ТИНТОРЕТТО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТИНТОРЕТТО
tintoretto) Якопо (настоящее имя Якопо Робусти) (1518, Венеция – 1594, там же), итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Сын красильщика шелка (отсюда его прозвище Тинторетто – маленький красильщик). Учился, возможно, у П. Веронезе или у П. Бордоне, а также у Тициана. На протяжении всей жизни почти не выезжал из родного города, отличался от других художников очень скромным образом жизни и редкостным бескорыстием (неоднократно предлагал свои услуги городским и церковным властям, прося оплатить лишь стоимость красок и холста).
Смелая, свободная манера живописи Тинторетто казалась многим его современникам небрежной. Художник предпочитал динамичные диагональные композиции, сложные ракурсы, драматические световые эффекты («Рождение Иоанна Крестителя», кон. 1540-х гг.). Тинторетто прославила картина «Чудо св. Марка» (1548), в которой святой, спасая молившегося ему раба, стремительно «пикирует» с неба прямо в гущу толпы собравшихся на площади людей. Цикл, посвященный жизни св. Марка, был продолжен картинами «Похищение тела св. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Марка» (все – 1562–66). Художник создает фантастические архитектурные построения с прорывами в глубину, которые словно выхвачены из тьмы мощными вспышками света. В «Похищении тела св. Марка» огненное небо озаряет призрачным светом площадь со смятенно мечущимися фигурами.
Последние 30 лет жизни Тинторетто были посвящены работе над панно для Скуола ди Сан-Рокко (братства св. Роха) в Венеции, членом которого стал художник. 56 больших картин были выполнены за символическую плату. Незадолго до смерти художник закончил знаменитую «Тайную вечерю» для церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592–94). Мистический свет, в котором материализуются бесплотные, клубящиеся, словно облака, фигуры ангелов, выявляет смысл толкования сюжета, в нем главным становится не предсказание предательства Иуды, а утверждение таинства Причащения хлебом и вином.
Тинторетто писал также портреты, лучшие из которых продолжают традиции Тициана и предвосхищают своим тонким психологизмом искусство Рембрандта («Портрет мужчины с золотой цепью», 1550–60; «Автопортрет», ок. 1588 г.) и мифологические композиции («Спасение Арсинои», ок. 1560 г.; «Происхождение Млечного Пути», 1570).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ТИНТОРЕТТО
Якопо (наст. имя Якопо Робусти (1518–1594) — итальянский живописец, один из веду-щих мастеров венецианского Позднего Возрождения, работавший в завершающий, кризисный период ренессансной эпохи. Его живописное наследие включает около 350 работ самых разных жанров (алтарные кар-тины, монументальные настенные панно, портреты и др.). Тинторетто от природы был наделен колоссальной творческой энергией, богатством фантазии, бун-тарском духом, побуждавшим его искать новые пути в искусстве. В силу этих черт характера довольно рано складывается индивидуальный стиль художника. Уже в первых его композициях изображаются обширные пространства и огромные людские массы, которые находятся в движении под действием различных внеш-них сил. Изображая массовые сцены, художник переда-ет разнообразную реакцию людей, прибегает к смелым пространственным построениям, использует мощные светотеневые контрасты. Результатом раннего этапа творчества Тинторетто стали большие композиции «Тайная вечеря» (1547) и «Омовение ног» (1547), в которых талант художника раскрылся в полной мере. В 1550-е гг. творческая манера Тинторетто изменяется. Чистые сияющие краски, характерные для его ранних работ, постепенно утрачивают былую мягкость и теп-лоту, обретают большую эмоциональную напряженность, преобразуются в переливы холодных изысканных оттенков. Эти черты господствуют в серии небольших композиций на библейские темы («Юдифь и Олоферн», 1555; «Соломон и царица Савская», 1555; «Нахождение Моисея», 1555 и др.) В 1560-е годы, отме-ченные подъемом творческой активности Тинторетто, он вновь обращается к сложным многофигурным ком-позициям, стремясь найти новые образные и пространственные решения. В монументальных полотнах «Брак в Кане» (1561), «Похищение тела св. Марка» (1562–66) действие развивается в глубину, подчиняясь стремительному сокращению пространства, пронизанного колебаниями света и тени. Творческое наследие Тин-торетто включает также несколько десятков портретов. В них художник наделяет свои модели аристократичностью, душевной утонченностью, подчеркивая при этом историческую значимость, неповторимость личного обаяния («Лоренцо Соранцо» (1553); «Дама в тра-уре» (1555); «Альвизе Корнаро» (1564) и др.). Работавший на грани двух культурно-исторических эпох Тинторетто не оставил продолжателей своего творчества. Но в то же время его искусство сыграло большую роль в творчестве Эль Греко и Рембрандта.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Тинторетто
, Якопо (Tintoretto, Jacopo), наст. имя Якопо Робусти (Jacopo Robusti) 1518, Венеция — 1594, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Впервые упомянут как самостоятельный художник в 1539. О годах ученичества сведений нет. Жил и работал в Венеции. Обширное живописное наследие Тинторетто включает около 350 работ, в том числе большие алтарные картины, монументальные настенные панно, портреты. Одаренными живописцами были сын художника Доменико и дочь Мариэтта. Один из ведущих мастеров венецианского Позднего Возрождения, работавший в завершающий, кризисный период ренессансной эпохи, Тинторетто от природы был наделен колоссальной творческой энергией, богатством фантазии, бунтарским духом, побуждавшим его искать новые пути в искусстве. В своих работах он создал образ мира, лишенного ренессансного антропоцентризма, заключающего в себе обширные пространства и огромные людские массы, полного драматизма и мощных динамических сил. Уже в ранних его композициях, выдающих изучение работ Микеланджело и Порденоне, гравюр Пармиджанино и его последователя далматинца А. Скьявоне (Андрея Медулича), отсутствует состояние покоя и равновесия, фигуры персонажей полны одухотворенного движения, склоняются, изгибаются, как бы колеблемые некими внешними силами, подчиненные пронизывающему картины волнообразному ритму. В молодости он вырабатывает необычную для Венеции 1540-х свободную манеру, накладывая краску открытым, стремительным мазком, пронизывающим своей динамикой формы; в более поздние годы он работает сухой кистью на незагрунтованных, грубого плетения холстах, шероховатая фактура которых заставляет краски мерцать. Первый этап творческих поисков Тинторетто, включающих создание целого ряда многофигурных композиций, занимает значительную часть 1540-х. Его итогом явились большие парные композиции Тайная вечеря (1547, Венеция, церковь Сан Маркуола) и Омовение ног (1547, Мадрид, Прадо), в которых талант художника уже раскрылся в полной мере. Особенно замечательно Омовение ног с его поэтическим слиянием атмосферы чуда и обыденных мотивов, свободным, прерывистым ритмом, полным пружинящей силы движением, как бы разбрасывающим в разные стороны человеческие фигуры, обширным, заполненным движением света и теней пространством, стремительно уходящим в глубину. Написанное почти одновременно и принесшее широкую известность художнику Чудо св. Марка (1548, Венеция, галереи Академии) стало своеобразным творческим манифестом Тинторетто, несколько нарочитой демонстрацией нового стиля с его бурной динамикой, неистовым движением сильных, мускулистых тел, сложностью поз и головокружительных ракурсов. В 1550-е в творчестве Тинторетто прослеживаются две тенденции. Патетический стиль Чуда св. Марка находит продолжение в Рождестве Иоанна Крестителя (нач. 1550-х, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) и переходит в новое, более значительное образное качество во Введении во храм (ок. 1555, Венеция, церковь Санта Мария дель Орто), построенном на великолепно найденном контрасте могучих, полных волнения фигур зрителей на первом плане, непреодолимой крутизны огромной лестницы и сдержанного порыва внешне спокойной крохотной Марии, предстающей на ее верхних ступенях на фоне облачного неба. Одновременно в цикле библейских сцен, написанных для скуолы делла Тринита (Создание животных, Создание Адама и Евы, Грехопадение, Каин и Авель, 1550—1553, Венеция, галереи Академии), появляются скользящая легкость ритмов, одухотворенность движений; даже в сцене убийства Авеля отсутствует обычная для этого сюжета брутальность. Музыка плавных струящихся ритмов, легких грациозных движений господствует в серии небольших горизонтальных композиций на библейские темы (Сусанна и старцы, Эсфирь и Ассур, Юдифь и Олоферн, Соломон и царица Савская, Иосиф и жена Потифара, Нахождение Моисея, ок. 1555, Мадрид, Прадо). Поэтические интонации преобладают и в Спасении Арсинои (ок. 1555—1556, Дрезден, Картинная галерея) с его тревожным и сумрачным морским пейзажем, качающимся ритмом гондолы, подхваченным изгибом фигуры рыцаря Ганимеда и очертаниями светящихся на темном фоне обнаженных женских тел. Таинственное очарование природы, сияние серебристого света, скользящего по стволам деревьев, поверхности воды, придающего одухотворенность чувственной красоте обнаженной Сусанны, определяет характер одной из лучших картин Тинторетто этих лет — Сусанна и старцы (ок. 1557, Вена, Музей истории искусства). В 1560-е, отмеченные подъемом творческой активности Тинторетто, в центре его интересов вновь оказывается многофигурная композиция, поиски ее новых образных и пространственных решений. В монументальном полотне Брак в Кане (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте), в Обретении тела св. Марка (1562—1566, Милан, галерея Брера) и Похищении тела св. Марка (1562—1566, Венеция, галереи Академии) действие развивается в глубину, подчиняясь стремительному сокращению пространства, пронизанного колебаниями света и тени; благодаря этому в Браке в Кане сидящие во главе длинного, уходящего вглубь стола Мария и Иисус становятся недосягаемо далекими, и все изображенное уподобляется явлению, к которому приобщается зритель. В Тайной вечере (1566, Венеция, церковь Сан Тровазо) слияние обыденности и чудесного озарения становится еще более впечатляющим: действие переносится в помещение, напоминающее таверну; апостолы, собравшиеся за столом, повернутым углом к зрителю (что создает сильный эффект нашего присутствия), вскакивают, опрокидывая мебель и как бы подчиняясь драматическому величию вести, исходящей от окруженного сиянием Христа. Центральное место в творческом наследии Тинторетто занимает обширная серия монументальных композиций в трех залах скуолы Гранде ди Сан Рокко одного из крупнейших венецианских религиозно-филантропических братств, создававшаяся на протяжении четверти века (1564—1587) и включающая 36 монументальных панно и плафонов, не считая отдельных фигур и декоративных вставок. По своей грандиозности, философской глубине замысла, образной и изобразительной значительности этот цикл может быть сопоставлен только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле. Не связанные хронологической последовательностью эпизоды Ветхого Завета, жизни Христа и Девы Марии предстают в этом цикле как явления величественной, очень лично и смятенно увиденной Вселенной, захваченной круговоротом событий, потрясений, нравственных преодолений, озарениями Божественной благодати. Уже в открывающем цикл колоссальном Распятии (1565; 5,36 ? 12,24 м) в зале Альберго сцена на Голгофе показана как вселенская драма, разыгрывающаяся в обширном, развернутом перед нами в ширину, уходящем за границы холста мире, где в ночном сумраке колышется кажущаяся бесчисленной толпа, как бы оттесняемая к краям композиции бледным сиянием, разгорающимся вокруг распростертых рук Христа и излучаемым землей вокруг креста. Второй этап работы Тинторетто в скуоле Гранде ди Сан Рокко представлен живописным декором Большого зала (1577—1581), примыкающего к залу Альберго. Сложная религиозно-философская программа — преодоление греховных искушений земными радостями и богатством, приобщение к истине и Божественной благодати через озарение чудом, преодоление смерти, насыщение пищей небесной через пищу земную воплощена Тинторетто во всех элементах отличающегося органичной целостностью живописного декора. Три колоссальных (от 8,4 ? 5,2 м до 5,5 ? 5,2 м) плафона — Источение воды из скалы, Медный змей, Чудо с манной — пронизаны мощным, почти неистовым движением и вспышками света. Это взволнованное, бурное движение передается и евангельским сценам: в Поклонении пастухов чудесный свет, льющийся с неба через стропила чердака, где приютилось Святое Семейство, и проникающий в нижний этаж хлева, приводит в радостное волнение молодых пастухов; в Крещении Христос, Иоанн Креститель и длинная вереница готовых принять крещение верующих, набросанных легкими, фосфоресцирующими мазками, склоняются как под порывами ветра; в Вознесении Христос триумфально взмывает в небо, как бы увлекаемый вихрем, поднятым острыми ангельскими крыльями. В ином ключе решены лучшие композиции гораздо более скромного по облику Нижнего зала скуолы ди Сан Рокко (1583—1587): в Бегстве в Египет и двух узких вертикальных панно, где на фоне ночных пейзажей предстают маленькие фигурки Марии Магдалины и Марии Египетской, огромную роль приобретает таинственная, тревожная жизнь природы, преображенной стихией света, то легкого, распыленного, то вспыхивающего бликами на поверхности воды, в листве разметанных ветром крон деревьев, то как бы стекающего расплавленными струйками по их стволам. Одновременно с работой в скуоле Гранде ди Сан Рокко Тинторетто получил в 1570—1580-х десятки других заказов, в т. ч. связанных с живописным убранством Дворца дожей. Лучшим из созданных им здесь живописных циклов являются четыре мифологические композиции: Грации и Меркурий, Вакх и Ариадна, Марс и Минерва, Кузница Вулкана (ок. 1576, Дворец дожей, зал Антиколледжо) с их серебристо-голубым колоритом, изысканным легким ритмическим рисунком. Однако многочисленные полотна, написанные Тинторетто для других парадных покоев Дворца дожей в 1570—1580-х, выполненные в содружестве с сыном Доменико и подчиненные жесткой официальной программе, однообразны, лишены творческого пафоса и значительно уступают по своим живописным качествам другим его работам этих лет, как и выполненная с помощью Доменико по заказу мантуанского герцога серия Деяния Гонзага (1579—1580, Мюнхен, Старая пинакотека). Особое место среди работ для Дворца дожей занимает колоссальная (7 ? 22 м) композиция Рай (Коронование Девы Марии, 1588—1592), замысел которой получил блистательное живописное воплощение в большом авторском эскизе (1588, Париж, Лувр). Однако последние, не связанные с официальными заказами работы Тинторетто отмечены новым взлетом его живописного таланта и творческой фантазии. Таковы Битва архангела Михаила с Сатаной (ок. 1592, Дрезден, Картинная галерея), Чудо с манной и особенно Тайная вечеря (обе — 1592—1594, Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре), где жизненная обыденность преображается величием чуда, духовного озарения, воплощенного в торжестве света, ярко вспыхивающего в светильнике и увлекающего в своем потоке легкие призрачные сонмы ангелов. Творческое наследие Тинторетто включает несколько десятков портретов. Стиль Тинторетто-портретиста сложился в 1540-х под несомненным воздействием Тициана, у которого художник воспринял излюбленный им поколенный формат (хотя нередко обращался и к погрудному), скупость атрибутов, благородную сдержанность красочной гаммы, величавую простоту. В то же время, наделяя свои модели аристократичностью, душевной утонченностью, Тинторетто в портретах кон. 1540—1550-х открывает не столько историческую значимость, сколько отпечаток неповторимого, личного бытия (т. н. Автопортрет, ок. 1548, Лондон, Музей Виктории и Альберта; Лоренцо Соранцо, 1553, Вена, Музей истории искусства; Дама в трауре, ок. 1555, Дрезден, Картинная галерея; Человек с золотой цепью, ок. 1555, Мадрид, Прадо). Его начинают привлекать облик стариков, острая выразительность и духовная энергия, освещающая старческие лица (два портрета Якопо Соранцо, ок. 1550—1551, Венеция, галереи Академии; Милан, Кастелло Сфорцеско). В 1560—1580-е Тинторетто создает целую галерею портретов стариков, в изборожденных морщинами лицах которых он открывает то неугасшую духовную силу, то мудрое понимание или печальную отрешенность (Винченцо Дзено, ок. 1560; Альвизе Корнаро, ок. 1564, оба — Флоренция, галерея Питти; Старик с седой бородой, ок. 1568, Вена, Музей истории искусства; Себастьяно Веньер, ок. 1569, Мадрид, Прадо; Старик, 1570-е, Берлин, Гос. музеи). Трагическими тонами окрашен поздний автопортрет художника (1580-е, Париж, Лувр). Работавший на грани двух культурно-исторических эпох, Тинторетто оставил в Венеции не столько продолжателей, сколько эпигонов. В то же время его искусство сыграло большую роль в творческом формировании Эль Греко.
Лит.: Виппер Б. Р. Тинторетто. М., 1948; Нессельштраус Ц. Г. Якопо Робусти Тинторетто. М., 1964; Bercken E., Mayer A. Jacopo Tintoretto. Berlin, 1923. Vol. 1—2; Coletti L. Jacopo Tintoretto. Hamburg; Roma, 1943; Newton E. Tintoretto. London; New York, 1952; Tieze H. Tintoretto. London, 1948; Bernarfi C., Pallucchini R. L’opera del Tintoretto. Milano, 1970.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

ТИНТОРЕТТО
1518–1594) Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик». Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих живописных опытов на стене дома. Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где что?нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участие в работах маляров». Очень вероятно, что именно в полуремесленной среде фасадных живописцев и декораторов ларей и стали складываться художественные приемы Тинторетто. Какое?то время Тинторетто учился у Тициана, но вскоре, по неизвестным причинам, покинул его мастерскую. В дальнейшем, работая днем и ночью, художник не упускал возможности самому учиться у великих предшественников. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микельанджело, колорит Тициана». В 1539 году Тинторетто возглавил собственную мастерскую. В 1545 году он выполнил по заказу Аретино две мифологические картины для плафона. 1547 годом датирована «Тайная вечеря» для церкви Санта?Маркуола. Первые самостоятельные произведения Тинторетто обнаруживают его связь с классическими традициями венецианской живописи. «…манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера, – отмечает В.Е. Сусленков. – В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, – прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность». В 1545–1546 годы Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, все остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В 1548 году по заказу Скуола ди Сан?Марко была написана картина «Чудо св. Марка». Тинторетто использовал здесь легенду об александрийском рабе, которого подвергают пытке за то, что он ослушался своего хозяина и ушел молиться на могилу св. Марка. Изображен тот момент, когда при появлении святого, слетающего с неба, орудия пытки ломаются в руках палача. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера. «Чудо св. Марка» завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. Художник получает ряд официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, во Дворце дожей, в целом ряде венецианских церквей, портретирует выдающихся венецианских нобилей и государственных деятелей, наконец, сближается с цехами и филантропическими братствами – с тем кругом новых заказчиков из средних и низших классов, с которыми по преимуществу связана его дальнейшая деятельность. В 1550 году художник женился на Фаустине деи Вескови. У них родилось трое детей. Дочь Мариэтта умерла рано. Старший сын Доменико помогал отцу в мастерской и оставил самостоятельные работы. Младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассерио, который продолжил традиции мастерской после смерти учителя. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. В 1550–1553 годах он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Еще через год?два появляется цикл так называемых «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни. В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». С блестящим мастерством пишет художник ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада. В этой картине Тинторетто выступает как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи. «Введение во храм» в церкви Санта?Мария дель Орто (1555) открывает нового Тинторетто. «Драматизация рассказа, смещение логического центра, подчеркнутая асимметрия композиции – все было ново и непривычно в этой картине, – пишет Ц.Г. Нессельштраус. – Неудивительно, что мнения о ней разошлись. Одни видели в ней новое слово искусства, другие – дерзкое нарушение его освященных традицией законов». В 1562 году Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св. Марке («Похищение тела св. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Марка»). В «Спасении св. Марка» (1562–1566) пространство словно не имеет фона, грозовая тьма и призрачный свет замечательно передают ощущение мира, полного угрозы, чувство тревоги. В то же время сакральный характер сцены подчеркнут светом, сосредоточенным на теле святого. Чистые, сияющие краски, характерные для его ранних работ, приобретают холодные изысканные оттенки, обретают большую эмоциональную напряженность. В 1566 году Тинторетто избирают членом Флорентийской Академии рисунка. В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто», участвует в украшении библиотеки св. Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов. В эти же годы Тинторетто создает серию картин, проникнутых стремлением уйти от конфликтов действительности в мир поэтической сказки, в мир мечты. Великолепна по живописи, живой, взволнованно яркой, и композиция «Происхождение Млечного пути» (1570). Полная беспокойного трепета композиция построена на контрасте стремительно вторгающейся из глубины пространства служанки Юпитера и нежного жемчужного тела удивленно откинувшейся назад нагой богини. В некоторых своих аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Роха (Скуола ди Сан?Рокко) огромную картину «Св. Рох в госпитале». Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Это братство было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно свою картину «Св. Рох во славе». В том же году художник становится членом братства. В 1565 году он пишет новую картину для братства – «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра). «Живопись Тинторетто изумительна. Но картины его, даже огромные, кажутся эскизами, ибо стремление выразить как можно больше, проявляя при этом неиссякаемое дерзание, вредило завершенности образов. Как точно заметил Суриков, "он совсем не гнался за отделкой, как Тициан, а только охватывал конструкцию лиц просто одними линиями в палец толщиной". Но линия такой толщины уже не линия. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Цвет и свет – эти две стихии Тинторетто сливаются под его кистью, как бы окунутой им в волны света. Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы» (Л. Любимов). «Распятие» – это действительно целый мир. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Поражают и ренессансная пластическая лепка характеров и глубокое ясновидение человеческой души. Как рассказывает В.Е. Сусленков: «В 1576 году Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан?Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона – "Медный змий". В 1577 году он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается к братству с новым предложением – обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В 1578–1581 годы живописец выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582–1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии"). Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице». Ко времени работы над этим гигантским ансамблем Тинторетто достигает творческой зрелости. Его талант наиболее полно раскрылся именно здесь. Он сумел в многочисленных перекликающихся и контрастирующих друг с другом образов передать свое представление о стихийной мощи и сложной динамике бытия. Среди картин этого периода «пронизанная стремительным драматизмом "Тайная вечеря"; проникнутая элегической мечтательностью и тонким чувством слияния человеческой души с миром природы "Мария Египетская в пустыне" (нижний зал); полное скрытого напряжения и беспокойства "Искушение Христа"; грозно?величественное "Иссечение Моисеем воды из камня", показывающее напряженную борьбу титана со стихийными силами враждебной природы» (Ю. Колпинский). В период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан?Рокко Тинторетто пишет целый ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце дожей (1581–1584), «Битву при Заре» (1584–1587). Тогда же, в 1588–1590, мастер создает свой шедевр «Битву архангела Михаила с сатаной». В последний год жизни художник пишет очередной вариант «Тайной вечери», на этот раз для церкви Санта?Мария Маджоре. Ранее он писал «Тайную вечерю» для Сан?Маркуоло (1547), Сан?Симионе (около 1560), Сан?Тровазо (около 1565), Сан?Поло (1578) и др. Возвратившись к теме, много раз привлекавшей его, он решает ее иначе, чем раньше. Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Вызванное словами Христа волнение апостолов, возникающие в мерцающем зеленовато?золотистом свете люстры призрачные тени ангелов, ощущение безграничности пространства составляют разительный контраст с жизненной убедительностью бытовой сцены. В этой попытке объединения реального и мистического Тинторетто близко подходит к противоречивой сложности формирующегося искусства барокко. Тинторетто написал много портретов. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Вершиной его портретного творчества стал автопортрет, исполненный около 1588 года. Внутренняя духовная красота, красота нравственного мира человека преображают его лицо, придают ему необычайную силу и значительность. От Боскини осталось описание творческого метода мастера. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Сначала мастер отправлялся к месту, предназначенному для будущей картины, чтобы ознакомиться с высотой ее размещения, с расстоянием от зрителя, с условиями освещения. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. С помощью сетки эти рисунки переносились затем в увеличенном виде на холст и там фиксировались в обобщенном монохромном подмалевке. Только после того как композиция подмалевка проверялась в своем воздействии на месте, мастер переходил к детальной моделировке фигур и к окончательной колористической разработке картины. Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Вдали от городского шума и суеты, близ церкви Санта?Мария дель Орто он занимал со своей семьей скромное жилище. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. В заказах, в которых у него не было недостатка, его привлекала не столько выгода, сколько самая работа, и работал он всегда с огромным увлечением, не заботясь о размерах гонорара. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся представители венецианской интеллигенции, ученые и музыканты – Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольче, секретари Сената Риччо и Рамузио, композитор и дирижер Сан?Марко Джузеппе Царлино и другие. Известно также, что Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально?драматические инсценировки. Умер Тинторетто 31 мая 1594 года.

Источник: 100 великих художников. 2004