Травяной караванТРАГЕДИЯ В НЕБЕ НАД САХАЛИНОМ

ТРАГЕДИЯ

Найдено 7 определений термина ТРАГЕДИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Трагедия

греч. tragos – козел + ode – песня, букв. песнь козлов) – вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Связана с культом Диониса, бога плодородия. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, проблемы человеческого бытия, столкновение личности с судьбой, обществом, миром, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей, которые разрешаются гибелью главного героя.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

ТРАГЕДИЯ

козлиная песнь — вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Основу Т. составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой, обществом, миром, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. В широком значении — большое несчастье, тяжелое событие с гибельными последствиями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

ТРАГЕДИЯ

греч. tragodia, букв. – козлиная песнь), вид драмы; пьеса, в основу сюжета которой положен неразрешимый конфликт, обусловливающий гибель главного героя в финале сценического действия. Жанр возник в Древней Греции, развившись из дифирамбов, с которыми жрецы Диониса обращались к своему богу. Они во время дионисийских празднеств инсценировали миф о гибели бога плодородия, изображение страданий которого вызывало у зрителей сильные эмоции. Трагедия как жанр античной драматургии оформилась в V в. до н. э. в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Аристотель в трактате «Поэтика» впервые подробно охарактеризовал свойства трагедии: трагедия является «подражанием действию важному и законченному», ее фабула представляет собой одну сюжетную линию с непрерывным лаконичным действием, с перипетиями (от плохого к хорошему и от хорошего к плохому). Перемена обстоятельств в жизни героя трагедии должна была заставить зрителей сострадать (безвинно несчастному), бояться (подобного несчастья). Результатом этих чувств является очищение зрителя (катарсис), поэтому драматургам следует подбирать для сюжетной канвы обстоятельства, которые могут пробудить эти очистительные чувства. Аристотель видел особенность трагедий в том, что их авторы заменяли повествование от своего лица живым диалогом действующих лиц. Трагедия была признана жанром, превосходящим все остальные в подражании жизни, а потому наиболее важным.

Такое значение трагедия сохраняла до конца античности. В Средние века она не была востребована, место высоких драматических форм заняли миракль и мистерия. Но в эпоху Возрождения трагедия получила дальнейшее развитие. В античные времена она была жанром музыкальным: в древних трагедиях чередовались выступления хора под руководством корифея (предводителя) и немногочисленных драматических актеров. В эпоху Возрождения хор в трагедии уже не использовался, а состав действующих лиц был расширен. Расцвет жанра трагедии приходится на рубеж 16–17 вв. в творчестве У. Шекспира («Ромео и Джульетта», 1595; «Гамлет», 1601; «Отелло», 1604; «Король Лир», 1605). В 17 в. трагедия – высокий жанр в поэзии французского классицизма, прежде всего в творчестве П. Корнеля («Сид», 1637) и Ж. Расина («Андромаха», 1667; «Федра», 1677). В 18–19 вв. европейская трагедия приходит в упадок, и значительные произведения появляются редко, хотя жанр продолжает существовать и в эпоху Просвещения (трагедии Вольтера), и в эпоху романтизма («Каин» Дж. Г. Байрона, 1821; «Фауст» И. В. Гете, 1808-31). В 18 в. трагедия возникает на русской почве («Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, 1771). Редкие образцы русской трагедии «шекспировского» типа относятся к 19 в.: «Борис Годунов» (1824–25) и «маленькие трагедии» (1830) А. С. Пушкина, драматическая трилогия А. К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного», 1866; «Царь Федор Иоаннович», 1868; «Царь Борис», 1870).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия

ТРАГЕДИЯ

предшеств. Т. уже в античности считался дифирамб. Благодаря поэту Ариону дифирамб на Пелопоннесе стал произв. хоровой лирики, к-рое исполнял хор одетых в костюмы сатиров (отсюда, вероятно, и происходит назв. «Т.»). Начиная со 2-й пол. 6 в. до н.э. дифирамбы исполн. в Афинах на Великих дионисиях. Феспид первым использ. наряду с хором одного актера-декламатора, дававш. пояснения по ходу представл., создав т.о. предпосылку для диалога. Позже Эсхил ввел второго, а Софокл третьего актера-декламатора, так стало возможным драматич. действие, независ. от хора. Внешнее построение Т. подчинено строгой схеме. После исполн. актером пролога следует вступит. песнь хора — парод, затем отдел. сцены — эписодии, отделяемые друг от друга стасимами. Вслед за последним эписодием хор исполн. заключит. песнь — эксод. Т. включ. в себя около 1400 стихов. В Афинах ежегод-но, по праздникам в честь Диониса, проводились состяз. поэтов, во время к-рых исполн. Т. Каждый день исполн. тетралогия одного автора, состоящая из трех Т. и одной сатировской драмы. Основу драм составл. миф. мотивы, драмы же на совр. темы авторы ставили редко. Начиная с Софокла сюжетное единство тетралогии перестает явл. необходимым условием. По оконч. празднеств жюри оценивало произвед. и распределяло награды. Предпосылкой для расцвета Т. как жанра иск-ва явил. демократия полисов. Из числа трагиков до Эсхила нам известны лишь Херил, Пратин, Фриних и Феспид, творч. к-рых представл. лишь отдел. фрагментами. Своего апогея греч. Т. достигла в произв. Эсхила, Софокла и Еврипида. Для этих поэтов хар-рно глубоко гуманистич. толкование актуал. проблем и событий, к-рые под прикрытием миф. сюжетов нашли отражение в Т. этих авторов. В идейном содерж. дошедших до нас драм отраз. также развитие демократии в полисах. В последующие века эти Т. ставились регулярно, постепенно становясь классич. Благодаря этому в отличие от произв. др. многочисл. трагиков 6 — 5 вв. до н.э. (Агафон, Ион Хиосский) творения Эсхила, Софокла и Еврипида хотя и не полностью, но все же дошли до нас. Жанр трагедийной поэзии существ. и в 4 в. до н.э., однако сохран. лишь явно подражат. Т., среди к-рых и приписыв. Еврипиду драма «Рес». Начиная с 240 до н.э. городские власти Рима на всех праздниках организ. театрал. представл. Немногочисл., дошедшие до нас фрагменты рим. Т. свидет. о том, что большинство их представл. собой свободную обработку произв. греч. трагиков, в осн. Еврипида и Эсхила. При этом предпочт. отдавалось драмам, сюжеты к-рых были заимств. из легенд троянск. цикла. В отличие от греч. рим. Т. включ. в себя множество муз. вставок и вокал. партий актеров, в то время как хоровые партии утрач. свои ведущие позиции; в эпоху правл. Суллы к каждому представл. Т. присоед. ателлана, а позднее мим (подобие греч. тетралогии). Первую Т. в Риме поставил Ливий Андроник в 240 до н.э. За ним последовал Невий, создавший новый вид Т. — претексту, в основу к-рой был положен сюжет из рим. миф. и истории. Гл. действующ. лицами претекст были рим. чиновники, по назв. одежды к-рых — тога претекста — и получил наимен. этот вид Т. Вслед за этим появ. многочисл. драмы Энния, в т.ч. на рим. темы. Своих наиболее значит. представителей рим. Т. получила в лице Пакувия и Акция. В кач-ве сюжета оба использ. греч. и нац. мотивы. Начиная с 1 в. до н.э. публика постоянно начинает терять интерес к трагедийной драме, несмотря на блестящие постановки. Все меньше появл. новых Т., хотя нек-рое время сохран. мода сочинять их (Цицерон, Цезарь, Август). В кон. 1 в. были напис. знаменитые Т. Азиния Поллиона, Вария Руфа и Овидия; большую популярность завоев. исполн. отдельных сольных партий под аккомпанемент из этих произв., а также пантомима. В 1 в. трагедийная поэзия переживает свой последний подъем, в первую очередь благодаря Сенеке, Помпонию Секунду и Куриацию Матерну. До нас дошли мн. драмы Сенеки, нек-рые рим. Т. сохран. полностью, среди них есть одна претекста, авторство к-рой сомнительно. Произв. Сенеки оказали большое влияние на классиков итал., франц. и англ. драмы. Из всех лит. жанров античности Т. оказала самое большое влияние на мировую лит-ру. Формы освоения трагедийного драматич. наследия античности включают в себя макс. приближ. к оригиналу постановку и адекватный перевод (Гельдерлин), заимствов. сюжета (Гете) и использов. драматич. структуры (Шиллер), свободную обработку (Брехт) и муз. переложение (Мендельсон).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

Трагедия

(греч. tragodia, лат. tragoedia — песнь козлов). Предшественником Т. уже в античности считался дифирамб. Благодаря поэту Ариону дифирамб на Пелопоннесе стал произведением хоровой лирики, которое исполнял хор одетых в костюмы сатиров (отсюда, вероятно, и происходит назв. «Т.»). Начиная со 2-й пол. 6 в. до н. э. дифирамбы исполнялись в Афинах на Великих дионисиях. Феспид первым использовал наряду с хором одного актерадекламатора, дававшего пояснения по ходу представления, создав т. о. предпосылку для диалота. Позже Эсхил ввел второго, а Софокл третьего актера-декламатора, так стало возможным драматич. действие, независимое от хора. Внешнее построение Т. подчинено строгой схеме. После исполн. актером пролога следует вступительная песнь хора — парод (parodos), затем отдельные сцены — эписодии (epeisodia), отделяемые друг от друга стасимами (stasimon). Вслед за последним эписодием хор исполняет заключительную песнь — эксод (exodos). Т. включала в себя около 1400 стихов. В Афинах ежегодно по праздникам в честь Диониса проводились состязания поэтов, во время которых исполнялись Т. Каждый день исполнялась тетралогия одного автора, состоящая из трех Т. и одной сатировской драмы. Основу драм составляли мифологич. мотивы, драмы же на совр. темы авторы ставили редко. Начиная с Софокла сюжетное единство тетралогии перестает являться необходимым условием. По окончании празднеств жюри оценивало произведения и распределяло награды. Предпосылкой для расцвета Т. как жанра искусства явилась демократия полисов. Из числа трагиков до Эсхила нам известны лишь Херил, Пратин, Фриних и Феспид, творчество которых представлено лишь отдельными фрагментами. Своего апогея греч. Т. достигла в произведениях Эсхила, Софокла и Еврипида. Для этих поэтов характерно глубоко гуманистич. толкование актуальных проблем и событий, которые под прикрытием мифологич. сюжетов нашли отражение в Т. этих авторов. В идейном содержании дошедших до нас драм отразилось также развитие демократии в полисах. В последующие века эти Т. ставились регулярно, постепенно становясь классич. Благодаря этому в отличие от произведений других многочисл. трагиков 6–5 вв. до н. э. (Агафон, Ион Хиосский) творения Эсхила, Софокла и Еврипида хотя и не полностью, но все же дошли до нас. Жанр трагедийной поэзии существовал и в 4 в. до н. э., однако сохранились лишь явно подражательные Т., среди которых и приписываемая Еврипиду драма «Рес». Начиная с 240 до н. э. городские власти Рима на всех праздниках организовывали театральные представления. Немногочисл. дошедшие до нас фрагменты рим. Т. свидетельствуют о том, что большинство их представляло собой свободную обработку произведений греч. трагиков, в осн. Еврипида и Эсхила. При этом предпочтение отдавалось драмам, сюжеты которых были заимствованы из легенд троянского цикла. В отличие от греч. рим. Т. включали в себя множество музыкальных вставок и вокальных партий актеров, в то время как хоровые партии утрачивали свои ведущие позиции; в эпоху правления Суллы к каждому представлению Т. присоединялась ателлана, а позднее мим (подобие греч. тетралогии). Первую Т. в Риме поставил Ливии Андроник в 240 до н. э. За ним последовал Невий, создавший новый вид Т. — претексту (fabula praetexta), в основу которой был положен сюжет из рим. мифологии и истории. Гл. действующими лицами претекст были рим. чиновники, по назв. одежды которых — тога претекста (toga praetexta) — и получил наименование этот вид Т. Вслед за этим появились многочисл. драмы Энния, в т. ч. на рим. темы. Своих наиболее значительных представителей рим. Т. получила в лице Пакувия и Акция. В качестве сюжета оба использовали греч. и нац. меч ивы. Начиная с 1 в. до н. э. публика постепенно начинает герять интерес к трагедийной драме, несмотря на блестящие постановки. Все меньше появляется новых Т., хотя некоторое время сохраняется мода сочинять их (Цицерон, Цезарь, Август). В конце 1 в. были написаны знаменитые Т. Азиния Поллиона, Вария Руфа и Овидия; большую популярность завоевывает исполнение отдельных сольных партий под аккомпанемент из этих произведений, а также пантомима. В 1 в. трагедийная поэзия переживает свой последний подъем, в первую очередь благодаря Сенеке, Помпонию Секунду и Куриацию Матерну. До нас дошли мн. драмы Сенеки, некоторые рим. Т. сохранились полностью, среди них есть одна претекста, авторство которой сомнительно. Произведения Сенеки оказали большое влияние на классиков итал., франц. и ант л. драмы. Из всех лит. жанров античности 1. оказала самое большое влияние на мировуто литературу. Формы освоения трагедийного драма тич. наследия античности включают в себя макс, приближ. к оригиналу постановку и адекватный перевод (Гельдерлин), заимствование стожета (Гете) и использование драматич. структуры (Шиллер), свободную обработку (Брехт) и музыкальное переложение (Мендельсон).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

ТРАГЕДИЯ

(греч. trag?dia — козлиная песнь) — один из видов (жанров) драматического рода литературы. В основе трагедии лежит напряженный конфликт, отра-жающий глубокие жизненные противоречия и приводящий к смертельному исходу. Одной из главных осо-бенностей трагедии является масштабность событий, а ее первоосновой — дисгармония действительности. Вслед-ствие этого возвышенные чувства героя, не знающего компромиссов, выполняющего долг перед собой и людьми, часто оказываются губительными для него. В трагедиях отдавалось предпочтение героям, занимающим высокое общественное положение, поэтому их поступки имели важное значение как для отдельных людей, так и для общества в целом. Но трагическими героями могли быть и те, кто совершал роковые ошибки или находился под властью необузданных страстей. С античных времен утвердилось пятиактное построение траге-дии, сохранявшееся вплоть до XIX века и придававшее ей внешнюю композиционную завершенность. Внутри актов (действий) выделялись явления (сцены). Однако существовали и четырехактные, и трехактные произведения, а также одноактные драмы небольшого объема. Известны и трагедии, в которых нет подобного членения («Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Фауст» Гете, трагедии романтиков). Трагедия как жанр была разработана древнегреческим философом Аристотелем, однако современные ученые видят истоки трагедии в языческих обрядах. Греческая трагедия была построена на чередовании хоровых выступлений и речей персонажей, число которых ограничивалось 10–11, но на сцене выступало не больше 3 по количеству актеров. События происходи-ли за сценой, о них сообщалось вестникам или одним из действующих лиц. В греческой трагедии соблюда-лось единство действия и места. Ее структура остава-лась неизменной: пролог, исполняемый актером, всту-пительная песнь хора — парод, затем следовали отдельные сцены — эписодии, чередующие со стаси-мами — пением неподвижно стоящего хора. Заверша-лась трагедия заключительной песнью — эксодом. Эволюция древнегреческой трагедии связана с именами Феспида, который первым использовал наряду с хором актера-декламатора, Эсхила (ввел второго актера, усилил роль хора), Софокла (ввел третьего актера и де-корации) и Еврипида (создал психологическую траге-дию).

Римские трагедии представляли собой свободную обработку произведений Эсхила и Еврипида. Хоровые партии в них уступили место вокальным партиям и му-зыкальным вставкам. Невий создал новый вид траге-дии — претексту, основанную на материале римской мифологии и истории. Главными действующими ли-цами в них были римские чиновники, одетые в тоги — претексты. Сенека стал автором литературной траге-дии, предназначенной не для сцены, а для чтения.

Наиболее значительные образцы трагедии были созданы в эпоху Возрождения в Англии и в Испании, а в XVII в. — во Франции. Английский драматург К. Мар-ло ввел белый стих, преобразовал диалоги и монологи, построив их в соответствии с римской риторической традицией: вступление, изложение сущности высказывания, приведение доказательств. Новаторскими и по форме и по содержанию были трагедии Шекспира: он ввел побочные сюжетные линии, способствующие глубине художественного обобщения, увеличил количество персонажей и событий, происходивших непосредственно перед зрителем, создал сложные и противоречивые характеры, способные к изменению, глубоко проник в суть трагических противоречий свое-го времени. Конфликт у Шекспира развертывается как столкновение двух антагонистических сил, воплощающих разные характеры, разные жизненные и моральные принципы, разные взгляды. Испанский драматург Лопе де Вега отказался от обычной развязки трагедии - гибели героя, создал социальную драму. Французские классицисты XVII в. возвратились к формам античной трагедии, ее статичности, устранили все комическое, подчинили структуру трагедии правилам трех единств - действия, места, времени, широко использовали ан-тичные сюжеты, введя в них анализ духовной жизни человека. В центре трагедии П. Корнеля - сильная, выдающаяся личность, ставившая государственные интересы выше интересов рода и семьи. Ж. Расин ввел в трагедию униженного, страдающего человека, создав негероический характер.

В XVIII в. к жанру трагедии обращались Гете и Шиллер, создавшие трагедии социально-философского содержания. В первой половине XIX в. появляются ро-мантические трагедии В. Гюго, А. де Виньи, выражавшие протест против подавления личности. Героями реалистических трагедий являются не отдельные личности, а народ (П. Мериме «Жакерия», А. С. Пушкин «Борис Годунов» и др.). Символисты вводят в трагедию лирическое начало, образность, метафоричность языка. Их герой, одержимый роковыми страстями, нередко вступает в конфликт с моралью (М. Метерлинк, А. Блок, В. Брюсов и др.). В

XX в. создаются трагедии, не имеющие устой-чивых форм. К этому жанру обращаются и реалисты (Б. Брехт), и экзистенциалисты (Ж. П. Сартр), и создате-ли «театра абсурда» (С. Беккет).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мировая художественная культура. Словарь

ТРАГЕДИЯ

   • Tragoed?a,

         ????????.

    I. Греческая Т. развилась из лирической поэзии, а именно из дифирамба. Дифирамбом называлась песнь в честь Диониса, исполнявшаяся в праздники этого бога певцами, как кажется наряжавшимися в смешные фантастические костюмы. Первоначально такие хоры ни в своей расстановке, ни в численности не подчинялись никаким определенным правилам и их песни, может быть, не имели вполне выработанных мелодий. Впоследствии, как говорят, Арион (ол. 40) придал дифирамбу художественную форму; с этих пор исполнение дифирамбов совершалось правильно организованными хорами и сопровождалось выразительными мимическими жестами и танцем. В этих дифирамбах находили себе выражение напряженные душевные настроения — ликующая радость и глубокая печаль; содержание дифирамбов было то забавное и веселое, то мрачное и печальное, соответствуя, может быть, различию в характере весенних и зимних праздников Диониса. Предполагают, что из зимних дифирамбов, в которых оплакивались страдания Диониса, развилась серьезная патетическая Т. У Свиды Арион называется ????????? ????????? ??????, чем, может быть, указывается на тот серьезный характер, который Арион придал хоровым песням, изображавшим опасности и страдания Диониса и отличавшимся этим от весенних дифирамбов. Кроме того, Арион, говорят, к хору прибавил сатиров, вероятно, для того, чтобы сохранить за облагороженным, получившим художественную разработку дифирамбом некоторую долю характера прежней сельской дифирамбической забавы, точно так же, как впоследствии в Афинах к Т. присоединялась сатирическая драма. Но отношение, в котором эти сатиры находились к дифирамбическим хорам и их песням, не может быть приведено в ясность за недостатком точных известий. Слово ???????? получило свое начало, может быть, от обычая приносить в жертву Дионису козла, истребителя виноградной лозы; эта жертва сжигалась на алтаре, между тем как поставленный вокруг него дифирамбический хор пел свою песню. Заключала ли в себе Арионова Т. (если можно его хоровым песням присвоить это название) какой-нибудь эпический или трагический элемент, т. е. диалог или рассказ, также нельзя сказать положительно. По некоторым указаниям у Athen. 14, р. 630 С. Diod. Laert 3, 56 и Aristot. poet. 4 можно бы предполагать, что сатиры с их речами, которым Арион также дал правильную стихотворную форму, служили только второстепенной, имевшей увеселительный характер, прибавкою к стройным упорядоченным дифирамбическим хорам Ариона, а содержание самого дифирамба объяснялось и пополнялось посредством рассказов, которые время от времени вставлял экспромтом запевалa или предводитель хора. Эти рассказы и составили основу Т. Дальнейшее свое развитие драматическая разработка этой основы получила в Афинах, где также исполнялись дифирамбы. Феспид (см. Thespis, Феспид) единогласно называется изобретателем афинской Т., т. к. он введением первого актера сделал первый шаг к преобразованию дифирамба в драму. Актер Феспида не только рассказывал мифы, сопровождая рассказ выразительной мимикой и жестикуляцией, но и вел разговор с хором. Таким образом, форма Т. Феспида была, может быть, приблизительно следующая: прежде всего актер произносил пролог (рассказ), затем следовала песнь хора, потом разговор актера и хора. И т. к. этот актер мог являться в нескольких ролях подряд, чему способствовало приписываемое Феспиду же изобретение и усовершенствование масок, то получалась возможность изобразить, частью в рассказе, частью в разговорах, начало развития и конец такого действия, в котором бы участвовало несколько различных лиц. Главными ролями были, можно думать, роли послов и вестников, и хор принимал существенное участие во всем действии. Нововведение Феспида и совершенное им преобразование дифирамба приобрело себе в Афинах, кажется, особенное покровительство Писистрата, и с этих пор новая Т. является главною частью аттических празднеств в честь Диониса. Преемниками Феспида были Херил, Фриних, Пратин и сын последнего Аристий; будучи современниками, они соперничали частью между собой, частью с Эсхилом, некоторые, если верить сомнительному преданию, и с Софоклом; таким образом, благодаря единовременной деятельности нескольких соперничавших между собою поэтов, вероятно, уже до Эсхила, трагические спектакли стали принимать вид агонов, т. е. состязаний. Впоследствии такое устройство спектаклей является постоянным неизменным обычаем. Главная заслуга Фриниха (см. Phrynichus, Фриних) состояла в усовершенствовании лирики и орхестики хора и в разработке драматического действия, которому этот поэт придал большой объем, серьезность и достоинство. Пратин обыкновенно называется изобретателем сатирической драмы; сын его Аристий также славился этого рода пьесами. До высшего своего развития греческая Т. была доведена Эсхилом, Софоклом и Еврипидом (см. Aeschylus, Эсхил, Sophocles, Софокл, Euripides). Нововведения и улучшения, совершенные трагиками этого периода, состояли главным образом в следующем: был введен второй и затем третий акт, был ограничен объем и значение хоровых песен, была усовершенствована орхестика, сцена была снабжена декорациями, машинами и другими приспособлениями, придуманы были особые великолепные костюмы для хора и актеров. При Эсхиле же, может быть, установился обычай, по которому каждый поэт ставил на состязании по четыре пьесы, и был выработан трилогический и тетралогический прием композиции (ср. Tetralogia, Тетралогия). Сюжеты для своих Т. как эти, так и все другие современные им позднейшие трагики брали почти всегда (см. Agathon, Агафон) из древних мифов и сказаний, этого неиссякаемого источника, из которого черпал каждый поэт (ср. Welcker, die griech. Tragoedien mit Ruecksicht auf den epischen Cyclus geordnet, 1839 слл.). Эсхил сам говорил, что его пьесы только крохи с обильного Гомера. Здесь является вопрос, какое участие принимали трагики позднейших времен в развитии и усовершенствовании греческой Т. Но т. к. от этих поэтов до нас не дошло ни одного произведения (отрывки собр. Nauck, tragicorum Graecorum fragmenta, 1856), a существующие о них известия малозначительны и ненадежны, то вместо обстоятельного ответа на этот вопрос можно представить только следующие немногие общие указания. После того как вышеупомянутые поэты довели Т. до ее высшего развития, в Афинах появлялось множество трагических писателей, размножились и виды этого рода поэзии. Число писателей увеличивалось с каждым годом, особенно с тех пор, как сюжеты стали собирать вокруг себя впечатлительную молодежь и давать ей в руки средства стилистики. Эти многочисленные соревнующиеся между собою поэты, исчерпав вскоре запас ходячих мифов, стали затем допускать уклонения от мифологического предания и подвергать его произвольным извращениям. Насколько мы может судить, пьесы этих трагиков недолго держались на сценах да мало имели и читателей и не имели значительного влияния на внутреннее развитие Т. Хронологически известнейшие из трагиков, до сих пор еще не упомянутые нами, могут быть распределены на три группы: более древние или ближайшие современники Софокла: Евфорион, Филокл, Астидамант, Иофон, Аристарх, Ион, Ахей, Неофрон и др.; трагики времен охлократии: Каркин, Агафин, Критий и др., поэты, жившие по окончании Пелопоннесской войны до времен Александра: Феодект, Херемон и пр. Хотя Т. с концом собственно античного времени и достигла предела своего внешнего развития, но свойства ее были таковы, что и впоследствии, при совершенно изменившихся обстоятельствах, трагические спектакли были потребностью для публики. Александр и преемники его воздвигли большое число театров, в которых давались древние Т. с особенною пышностью и блеском, что немало способствовало образованию хороших актеров. Трагические же поэты появлялись в это время почти только в Александрии и там устраивали свои поэтические состязания. Между александрийскими трагиками выдавались особенно семеро, так называемая трагическая плеяда (см. Pleias, Плеяда). За исключением произведений этих поэтов плеяды, для сценического исполнения в то время брались пьесы Еврипида, реже Софокла. Но скоро литературный вкус настолько упал, что Т. уступила свое место на театральных подмостках непристойной пантомиме, через которую всеобщая испорченность нравов распространила свое влияние и на театр. Поэтому естественно, что отцы и учителя церкви смотрели вообще неблагоприятно на театральные увеселения. По всей вероятности, после того, как христианская религия сделалась господствующею в Римской империи, Т. уже не исполнялись на сцене. Произведения древних трагиков были предоставлены чтению и филологическому изучению. Трагических поэтов больше не появлялось, если не считать таковыми стихотворцев, которые, компилируя стихи различных древних Т., излагали в этой форме сюжеты из священной истории. О внутреннем устройстве греческой Т. можно судить почти только по сохранившимся произведениям Эсхила, Софокла и Еврипида. Чтобы понять свойство древней Т. и особенность ее постановки, нужно прежде всего принять во внимание, что драматические представления в Афинах были не частным предприятием, имевшем целью исключительно развлечение публик, но всенародным торжеством и состязанием благороднейших талантов для придания большого блеска празднествам в честь Диониса. Это религиозное основание и назначение Т. составляют единственно верную точку зрения для правильной оценки ее соответственно им. Как произведение поэта, так и игра актера носят на себе отпечаток фактичности и идеальности. Далее во всей истории развития Т., при всей полноте стремления к дальнейшему усовершенствованию, заметна некоторого рода привязанность к раз установившимся формам, которая нам, привыкшим к разнообразию и свободе форм новой Т., может иной раз показаться какою-то косностью и неподвижностью. Но дело в том, что формы, раз вызванные к жизни и установленные поэзиею и пластикой, как служительницы религии, хотя и могли быть далее развиваемы, но не могли быть совершенно покинуты; так и Т., и в период своего дальнейшего развития, с последовательностью сохраняла те типические свойства, какие приданы были еще во время ее возникновения и возрастания самою природою Дионисовских празднеств. По Аристотелю (poet. 6), Т. есть воспроизведения цельного, более или менее обширного, серьезного действия, пользующееся изукрашенным слогом, исполняемое не в форме рассказа, а действующими лицами и совершающее, посредством возбуждения сострадания и страха, очищения (????????) подобных душевных волнений. Он же для изображения характеров ставит требование, чтобы оно было благородное, подходящее, равномерное и последовательное. Далее требуется законченность и единство действия, в большинстве сохранившихся драм соблюдено также единство места и времени. План трагического действия состоит от начала до конца в сцеплении и сплетении отдельных фактов и событий, развитие его, совершаясь по законам необходимости и вероятности, несмотря на все усложнения, должно направляться к определенной цели к заключению. Постоянно возрастающий пафос не дозволяет подолгу останавливаться на отдельных моментах события для спокойного их созерцания и изображения; действие движется все быстрее и быстрее к поворотному пункту, который влечет за собою переход от счастья к несчастью и наоборот. Этот поворотный пункт называется катастрофой и делит действие на две половины: начало и конец, завязку и развязку (?????, ?????). Aristot. poet. 8. Смотря по тому, является ли катастрофа следствием запутанного, усложненного или простого действия, и Т. могут быть запутанные, усложненные (???????????) или простые (???????). Можно еще прибавить, что таких событий, в которых важность имело внешнее, физическое действие, а не психологическое, не развитие мысли или чувства, т. е. таких, как поединки, сражения, убийства, похороны и т. п., греческая Т. не представляла совершающимися на сцене, а говорила о них в рассказах как о совершившихся вне того места, которое изображалось сценой. Поэтому почти в каждой драме имеются роли вестников и герольдов с их подчас цветистыми речами (??????? ??????????). Форма, которою пользуется Т., чтобы быть «воспроизведением действия действующими лицами», есть драматическая или диалог. О том, как Эсхил изобрел и установил эту форму, как Софокл развил ее и усовершенствовал, см. в статьях Aeschylus, Эсхил, и Sophocles, Софокл. Но греческий трагик изображает действие в двух направлениях: во-первых, он излагает все действие от зарождения его в глубине души человеческой до его исполнения в естественном порядке, и так наглядно, что оно как будто выходит из нашей собственной души, и, во-вторых, показывает в самой драме впечатление, производимое этим действием на сочувствующее сердце. Средством для последней цели служит хор, хотя не это было настоящей причиной его существования: он возник вследствие того обстоятельства, что Т., родившаяся из культа Диониса, постоянно или, по крайней мере, во времена ее зарождения и процветания служила религиозным целям. Это ясно можно видеть из истории ее развития. Чем более Т. становилась драмой, тем большему ограничению подвергалась деятельность хора. Миф, бывший сначала только случайной придачей к дифирамбу, занимая постепенно все больше места, приобретал самостоятельное значение и сделал хор выразителем идей, чуждым первоначальным дифирамбическим хорам, так что хоровые песни стали органической частью Т. Первоначальное значение хора мало-помалу утрачивается, и наконец он как зритель, стоящий вдали от действия, участвует в последнем только своим сочувствием. Значение хора у Эсхила и Еврипида совершенно различное и даже прямо противоположное. Но как ни выдвигался драматический элемент, совершенно уничтожить хор он не мог, и даже Еврипид сохранил хоровые песни, хотя в это время роль хора была, так сказать, уже сыграна и вследствие внутреннего усовершенствования драматургии он сделался лишним. Но пока представления Т. должны были служить украшением праздников Диониса, до тех пор хор не мог быть устранен. О значении хора у отдельных поэтов и о различных хоровых песнях в Т. см. Aeschylus, Эсхил, Sophocles, Софокл, Euripides Еврипид, и Chorus, Хор. Части драматического, которые можно сравнить с действиями или актами нынешней драмы, по Аристотелю, который, впрочем, имел в виду главным образом то устройство Т., какое она получила после Эсхила, были следующие: ????????, начало пьесы до ???????, первой песни хора; ???????????, часть, находящаяся между двумя полными песнями хора; может быть, само это название указывает на первоначальную значительность и преобладание хора в Т.; ??????? (выход), первая песнь хора, во время которой он входил в орхестру; ????????, большие песни хора после первого и следующих епейсодиев, наконец ´??????, часть, за которой уже не следовало песен хора. Обычным стихотворным размерам для чисто драматических частей Т. был ямбический триметр; трохаический тетраметр встречается в сохранившихся Т. только в местах, выражающих особенную взволнованность чувства или представляющих переход от хоровых песен к диалогу или наоборот. Песни хора писались в различных, соответствующих их содержанию и поводам размерах. Построение песен было по большей части антистрофическим, причем ?????? и ??????????? находились в точнейшем между собою соответствии, а иногда за антистрофой следует еще ???????. Строфами же часто писались и так называемые ??????; это были песни, выражавшие сильное, страшное возбуждение или глубокую печаль; они исполнялись действующими на сцене лицами, время от времени прерываясь замечаниями хора. Примерами могут служить ?????? в Антигоне, ст. 805 слл. 1261 слл. Иногда в виде исключения ?????? стоит на месте ??????? или ????????. ср.: напр., Aesch. Prom. 128 слл. Soph. El. 121 слл. Eur. Iph. Taur. 637 слл. Med. 96 слл. 1081 слл. Нес. 100 слл. О языке Т. Эсхила, Софокла, Еврипида см. эти статьи. Огромный подъем духа того времени, когда жили Эсхил и Софокл, придал и Т. высший ореол и большое значение и будил особенно во время Персидских войн и после них самосознание греческой народности. Явились сильные характеры и знаменитые государственные мужи, положившие начало беспримерной политике. Этому подъему духа содействовала и Т. Следует признать особенною заслугою трагиков, что они своим творческим талантом ярче обрисовывали религиозные, нравственные и политические идеи своего времени и старались привести их к сознанию современников. Таким образом, Т., родившаяся и выросшая под покровом государства, ему же посвящала свои лучшие силы и всю свою внутреннюю духовную жизнь. Поэтому трагики не только спасли от забвения значительное число аттических мифов и сказаний и применили их к современной действительности, но выбор мифа и содержание песен часто прямо обусловливали политическими целями. Еще чаще они выражали свое участие к судьбе и интересам отечества и главнейшим руководителям его особенными намеками и изображениями их характеров. Это относится особенно к Т. Еврипида. О сценической обстановке и представлении см. Chorus, Хор, Theatrum, Театр, и Ludi, Игры.

    II. Сведения наши о римской Т. очень отрывочны и незначительны. Из всех произведений ее не осталось ни одной цельной пьесы, годной для сцены, сохранились только отрывки (собр. О. Ribbeck, в scaenicae Rom. poesis fragm., т. I, 2-е изд., 1871), не дающие нам точного представления о ее характере и свойствах. Т. же Сенеки нельзя причислять к настоящим театральным пьесам. Далее, отдельные заметки, сохранившиеся в сочинениях древних, относятся не столько к истории и внутреннему устройству римской Т., сколько ко времени и способу представления. Римская Т. возникла, по-видимому, в подражание греческим образцам, после того как интерес римлян к ней возбудился другими театральными представлениями. Начало ее связано с именем Ливия Андроника (см. Ливии, 11). Более 150 лет спустя после смерти Софокла и Еврипида, как говорит Геллий (17, 21), аттическая Т. воскресла в Риме к новой жизни. Основатели римской Т. — Ливий, Энний, Невий вышли из Тарента и Кампании. В Таренте же процветала так называемая гиларотрагедия Ривфона. Из этого уже видна связь римского театра с греческим. Обзор всех заглавий и отрывков Т. римских поэтов от Ливия до времен Августа показывает, что римская драматическая поэзия во весь этот период была по большей части переводная, что отдельные пьесы основаны на греческих оригиналах и содержание их, за исключением немногих претекст, не было национальное, но заимствованное из греческих драм. Ливий Андроник, Кн. Невий, Кв. Енний, М. Пакувий, Л. Аттий создали большую часть римского драматического репертуара этого и последующего времени. Другие писатели Т. этого периода были: К. Тиций, К. Юлий Цезарь Страбон, М. Аттилий, Кв. Туллий Цицерон, К. Юлий Цезарь (диктатор), Сантра, Л. Корнелий Балб и Кассий Пармский; впоследствии же Л. Варий и Овидий. В общем, для перевода сначала брали Т. Еврипида и впоследствии также Софокла и Эсхила. Содержание почти половины всех известных нам Т. относится к Троянской войне и героям ее, за исключением «Одиссеи». Кроме этих подражаний греческим образцам, которые появились в Риме со времени Пунических войн, иногда греческие актеры представляли свои национальные драмы на греческом языке. Это бывало еще в эпоху императоров. Tac. ann. 14, 21. Suet. Caes. 39. Oct. 43. Calig. 33. Cic. ad. fam. 7, 1. Нерон даже сам брался за трагические роли в театре. Suet. Nero. 21. Некоторые римляне писали и греческие Т., напр., Тит, Помпей Макр, Плиний Младший. Suet. Tit. 3. Calig. 3. Plin. ep. 5, 3. 7, 4. Об устройстве трагической сцены в Риме мы не знаем ничего определенного, существование орхестры в театре точно так же нельзя доказать, как и хора в Т. Указания на богато обставленные театральные представления встречаются у Cic. ad. fam. 7, 1. Plin. ep. 7, 48. 8, 7. Plut. Pomp. 40. 52. Gell. 10, 1. ср.: О. Ribbeck, die r?mische Trag?die im Zeitalter der Republik (1875).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

Найдено схем по теме ТРАГЕДИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ТРАГЕДИЯ — 0

Найдено книг по теме ТРАГЕДИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ТРАГЕДИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ТРАГЕДИЯ — 0