ТОНАЛЬНАЯ ПЬЕСА

Найдено 1 определение
ТОНАЛЬНАЯ ПЬЕСА
это музыкально-поэтическая композиция, которая создавалась с участием речевых хоров в стиле коллективной декламации. В 1920-е гг. были изданы брошюры В.К. Сережникова, позволяющие представить основные идеи этого жанра. Как правило, пьеса объединялась одной темой и создавалась как монтаж различных текстов — стихотворений, отрывков прозы, публицистики, газетных статей, злободневных лозунгов, инструментованных для голосового хора, а также вокальных номеров. Могли использоваться музыкальные инструменты, имитация колокольного звона, шумовые и звукоподражательные эффекты — возгласы, смех, топот, свист, рев машины, перестук колес поезда, вой ветра и т. д. Вот как, например, достигалось подражание шуму фабрики: одна группа верхних голосов ритмично произносила «дз», другая — «щ», басы тянули «у»; на определенных долях такта производились удары поленом, металлический прут выбивал синкопированный ритм. Разработанная схема пьесы не считалась незыблемой, в ней могли быть заменены отдельные фрагменты, тексты, тембры голосов и т. д. Представление было поделено на части, количество и название которых обозначалось на плакатах (например, пьеса Сережникова «1905 год» состояла из пяти частей, а пьеса, приуроченная к годовщине смерти Ленина, — из семи). Не было ни конферансье, ни поочередного выхода исполнителей. В целом постановка была статична с привнесением элементов театрализации: артисты были одеты в соответствующие костюмы, могли жестикулировать и проч. Один из приемов Сережникова состоял в разделении речевого хора на две группы — одна постоянно пребывала на сцене, другая находилась в зрительном зале среди публики, символизируя мнение народа. Обоими хорами управлял невидимый дирижер. Он должен был добиваться единства звучания и поведения хора — ритмического, звукового, эмоционально-психологического и даже мимического. Сережников требовал, чтобы исполнители не разговаривали, не переглядывались и не смотрели в публику — они должны были сосредоточенно внимать тому, что происходило на сцене, как будто слышали произносимые тексты впервые (прием, программирующий восприятие как слушателей, так и самих артистов). Вообще актуальные пьесы Сережникова по своим функциям напоминали театрализованные праздники-мистерии 1920-х гг. Например, пьеса «1905 год»создавала мифологизированный, почти сакральный образ первой русской революции. Удар гонга, возвещающий начало, вдохновенная серьезность исполнителей, торжественная статика оратории создавали особую атмосферу. В то же время пьеса должна была производить впечатление объективности и фактологической достоверности — центральной фигурой постановки был «докладчик», который со своей кафедры излагал ход событий в их исторической последовательности. Декорации было оклеены обложками журналов и газет 1905–1906 гг., демонстрировались диапозитивы и киноленты этого времени. Получалось нечто среднее между научно-популярной лекцией, речевым концертом, театральным представлением и мистерией. В пьесе памяти Ленина, для того чтобы создать образ «вождя мирового пролетариата», Сережников сочинил номер «Баллада о Ленине Ли Чана», основой которой стали китайский народные мелодии, записанные им от студентовкитайцев. По примеру Сережникова речевые хоры Москвы, Ленинграда, других городов России от обычных концертных программ стали переходить к созданию масштабных композиций. Появился интересный коллектив «Мастерская хорового театра» при ленинградском клубе пищевиков (позднее — ХОРТ), которым руководил Б. Барабанов, а также Хоровой театр ленинградского пролеткульта, 1-й Рабочий музыкальный театр московского пролеткульта, Ленинградский театр чтеца, основанный учеником Сережникова В. Суренским. Этими самодеятельными коллективами создавались крупные работы по таким произведениям, как поэма «Двенадцать» А. Блока, «Стенька Разин» Вас. Каменского, «Перекоп» Ф. Ваграмова, «Героическая соната» А. Луначарского и др. В подобных постановках быстро наметилась тенденция насыщения тональных пьес музыкой, для многих музыка создавалась специально, а хоровая декламация была представлена лишь эпизодами, связывающими музыкальные номера. Таким образом, основой синтетических поисков в этих коллективах постепенно становилась не декламация, а музыка. (М. К.) Лит.: Сережников В.К. 10 лет работы первой русской школы живого слова. М., 1923; Сережников В.К. 1905 год: Тональная пьеса. М., 1925; Сережников В.К. Художественный вечер памяти Ленина в клубе и в школе: Тональная пьеса в 7 частях. М., 1925; Блюменфельд В. За музыкальный рабочий театр // Рабочий и театр. 1930. № 6; Румянцев С.Ю. Коллективная декламация // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории 1917–1932. СПб., 2000. С. 245–248.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010