ТИРЕСИЙ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТИРЕСИЙ
в греческой мифологии слепой прорицатель из г. Фивы.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ТИРЕСИЙ
в др.-греч. миф. слепой прорицатель, родом из Фив. По одной из версий мифа, Т. был ослеплен Афиной за то, что он увидел ее нагой во время купания, но затем сжаливш. над ним богиня наделила его даром прориц. Имя Т. связано со сказаниями фиванск. цикла (напр., Т. предсказ. царю Эдипу его судьбу). В поэме «Одиссея» Т. в подземном мире предсказ. будущее Одиссею.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Тиресий
в греческой мифологии сын нимфы Харикло, потомок спартов, фиванский прорицатель. Тиресий, будучи юношей, случайно увидел Афину обнаженной во время ее купания и был за это ослеплен богиней. По просьбе Харикло Афина возместила Тиресию потерю зрения даром прорицания. Тиресий не утратил пророческих способностей и после смерти, настигшей его при бегстве из Фив во время похода Эпигонов: Одиссей спускался в подземный мир, чтобы услышать от Тиресия предсказание о своем будущем.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Тиресий
(греч. Teiresias, лат. Tiresias), легендарный слепой прорицатель из Фив. Однажды он увидел двух змей, одну из которых убил, превратившись при этом в женщину. Потом он убил вторую змею и превратился опять в мужчину. Зевс и Гера задали Т. вопрос, кому любовь приносит больше наслаждения — мужчине или женщине. Т. ответил, что женщине, и Гера, разгневавшись, ослепила его. Зевс же наделил Т. даром прорицания и даром сохранять после своей смерти разум. По другим версиям, он был ослеплен, т. к. выдавал тайны богов. Есть еще версия: Т. был ослеплен Афиной, которую увидел купающейся.

Источник: Словарь античности. 1989

Тиресий
Фиванский прорицатель, впервые упоминается в "Одиссее", где он уже мертв и находится в Подземном царстве. Кирка послала Одиссея посоветоваться с Тиресием, и Одиссей выслушивает странное пророчество Тиресия о страшной смерти, которая постигнет его. В пьесах фиванского цикла Тиресий - слепой, и это по-разному объясняется поздними исследователями мифов. Согласно Каллимаху, он видел купание Афины, и она ослепила его, но взамен дала ему дар провидения. В более популярном варианте, изложенном Овидием, Тиресий увидел однажды свадьбу змей, ударил их своей палкой и был обращен в женщину. Спустя семь лет он вновь увидел этих змей и ударил их и снова оказался в мужском обличье. Эта история цитируется Данте в "Аде", где Тиресий пребывает среди колдунов в муках девятого круга. (Роберт Грейвс в "Греческих мифах" отсылает к поверью Южной Индии, согласно которому видеть свадьбу змей - несчастье, и наказание за это - превращение в гомосексуала.) Слепота же Тиресия наступила позже, когда Зевс и Гера спросили его, кто больше получает удовольствий от любви: мужчина или женщина, поскольку он, Тиресий, испытал и то и другое. Он заявил, что женщина. Гера оскорбилась и ослепила Тиресия, а Зевс одарил его долгой жизнью и даром провидения. Тиресий - ключевая фигура в трагедии Софокла "Эдип-царь", так как он знает, что осквернение Фив началось с самого Эдипа. В "Вакханках" Еврипида Тиресий побуждает Пенфея принять культ Диониса в Фивах и предсказывает, что бог будет признан в Дельфах. Через всю эту пьесу он проходит одновременно вдохновленным провидцем и рационалистом.
   О Тиресии писали Суинберн, Теннисон, Элиот и Аполлинер.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ТИРЕСИЙ
   • Tiresias,
         ????????? (от ?????? — небесные знамения), знаменитый прорицатель из Фив, сын Эвера (???????) и Харикло (???????), из рода Спарта Удея (?????????), тесно связанный со сказанием об Эдипе. Ноm. Od. 10, 492 слл. Он ослеп на седьмом году от рождения, потому что открыл людям волю богов; по другому сказанию, его ослепила богиня Афина, брызнув водой в глаза его, когда он увидел ее купающейся. Харикло просила богиню возвратить ему зрению; но т. к. последняя не могла этого сделать, то она дала ему дар разуметь голоса птиц и снабдила его посохом, который верно направлял его путь. Еще по другому сказанию, ослепила его Гера, а Зевс дал ему дар пророчества и жизнь долгую, в 7 или 9 человеческих возрастов (Ov. met. 3, 320 слл.), так что он жил со времен Кадма, основателя Фив, до разрушения этого города эпигонами. Он предсказывал особенно во времена Эдипа и обеих войн фиванских. После взятия Фив эпигоны посвятили его вместе с дочерью Манто или Дафной (????? или ?????) и другими пленными Аполлону Дельфийскому. Т. умер на дороге в Дельфы у источника Тильфоссы в области города Галиарта, где еще во времена Павсания показывали его могилу; в Фивах поставлен ему был кенотарий. А Манто была, по приказанию Аполлона, отвезена в Колофон в Малую Азию, где она основала оракул Аполлона Кларийского и вышла замуж за критянина Ракия, от которого родила сына Мопса (?????). ?. и в подземном царстве носил свой золотой посох и один из всех теней сохранил полный разум и полное сознание. К нему Кирка (Цирцея) послала Одиссея, чтобы он узнал о судьбе своих домашних и о том, возвратится ли он сам в отечество. Ноm. Od. 10, 492. Причину того, что сказание отличило так Т. от всех остальных мертвых, следует искать в том, что существовали оракулы Т., в которых он и после своей смерти предсказывал людям. Так, напр., оракул его был в Беотии (вероятно, у источника Тильфуссы); этот оракул, как говорят, прекратил свою деятельность после заразы в Орхомене. Фиванцы еще в позднейшие времена показывали место, с которого он наблюдал за полетом птиц (?????????????) (Soph. Ant. 999), и камень (???????? ??????), на который садилась Манто, когда прорицала.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884