ТОРЕВТИКА ВИЗАНТИЙСКАЯ

Найдено 1 определение
ТОРЕВТИКА ВИЗАНТИЙСКАЯ
искусство обработки художественных произведений из металла) славилась своим совершенством и мастерством исполнения на протяжении всех веков существования империи. Художественные изделия из золота, серебра, бронзы и других металлов, отличавшиеся изысканностью форм, виртуозностью техники чеканки и гравировки, использовались не только как предметы быта императоров и высших сановников, но и как церковная утварь, награды, дары храмам, монастырям, правителям иностранных государств и их послам. Выразительные изображения, тонкие орнаменты, замысловатые узоры, пальметты, виноградные лозы, сцены на библейские и античные сюжеты украшали многочисленные чаши, блюда, кубки, которые часто вывозились в страны ЮгоВосточной и Восточной Европы. Константинопольские мастера отливали из бронзы подвесные светильники в форме рыб, драконов, верблюдов и изготовляли украшенные рельефами и золотой наводкой бронзовые двери для храмов и императорских дворцов. Наиболее распространенными предметами культа были серебряные блюдадискосы, украшенные монограммами, камнями, изображениями ангелов по сторонам креста (серебряный дискос с изображением Причащения апостолов, 565 – 578 гг.), потиры (церковные чаши со святыми дарами для причастия), лампады, паникадила, кресты, золотые и серебряные реликварии, складни – двухстворчатые (диптих), трехстворчатые (триптих) иконы, перед которыми византийцы молились в дороге. Золотые и серебряные изделия X – XI вв. украшались жемчугом, шлифованными драгоценными и полудрагоценными камнями, филигранными узорами из гладкой или скрученной проволоки. Это усиливало декоративность и создавало колористический эффект. В XI в. по заказу итальянских купцов в константинопольских мастерских стали изготовлять церковные врата из бронзовых клейм на деревянных створках и массивные бронзовые складни с рельефами святых. В эпоху Комнинов появились серебряные реликварии, патены (блюдо, на которое клали евхаристический хлеб, притворившийся в «тело господне», и вино) со сложными композициями, использованием чеканки, позолоты и гравировки («Явление ангела женаммироносицам», «Распятие» и др.). Оклады икон и церковных книг украшались лиственным орнаментом и пальметтами в виде изгиба виноградной лозы. В 1204 г. многие изделия византийской торевтики были вывезены крестоносцами из разграбленного ими Константинополя и из других городов. В палеологовскую эпоху оклады икон из серебра стали украшаться медальонами восточного происхождения («кабошоны») с изображениями апостолов, пророков, праздничного цикла (иконы Иисуса Христа, Богоматери). В XIII – XIV вв. на окладах икон появились кружки в дватри ряда, заполненные сердцевидными фигурами с трилистниками и пятилистниками (иконы на Афоне и в Генуе).

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012