ТРИПИТАКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТРИПИТАКА
общее назв. будд. канонич. лит-ры, состоящей из трех частей: 1) Виная-питака, где говорится о правилах приема в будд. монастырскую организацию и о нормах поведения будд. монахов. 2) Сутта-питака — где в форме изречений и рассказов-притчей, приписыв. Будде, считающ. основателем буддизма, излагаются будд. религ. доктрины. 3) Абхидхамма-питака, в к-рой в форме вопросов и ответов излагается сущность будд. философии.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

«ТРИПИТАКА»
Три корзины (закона)» - каноническое собрание текстов буддизма. «Т.» на языке пали — каноническое сочинение хинаяны, ряд ее положений изложен на 1-м буддийском соборе в Раджагрюе (V в. до н. э.), окончательная редакция - на 3-м соборе в Паталипутре (III в. до н. э.). Записана в 80 г. до н. э. «Т.» на санскрите – каноническое сочинение махаяны — сохранилась не полностью, отдельные части ее дошли в переводе на китайский и другие языки Восточной Азии.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Трипитака
(санскр. – 3 корзины) – наиболее ранний и полный сборник буддийской религиозной канонической литературы, выдаваемой за откровения Будды в изложении его учеников. В течение веков эти откровения передавались изустно, впервые, по легенде, получили литературное оформление в 1 в. до н.э. Трипитака состоит из 3 частей (питак). Первая – виная-питака, включающая 5 книг, посвящена принципам организации буддийской монашеской общины, правилам приема в нее и требованиям к монашеству. Виная-питака подробно регламентирует всю жизнь монахов и их отношения с мирянами. Сутта-питака – второй раздел трипитаки, состоящий из 5 сборников (никай), излагающих учение Будды в форме притч и бесед, а также сборников легенд, афоризмов, поэм, комментариев и т.д. Абхидхарма-питака, «корзина толкования учения», состоит из 7 книг, содержащих теологическую трактовку основных положений вероучения. См. Буддизм.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ТРИПИТАКА
санскр., букв. - три корзины; в палийск. транскрипции - типитака) - название буддийской канонич. лит-ры. Религ. традиция приписывает создание входящих в Т. текстов самому Будде. Первоначально эти догматы передавались изустно внутри буддийской монашеской общины (сангхи). Ок. 80 до н. э. они были впервые записаны на языке пали на о-ве Цейлон. Записанные на пальмовых листьях тексты канона буддизма хранились в трех плетеных корзинах (питаках, отсюда название этих текстов).

Существуют и др. тексты Т. Делались попытки создания унифицир. текста канона путем сопоставления его многочисл. вариантов (буддийские соборы в Мандалае (1871) и в Рангуне (1954)), но безуспешно. Большинство входящих в Т. сочинений переведено на европ. языки, нек-рые из них переведены на рус. (Пратимокша-сутра, пер. И. Минаева, СПБ, 1869; Сутанипата, пер. Н. И. Герасимова, М., 1899; Дхаммапада, пер. В. Н. Топорова, М., 1960).

Канон состоит из 3 частей: 1) Виная-питака (Vinaya-pitaka), или "корзина устава": входящие в нее 5 кн. излагают правила поведения и образа жизни буддийских монахов и мирян, условия приема в монаш. общину и исключения из нее, организац. структуру общины и ее историю; 2) Сутта-питака (Sutta-pitaka), или "корзина поучений". Это самая обширная часть канона. 5 ее сборников содержат множество книг, излагающих буддийское вероучение в форме изречений (афоризмов), рассказов-притч и бесед Будды и его учеников. Важнейший из сборников - Кхуддака-никая, среди 15 кн. к-рого особенно известны: Дхаммапада, излагающая в краткой поэтич. форме догмы буддизма, Сутта-нипата, посвященная буддийской этике, Тхерагатха и Тхеригатха (песнопения монахов и монахинь) и Джатаки - рассказы о земных перевоплощениях Будды; 3) Абхидхамма-питака (Abhidhamma- pitaka), или "корзина объяснения учения", в к-рой в форме вопросов и ответов излагается сущность буддийской философии. В нее входит 7 кн. религ.-филос. содержания, посвященных учению о дхармах (мельчайших частицах "истинного бытия"), вопросам логики, психологии, морали и пр. в их буддийской интерпретации.

Т. - ценнейший памятник древнеинд. культуры, содержащий богатые сведения по истории, экономике, философии, праву и религии Др. Индии. Т. (гл. обр. Сутта-питака) имеет большую художественную ценность.

Публ.:Pali text society, v. 1-84, L., 1882-1931.

Лит. см. при ст. Буддизм.

А. Н. Кочетов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976