ТКАЦКОЕ ДЕЛО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ТКАЦКОЕ ДЕЛО
ремесло, целью к-рого явл. изготовление тканей. Тканье на вертикал. ткацком станке требовало отвесн. натяжения нитей основы посредством глин. грузиков; каждая вторая нить основы должна была отводиться назад, чтобы пропустить уток с попереч. нитью. После этого происходило отличное от плетения образов. ткацкого зева, состоявшее в том, что механизм вытягивал вперед вторую нить и отводил назад первую нить основы. Даже на самых простых сохранивш. изображ. антич. ткацких станков видно устройство для смены местами нитей основы в виде двух попереч. планок. Принцип действия этого механизма, однако, непонятен, так же как и способ накручив. пряжи (готовой) на навой и прикрепл. нитей основы к кроснам. Использ. в совр. станках рукоятки и подножки антич. Т. д. были неизв. Продолжал примен. более простой егип. ткацкий станок с неподвиж. верхним и нижним навоями, на к-рые натягив. в виде рамы основа с той же длиной нити, что и в более позднее время, т.е. 1,5 — 1,7 м. Каждая попереч. нить должна была подводиться к предшеств. ей при помощи ткацкого гребня, что по-зволяло регулир. плотность ткани путем измен. числа нитей основы. Возможно, именно для регулир. плотности материи при обслужив. широких ткацких станков привлекалась дополнит. работница, как это видно на самом позд-нем из сохранивш. антич. изображ. ткацкого станка на pельефе с форума Нервы в Риме: изображены две работницы, одна из к-рых сидит, а др. стоит. При работе на широком ткацком станке приход. подходить к нему с разных сторон, что наглядно описано Гомером в «Илиаде». Работа на узких ткацких станках могла производ. сидя, что облегчало введение в основу узора, причем для этого требов. варьировать способ образования ткацкого зева, т.е. отводить вперед и соотв. назад не постоянно каждую вторую, а, напротив, то первую, то вторую нить. Самым простым способом созд. узора была периодич. смена цвета нити утка, однако, т.о. можно было получать лишь узор полосами, но уже для квадратн. узора необходимо было использовать два челнока с нитями разн. цвета. Тканье узоров, требовавшее измен. расст. между нитями основы для каждого прохода утка, могло осуществл., по всей видимости, только за счет ручной регулир. грузиков после каждого продергивания нити утка, что требовало исключит. терпения и внимания. Поэтому в большинстве случаев узоры не ткались, а вышив. вручную уже после изготовл. полотна.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Ткацкое дело
Тканье на вертикальном ткацком станке требовало отвесною натяжения нитей основы посредством глиняных гр>зиков; каждая вторая пить основы должна была оiводиться назад, чтобы пропустить уток с поперечной нитью. После этою происходило отличное от плетения образование ткацкого зева, состоявшее в том. чю механизм вытягивал вперед вторую нигь и отводил назад первую нить основы. Даже на самых простых сохранившихся изображениях античных ткацких станков видно устройство для смены местами нитей основы в виде двух поперечных планок. Принцип действия згою механизма, однако, непонятен, так же как и способ накручивания пряжи (ютовой) на навой и прикрепления нитей основы к кроснам. Используемые в совр. станках рукоятки и подножки античному Т. д. были неизвестны. Продолжал применяться более простой егип. гкацкий станок с неподвижными верхним и нижним навоями, на которые натягивалась в виде рамы основа с той же длиной нити, что и в более позднее время, т. е. 1, 5 1,7 м. Каждая поперечная нить должна была подводиться к предшествующей ей при помощи ткацкого гребня, что позволяло регулировать плотность ткани путем изменения числа нитей основы. Возможно, именно для регулирования плотности материи при обслуживании широких ткацких станков гтривлекалась дополнительная работница, как это видно на самом позднем из сохранившихся античных изображений ткацкого станка на рельефе с форума Нервы в Риме: изображены две работницы, одна из которых сидит, а другая стоит. При работе на широком ткацком станке приходилось подходить к нему с разных сторон, что наглядно описано Гомером в «Илиаде», где Агамемнон говорит о своей наложнице: «...она обветшает в неволе, / В Аргосе, в нашем дому, от тебя, от отчизны далече — / Ткальный стан обходя или ложе со мной разделяя» (1, 30 — 31). Работа на узких ткацких станках могла производиться сидя, что облегчало введение в основу узора, причем для этого требовалось варьировать способ образования ткацкого зева, т. е. отводить вперед и соответственно назад не постоянно каждую вторую, но, напротив, то первую, то вторую нить. Самым простым способом создания узора была периодич. смена цвета нити утка, однако т. о. можно было получать лишь узор полосами, но уже для квадратного узора необходимо было использовать два челнока с нитями разного цвета. Тканье узоров, требовавшее изменения расстояния между нитями основы для каждого прохода утка, могло осуществляться, по всей видимости, только за счет ручной регулировки грузиков после каждого продергивания нити утка, что требовало исключительного терпения и внимания. Поэтому в большинстве случаев узоры не ткались, а вышивались вручную уже посте изготовления полопта.
        
        рис. Ткацкий станок Пенелопы. Процесс ткания происходил сверху вниз, блочки веретена держали нити основы туго натянутыми (с вазы из Кьюзи).

Источник: Словарь античности. 1989