ТРАГИКОМЕДИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Трагикомедия
драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом и в трагическом освещении.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ТРАГИКОМЕДИЯ
драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе Т. лежит ощущение относительности существующих критериев жизни, одно и то же явление драматург видит в драматическом и комическом освещении. Характерна для драматургии XX в.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ТРАГИКОМЕДИЯ
драматическое произведение, в котором сочетаются трагические и комические черты. Отличительными особенностями трагикомедии являются неразрешенность конфликта, господство случая, прихотливый сюжет, изобилующий таинственными ситуациями, неожиданными поворотами, благо-получный конец. Тенденция к трагикомическому началу намечается в некоторых драмах Еврипида, насыщенных перипетиями приключенческого характера со счастливым концом. Термин «трагикомедия» впервые используется Плавтом в прологе к комедии «Амфитрион» и понимается римским драматургом как смешение трагического и комического. Шутовские сцены чередуются в ней с серьезными и даже патетическими. В XVI–XVII вв. к жанру трагикомедии обраща-лись И.Х. Гольман, Ж. де Ротру, А. Арди во Франции, Шекспир в романтических драмах в Англии, авторы «комедии плаща и шпаги» в Испании. В XIX–XX вв. трагикомический эффект присутствует в драмах ро-мантиков, в произведениях Г. Ибсена, А. Стринберга, А. П. Чехова и др.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ТРАГИКОМЕДИЯ
один из видов драматического рода литературы, произведение, сочетающее в себе черты трагедии и комедии. Главная задача трагикомедии – показать относительность критериев восприятия жизни: трагическое оборачивается смешной стороной, в комическом проступает ощущение трагедии. Для трагикомедии характерно сочетание смешного и серьезного, большое значение в ней придается случаю как пружине действия и длительной неизвестности, завершающейся неожиданными сюрпризами. Первые черты трагикомедии появились еще в античности, в творчестве Еврипида («Алкестида», «Ион», «Киклоп»). Расцвет трагикомедии приходится на эпоху барокко, в творчестве английских драматургов Ф. Бомонта и Дж. Флетчера. Затем трагикомический элемент усиливается в драматургии кон. 19 – нач. 20 в., в творчестве Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, А. П. Чехова, Л. Пиранделло и др. Трагикомедия не имеет четкого жанрового критерия, главная ее особенность – двойное освещение (трагическое и комическое) событий.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
206.42 кб

Трагикомедия: истоки и эволюция (к постановке проблемы)

Журчева Т. В.
Читать PDF
23.75 мб

ДРАМА И СЮЖЕТ: ПУТИ И ПЕРЕПУТЬЯ Рецензия на книгу: Андреев М.Л. Фарс, комедия, трагикомедия. Очерки

Ершова Ирина Викторовна
В статье рецензируется книга историка и теоретика западноевропейской литературы М.Л. Андреева, посвященная проблемами становления и развития европейской драматургии.
Читать PDF
753.13 кб

Ментальность и тип культуры: жанр трагикомедии и его культурологическая интерпретация

Хренов Николай Андреевич
В статье ставится вопрос о зависимости комического от ментальности и типа культуры. В некоторых культурах комическое как признак ментальности не получило развития в форме самостоятельного жанра.
Читать PDF
316.93 кб

Художественное пространство в трагикомедии А. Попова «Ночь, которой никогда не было»

Горинова Наталья Васильевна
Исследуется смысловое наполнение сценического пространства трагикомедии драматурга коми А. Попова.
Читать PDF
111.05 кб

«Зиме подходит грустная»: как читать шекспировские трагикомедии

Доценко Елена Георгиевна
В статье рассмотрено своеобразие жанра трагикомедии в творчестве Шекспира, показаны особенности сюжетостроения этого жанра, дана характеристика героя и образа мира, представленного в трагикомедии.
Читать PDF
1.01 мб

Нравственные ценности в политической трагикомедии М. Булгакова «Адам и Ева»

Петров Василий Борисович
Пьеса Михаила Булгакова «Адам и Ева» рассматривается в контексте философских исканий начала ХХ в. Проблема России, ее настоящего и будущего является одной из глобальных в сознании российской интеллигенции.
Читать PDF
34.83 мб

Трагикомедии Карло Гольдони

Андреев М. Л
Трагикомедии Гольдони проигрывают его комедиям и в популярности, и в изученности, при этом представляя собой благодарный материал для исследования общих особенностей данного жанра.
Читать PDF
349.38 кб

Почему владимир Гуркин не писал трагикомедии?

Плеханова Ирина Иннокентьевна
Драматургия В. Гуркина рассматривается в статье как целостный текст, выражающий образ миропонимания автора.
Читать PDF
410.80 кб

Сюжет прозрения как отражение духовно-нравственных исканий эпохи в трагикомедии г. Чулкова "Дон Кихо

Артамонова Татьяна Геннадьевна
В статье рассматривается авторская версия классического сюжета о Дон Кихоте Ламанчском, представленная в трагикомедии Г. Чулкова «Дон Кихот» (1935).
Читать PDF
230.06 кб

Некоторые особенности трагикомедий К. Акбашева

Хусаинова Лейсан Тагировна
Из современных башкирских драматургов в жанре трагикомедий активно работает Кабир Акбашев. Его пьесы отличаются богатым философским содержанием и глубокими психологическими переживаниями героев.
Читать PDF
257.79 кб

Трагикомический эффект и характер сюжета в современных башкирских трагикомедиях

Хусаинова Лейсан Тагировна
Многие пьесы современной башкирской драматургии отличаются поэтическим многообразием и своеобразностью сюжета. Некоторые авторы плодотворно работают в жанре популярной в современной драматургии трагикомедии.