Тир

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ТИР
приморский город-государство в Финикии (современный Сур в Ливане), основан в 4 тысячелетии до н. э., наивысший подъем в начале I тысячелетия до н. э. Так же называется сооружение для стрельбы по мишеням из ручного огнестрельного и пневматического оружия (от французского слова «стрелять»).

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ТИР
(tyre), главный город финикийцев на побережье Ливана к югу от Бейрута. Занимал небольшой остров с двумя гаванями, обеспечивавшими безопасную стоянку независимо от ветра. Выходцами из Т. основан Карфаген. Т. процветал до его разрушения Навуходоносором после долгой осады в 574 г. до н.э. Еще более знаменитой была его осада Александром Македонским в 332 г. до н.э., причем город сдался только после того, как к нему была пристроена дамба. При раскопках обнаружены лишь римские и византийские слои.

Источник: Археологический словарь. 1990

Тир
древний финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря (ныне - Сур, в Ливане). Возник, видимо, в 4-м тыс. до н.э. В 3- 2-м тыс. - важный ремесленный и торговый центр. С конца 2-го - начала 1-го тыс. выходцы из Тира основывали колонии на островах Средиземного моря (на Кипре, Сицилии и др.), в Северной Африке (Карфаген и др.), в Испании (Гадес и др.). С 8 в. Тир под властью Ассирии, с начала 6 в. - Нововавилонского царства, со 2-й половины 6 в. - державы Ахеменидов. В 332 г. город был взят Александром Македонским. С 64 г. до н.э. - в состве римской провинции Сирия.

Источник: Исторический словарь

Тир
Тир (Tyre), один из гл. городов Финикии, славившийся в древн. времена высоким иск-вом бронзового литья. В 10 в. до н.э. заключил договоры с царями Израиля Давидом и Соломоном. В последующие столетия постоянно воевал с Ассирией, в 734--732 гг. был захвачен Тиглатпалассаром, и вынужден был уплатить ему огромную дань. В 668 г. отбил нападение ассирийского царя Ашшурбанипала, но был взят в 587 г. Навуходоносором П. Во 2-й половине того же столетия вошел в состав империи Ахеменидов. Единств, из финикийских городов оказал сопротивление Александру Великому, но после знаменитой осады пал в 332 г. Несмотря на разрушение, восстал из пепла и стал крупным торг, центром; рим. император Север сделал его столицей Сирийской Финикии.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ТИР
в армян. миф. бог письменности, наук и иск-в, писец бога Арамазда, прорицатель судьбы. Автор 5 в. Агатангехос назыв. Т. учителем жреч. мудрости. Т. внушал сны людям и тем открывал им их будущее. В храме Т. (между гг. Вагаршапатом и Арташатом) жрецы толковали эти сны, там же обучали наукам и иск-вам. По-видимому, Т. считался также и проводником душ в подзем. царство. В эллинистич. эпоху Т. отожд. с Аполлоном. Арташес I (2 в. до н.э.), основав г. Арташат, ставший столицей Великой Армении, перенес сюда из культов. центра Багаран статую Т. (Аполлона). Следы культа Т. обнаруж. в именах Тиридат («дар Т.»), Тиран («рожд. (происходящий) от Т.»), Тирайр («человек Т.») и др. Вероятно, к имени Т. восходит назв. четвертого месяца др.-армян. календаря — трэ.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ТИР
   • Tyrus,
         ?????, в Священном Писании Зор, н. Сур, важнейший и знаменитейший город Финикии, на морском берегу, южнее Сидона, бывший, согласно Юстину (12, 3), колонией последнего города и превзошедший его вскоре могуществом и богатством. По преданию, Навуходоносор взял и разрушил Т. после долгого сопротивления (586 г. до Р. X.). Жители спаслись на ближайший остров и там построили новый город, но Палетир (так назывался город после разрушения), кажется, продолжал существовать. Когда Александр напал на Персию, он пошел также на Т., расположенный на острове и имевший 22 стадии в окружности, и после 7-месячной осады взял его, несмотря на сильные укрепления, в 322 г. до Р. X. Arr. 2, 16 слл. Plut. Alex. 34 сл. Curt. 4, 3 слл. От этой и других осад, напр., Антигона, Т. сильно пострадал, но все-таки остался значительным торговым городом как под сирийской, так и под римской властью и славился своими пурпурными красильными заводами. Главное божество тирийцев был Мелкарт (финикийский Геракл), имевший в Тире великолепный храм. Hdt. 2, 44. Strab. 16, 750. 754. 756 слл.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Тир
скала)-древний (Ис 23.7) и наиболее известный финикийский город на берегу Средиземного моря южнее Сидона. В Нав 19.29 он упоминается как пограничный город удела Асирова, но израильтяне им так и не овладели.
Богатство, величие и гордость Тира были неописуемы (Иез 27-28). Достаточно вспомнить, что финикияне в пору расцвета своего царства торговали почти со всем известным тогда миром; они изобрели алфавит, стекло, были искусными строителями (см. Финикия). Тир был также хорошо укрепленной крепостью, так как располагался в основном на острове в полукилометре от берега. Он выдержал многие осады, в том числе пятилетнюю Салманассара в 8 в. до РХ и тринадцатилетнюю Навуходоносора в 6 в. до РХ. Но в 332 г. до РХ Александр Великий захватил его после недолгой осады буквально снеся всю материковую часть города и сделав из нее плотину к острову, которая сохранилась до сих пор. Город на острове был сожжен и разрушен, жители уничтожены или проданы в рабство. Город никогда не восстановил своего прежнего величия. Напротив, он постепенно пришел в полный упадок. Так исполнилось пророчество о нем, высказанное еще в 6 в. до РХ (Иез 26.12,14). Господь во время Своего земного служения ходил в Тир (в окрестные с ним земли) и к Нему многие приходили из тех мест. (См. пророчество, народы древней Палестины, Сидон)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Тир
(греч. Tyros, лат. Tyrus), финикийский приморский город, назв. которого происходит от вавилоно-ассирийского surri — скала. Когда-то Т. лежал на двух островах, раздел, узким проливом. Позднее пролив был засыпан. Теперь на этом месте расположен ливанский г. Сур; находится он на полуострове, который, скорее всего, был образован в результате намыва песка после сооружения плотины, построенной по приказ) Александра Македонского во время осады города. Древний Т. имел два порта: на Ю. — егип., на С. сидонский. Напротив островного Т. на материке находился др. Палетир. После 1200 до н. э. Т. становится одним из могуществ. городов Финикии, какими до него считались Библ и Сидон, основывает мнот очисл. колонии и фактории в Средиземноморье, например Китион на о. Кигтр, Утику и Карфаген в Сев. Африке, Гадес в Юж. Испании. При поддержке сильного Ассирийскою царства Т. оставался независимым вплоть до прихода к власти Ашшурбанитгала (668–626). После падения Ассирийского царства Т. попадает под власть Вавилона, а позже Персии. После семимесячной осады Александру Македонскому удалось овладеть Т. (332). Основав егип. г. Александрия, он полагал, что она сможет соперничать с Т. Но Т. еще во времена Римской империи считался важнейшим торговым и ремесл. центром (особенно развиты были красильное дело и производство стекла). В результате раздела Сирии в 194 Септимием Севером были образованы две пров., столицей одной (Syria Phoenice) являлся Т., ставший в годы его же правления колонией высшего разряда, получив Ius Italicum. Лишь в 635 арабам-магометанам впервые удалось захватить Т., а в 638 город окончательно перешел в их владение.

Источник: Словарь античности. 1989

ТИР
греч. Turos; совр. Сур в Ливане) - в древности финикийский город-гос-во на вост. побережье Средиземного м. Возник, видимо, в 4-м тыс. до н. э. В 3-2-м тыс. до н. э. был важным ремесленным и торговым центром (особенно по выработке пурпурных шерстяных тканей, изделий из слоновой кости и стекла). Во 2-м тыс. (с перерывами) Т. находился под влиянием Египта. С кон. 2 - нач. 1-го тыс. до н. э. Т. стал важным центром колонизац. движения финикийцев на З. Выходцами из Т. были основаны колонии на о-вах Средиземного м. (на Кипре, Сицилии и т. д.), в Сев. и Зап. Африке (Авза, Утика, Карфаген, Лептис-Магна и др.) и Испании (Гадес и др.). В 10 в. до н. э. под эгидой Т. образовалось объединенное Тиро-Сидонское царство, осуществлявшее гегемонию над всем побережьем Финикии. В 1-м тыс. до н. э. в Т. происходила острая социальная борьба: известно предание о восстании рабов под рук. Абдастарта (Стратона) (точно не датируется). С 8 в. до н. э. Т. попал под власть Ассирии, с нач. 6 в. до н. э. - Ново-Вавилонского царства, со 2-й пол. 6 в. до н. э. - державы Ахеменидов (сохранял формальный суверенитет и внутр. автономию). В 332 до н. э. после длительной осады с суши и моря Т. был взят Александром Македонским. В эллинистич. период входил в состав гос-в Птолемеев, Селевкидов; с 64 до н. э. - в составе рим. провинции Сирия, сохраняя внутр. автономию. До араб. завоевания (7 в.) оставался крупным торг. центром Вост. Средиземноморья. Раскопки Т. вели франц. археологи Э. Ренан (2-я пол. 19 в.), А. Пуадебар (40-е гг. 20 в.).

Лит.: Fleming W. В., The history of Tyre, N. Y., 1915; Poidebard A., Un grand port disparu, Tyr, Р., 1939.

И. Ш. Шифман. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Тир
славившийся в древние времена финикийский торговый город на берегу Средиземного моря, на расстоянии почти 40 км. к северу от Акки и более 30 км. к югу от Сайды (Сидона), часто упоминается в Ветхом Завете под еврейским названием Цор, т.е. скала (в русской Библии, обыкновенно, передано словом «Тир» — греческая форма арамейского Тура). Уже в И. Нав. 19:29 говорится об «укрепленном городе Цоре» (русс. Тире), на северной границе Асира. Уполномоченные Давида при исчислении народа дошли до укреплений Тира (2 Цар. 24:7). В этом городе царствовал Хирам (2 Цар. 5:11; 3Цар. 5:1), который был с израильскими царями Давидом и Соломоном в хороших отношениях. Тир был одним из значительных финикийских городов, который находился ближе всего к Израилю. По сведению древних, самая древняя часть Тира, старый город «Палетир» или «Старо-тир», находился на материке, а новая часть города или «Ново-Тир» — на двух островах, которые Хирам соединил, засыпав пролив. Окруженный водою, с прекрасными гаванями на юге и севере, этот город на островах стал естественной крепостью. Славясь своим храмом в честь Мелькарта (Геркулеса), он все же более был известен своей обширной торговлей и своими колониями Как Библия, так и языческие писатели древнего мира дают нам яркое описание его богатства и великолепия. В Иез. 27 мы находим замечательный с культурно-исторической точки зрения перечень разнообразных народов, которые торговали с Тиром; наций, которые входили в состав наемного войска и тех товаров, которые имелись на его рынках. Там упоминается также о том, что Иуда и Израиль привозили на его базары пшеницу, мед, масло и бальзам (гл. 27:17). Его богатство сравнивается в Иез. 28:13 с Едемом, садом Божиим; Он был украшен драгоценными камнями: рубинами, топазами, алмазами, хризолитом, ониксом, ясписом, сапфирами, карбункулами, изумрудами, золотом и т. п. Но обольщение богатством принесло с собою проклятие. Уже Амос и Иоиль угрожают Цору (Тиру) наказаниями за то, что он забыл прежнюю дружбу и продавал израильтян в рабство идумеям и грекам (Ам. 1:9 и дал.; Иоил. 3:4 и дал.). Что Тир был центром работорговли, видно из Иез. 27:13. Жителей Тира скоро постигло наказание в лице ассирийцев. Салманассар, заняв приморскую область около 721 года до Р.Хр., осаждал Тир в течение пяти лет, но без успеха. 23-я глава Исайи, по всей вероятности, является обличительной проповедью против Тира того времени. (Срав. «Саргон»). Затем Тир был обложен Навуходоносором, который, после разрушения Иерусалима в течение 15 лет (по Иосифу Флавию) осаждал город. В это время Иеремия угрожал Тиру наказанием (Иер. 25:22; 47:4), и Иезекииль величественными картинами изобразил его гибель (Иез. 26-28) предсказав, что он будет «местом для расстилания сетей» среди моря, опустелым городом и т.д. (26:5 и 19). По-видимому Навуходоносор не мог взять эту неприступную крепость; по крайней мере, нет достоверных сведений о взятии им города Тира. Иезекииль в позднейшем пророчестве сообщает (Иез. 29:18 и дал.), что за то, что Навуходоносор «утомил свое войско большими работами при Тире», он получит на разграбление Египет. Из выражения в Иез. 29:18: «все головы оплешивели и все плеча стерты» заключают, что Навуходоносор пытался овладеть городом, насыпав дамбу, что в последствии было осуществлено Александром Великим. После семимесячной осады Тира и нападения на него с моря Александр Великий овладел городом и могущественный Тир пал в 322 г. до Р.Хр. Со времени Александра Тир был расположен на полуострове, вследствие того, что насыпанная им дамба превратилась в перешеек. Город некоторое время вел незначительную торговлю, но его вскоре затмила Александрия. «Город знаменитый», не был более населен мореходцами (Иез. 26:17), «который раздавал венцы» (Ис. 23:8), подпал под власть Селевкидов, а затем римлян, которым он и принадлежал во времена Иисуса Христа. В Пс. 86:4 встречается обетование также и для Тира. В его пределы приходил Господь Иисус Христос (Мат, 15: 21; срав. Map. 3:8; 7:24). Уже в первое время христианства там возникла христианская община, которую посетил Павел (Деян. 21:3 и дал.; Срав. слова Христа о Тире и Сидоне в Мат. 11:21 и дал.). Предсказания пророков о Тире, что он будет разрушен и опустошен, превращен в голую скалу, место для расстилания сетей и т.д. (Ис. 23; Иез. 26:4, 5 и 14), исполнились только долгое время спустя. Раз за разом он восстанавливался после разрушений и еще во времена Христа был значительным торговым городом, быть может, даже больше Иерусалима. Иероним в 5-ом веке по Р.Хр. делает заметку к Иез. 26 (Тир тогда был цветущим городом, с которым вели торговлю почти все страны), пытаясь объяснить пророчество в Иез. 26:14, что Тир не будет более построен, таким образом, что тут имеется в виду его самостоятельность, так как Тир сперва был подчинен халдеям, а потом египтянам и римлянам. Но Тиру должно было пасть еще ниже. Под властью магометан, хотя и на унизительных условиях, он мог до некоторой степени поддерживать свое существование, так что затем, во время крестоносцев, он был вновь значительным городом, с стеклянными заводами, еврейскими купцами и т. д. Но, наконец, когда Акка, или Птолемаида, пала в войне с сарацинами в 1291 г., тиряне оставили свой город и отдали его без сопротивления во власть победителей. Блеск города угас. Модевиль в 14-ом веке упоминает его, как город разрушенный сарацинами. Маунрель пишет о нем в 1697 г. «Здесь находится какой-то своего рода Вавилон из разрушенных стен, колонн и арок»; шведский путешественник Хассель-Квист, который посетил Тир в 1751 г., выражается следующим образом: «Мы отправились вдоль морского берега и достигли Тира, который теперь называется Цуром, где и ночевали. Ни один город с некогда славным именем не разрушен до такой степени, как Тир, за исключением разве Трои. Этот Цур теперь является захудалым поселком, приблизительно, с 10 жителями, турками и христианами, промышляющими рыболовством».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ТИР
скала) — название древнего, знаменитого Финикийского города, на который многократно указывается в Свящ. Писании и у классических авторов (Нав 19:29). По свидетельству И. Флавия, основан за 240 лет до храма Соломонова. При разделении Обетованной земли Тир находился на границе колена Асирова, но им владели его первоначальные жители, и он долгое время управлялся своими собственными царями. Имена некоторых из них указаны в Свящ. Писании (2Цар 5:11, 3Цар 5:1). В царствование Давида и Соломона, между Тирянами и Евреями существовал особенно дружеский союз, и, несомненно, он много благоприятствовал торговым сношениям Евреев, так как Тиряне издавна уже славились своею морскою торговлею. Роскошь, нечестие и идолопоклонство Тирян неоднократно с особою силою обличались пророками, предсказывавшими за это конечную гибель Тира (Ис 23:1, Иер 25:22, Амос 1:9-10, Иез 26:2 и др.). Некоторые из этих Библейских предсказаний, и преимущественно находящихся в кн. пр. Иезекииля, отличаются особенною своею силою, ясностью и полнотою. В них указывается на могущество Тира, на его разнообразную и громадную торговлю, его богатства, роскошь, и др. Тир не был так древен как Сидон, но он стал выше его. Он состоял из двух отдельных частей: одна из них находилась на скале или небольшом острове, вблизи от берега, а другая на материке; но которая из них древнее — вопрос спорный. Часть Тира находившегося на материке называлась Пале-Тир, или старый Тир, она простиралась вдоль берега на 7 англ. миль, а островной Тир имел 22 стадии в окружности; впрочем, по мнению большинства толкователей, часть Тира находившаяся на материке древнее первой. Об ней упоминает уже Иисус Навин, как об укрепленном городе (19:29). При городе находились две гавани, одна на северной части, называвшаяся Сидонскою, а другая на южном — Египетская. Громадный канал, проведенный через весь, город, соединял между собою обе эти гавани. О Тире неоднократно упоминается в Библии в царствование Давида и Соломона, как на это указано уже выше, Хирам, царь Тирский, вступил в союз с Давидом и Соломоном и доставлял им кедровые деревья, плотников и каменщиков для построения храма и дворца в Иудейской столице. С помощью Хирама Соломон завел флот на конце Эланитского залива Чермного моря, неподалеку от Елафа, в Идумейском городе Ециен-Гавере, и вместе с Тирскими мореходцами Евреи отправлялись в Офир, вывозя оттуда множество золота, серебра, драгоценных камней слоновой кости и пр. Через несколько времени по смерти Соломона, дочь Тирского царя Ефваала, Иезавель, была выдана замуж за Израильского царя Ахава. О торговых сношениях Тирян с Израильтянами ясно пишет пр. Иезекииль (гл. 27). Но вместе с возвышением Тирян, с увеличением их богатства и славы, возрастали и умножались их пороки и беззакония. В своей надменности и безмерной гордости Тир говорил в сердце своем: “я бог, и восседаю на седалище божием в сердце морей” (Иез 28:2). Одни только имена Иезавели и ее дочери Гофолии, Тирянок по происхождению, уже достаточно свидетельствуют о том жалком состоянии, в каком находилась нравственность Тирян при царях Израильских. Вообще же о глубоком нравственном упадке Тира пр. Иезекииль пишет следующее: — “Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; ты был помазанным херувимом; ты был совершен в путях твоих. Но от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей, ты осквернил святилища твои.... За то вот Я на тебя, Тир, говорит Господь, подниму на тебя многие народы, и разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря и будет он на расхищение народам” (Иез 26:1-5-14, 27:26-36, 28:6-19, Ис гл. 3). Все это в свое время исполнилось. Когда Тир расселил многие колонии в разных местах и основал Карфаген, когда его владычество на море было безопасно, он в первый раз в собственной земле своей вошел в столкновение с одним сильным Азиатским завоевателем, Салманассаром, царем Ассирийским, и за тем с Навуходоносором, царем Вавилонским, который, осадив его, держал в осаде, по сказанию некоторых, тринадцать лет, и, наконец — с знаменитым царем Македонским, Александром, от которого вытерпел снова ужаснейшую осаду. Хотя он с громадными усилиями и издержками построил огромную земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове, несмотря на это город после семимесячной обороны был взят приступом. Взятие города сопровождалось страшными последствиями; он был сожжен; 10,000 из его народонаселения предано смерти, а 40,000 — проданы в рабство. Плотина, сооруженная Александром Македонским, осталась в виде руины еще доселе, как незабвенный памятник древнего Тира, и, посредством оной остров сделался полуостровом. Подчиненный некоторое время власти Селевкидов, Тир вслед затем подпал под власть Римлян; но он уже никогда не мог возвратить себе прежнего блеска и величия. В средние века Тир неоднократно осаждали Крестоносцы и затем им некоторое время владела Венецианская республика. Тир, существовавший на материке во дни пророков во всем своем величии и богатстве, в настоящее время совершенно исчез, и от него, за исключением обломков разрушенного водопровода, не сохранилось ни малейших следов; камни и бревна, из которых он был построен, и даже самый прах и мусор его лежат на дне морском, куда их бросил грозный завоеватель. Рыбаки новой деревушки, стоящей на древнем острове, под названием Сур или Сор, буквально, согласно с пророчеством, расстилают здесь свои сети на песке, которым покрыта поверхность плотины. В ней до 3,000 жителей, и она, по пророчеству Иезекииля, стоит ныне бедною, пустою, уединенно на острове, среди необозримого моря, как единственная представительница древнего, некогда славного, богатого и надменного Тира. Да, повторим опять, пророческие указания на Тир в Библейских книгах многочисленны и разнообразны: так например в кн. пр. Иезекииля (гл. 27) перед нашими глазами проходит оживленная панорама в последовательном порядке с кораблями и торговлею Тира, с его торговыми рынками и биржами, с его разнообразными предметами ввоза и вывоза, с его различным народонаселением из многих и далеких стран; наконец, с его громадными богатствами, роскошью и великолепием. Он вывозил из Хеврона Сенирские кипарисы для устроения своих помостов и Ливанские кедры для устройства мачт на своих кораблях. Из дубов Васанских он делал весла свои. Из Греции, или Греческих островов, доставлялась ему слоновая кость для украшения судов его; из Египта узорчатые полотна на паруса и флага; голубые и пурпурового цвета ткани — из Полонеза для покрывал. Из Сидона и Аравии стекались в него гребцы; но у Тира были и свои знатоки морского дела, и он ставил их кормчими. Богатый Фарсис платил ему за товары его серебром, железом, свинцом и оловом. Из Греции и стран граничащих с Понтом он получал невольников, невольниц и медную посуду, из Армении лошадей, строевых коней и лошаков. С берегов Персидского залива и лежащих на оном островов доставлялись в Тир слоновая кость и черное дерево. Из Сирии он получал пурпуровые ткани, виссон, кораллы и рубины; из Иудеи и земли Израилевой — пшеницу, масло, мед и бальзам; из Дамаска — вино Хелбонское и белую шерсть; из Каменистой Аравии и от князей Кидарских — ягнят, баранов и козлят; из Савы и Раемы — все лучшие благовония; из Индии — золото и драгоценные камни; из Месопотамии, Харана, Вавилонии Ассирияне привозили в Тир все предметы самой утонченной роскоши. Но довольно. Для нас, чад нового Израиля, более интересны указания на этот славный некогда город, встречающиеся в Новом Завете. Жителей Тира, несмотря на все их нравственные недуги. Господь Иисус Христос находил более способными к восприятию истин спасения, нежели каковы были некоторые из Иудеев. “Если бы в Тире и Сидоне, говорит Он, явлены были силы, явленные в вас, т.е. в городах Иудейских, Хоразине и Вифсаиде, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам, присоединил Спаситель жителям упомянутых городов, что Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам” (Мф 11:21-22, Лк 10:13-14). Во время земной жизни Господа Иисуса Христа многие из приморских мест Тира и Сидона приходили к Господу Иисусу слушать Его учение и для исцеления от своих болезней (Мк 3:8, Лк 6:17). В странах Тирских и Сидонских Он исцелил некогда бесноватую дочь одной Сирофиникиянки, которая несмотря на то что была язычница, имела великую веру в Него, как Спасителя (Мф 15:21-28). Из кн. Деяний Апостольских видно, что в Тире рано образовалась Христианская Церковь. Ап. Павел, возвращаясь в Иерусалим, после третьего своего путешествия, на пути своем остановился в Тире, нашел здесь учеников, т.е. верующих, и пробыл у них семь дней. Отшествие его из Тира, по словам свящ. писателя книги Деяний Апостольских, походило на отшествие отца семейства: все верующие с женами и детьми провожали его за город, и на берегу, преклонив колена, молились, испрашивая апостолу от Господа счастливого пути (Деян 21:3-6). В 196 г. по Р.Х. в Тире была епископская кафедра; в этом же городе, в III веке, окончил свою жизнь знаменитый Ориген — Такова судьба Тира и таковы-то жалкие следы его прежнего величия и славы!

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990