.
Читать PDF
198.32 кб

Особенности стиля святителя тихона Задонского: «Дробление» и комплексность

Коледич Елена Николаевна
В статье на материале сравнений «мирского и духовного» и цитат, используемых в сочинении свт. Тихона Задонского, церковного писателя ХVIII в.
Читать PDF
1.15 мб

Этическое учение Иоганна Арндта и Тихона Задонского - сравнительный анализ

Резвая Ю. Ю.
В данной статье проводится сравнительный анализ этических учений Иоганна Арндта и Тихона Задонского. Обозначивается актуальность их работ для светской этики.
Читать PDF
293.97 кб

Историография работ, посвященных исследованию богословия святителя Тихона Задонского

Евгений Александрович Мельников
Святитель Тихон Задонский — важная фигура в истории русской святоотеческой мысли. К творчеству задонского подвижника достаточно часто обращаются авторы, изучающие развитие русской духовной культуры.
Читать PDF
180.72 кб

Проблема преображения человека в религиозно-философском наследии св. Тихона Задонского

Рябов А. А.
Holy Tikhon Zadonsky creative heritage is reviewed, stages of transfiguration of man in Holy Tikhon Zadonsky religious philosophic are revealed.
Читать PDF
492.91 кб

Рукописные архивные тексты религиозного просветителя XVIII В. Епископа Тихона Задонского

Мельников Денис Валериевич
В статье впервые идентифицируются рукописи святителя Тихона Задонского, считавшиеся утраченными.
Читать PDF
250.18 кб

Забытые рукописи святителя тихона Задонского (к истории вновь обретенного рукописного фонда)

Мельников Денис Валериевич
В статье впервые рассматривается история основной части рукописного наследия св. Тихона Задонского, уточняется история издания его сочинений. Формулируется ряд новых результатов: 1) некоторые издания произведений св.
Читать PDF
1.12 мб

Мотивы сочинения Св. Тихона Задонского «Горний Иерусалим» в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Морозов Николай Григорьевич
В статье делается попытка определить значение мотивов сочинения Св. Тихона Задонского «Горний Иерусалим» в романе И.А. Гончарова «Обломов».
Читать PDF
174.45 кб

Образ Бога и образ сатаны в человеке согласно текстам Св. Тихона Задонского и Иоганна Арндта

Мельников Денис Валерьевич
В статье впервые подробно рассматривается влияние И. Арндта на учение Св. Тихона Задонского «об образе и подобии Божием» в человеке. Достигнуты следующие новые результаты: 1) раскрыто многоуровневое понимание как И.
Читать PDF
379.80 кб

Новгородский период жизни святителя Тихона Задонского и его значение для формирования духовного обли

Коварская С.А.
Рассматривается влияние социокультурной среды Новгородской земли на формирование личности выпускника Новгородской духовной семинарии Тихона Задонского. Анализируется ряд его произведений.

Похожие термины:

  • Тихон, св. Задонский

    (до пострижения Тимофей Соколов), автор душеспасительных сочинений, еписк. воронеж. и елецкий, был учителем и префектом новгород. семинарии, ректором тверск. семин., архим. Жолтикова мон., рукоположе