ТРАНСПОРТ
Транспорт
совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения. Делится на Т. общего н личного пользования, Т. промышленный и Т. военный (различные виды Т., принадлежащие воинским частям, соединениям, объединениям, учреждениям). Различают водный, воздушный и наземный Т. (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, выочиый, гужевой).
Источник: Словарь военных терминов
ТРАНСПОРТ
приспособл. для транспортировки различ. архитект. деталей примен. уже при стр-ве храма Артемиды в Эфесе; этими вопросами заним. Херсифрон (род. до 546 до н.э.) и Метаген, описавшие в свое время приспособл. для транспортир. колонн и балок. Т. о., древ. греками был найден один из способов решения актуал. для всех времен проблемы транспортир. тяжелых грузов. Учитывая масштабы перевозок необходимых для большого города товаров различ. назнач., а также расст. этих перевозок, скорость наземного и водного Т., организац. структуру союзов транспортных предпринимателей, трудно переоценить значение пассажирск. и грузов. Т. того времени. Траспортные средства были различ.: для речных перевозок использов. лодки и плоты; для мор. — парусные суда, клиперы, реже гребные корабли; для наземных перевозок на малые расст. использов. спец. носилки и вьюч. животные (ослы, мулы, реже лошади, верблюды, слоны). Товары перевозили в корзинах, мешках, бурдюках; мелкие това-ры — в переметных сумах. Древесину привязыв. к животным на спину, а камни грузили на спец. волоки из плетеной рогожки, к-рую животные тащили за собой. Можно было встретить на улицах городов двух — и четырехколесные тележки и коляски. Данных о существ. то время тачек и ручных тележек пока нет. В особых случаях примен. транспортные средства спец. конструкций, напр., для доставки из Салус Умеританы (Испания) минерал. воды использов. цистерны с двумя спускными кранами, что позволяло продавать воду в розлив.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Транспорт
Приспособления для транспортировки различных архитектурных деталей применялись уже при строительстве храма Артемиды в Эфесе; этими вопросами занимались Херсифрон (род. до 546 до н. э.) и Метаген, описавшие в свое время приспособления для транспортировки колонн и балок. Т. о., др. греками был найден один из способов решения актуальной для всех времен проблемы транспортировки тяжелых грузов. Учитывая масштабы перевозок необходимых для большого города товаров различного назначения, а также расстояния этих перевозок, скорость наземного и водного Т., организационную структуру союзов транспортных предпринимателей, трудно переоценить значение пассажирского и грузового Т. того времени. Транспортные средства были различными: для речных перевозок использовались лодки и плоты; для мор. парусные суда, клиперы, реже гребные корабли; для наземных перевозок на малые расстояния использовались спец. носилки и вьючные животные (ослы, мулы, реже лошади, верблюды, слоны). Товары перевозили в корзинах, мешках, бурдюках; мелкие товары — в переметных сумах. Древесину привязывали к животным на спину, а камни грузили на специальные волоки из плетеной роюжи, которую животные тащили за собой. Можно было всфегигь на улицах юродов двух — и четырехколесные тележки и коляски. Данных о существовании в то время тачек и ручных тележек пока нет. В особых случаях применялись транспортные средства спец. конструкций, например для доставки из С ал ус У мери таны (Испания) минеральной воды использовались цистерны с двумя спускными кранами, что позволяло продавать воду в розлив.
рис. 1. Транспортировка колонн и балок. Для транснортировки колонн применялась консфукция в виде короба с крючками и дышлами, которую можно было использоватъ и для траспортировки балок, поставив ее предварительно на колеса.
рис. 2. Телега-цистерна со спускными кранами (рисунок па серебряной чаше, Испания, период Римской империи).
рис. 1. Транспортировка колонн и балок. Для транснортировки колонн применялась консфукция в виде короба с крючками и дышлами, которую можно было использоватъ и для траспортировки балок, поставив ее предварительно на колеса.
рис. 2. Телега-цистерна со спускными кранами (рисунок па серебряной чаше, Испания, период Римской империи).
Источник: Словарь античности. 1989
ТРАНСПОРТ
как отрасль нар. хоз-ва осуществляет перемещение людей и грузов, связывает между собой все сферы хоз. деятельности об-ва. В Пенз. обл. представлены все виды Т. общего пользования: железнодорожный, автомобильный, воздушный, речной, канатный, гужевой, трубопроводный и Т. необщего пользования – внутрипроизводственный, трубопроводный, пром. подъездные пути. Все они являются составной частью единой транс. сети и представляют в своем большинстве гос. собственность. Часть парка легков. и груз. автомобилей, мотоциклов, речных катеров и лодок, а также гужевых средств и т. д. находится в собственности кооперативов и частных лиц и не относится к Т. общего пользования. По состоянию на 1.1.1997 в Пенз. обл. эксплуатируются 828 км главных ж.-д. путей общ. пользования и 439 км необщ. пользования, 5704 км автомоб. дорог, в т. ч. с твердым покрытием 5597 км, магистральных газопроводов и нефтепроводов 630 км. Функционируют крупные глав. ж.-д. вокзалы в Пенз., Кузнецке, Сердобске, Каменке и др. городах, 18 автовокзалов и 5 автостанций, аэропорт «Пенза», подвесная канатная дорога. В 1989 отправлено пассажиров ж.-д. Т. 5,3 млн чел., автомоб. 249 млн чел., воздушным 2 тыс. чел. Отправлено грузов по ж. д. 800 тыс. тонн, автомоб. Т. 4 млн тонн, воздушным 3 тыс. тонн. А всего ежегодно всеми видами Т. области, включая ведомственный, перевозится свыше 20 млн тонн грузов и 400 млн пассажиров. На долю автомоб. Т. приходится 95% общих грузоперевозок и 59% пассажироперевозок. Особенно выросла роль автомоб. Т. в связи с развитием автодорог и ростом грузоподъемности автомобилей. Значение ж. д. усилилось в связи с прокладкой вторых путей на участках Пенз. – Ртищево и Пенз. – Сызрань и с переходом от паровозной тяги к тепловозной и электровозной. Во 2-й пол. 1990-х гг. перевозка грузов и пассажиров значительно уменьшилась, особенно возд. Т. Рост наметился лишь в 1999, когда всеми видами Т. перевозки увеличились на 24,1%. (См. также Автотранспортные предприятия, Автомобильные дороги.) Лит: Пассажирский транспорт г. Пензы / Сост. В. В. Васякин. Пенз., 1993; Власов А., Спиридонов В., Тюкалов В. Пензенский автотранспорт: история, события, люди. Пенз., 1996; Курицын И. И. Население и хозяйство Пензенской области. Пенз., 1998; 60 лет Пензенской области: Юбилейный статист. сб. Пенз., 1999. Е. Пенз. Тюкленкова.
Источник: Пензенская энциклопедия.
ТРАНСПОРТ
отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный (ж.-д. и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный (авиационный) и трубопроводный Т. Ход военных действий и беспрерывность работы тыла в огромной степени определялись мощностью транспортной сети, ее маневренной и пропускной способностью, технической оснащенностью, слаженностью всех составных звеньев транспортной системы. В годы Вел. Отеч. войны Т. осуществил гигантскую работу: обеспечил мобилизацию армии, ее непрерывное снабжение всем необходимым, переброску воинских частей, произвел громадные перевозки по эвакуации в тыловые районы предприятий, складов, учреждений, миллионов граждан, успешно осуществил народнохозяйственные перевозки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 все виды Т. были переведены на военное положение. В начале 1942 число рабочих и служащих на всех видах Т. составило 59% довоенного уровня. Постановлением ГКО от 18 мая 1942 на Т. из Вооруж. Сил были возвращены рабочие решающих профессий: машинисты, пом. машинистов и т. д.
— Автомобильный т. Перед войной в Сов. Вооруж. Силах было ок. 273 тыс. автомобилей и 42 тыс. тракторов. Находившиеся в нашем народном хозяйстве автомобили, особенно грузовые, с первых дней войны в значительном числе были мобилизованы для военных нужд и переданы Сов. Армии. В условиях тяжелой обстановки, сложившейся на ж. д. в период войны, особенно в ее начале, А. т. выполнял сложные задачи по обеспечению подвоза материальных средств и эвакуации. До восстановления ж. д. А. т. являлся основным средством подвоза советским войскам вооружения, боеприпасов, продовольствия и т. д. при ведении ими наступательных операций. Несмотря на большие потери, число автомобилей в действующих войсках непрерывно росло: к концу 1943 было 496 тыс. автомобилей, в 1944 — 600 тыс., в 1945 — 665 тыс. Для Сов. Армии было подготовлено 400 тыс. шоферов. Были проведены большие работы по восстановлению и ремонту автомобильных дорог. За годы войны дорожные войска отремонтировали и восстановили 67 тыс. км автомобильных дорог, 661 км мостов, выполнили 34 млн м3 земляных работ. Было отремонтировано 25 тыс. км тыловых автомобильных дорог. Всего А. т. Сов. Армии было перевезено св. 101 млн т различных грузов (без учета войскового транспорта). Общий грузооборот А. т. в годы войны определяется не только гигантскими масштабами перевозок, но и тем, что он доставлял боеприпасы, горючее, продовольствие непосредственно на поле боя. К концу войны увеличился парк А. т. в народном хозяйстве. На 1 января 1945 число автомашин составило 33% довоенного уровня. Автодорожной службой Сов. Армии за годы войны было отремонтировано ок. 2 млн автомобилей.
— Водный т. В 1941—42 В. т. понес большие потери. Число самоходных речных судов сократилось в 1942 по сравнению с 1940 на 23%, несамоходных судов — на 28, морских судов — на 50%. Оккупанты уничтожили, потопили и захватили 4820 пассажирских, грузовых и буксирных пароходов речного транспорта и судов технического вспомогательного флота, а также 4029 несамоходных судов. Они разграбили 479 портово-пристанских хозяйств, 89 судостроительных верфей, механических заводов и пристаней. Несмотря на это, В. т. активно участвовал в осуществлении мобилизационных перевозок, подвозе материальных средств войскам, а также эвакуации. Особенно большую роль В. т. сыграл в период обороны Одессы, Севастополя, Ленинграда, Керченского п-ова, Туапсе, Моонзундских о-вов, Таллина, Ханко, ц-овов Рыбачий и Средний, Сталинграда. В. т. являлся существенным средством пополнения этих приморских и приречных гарнизонов и их эвакуации. Была проделана большая работа по восстановлению В. т. К октябрю 1945 было отремонтировано 550 самоходных и 822 несамоходных судна. К концу войны работники В. т. восстановили 43% разрушенных причальных линий, 26% складов, 31% вокзалов, 60% погрузочноразгрузочных механизмов, 60% линий проволочной связи. В историю Вел. Отеч. войны вошли сталинградские переправы, ладожские водные трассы. В. т. сыграл большую роль в разгрузке ж.-д. Т. Всего за годы войны В. т. перевез св. 4 млн воинов Сов. Армии, 4,5 тыс. танков, 10 тыс. орудий, 212 тыс. лошадей, 48,9 тыс. автомашин, св. 21 млн т грузов и 785,5 тыс. больных и раненых. В переводе на ж.-д. состав это превысило 2,7 млн вагонов.
— Воздушный т. играл большую роль в срочной доставке войскам действующей армии материальных средств, эвакуации раненых, в оказании помощи партизанским соединениям, в перевозке остродефицитных деталей для заводов оборонной промышленности. В. т. оказал большую помощь освободительному движению народов Югославии, Чехословакии, Польши и других стран. К концу 1943 военно-транспортная авиация имела 992 самолета общей грузоподъемностью 428 т. За время войны фронтовыми частями ГВФ было совершено ок. 1,6 млн самолето-вылетов, из них 83 тыс. ночью, перевезено ок. 3 млн солдат и офицеров, обеспечено десантирование с парашютами в тыл врага ок. 45 тыс. десантников, доставлено войскам 123 тыс. т боеприпасов, вооружения, продовольствия, медикаментов и других материальных средств. Все эти перевозки заняли бы 45 тыс. вагонов; для их выполнения в военные годы было оборудовано более 6 тыс. аэродромов.
— Железнодорожный т. играл решающую роль во всех перевозках. Его доля в общем грузообороте страны составила в 1941 85,9%, в 1942 — 83,9%. Враг стремился парализовать работу ж. д. во фронтовой и прифронтовой полосе. Его авиация наносила удары по ж.-д. объектам на глубину 350—400 км. За годы войны на ж. д. авиация противника совершила ок. 20 тыс. налетов, в к-рых приняли участие ок. 60 тыс. самолетов. На ж. д. было сброшено св. 243 тыс. фугасных, осколочных и более 120 тыс. зажигательных бомб. Временная оккупация врагом части советской территории вызвала сокращение протяженности ж.-д. сети в 1942 на 41%. К началу 1943 паровозный парк уменьшился на 15%, грузовых вагонов — на 20%. В этих условиях Ж.-Д. т. перестроил свою работу, что было обеспечено творческой инициативой рабочих и служащих, а также проведением ряда важных организационно-технических мероприятий. Для работы на Ж.-Д. т. было привлечено большое количество женщин: их численность возросла с 23% в 1941 до 39% в 1942 и 45,2% в 1944. Широко осуществлялось строительство новых ж. д. на Европейском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, Казахстане и Средней Азии. С 1 июля 1941 по 1 января 1946 в СССР было построено 9 тыс. новых ж. д. Даже в наиболее тяжелый 1942 было сдано в эксплуатацию свыше 3 тыс. ж. д. Быстро восстанавливались ж. д. на освобожденной территории. За годы войны было восстановлено 120 тыс. основных ж.-д. магистралей, 2756 больших и средних мостов, 182 паровозных депо, более 2300 пунктов водоснабжения, 46 тоннелей и много других объектов. Ж.-Д. т. за годы войны доставил фронту более 19 млн вагонов. Доставка действующей армии только боеприпасов потребовала 1,5 млн вагонов. Кроме того, было вывезено 5,3 млн раненых и медицинского персонала. Почти 67 млн вагонов необходимых грузов получило народное хозяйство СССР.
— Трубопроводный т. осуществлял передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубопроводам. Широко применялся для транспортировки нефтепродуктов. Общая протяженность нефтепроводов к концу 1945 составила 4,4 тыс. км; общий размер сети, проложенной за военный период,— 1,3 тыс. км. Наиболее важной стройкой являлся нефтеп роду кто про вод Астрахань — Саратов, предназначенный для перекачки нефтепродуктов с южных нефтеперерабатывающих заводов в район Средней Волги для дальнейшей доставки в районы потребления. Для транспортировки нефти с о-ва Сахалин на побережье континента через Татарский пролив был проложен трубопровод Оха — Софийское, позволивший включить ресурсы дальневосточной нефти в топливный баланс страны. Кроме того, были построены нефтепроводы в Поволжье, Казахстане. Беспримерным в истории было сооружение летом 1942 30 км бензопровода, проложенного по дну Ладожского оз., для снабжения горючим армий, оборонявших Ленинград.
В конце 1944 по соглашению с правительством Румынии для подачи горючего из Плоешти в Рени был проложен магистральный трубопровод протяженностью 225 км и пропускной способностью 40 м3 в час, что позволило ускорить доставку горючего войскам действующей армии.
— Автомобильный т. Перед войной в Сов. Вооруж. Силах было ок. 273 тыс. автомобилей и 42 тыс. тракторов. Находившиеся в нашем народном хозяйстве автомобили, особенно грузовые, с первых дней войны в значительном числе были мобилизованы для военных нужд и переданы Сов. Армии. В условиях тяжелой обстановки, сложившейся на ж. д. в период войны, особенно в ее начале, А. т. выполнял сложные задачи по обеспечению подвоза материальных средств и эвакуации. До восстановления ж. д. А. т. являлся основным средством подвоза советским войскам вооружения, боеприпасов, продовольствия и т. д. при ведении ими наступательных операций. Несмотря на большие потери, число автомобилей в действующих войсках непрерывно росло: к концу 1943 было 496 тыс. автомобилей, в 1944 — 600 тыс., в 1945 — 665 тыс. Для Сов. Армии было подготовлено 400 тыс. шоферов. Были проведены большие работы по восстановлению и ремонту автомобильных дорог. За годы войны дорожные войска отремонтировали и восстановили 67 тыс. км автомобильных дорог, 661 км мостов, выполнили 34 млн м3 земляных работ. Было отремонтировано 25 тыс. км тыловых автомобильных дорог. Всего А. т. Сов. Армии было перевезено св. 101 млн т различных грузов (без учета войскового транспорта). Общий грузооборот А. т. в годы войны определяется не только гигантскими масштабами перевозок, но и тем, что он доставлял боеприпасы, горючее, продовольствие непосредственно на поле боя. К концу войны увеличился парк А. т. в народном хозяйстве. На 1 января 1945 число автомашин составило 33% довоенного уровня. Автодорожной службой Сов. Армии за годы войны было отремонтировано ок. 2 млн автомобилей.
— Водный т. В 1941—42 В. т. понес большие потери. Число самоходных речных судов сократилось в 1942 по сравнению с 1940 на 23%, несамоходных судов — на 28, морских судов — на 50%. Оккупанты уничтожили, потопили и захватили 4820 пассажирских, грузовых и буксирных пароходов речного транспорта и судов технического вспомогательного флота, а также 4029 несамоходных судов. Они разграбили 479 портово-пристанских хозяйств, 89 судостроительных верфей, механических заводов и пристаней. Несмотря на это, В. т. активно участвовал в осуществлении мобилизационных перевозок, подвозе материальных средств войскам, а также эвакуации. Особенно большую роль В. т. сыграл в период обороны Одессы, Севастополя, Ленинграда, Керченского п-ова, Туапсе, Моонзундских о-вов, Таллина, Ханко, ц-овов Рыбачий и Средний, Сталинграда. В. т. являлся существенным средством пополнения этих приморских и приречных гарнизонов и их эвакуации. Была проделана большая работа по восстановлению В. т. К октябрю 1945 было отремонтировано 550 самоходных и 822 несамоходных судна. К концу войны работники В. т. восстановили 43% разрушенных причальных линий, 26% складов, 31% вокзалов, 60% погрузочноразгрузочных механизмов, 60% линий проволочной связи. В историю Вел. Отеч. войны вошли сталинградские переправы, ладожские водные трассы. В. т. сыграл большую роль в разгрузке ж.-д. Т. Всего за годы войны В. т. перевез св. 4 млн воинов Сов. Армии, 4,5 тыс. танков, 10 тыс. орудий, 212 тыс. лошадей, 48,9 тыс. автомашин, св. 21 млн т грузов и 785,5 тыс. больных и раненых. В переводе на ж.-д. состав это превысило 2,7 млн вагонов.
— Воздушный т. играл большую роль в срочной доставке войскам действующей армии материальных средств, эвакуации раненых, в оказании помощи партизанским соединениям, в перевозке остродефицитных деталей для заводов оборонной промышленности. В. т. оказал большую помощь освободительному движению народов Югославии, Чехословакии, Польши и других стран. К концу 1943 военно-транспортная авиация имела 992 самолета общей грузоподъемностью 428 т. За время войны фронтовыми частями ГВФ было совершено ок. 1,6 млн самолето-вылетов, из них 83 тыс. ночью, перевезено ок. 3 млн солдат и офицеров, обеспечено десантирование с парашютами в тыл врага ок. 45 тыс. десантников, доставлено войскам 123 тыс. т боеприпасов, вооружения, продовольствия, медикаментов и других материальных средств. Все эти перевозки заняли бы 45 тыс. вагонов; для их выполнения в военные годы было оборудовано более 6 тыс. аэродромов.
— Железнодорожный т. играл решающую роль во всех перевозках. Его доля в общем грузообороте страны составила в 1941 85,9%, в 1942 — 83,9%. Враг стремился парализовать работу ж. д. во фронтовой и прифронтовой полосе. Его авиация наносила удары по ж.-д. объектам на глубину 350—400 км. За годы войны на ж. д. авиация противника совершила ок. 20 тыс. налетов, в к-рых приняли участие ок. 60 тыс. самолетов. На ж. д. было сброшено св. 243 тыс. фугасных, осколочных и более 120 тыс. зажигательных бомб. Временная оккупация врагом части советской территории вызвала сокращение протяженности ж.-д. сети в 1942 на 41%. К началу 1943 паровозный парк уменьшился на 15%, грузовых вагонов — на 20%. В этих условиях Ж.-Д. т. перестроил свою работу, что было обеспечено творческой инициативой рабочих и служащих, а также проведением ряда важных организационно-технических мероприятий. Для работы на Ж.-Д. т. было привлечено большое количество женщин: их численность возросла с 23% в 1941 до 39% в 1942 и 45,2% в 1944. Широко осуществлялось строительство новых ж. д. на Европейском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, Казахстане и Средней Азии. С 1 июля 1941 по 1 января 1946 в СССР было построено 9 тыс. новых ж. д. Даже в наиболее тяжелый 1942 было сдано в эксплуатацию свыше 3 тыс. ж. д. Быстро восстанавливались ж. д. на освобожденной территории. За годы войны было восстановлено 120 тыс. основных ж.-д. магистралей, 2756 больших и средних мостов, 182 паровозных депо, более 2300 пунктов водоснабжения, 46 тоннелей и много других объектов. Ж.-Д. т. за годы войны доставил фронту более 19 млн вагонов. Доставка действующей армии только боеприпасов потребовала 1,5 млн вагонов. Кроме того, было вывезено 5,3 млн раненых и медицинского персонала. Почти 67 млн вагонов необходимых грузов получило народное хозяйство СССР.
— Трубопроводный т. осуществлял передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубопроводам. Широко применялся для транспортировки нефтепродуктов. Общая протяженность нефтепроводов к концу 1945 составила 4,4 тыс. км; общий размер сети, проложенной за военный период,— 1,3 тыс. км. Наиболее важной стройкой являлся нефтеп роду кто про вод Астрахань — Саратов, предназначенный для перекачки нефтепродуктов с южных нефтеперерабатывающих заводов в район Средней Волги для дальнейшей доставки в районы потребления. Для транспортировки нефти с о-ва Сахалин на побережье континента через Татарский пролив был проложен трубопровод Оха — Софийское, позволивший включить ресурсы дальневосточной нефти в топливный баланс страны. Кроме того, были построены нефтепроводы в Поволжье, Казахстане. Беспримерным в истории было сооружение летом 1942 30 км бензопровода, проложенного по дну Ладожского оз., для снабжения горючим армий, оборонявших Ленинград.
В конце 1944 по соглашению с правительством Румынии для подачи горючего из Плоешти в Рени был проложен магистральный трубопровод протяженностью 225 км и пропускной способностью 40 м3 в час, что позволило ускорить доставку горючего войскам действующей армии.
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.