Трагедия древнегреческая

Найдено 1 определение
Трагедия древнегреческая
драмат. жанр, получивший развитие в Афинах в посл, трети VI - V вв. По свид-ву Аристотеля («Поэтика», гл. 4), Т. д. возникла от зачинателей дифирамбов, составлявших часть культового действа в честь бога Диониса, и первонач. ее состояние можно представить себе как обмен песнями между запевалой и хором. По преданию, лит. форму дифирамбу придал Арион, а 1-м трагич. поэтом был Феспид, вер., заменивший зачинателя дифирамбических песен 1-ми пока единств, актером, на к-рого были возложены монологи повест, характера. По ходу действия актер во время песен хора мог удаляться в скену, менять там одежду и маску и выходить в виде др. персонажа. Всего таких выходов актера могло быть, судя по дошедшим Т., 4 или 5: после парода, к-рым открывалась ранняя Т. д. (так еще в «Персах» и «Молящих» Эсхила), после каждого из 3 стасимов и в финале. Со временем пароду стал предшествовать пролог, к-рый, благодаря введению Эсхилом 2-го актера, превратился в более или менее обширную сцену. 3-го актера ввел Софокл, и на этом число исполнителей речевых сцен остановилось. Каждый из 3 исполнителей мог играть по 2 - 3 роли, изображая различных персонажей, число к-рых в Т. д. было невелико. Аристотель указывает также, что Т. д. была снач. шутливой, т. к. возникла их хора сатиров, и только позднее стала серьезной. Этому соответствует этимология слова Т. - от гр. tragos (козел) и ode (песнь): сатиры изображались козлоподобными существами. Вер., свой беззаботный характер Т. д. утратила тогда, когда ее сюжеты вышли за пределы мифов о Дионисе и она обратилась к героич. сказаниям, в к-рых стала искать проблематику, отвечавшую нрав, запросам граждан. Во вс. случае из дошедших до нас названий пьес ранних представителей Т. д. (Феспид, Херил, Фриних) ясно, что к 534 до н. э., когда Феспид впервые выступил в афин. театре, героико-мифолог. содержание Т. д. стало уже совершившимся фактом, а хоры сатиров были вытеснены в сатировскую драму. С 500 представление Т. д. - сост. часть празднества Вел. Дионисий, а с 433 - также Ленеев. Обычай этот сохран. на протяжении мн. веков, вплоть до вр. Рим. империи. Всего известно ок. 250 имен гр. трагич. поэтов, одн. расцвет Т. д. приходится на V в. до н. э., когда жили 3 самых знаменитых афинских трагика: Эсхил, Софокл и Еврипид, к-рых антич. трагедия стремилась увязать между собой и хронологически: к одному и тому же дню в 480, когда Эсхил сражался при Саламине, а Софокл возглавлял хор юношей, славивших победу, было отнесено рождение Еврипида. С ист. т. зр. эта последовательность справедлива в том отношении, что в твор-ве каждого из 3 поэтов нашли отражение 3 этапа, развития афин. демократии: ее становление в период Греко-персидских войн в борьбе с пережитками родового строя; ее расцвет, содержавший в себе зерно послед, кризиса; ее кризис, связанный с отказом от традиц. мировоззрения и особенно обострившийся во вр. Пелопоннесской войны. Соотв. для твор-ва Эсхила гл. явл. проблема нравственного выбора, возникающая перед человеком; включение его поведения в цепь деяний, к-рые не только явл. справедливой расплатой за совершенное некогда преступление, но и приводят к нарушению неких божеств, норм. Персонажи Софокла появляются перед зрителем с уже сложившимся решением, к-рое они отстаивают с героич. непреклонностью, даже если она стоит им жизни. Еврипид ставит своих героев перед проблемами, не допускающими однознач. решения и требующими концентрации сил, выходящей за пределы возможностей человека. Отсюда его повышенное внимание к безвинно страдающим и гонимым, чья судьба не может быть объяснена и тем более оправдана божеств, промыслом. В композ. отношений Т. д. представляет собой, с одн. ст., достаточно однотипный организм, в к-ром речевые партии (пролог, эписодии) чередуются с хоровыми (парод, стасимы); с др. ст., в более поздн. твор-ве Софокла, и особенно у Еврипид а, все бол. роль начинают играть сольные арии персонажей (монодии) и обмен репликами в трохеич. тетраметрах, призванных передать наибольшее эмоциональное напряжение. На протяжении V в. упрощается стиль трагедии: пышные речевые образы Эсхила сменяются сдержанным пафосом Софокла, а затем близким к разговорному языком Еврипида. Развитие трагедии после V в. прослеживается по сохран. фр-там недостаточно. Несомненно, что теряет свое значение хор, - его партии все больше отдаляются от содержания пьесы, представляя собой размышления на отвлеченные темы, переносимые из одной Т. в др., а затем вовсе опускаются при их исполнении. В культ, обиходе читающей публики Т. д. продолжает занимать одно из господствующих мест вплоть до VI - VII вв.
   В.Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
315.88 кб

Эрот древнегреческой трагедии в боях Ареса

Л. Б. Поплавская
Читать PDF
133.28 кб

Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии

Алоян Н. Л.
В данной статье рассмотрена проблема свободы в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида, представленная как проблема свободы и судьбы от политической деспотии.
Читать PDF
437.95 кб

Элементы древнегреческой трагедии в "Грозе" Островского

Дмитриевская Лидия Николаевна
В статье обнаруживаются и анализируются протосценические элементы древнегреческой трагедии в драме А. Н. Островского «Гроза»: сакральное место, жертвоприношение, пророчества, песня хора.
Читать PDF
262.24 кб

Древнегреческая трагедия о нравственной природе человека

Иванова Любовь Владимировна
В статье исследуются нравственные ценности человека в греческой классической трагедии.
Читать PDF
109.54 кб

Древнегреческая трагедия как источник спекулятивного мышления

Найман Евгений Артурович
Данная статья посвящена роли древнегреческой трагедии в процессе формирования спекулятивной философии.
Читать PDF
160.17 кб

Д. С. Мережковский о древнегреческой трагедии в связи с постановкой его переводов пьес Софокла и Евр

Якимова Ж. В.
Особый интерес к античности возникает на рубеже ХГХ-ХХ вв. Д. С. Мережковский, один из ярких представителей интеллигенции того времени, искал пути преобразования мира.
Читать PDF
465.79 кб

ТРАНСФОРМАЦИЯ МИФОЛОГЕМЫ ГЕРОЯ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТРАГЕДИЙ "ЭДИП-ЦАРЬ" И "ВАКХ

Райкова Ольга Анатольевна
Изучение трансформации мифологемы героя представляется актуальным, поскольку, возникнув в пространстве мифа, она продолжает существовать в культуре на протяжении всей истории человечества, включая современность.