Тиртей

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Тиртей
(греч. Tyrtaios, лат. Tyrtaeus), др.-греч. поэт-лирик, жил в Спарте. Во время 2-й Мессенской войны (7 в. до н. э.) своими песнями призывал спартанцев к героич. борьбе и стойкости, воспевал спартанский дух. Т. являлся автором коротких боевых песен и маршей (эмбатериев), написанных анапестом. Ему принадлежат пять книг элегий (сохранилась лишь их часть), авторство некоторых элегий вызывает сомнение.

Источник: Словарь античности. 1989

ТИРТЕЙ
др.-греч. поэт 7 — 6 вв. до н.э. Род. в Афинах или в Лаконии. Жил в Спарте. В его элегиях, напис. на ионийском диалекте, преобладают две темы: «благие законы» и «советы»; поэт осужд. корыстолюбие, раздоры, призы-вает граждан к единству, восхваляя спарт. старину или воспевая храбрость спарт. воинов. Элегии Т. напис. в связи с событиями 2-й Мессенской войны. Ему принадл. также маршевые воен. песни — эмбатерии, напис. анапестами на родном для спартанцев дорийском диалекте. Сохран. ок. 15 стихотв. и фрагментов Т.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ТИРТЕЙ
   • Tyrtaeus,
         ????????, сын Архемброта, элегический поэт, живший в Спарте во время 2-й Мессенской войны, 685-668 гг. до Р. X. Его называют спартанцем, милетцем или афинянином. Самый распространенный рассказ о нем следующий: спартанцам, теснимым мессянами, Дельфийский оракул посоветовал выпросить себе предводителя у афинян, которые и послали им Т., хромого (вероятно, вследствие неравного размера гекзаметра и пентаметра) ????????? ?????????? (что часто переводится неверно: «школьный учитель»). Т. своими песнями воодушевил упавших духом спартанцев и через это спас их государство. Т. происходил, вероятно, из Аттики и был родом ионянин; он перенес развившуюся у ионян элегию в дорическую Спарту. Влияние его на нравы спартанцев было значительно, стихи его долгое время пользовались значением и служили для образования юношества. В походах элегии его читались вечером после ужина. Кроме небольших отрывков мы имеем от Т. три полные военные элегии, ????????? (увещевания, ободрения), сильные, полные воодушевления песни, которыми он возбуждал храбрость спартанцев во время сражения, и одну короткую походную песнь, ??????????. Знаменита была его элегия ???????? (благоустройство), которой он уладил споры спартанцев, возникшие вследствие требования многими нового распределения земель. Изд. Klotz (1767) и H. Bach (1831), Gaisford, Brunck, Schneidwin и Bergk в их сборниках.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Тиртей
из Спарты, VII в. до н. э., греческий поэт, элегик. Античные источники называют местом рождения Т., наряду со Спартой, Афины или Милет. Легенда гласила, что Т. был хром и преподавал в афинской школе. Во время II Мессенской войны спартанцы получили из Дельф предсказание, что они победят только тогда, когда их вождем станет афинянин. Неприязненно настроенные к Спарте афиняне прислали Т. в качестве вождя. Но физические недостатки Т. заслонил его поэтический талант. Своими элегиями он поднял спартанцев на борьбу, и они покорили свободолюбивых мессенцев. В настоящее время считается, что родиной Т. все же была Спарта. Поэтому он мог так хорошо понимать ее дух и потребности. Легенды о рождении в Милете или Афинах объясняются как традиционным ионийским диалектом его элегий, так и тем фактом, что никогда позже Спарта не породила ни одного поэта. Элегии Т. делятся на пять книг. Сохранилось примерно 150 стихов. Большую их часть составляют воинские элегии, где Т. говорит о славе, которую добывает смелый воин при жизни и после геройской смерти, а затем противопоставляет этой картине унизительную судьбу побежденных, скитания лишенных крова и родины. Он дает также тактические указания. В самой длинной элегии (фр. 6) он размышляет над иерархией ценностей в жизни человека, и превыше всего — превыше физической силы и побед на играх, выше красоты, богатства, власти и всего остального — он ставит воинскую доблесть, которая одна только достойна мужа. Все, что пишет Т. в итоге сводится к одному: стремлению несгибаемо стоять в первом ряду и, хотя бы ценой жизни, сразиться за победу. Об этом же он говорит, вспоминая прошлое Спарты, когда в элегии, названной древними Эвномия, прославляет ее государственное устройство, нерушимое и прекрасное, ибо оно установлено согласно пророчеству Аполлона Дельфийского. В элегиях Т., в отличие от Илиады Гомера, уже не столь важна слава отдельной личности, героя, блестящие подвиги которого отодвигают в тень всех остальных, а в большей степени речь идет о формировании боевого единства, где личность связана с остальными, и только жертва, принесенная на алтарь общего дела заслуживает бессмертной памяти. Таким образом, он указывает на переход от героической родовой этики к новой, подчиняющей личность государству. Язык и стиль Т. близки к эпической традиции. В сохранившихся фрагментах мы видим многочисленные словесные пересечения с поэмами Гомера. Мотивы воинских элегий напоминают о Каллине.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
5.61 мб

Архетипы профессионального военного воспитания и образования в античной философии: Платон - Тиртей

Нефёдова Л.К.
В статье осмысляется архетипическая модель профессионального военного воспитания и образования, представленная в творчестве философа Платона и поэта Тиртея.