Тот

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ТОТ
в древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства. Греки отождествляли его с Гермесом.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Тот
(егип. Thot(h)), егип. бог мудрости и письма, ведал движением луны по небосводу, по внешнему виду напоминал ибиса или павиана. По представлению египтян, Т. приводил умершего на суд, записывал решение суда и отводил умершего к Осирису. Поэтому греки отождествляли его с Гермесом Психопомпом (Hermes Psychopompos), а т. к. Т. имел еще эпитет «трижды великий», то они отождествляли его и с Гермесом Трисмегистом (Hermes Trismegistos).

Источник: Словарь античности. 1989

Тот
в мифах древних египтян бог луны, мудрости, счета и письма. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Ему приписывается создание всей интеллектуальной жизни Древнего Египта. Он записывал дни рождения и смерти людей и вел летописи. Он создал письменность и научил людей счету и письму. Атрибут Тота - палетка писца. Писцы считали Тота своим покровителем. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя.

Источник: Исторический словарь

ТОТ
в др.-егип. мифологии бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства. Центром культа Т. был Гермополь Великий. Согласно мифам, на загробном суде Осириса Т. ведал записью деяний умершего. Почитался в виде ибиса или павиана, а также человека с головой ибиса. В древнегреческой мифологии отождествлялся с Гермесом.

Лит.: Тураев Б. А., Бог Тот, Лейпциг, 1898; Boylan P., Thoth, the Hermes of Egypt, L., 1922; Hughes G. R., A demotic letter to Thoth, "Journal of Near Eastern Studies", (1958), v. 17, No 1.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Тот
егип., греч.)
   Египетский бог письменности и мудрости. По представлениям египтян, записывал ответы умершего и отводил его на суд к богу Осирису. Греки отождествляли его с Гермесом Психополепом и Гермесом Трисмегистом (называя Тота, как и последнего, "трижды великим").
   Изображался в виде ибиса (потому что лапы и клюв этой птицы образуют правильный треугольник) или павиана.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   Древний соперник солнечного бога Ра в качестве претендента на роль бога, сотворившего Египет (а следовательно, и мир). Тот изображался в виде человека с головой ибиса или порой полностью как ибис. Он был писцом богов, изобретателем письменности, языка и магии. Его женой была Сешат, которая записывала детали жизни каждого человека на листьях Древа Небес. Существовала острая вражда между жречеством Тота и Ра. Центром культа Тота был город Гермополь.
   (Египетская мифология: Энциклопедия. 2004)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ТОТ
Джехути — в егип. миф. бог мудрости, счета и письма. Женой Т. считалась богиня истины и порядка Маат. Происхожд. Т. относится к древнейшему периоду, отсюда эпитеты Т. — «владыка бедуинов», «владыка чужеземных стран». Центром культа был г. Шмун (Хемену, букв. «восемь»; греч. Гермополь) 15-го Заячьего нома. Культ зайца был вытеснен культом Т., а из почитавш. животных (восьми богов-лягушек, змеи и павиана) только павиан сохран. как свящ. животное Т., и его функции ведущего в праздниках фараона были перенесены на Т. Т. посвящ. пять добавоч. дней вне 12-ти месяцев года. Жрецами Т. были гермопольские номархи. В кон. 2-го тыс. до н.э. они носили титул сыновей Т. и ставили после имени царскую формулу: «анх, уджа, сенеб» («да будет он жив, здоров и благополучен»). Свящ. животным Т. был ибис (Т. обычно изображ. в виде человека с головой ибиса, палетка писца была его атрибутом). Как божество астральное Т. отожд. с луной, он счит. сердцем бога Ра и изображ. позади Ра-солнца. В позднем Египте Т. назыв. «серебряный Атон» («серебряный диск»). Т. приписыв. создание всей интеллектуал. жизни Египта. Как бог луны он вел счет дням, месяцам, году. Он разделил время на месяцы и годы, его назыв. «владыка времени». Он записывал дни рожд. и смерти людей и вел летописи. Т. создал письмен. и научил людей счету и письму. Писцы считали его своим покровит. и перед началом работы соверш. ему возлияния. Под покровит. Т. находились все архивы и знаменитая б-ка Гермополя. Т. «управлял всеми яз.» и сам считался яз. бога Птаха. В эллинистич. период Т. приписыв. создание свящ. книг, а также «Книги дыхания» (она создана в позднем Египте, вместе с «Книгой мертвых» ее клали в гробницу как имеющую магич. силу). В культе мертвых и в погребал. ритуале Т. принадл. ведущая роль. Как везир богов и писец эннеады богов Т. присутств. на суде Осириса. В «Книге мертвых» Т. изображ. около весов, записыв. результат взвешив. сердца. Поскольку Т. участв. в оправдании Осириса и давал приказ о его бальзамир., он принимает участие в погребал. ритуале всякого египтянина. Т. выступает защитником Осириса, прекращает борьбу Сета с Гором. Т. охран. каждого покойного и ведет его в царство мертвых. На этом основании Т. отожд. с богом Гермесом, к-рый считался Психопомпом («ведущим души»). В религ.-мистич. лит-ре древ. греков Т. выступал под именем Триемегиста («трижды очень великого»). Отожд. с рим. богом Меркурием.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998