ТРЕТИЙ РИМ

Найдено 1 определение
ТРЕТИЙ РИМ
христианское учение о Москве как главном мировом оплоте Православия и Добра.
Впервые пророчество о Москве как о Третьем Риме было произнесено иноком Филофеем, старцем псковского Спасо-Елеазарова Великопустынского монастыря, еще в царствование Василия Иоанновича, отца Иоанна Грозного. "Да веси яко вся христианския царства приидоша в конец, - говорил он государеву дьяку Мунехину, псковскому наместнику, - и снидошася в едино царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".
Михаил Мисюрь-Мунехин, человек очень образованный, бывший послом в Египте и много путешествовавший, по достоинству оценил значение этого пророчества для судеб России. В 1512 он привез в Москву писанный Филофеем хронограф - изложение исторических событий с самых древних времен. Скорее всего этот хронограф был известен Иоанну IV и послужил ему в деле редактирования летописных сводов, отражавших ту же пророческую мысль о России как о последнем убежище правоверия. Вообще хронографы и различные летописные сборники в XVI-XVII вв. умножились необычайно. Они дошли до нас в многочисленных и весьма разнообразных списках, наглядно свидетельствуя о напряженной работе русской мысли по осознанию Божьего промышления о русском народе и его государственном устроении.
Псковский старец сочувствовал молодому царю в его стремлении привести Россию в соответствие со смотрением Божиим о ней. Многоопытный инок высокой духовной жизни, Филофей прожил около ста лет. Его рождение относят ко времени падения Константинополя (1453), так что послание к царю он написал уже в глубокой старости, умудренный долгими годами жизни. Известна любовь Иоанна Грозного к подвижникам благочестия. Возможно, и Филофей знал царя лично - это давало ему уверенность в том, что к его мнению внимательно прислушаются.
После соборного покаяния царя и народа, завершившегося в 1550 всеземским примирением, наступило "лето Господне благоприятное" для отеческого, пастырского вразумления юного монарха. И это вразумление прозвучало из уст подвижника-старца. Филофей пишет "Послание к царю и великому князю Иоанну Васильевичу всея Руси". В нем старец дает дерзновенное толкование двенадцатой главы Апокалипсиса:
"Говорит ведь возлюбленный наш богословесный Иоанн, на тайной вечери возлежавший на перси Господней и почерпнувший там неизреченные тайны (текст Св. Писания приводится в том виде, как он дан Филофеем. - Прим. авт.): "Видел знамение великое на небе: жену, облаченную в солнце, и луну под ногами ее, и на голове ее венец из 12 звезд. Она имела в чреве и кричала от болей и мук родов. И вот явился змей, большой и красный, с 7 головами и 10 рогами, и на головах его 7 диадем, и хобот его увлек с неба третью часть звезд небесных. Змей стоял перед женою, которой надлежало родить, и хотел сожрать родившегося младенца. Тогда были даны жене два крыла большого орла, и улетела она в пустыню в приготовленное место. И пустил змей из пасти своей воду, как реку, чтобы потопить жену в реке". Толкование: жена - святая Церковь; облечена в праведное солнце - в Христа; луну имеет под ногами - Ветхий завет; венец на голове ее - двенадцати апостолов учение; с болью рожает - святым крещением преобращает плотские чада в духовные; змей же - дьявол, как говорится, краснота - жестокость его и кровопийство; 7 глав - злые его, супротивные силы; 10 рогов знаменуют истребление царства, как раньше пали арамейское, константинопольское, египетское и прочии. Дитя жены, которое змей хотел сожрать - те люди, что рождены были заново в святом крещении, но влечет их и после крещения дьявол к осквернению, подвигая к погибели; бегство жены в пустыню из старого Рима - из-за служения на опресноках, так как весь некогда великий Рим пал и болен неисцелимым недоверием - ересью аполлинариевой. В новый Рим бежала, то есть в Константинополь, но и там покоя не обрела из-за соединения православных с латинянами на восьмом соборе, потому и была разрушена константинопольская церковь, и унижена была, и стала подобна она хранилищу овощей. И наконец в третий Рим бежала - в новую и великую Русь. Это тоже пустыня, так как не было в ней святой веры, не проповедовали там божественные апостолы, после всех воссияла там благодать Божия спасения, с ее помощью познали мы истинного Бога. Единая нынче соборная апостольская церковь восточная ярче солнца во всем поднебесье светится, и один только православный и великий русский царь во всем поднебесье, как Ной в ковчеге, спасшийся от потопа, управляет и направляет Христову Церковь и утверждает православную веру. А когда змей испустит из уст своих воду, как реку, желая в воде потопить, то увидим, что все царства потопятся неверием, а новое же русское царство будет стоять оплотом православия".
Юный царь глубоко проникся пониманием своей особой роли и великой ответственности. С целью упорядочения русской жизни в 1547-51 он несколько раз созывал соборы духовенства, на которых решались важнейшие вопросы церковного и государственного устройства. "Отцы наши, пастыри и учители, - обращался Иоанн к иереям и святителям, - внидите в чувства ваши, прося у Бога милости и помощи, истрезвите ум и просветитесь во всяких богодухновенных обычаях, как предал нам Господь, и меня, сына своего, наказуйте и просвещайте на всякое благочестие, как подобает быть благочестивым царям, во всех праведных царских законах, во всяком благоверии и чистоте, и все православное христианство нелестно утверждайте, да непорочно сохранит истинный христианский закон. Я же единодушно всегда буду с вами исправлять и утверждать все, чему наставит вас Дух Святой; если буду сопротивляться, вопреки божественных правил, вы о сем не умолкайте; если же преслушник буду, воспретите мне без всякого страха, да жива будет душа моя и все сущие под властию нашею".
Соборы прославили новых русских святых, от которых народ ждал заступничества и благословения на нелегком пути своего служения, утвердили новый Судебник - сборник законов, определявших отправление правосудия в России, подробно остановились на благоустройстве внутренней церковной жизни. Обличая беспорядки и бесчиния, рассуждали о богослужении и уставах церковных, об иконописании (требуя от иконописцев, кроме мастерства, неукоризненной жизни), о книгах богослужебных, о просфорах и просфорницах, о благочинии в храмах, о чине совершения Таинств, об избрании и поставлении священнослужителей, о черном и белом духовенстве, о суде церковном, о содержании храмов и причетов, об исправлении нравов и обычаев.
Особенно ясно благодатное состояние русского общества отразилось в знаменитом "Домострое".
"Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, - поучает "Домострой". - Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися". Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность - эта мысль прочно укоренилась в сознании русского человека. В Служебнике второй пол. XVI в. сохранилась молитва, которая рекомендовалась как образец покаяния для служилых людей. "Согреших пред Богом и по Бозе пред государем пред великим князем - русским царем, - исповедовал кающийся. - Заповеданная мне им (царем) слова права нигде же сотворих, но все преступих и солгах и не исправих. Волости и грады от государя держах не право, а суд - по мзде и по посулу. Ох мне, грешному, горе мне, грешному! Како мене земля не пожрет за мои окаянныя грехи - преступившего заповедь Божию, и закон, и суд Божий, и от государя своего заповеданное слово".
Этому гласу покаяния вторит "Домострой": "Царю... не тщится служить лжею и клеветою и лукавством... славы земной ни в чем не желай... зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету... согрешащих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися", "А в котором либо празднике... да призывают священнический чин в дом свой... и молят за царя и великого князя (имярек), и за их благородные чада".
В 1589 Богу, наконец, было угодно дать русскому народу свидетельство о том, что Россия правильно поняла свой долг. За три года до того в Москву прибыл для сбора милостыни Антиохийский патриарх Иоаким. Благочестивый царь Феодор Иоаннович, прозванный за очевидную святость жизни "освятованным" царем, высказал тогда церковному собору и боярской думе свое желание установить патриаршество на Руси. Обладавший пророческим даром, царь как бы предвидел испытания, ожидавшие народ по пресечении династии Рюриковичей, и торопился дать православному русскому царству в лице патриарха опору, которая должна была удержать его от разрушения. Переговоры с Антиохийским патриархом были поручены Борису Годунову. Иоаким согласился с желанием Феодора и обещал обсудить дело с другими патриархами. Те, решив уважить просьбу русского царя, положили было отправить в Россию для участия в поставлении Иерусалимского первосвятителя. Однако "чин особого смотрения" Божия о России требовал, видно, чтобы преемственность русского служения была явлена миру во всей полноте и непререкаемости. Нужды Константинопольской (бывшей Византийской) церкви, гонимой султаном Амуратом, потребовали приезда в Москву самого патр. Константинопольского Иеремии, знаменитого своей духовной ученостью и страданиями за Церковь. Он прибыл в Москву в июле 1588, сказав Феодору: "Слышав о таком благочестивом царе, пришел я сюда, чтобы помог нам царь в наших скорбях". С собой Иеремия привез соборное определение об открытии патриаршества на Руси.
В храме Успения Богоматери в Кремле в приделе Похвалы Ее созван был многочисленный собор русских пастырей, представивший царю имена трех кандидатов в патриархи. Положившись на суд Божий, бросили жребий - он пал на митр. Московского Иова. 23 января 1589 в Успенском соборе был торжественно поставлен первый русский патриарх. Он принял поставление от патриарха Византийского. И более того - в Соборной уставной грамоте, узаконившей патриаршество на Руси, всему миру объявлялось, что "ветхий Рим пал от ереси", что "новый Рим", Константинополь, порабощен безбожными племенами агарянскими и что поэтому Третий Рим есть Москва. Тогда же положено было быть в России четырем митрополитам, шести архиепископам и восьми епископам.
Это осознание себя Третьим Римом последних времен через два года было подтверждено собором православных патриархов, и таким образом утвердилось в качестве канонически закрепленного воззрения Вселенской Православной Церкви. В соборном постановлении первосвятителей написано: "...Признаем и совершаем в царствующем граде Москве поставление и поименование патриаршеское господина Иова". При этом "главным и начальным" служением русского патриарха провозглашается обязанность "содержать апостольский престол Константина фала".
Митрополит Иоанн (Снычев)

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
309.73 кб

ТРИ РИМА В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ

Красиков Анатолий Андреевич
Читать PDF
894.09 кб

Третий путь третьего Рима: Россия и Восток

Ходаковский Евгений Андреевич
В очередной фазе противостояния Запада и Востока все возрастающую роль играют «наиболее опасный союзник столетия» и «сетевая цивилизация», которые в будущем окажут решающие воздействие на определение основных направлений глобальны
Читать PDF
78.16 кб

Томаш Ходана была ли Москва "третьим Римом"?

Гудимова С. А.
Ходана Т. Была ли Москва "третьим Римом"? // Новая Польша. Варшава, 2003. № 5 (42). С.6264.
Читать PDF
282.34 кб

Образ Третьего Рима в сочинениях Н. Ф. Федорова

Гордиенко Николай Семенович, Шушпанов Евгений Сергеевич
Концепция старца Филофея «Москва третий Рим» неоднократно интерпретировалась русскими философами с разных точек зрения. В настоящей статье рассматривается образ Третьего Рима в философских сочинениях Николая Федоровича Федорова.
Читать PDF
865.36 кб

Третий путь третьего Рима: Стратегия России в XXI веке

Ходаковский Евгений Андреевич
В русле разрабатываемой автором геоцивилизационной концепции рассматриваются перспективы реализации социально-политических проектов III Рима, IV Рейха и V Интернационала.
Читать PDF
741.10 кб

Третий путь третьего Рима: стратегия России в XXI веке

Ходаковский Евгений Андреевич
Содержание Стратегии России XXI века определяется результатами слияния времени Третьего Рима и пространства Третьего мира.
Читать PDF
1,022.16 кб

Третья Отечественная Третьего Рима: битва за Новороссию

Ходаковский Евгений Андреевич
Возвращение Крыма является важнейшим первым шагом очередного воссоединения Русских Земель Третьего имперского периода, закладывающим основу евразийской интеграции и создания региональной системы сотрудничества и безопасности Росси
Читать PDF
94.65 кб

Об истории бытования идеи «Третьего Рима» в России xvi в

Усачев Андрей Сергеевич
В статье на основе анализа записей на Годуновских Псалтирях рассматривается вопрос о распространении идеи «Третьего Рима» в России в конце XVI в.
Читать PDF
456.57 кб

Мифоистория России: от третьего Рима к открытому обществу

Гарбузов Дмитрий Викторович
В статье в широком историко-культурном контексте анализируются идеологические мифы постсоветских преобразований.
Читать PDF
2.94 мб

Третья «Римская» поэма Полежаева (новое о творчестве поэта-земляка)

Н. Л. Васильев
Читать PDF
505.49 кб

Зачем еще раз убивать Бога? Он все равно воскреснет заметки о крушении "третьего Рима"

Крахмальникова З. А.
З.А.
Читать PDF
287.17 кб

Натуралистический реванш в «Третьем Риме» (философия истории М. О. Геншерзова) статья вторая

Ивонин Юрий Перфильевич, Ивонина Ольга Ивановна
Философско-историческая концепция М.О.Гершензона обосновала его политическую программу, заявленную в «Вехах». М.О.
Читать PDF
372.53 кб

Натуралистический реванш в «Третьем Риме» (философия истории М. О. Гершензона). Статья первая

Ивонин Юрий Перфильевич, Ивонина Ольга Ивановна
Философско-историческая концепция М.О.Гершензона обосновала его политическую программу, заявленную в «Вехах». М.О.
Читать PDF
298.52 кб

Третья Македонская война и её место в Восточной политике Рима в «Классической» советской историограф

Тарасова А. А.
В статье анализируются изменения в освещении событий Третьей Македонской войны в советской историографии конца 1940-1960-х гг.
Читать PDF
758.77 кб

Третья македонская война 171-168 гг. До Н. Э. Как завершающий этап борьбы Рима и Македонии за Элладу

Калмыков Виталий Сергеевич
В статье рассматриваются причины Третьей Македонской войны Римской державы с Македонией, дипломатическая подготовка этой войны, роль македонского царя Персея в конфликте.