Тотемизм

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Тотемизм
форма религиозных верований. Вера в сверхъестественное родство между группами людей и животным или растительным миром. Тотем растение или животное, воспринимаемое как предок, от которого зависит жизнь данной группы людей.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Тотемизм
комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленных предметов); каждый род носил имя своего тотема. Тотем нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемизм был распространен у всех народов мира; пережитки сохранились во многих религиях.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Тотемизм
(индейск. — родство). В научных исследованиях по истории религии (Дж. Фрезер, 1854 — 1941, Э. Дюркгейм, 1858–1917) понятие Т. относится к дорелигиозному периоду развития культуры, когда человек был еще полностью зависим от природы и считался неотделимой частью животного и растительного мира. К.-л. свидетельств о Т., относящихся к этому периоду и касающихся района Средиземноморья, пока нет. Т. нельзя путть с культом животных. Семантич. попытки доказать существование Т., исходя из назв. др. — итал. племен (например, italoi, vituli — молодняк), потерпели неудачу.

Источник: Словарь античности. 1989

Тотемизм
первобытное верование, связанное с представлением о сверхъестественном родстве между определенной общностью людей (обычно родом) и тотемом - мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевленные предметы. От тотема магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода и каждого его члена. Тотем запрещалось убивать и употреблять в пищу (кроме случаев ритуального употребления мяса тотема в пищу). У аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки тотемизм является основой традиционного мировоззрения.

Источник: Исторический словарь

ТОТЕМИЗМ
одна из форм религии, суть которой — вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и животным и растительным миром (реже — явлениями природы). Тотем — растение или животное (чаще последнее) — воспринимается как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Вместилищем духов тотемных предков считались чуринги, хранившиеся в священных местах. Наиболее обстоятельно Т. изучен у австралийцев, негров Центральной Африки, индейцев Северной Америки, но его пережитки сохраняются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Тотемизм
вера в существование тесной связи между какой-либо родовой группой и ее тотемом – определенным видом животных, реже растений, еще реже других предметов или явлений природы. Род носил имя своего тотема, например, кенгуру или луковицы, и верил, что происходит от общих с ним предков, находится с ним в кровном родстве. Тотему не поклонялись, но считали его «отцом», «старшим братом» и т.п., помогающим людям данного рода. Последние, со своей стороны, не должны были убивать свой тотем, причинять ему какой-либо вред, употреблять его в пищу. У каждого рода был свой священный центр, с которым связывались предания о тотемных предках и оставленных ими «детских зародышах, дающих начало новым жизням; здесь хранились тотемные реликвии и совершались различные тотемические обряды. Отсюда магические обряды размножения тотема – ритуальное поедание мяса (запрещенного в обычных условиях), рассказывание мифов, пляска маскированных танцоров, подражающих тотему. Тотемизм – явление стадийно-глобальное, один из наиболее древних религиозных комплексов, фантастически отражавший кровнородственные отношения в первобытном обществе. Наиболее полно тотемизм сохранился у аборигенов Австралии. Пережитки тотемизма обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам. См. Религия.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ТОТЕМИЗМ
от тотем, на языке сев.-амер. индейцев племени оджибве буквально - его род) - комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплем. общества, связанных с представлением о фантастич. сверхъестеств. родстве между определенными группами людей, с одной стороны, и т. н. тотемами - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевл. предметами), с другой. Термин "Т." введен в науку англ. путешественником Дж. Лонгом в 1791. Наиболее полно Т. сохранился у аборигенов Австралии (каждое племя делится на роды, носящие имя своего тотема), однако существовал у обитателей всех континентов. У нек-рых племен Австралии материальной эмблемой тотема служили чуринги. Осн. видом Т. является клановый или родовой Т.; другие виды Т. - индивидуальный (нагуализм) или половой - редки. Тотем - чаще всего вид животных - является предметом религ. почитания данной группы - обычно родовой общины, членам к-рой запрещается охотиться на него, убивать и употреблять его в пищу; им запрещается также вступать в брак между собой (тотемич. экзогамия). Тотемная группа не только считает себя связанной с тотемом узами кровного родства, общим происхождением от мифич. предков полулюдей-полуживотных или полурастений, но и видит в своем тотеме покровителя, защитника и подателя жизненных благ. Отсюда магич. обряды, имеющие целью размножение тотема и включающие ритуальное поедание мяса тотема (тотемич. причащение), к-рое в обычных условиях запрещено, рецитацию мифов и их представление, пляски маскированных или раскрашенных танцоров, подражающих в облике и движениях тотему.

Существует множество теорий, по-разному истолковывающих и объясняющих Т. Если одни исследователи готовы видеть в Т. первонач. форму религии (напр., франц. социолог Э. Дюркгейм), то другие отвергают религ. смысл Т., как, напр., совр. франц. ученый К. Леви-Строс, к-рый считает Т. примитивной классификационной системой, подсказанной интеллектуальными устремлениями перво- бытного человека. Больше всех сделал для накопления и публикации фактич. данных о Т. англ. этнограф Дж. Фрейзер, к-рый, однако, сам не сумел дать его объяснение. Наиболее основательные исследования, особенно работы советских ученых (Д. К. Зеленин, А. М. Золотарев, С. П. Толстов, Д. Е. Хайтун, С. А. Токарев и др.), убедительно показывают, что Т. - явление стадиально-глобальное. Он представляет собой один из наиболее древних религ. комплексов, ключ к к-рому следует искать в кровнородств. отношениях и условиях жизни первобытных собирателей и охотников. Следы и пережитки Т. обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам и др.

Лит.: Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Хайтун Д. Е., Тотемизм, его сущность и происхождение, Сталинабад, 1958; Frazer J., Totemism and exogamy, v. 1-4, L., 1910; L?vi-Strauss C., Le totemisme aujourd´hui, P., 1962.

Б. И. Шаревская. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.78 мб

Тотемизм в истории народов

Кистенева Ольга Алексеевна, Соколов Александр Романович, Кистенев Виталий Валентинович
В статье рассматриваются тотемные верования китайцев, египтян и индусов в контексте социальных и политических процессов в их истории.
Читать PDF
31.32 мб

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ «СИБИРСКОГО ИРОНИЧЕСКОГО КОНЦЕПТУАЛИЗМА». «ПОСТСОВЕСТКИЙ ТОТЕМИЗМ» МАЯНЫ НАСЫБУ

Спиридонова Василина Андреевна
Статья посвящена анализу некоторых проектов новосибирской художницы Маяны Насыбулловой в контексте развития «сибирского иронического концептуализма».
Читать PDF
204.28 кб

О влиянии тотемизма на религиозные представления древних славян

Бибалаева Л. Н.
В настоящей статье на примере культа оленихи, медведя, волка, коня были рассмотрены вопросы влияния тотемизма на религиозные представления древних славян.