Типология закрытия мечетей Ср. и Юж. Урала

Найдено 1 определение
Типология закрытия мечетей Ср. и Юж. Урала
исследование, проведенное в 2007–09 гг. на основе использования широкого круга архивных и опубликованных источников для выявления причин и последствий закрытия мечетей в Свердловской и Челябинской обл. До революции 1917 г. на тер. Челябинской обл. (в границах 1940 г.) действовало 135, Свердловской обл. – до 50 мечетей. Используя дела администр. отдела Свердловского облисполкома (ГАСО, ф. Р-102), Челяинского облисполкома (ОГАЧО, ф. Р-274), текущие архивы Казыятского управления мусульман Свердловской обл., Регионального ДУМ Свердловской обл., Регионального ДУМ Челябинской обл., ряда мечетей Ср. и Юж. Урала и газетные публикации, была составлена сводная база данных, куда была включена информация о 82 мечетях изучаемых регионов (47% общей совокупности всех мечетей). В базу данных были включены разделы: населенный пункт, мечеть, годы основания и закрытия, механизм закрытия, кол-во подписавшихся под ходатайством о закрытии мечети, подо что передано, как использовалось, сохранность здания, возвращено ли верующим, источники информации. После этого данные были закодированы и подсчитаны. Важность для мусульман такого ин-та, как мечеть, признается всеми исследователями. По мнению д.и.н. И.К. Загидуллина, они «традиционно выполняли функцию локального религиозно-духовного и образовательного центра». Согласно инструкции Наркомата юстиции «О порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви» от 24.08.1918 г., храмы всех конфессий являлись собственностью гос-ва. Они передавались местными органами власти в бесплатное пользование религиозным организациям на основании договора. При этом все расходы по содержанию здания и уплате налогов с него лежали на плечах верующих. Являясь собственностью гос-ва, храм мог быть изъят в любой момент. Это оговаривалось циркуляром НКЮ РСФСР от 3.01.1919 г. и НКВД от 28.02.1919 г., декретом ВЦИК от 19.04.1923 г., инструкцией НКЮ РСФСР и НКВД от 19.06.1923 г. Причиной расторжения договора с религиозной организацией и изъятия храма являлись: участие общины в контрреволюционных выступлениях; растрата церковного имущества; недостаток помещений для жилищных, санитарно-медицинских, культурно-просветительских учреждений, если данное помещение отвечало запросам трудящихся, выраженных в коллективных заявлениях, резолюциях, постановлениях и съездах. Последнее и стало предлогом для массового закрытия мечетей на Юж. и Ср. Урале в рамках политики «воинствующего атеизма» по борьбе гос-ва с религией. Механизм закрытия мечетей почти во всех случаях был одинаковым: сельсоветами или горисполкомами инициировались фиктивные собрания верующих либо разл. групп населения из числа «нацменов»: женщин, бедняков, молодежи. Кол-во участников таких собраний составляло от 49 до 800 чел. Эти собрания выступали с требованием закрыть мечеть и передать ее под др. нужды. Наиболее часто встречаемая формулировка: «ввиду нехватки помещений, просим передать здание мечети под культурно-просветительское учреждение». На основании протоколов данных собраний сельсовет или горисполком писали ходатайство в вышестоящий орган, откуда новое ходатайство направлялось в облисполком. Закрытия мечетей начались еще в 1-й пол. 1920-х гг. (6% всех закрытых в ходе компании мечетей). Одной из первых стала закрытая в 1923 г. мечеть г. Красноуфимска. В период 1925–30 гг. кол-во закрытых храмов увеличилось на 1%. Наиболее массовой компания по закрытию мечетей становится в период 1-й пол. 1930-х гг. (49%). В посл. предвоенное пятилетие были закрыты оставшиеся мечети (19%). В двух регионах процесс закрытия мечетей не был одновременным. На тер. Свердловской обл. массовые компании пришлись на 1929–30 гг., когда Уральский облисполком в день удовлетворял от 2 до 4 ходатайств о закрытии мечетей. В Челябинской обл. было две волны закрытия – 1934 и 1938 гг. В 1937 г. в Кунашакском р-не этой обл. из 63 православных и мус. храмов остались действующими лишь 13, в Аргаяшском р-не из 59 мечетей – лишь половина. Однако уже к началу войны были закрыты почти все мечети. В 1940 г. в Челябинской обл. из 135 мечетей были закрыты 120, в Свердловской осталась действующей лишь 1 – мечеть д. Нов. Бугалыш. Процесс закрытия мечетей продолжался и в послевоенное время, но доля его незначительна – 2% (по 13% мечетей нет данных). По мнению ряда исследователей, массовая кампания по закрытию культовых зданий, развернутая в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг., ознаменовала начало решительного разрушения традиционных отношений в местных мус. общинах и была призвана подготовить необходимую идеологическую и социальную почву для проведения сплошной коллективизации в сельских р-нах. В среднем с момента официального открытия до своего закрытия уральские мечети успели проработать 40,3 года. 76% закрытых мечетей Юж. и Ср. Урала использовались как культурнопросветительские учреждения: детсады, школы, избы-чительны, клубы, дворцы культуры, 7% были отданы под склады, 4% – под производственные, 5% – под администр. помещения. 82% из них не меняло свой профиль, хотя в 12% уральских мечетей размещались самые разные организации: в Ярмарочной мечети Ирбита – последовательно культурнопросветительское учреждение, детская поликлиника и водочный завод, в 3-й мечети г. Троицка – татарский клуб, затем театральное помещение и казармы. Характер использования зданий хорошо объясняет плохую сохранность закрытых мечетей, которую фиксируют источники уже в сер. 1950-х гг. «Многие клубы помещаются в зданиях быв. мечетей, давно пришедших в негодность. Однако и эти помещения часто занимаются под склады зерна, картофеля и т.п.», –писали в январе 1953 г. инструкторы Свердловского обкома КПСС в справке о состоянии хоз.-политич. и культурной жизни сельского населения татарского и марийского населения в обл. Если верующие бережно относились к своим храмам, то после их «экспроприации» халатное отношение новых хозяев обрекло уральские мечети на исчезновение. 73% мечетей не сохранилось к моменту развала СССР. Из уцелевших мечетей лишь 60% были возвращены мусульманам, а 40% до сих пор не переданы. Причины разные: либо здания находятся в частной собственности, либо местные власти и отдельные ведомства не желают расставаться с просторными зданиями, либо сами мусульмане не желают принимать полуразрушенные помещения, т.к. не имеют возможности их восстановить. Закрытие мечетей, по замыслу властей, должно было нанести сокрушительный удар развитию мус. общин Ср. и Юж. Урала. Окончательно дезорганизовать и впоследствии уничтожить их должны были репрессии против мулли (см. Репрессированные имамы). Однако мусульманам удалось сохранить свои религиозные традиции, перенеся их в сферу семейно-бытовых отношений. Лит.: ГАСО, ф. Р-102, оп. 1, д. 178, 183, 361, 490, 668, 697, 843, 858, 861; ОГАЧО, ф. Р-274, оп. 3, д. 4233–4479а; Старостин А. Судьбы старинных мечетей Среднего Урала // Медина аль-Ислам. – Н. Новгород, 05.2009, № 93; ЦДООСО, ф. 4, оп. 52, д. 229, л. 142–51. А.С.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009