ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
древнерусский монастырь, основан Сергием Радонежским в середине XIV в. в 70 км к северу от Москвы. В настоящее время на территории Т. С. Л. находится резиденция патриарха Русской православной церкви, духовная академия и семинария.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
мужской монастырь в 71 км к Северо-Востоку от Москвы (в современном городе Сергиев Посад). Основан Сергием Радонежским в сер. 14 в. (с 1744 лавра). Архитектурный ансамбль включает: крепостные стены и башни 16-17 вв., Троицкий собор (1422-1423), Духовскую церковь-звонницу (1476), Успенский собор (1559-85), больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635-38), трапезную (1686-1692), царские чертоги (кон. 17 в.) и др. На территории Т.-С. л. находятся Московская духовная академия и духовная семинария.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
(Свято-Троице-Сергиева Лавра) – расположена к северо-востоку от Москвы, в самом центре Сергиева Посада. Основанный в середине XIV в. прп. Сергием Радонежским монастырь на протяжении столетий является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром просвещения и культуры. Здесь были сосредоточены переписка книг, иконописное дело и художественные ремесла, велось летописание. В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. В стенах обители подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, и в их числе Никон Радонежский, Максим Грек, Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет, Андрей Рублев и Даниил Черный. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. Духовный авторитет Лавры еще более возрос в Смутное время. Из осажденного войсками польско-литовских интервентов монастыря посылались гонцы с призывом к православному миру встать на защиту Церкви и Отечества. Эти послания вместе с посланиями сщмч. патриарха Ермогена подняли народное ополчение, положившее конец интервенции.
Существующий архитектурный ансамбль монастыря, получившего в 1744 г. статус Лавры, складывался на протяжении XV-XIX вв. Его памятники представляют различные эпохи и стили русского искусства. Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор (1422-1425), в котором почивают святые мощи прп. Сергия Радонежского. В иконостасе храма – иконы письма прп. Андрея Рублева. Церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов была построена псковскими мастерами в 1476 г., однако была перестроена в позднее время. Величественный Успенский собор возведен в 1559-1585 гг. по повелению царя Иоанна Грозного. Возле собора – усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи. Шатровая церковь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635-1637 гг. Великолепием убранства в стиле «московского барокко» отличается церковь прп. Сергия с трапезной (1687-1692). K числу памятников церковного зодчества XVIII в. относятся Михеевская (1734) и Смоленская (1746-1753) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741-1770).
В XVIII-XIX вв. в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.
С 1814 г. на территории Троице-Сергиевой Лавры располагалась Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве. Переведенная после пожара 1812 г. в Лавру, академия разместилась в бывших царских чертогах (XVII в.). Закрытая в 1919 г., академия возродилась в 1946 г. Московские Духовные академия и семинария готовят священнослужителей Церкви, преподавателей духовных учебных заведений, церковных работников. При семинарии действует регентская и иконописная школы.
В 1920 г. Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 г. разместился историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В Великую Субботу 1946 г. ожившие лаврские колокола возвестили о первом после закрытия Лавры богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни Русской Церкви.
В его стенах в 1971, 1988, 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
русский монастырь, основанный церк. и политич. деятелем Сергием Радонежским (в миру Варфоломей) ок. 1330-40. Первым игуменом монастыря был Митрофан (совершивший пострижение Сергия). Ок. 1353-92 игуменом Т.-С. л. был Сергий. С 1561 настоятели монастыря получают сан архимандрита и первое место среди настоятелей рус. монастырей. 8 июня 1744 монастырь по указу Синода стал лаврой. 1 окт. 1742 в Т.-С. л. была открыта семинария, а 1 окт. 1814 - духовная академия (находящиеся там и ныне). В 1920 на терр. Т. -С. л. был основан Загорский историко-художеств. музей- заповедник. С Т.-С. л. связаны многие события рус. истории. Сергий Радонежский активно участвовал в междукняжеской борьбе 2-й пол. 14 в. (на стороне моск. князей), в борьбе против тат.-монг. ига, в культурной жизни страны. Монахи монастыря были участниками феод. войны в России 2-й четв. 15 - нач. 17 вв. Т.-С. л. с 23 сент. 1608 по 12 янв. 1610 сковала значит.силы Лжедмитрия II (см. Троицкая осада). Т.-С. л. активно поддерживала первое земское ополчение, а затем нар. ополчение К. М. Минина и кн. Д. М. Пожарского. С 18 сент. до нач. нояб. 1682 здесь укрывалась царевна Софья со своими братьями Петром и Иваном. С 8 авг. по 6 окт. 1689 в Т.-С.л. находился Петр I (активно готовивший разгром заговора Софьи). По инициативе Т.-С. л. уже в 14 в. было основано более 30 монастырей в различных р-нах Сев.-Вост. Руси (в т. ч. московские Симоновский и Андрониковский, Савво-Сторожевский - под Звенигородом и др.). Т.-С. л. была крупнейшим землевладельцем. Уже к кон. 16 в. более чем в 30 уездах страны ей принадлежало св. 100 сел и более 2500 др. поселений с 214 тыс. дес. пахотной земли. В монастыре в 15-17 вв. сосредо- точивались огромные суммы, получаемые в виде вкладов, дарений, доходов от эксплуатации зависимого крест. населения и широкой торговли (хлебом, солью, рыбой, предметами произ-ва монастырских ремесленников и т. п.). В 14-17 вв. Т.-С. л. была одним из культурных центров страны. С Т.-С. л. были связаны крупнейшие рус. писатели 14-17 вв. - Епифаний Премудрый (автор ранней редакции Жития Сергия), Пахомий Логофет, в Т.-С. л. провел последние годы жизни Максим Грек, известными писателями 1-й трети 17 в. были Дионисий Зобниковский, Авраамий Палицын, кн. С. И. Шаховской, Симон Азарьин и Иоанн Наседка. В Т.-С. л. велась значит. работа по летописанию. Уже при жизни Сергия в Т.-С. л. возникла большая для того времени библиотека. С кон. 14 до нач. 17 вв. в Т.-С. л. находилась одна из крупнейших в стране "книгописных" мастерских. В 16-17 вв. - одна из крупнейших библиотек России, в большей части своей сохранившаяся до нашего времени (находится в рукописном отделе Гос. библиотеки им. В. И. Ленина). В Т.-С. л. творил Андрей Рублев (иконостас и роспись стен Троицкого собора), в 15 в. - мастер Амвросий. В 70-80-х гг. 17 в. для Т.-С. л. писали иконы Симон Ушаков, мастера московской и ярославской школ живописи. Огромные средства позволили Т.-С. л. вести интенсивное каменное строительство на протяжении 15-18 вв., в результате чего был создан неповторимый архитектурный ансамбль. Первой каменной постройкой в Т.-С. л. был Троицкий собор (1422-23, яркий образец раннемосковской архитектуры); в 1476 псковскими мастерами была воздвигнута Духовская церковь. В 40-50-х гг. 16 в. Т.-С. л. обносится каменными стенами (совр. вид приобрели уже в 17 в. в результате достроек, имеют 11 башен 16-19 вв. и четверо ворот), в 1547 были воздвигнуты 2 церкви вне ограды монастыря (Пятницкая и Введения Богородицы). В 1559-85 сооружен монументальный Успенский собор (роспись стен выполнена в 1684), великолепный образец соборных храмов московской школы 16 в.; в 1635-37 - здание Больничной палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия. В кон. 17 в. были созданы: Трапезная палата (1686-92), надвратная церковь Иоанна Предтечи (1692-99), царский дворец, т. н. Чертоги (кон. 17 в. с внутр. лепкой сер. 18 в. братьев Зиминых), надкладезная часовня (кон. 17 в.). К 18 в. относятся церкви - Михеевская (1734) и Смоленская (1746-48) и 88-м колокольня (1741-69, И. Шумахер, И. Ф. Мичурин и Д. В. Ухтомский). В Т.-С. л. на протяжении 15-18 вв. образовался уникальный по своему значению и содержанию архив, во многом сохранившийся до нашего времени (находится частично в ЦГАДА, большая часть - в рукописном отделе Гос. библиотеки им. В. И. Ленина).

Лит.: Бурейченко И. И., К истории основания Троице-Сергиева монастыря, в кн.: Сообщения Загорского гос. историко-художественного музея- заповедника, в. 3, Загорск, 1960; Балдин В. И., Троице-Сергиева лавра, М., 1958; Лихачев Д. С, Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого, М.-Л., 1962; Троице-Сергиева Лавра. М., 1968.

В. Д. Назаров. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
Основание Троице-Сергиевому монастырю (с 1744 года — лавра) положили преподобный Сергий, в миру Варфоломей, и брат его Стефан. Сначала братья построили себе кельи, а потом на вершине холма Маковец построили небольшую часовню. Она предназначалась для чтения «часов» — псалмов и молитв, приуроченных к определенным часам дня. Вскоре Стефан ушел в Москву — в Богоявленский монастырь, и Варфоломей остался один. Жил он скромно и достойно: бортничал, ловил рыбу, питался кореньями и орехами… По окрестностям растекалась молва об отшельнике и святости его жизни, и начали сюда приходить люди, желавшие спасения, — просили пристанища и селились рядом. Сообща поставили церквушку во имя Пресвятой Троицы, которую освятил митрополит всея Руси Феогност, со временем перебрались из землянок в добротные срубы, и вскоре вокруг церкви образовался небольшой монастырь. И кельи свои, и монастырь братья обнесли оградой, а потом избрали преподобного Сергия Радонежского себе начальником. Дальнейшее развитие этой обители связано с активной деятельностью предприимчивого и энергичного игумена Никона — преемника преподобного Сергия, скончавшегося в 1392 году. В августе 1408 года полчища татарской конницы под водительством хана Едигея подошли к Москве и окружили город, рассчитывая взять его долгой блокадой. Месяц стояли вражеские войска под Москвой, грабя окрестные села. Был разграблен и Троицкий монастырь, однако в это время в самой Орде обострились раздоры, и Едигей, взяв с москвичей «откуп» в 3000 рублей, поспешил назад. Когда Троицкие монахи возвратились в свою обитель, они увидели на ее месте только пепел от пожарища. С помощью великого московского князя игумен Никон отстраивает монастырь вновь, во всем следуя его прежней планировке. На месте старой церкви, где был похоронен преподобный Сергий, возводится новая — тоже деревянная, но больших размеров. В 1422 году преподобный Сергий был причислен к лику святых, его официально объявляют покровителем и заступником земли Русской, и в связи с этим над гробом его начинается возведение белокаменного Троицкого собора Поставленный «в похвалу» вьщающихся заслуг Сергия Радонежского перед Отечеством и церковью, Троицкий собор стал, таким образом, одним из первых мемориальных памятников Московской Руси.   В это же время были обретены мощи преподобного, причем обретение их сопровождалось многими чудесами и исцелением недужных и больных людей. Мощи преподобного Сергия покоятся у южной стены Троицкого собора, близ иконостаса, и по сей день источают благодать и исцеление всем, кто приходит к ним с верой. Мощи почивают в богатейшей серебряной позолоченной раке, сооруженной царем Иваном Грозным. Стенки прямоугольной (по размеру гроба) раки покрыты тонким рельефным орнаментом, на фоне которых четко выделяются накладные фигурные клейма с замысловатой вязью текстов из «Жития Сергия». Одновременно был сделан и великолепный золотой оклад на надгробную икону Сергия в рост, служившую крышкой гроба. [26] У раки Сергия Радонежского торжественным «крестоцелованием» московские князья скрепляли союзы, совершали молебны перед походами и по окончании их, крестили наследников престола и отмечали другие события. Например, в 1552 году царь Иван Грозный перед походом на Казань приходил в монастырь и пред гробом преподобного Сергия получил невидимое благословение от Святого заступника небесного. Оно осенило царя, и пали перед ним твердыни Казанского ханства.   В Троице-Сергиев монастырь рака была передана через год после смерти Ивана Грозного — уже от имени царя Федора и царицы Ирины «с молением о чадородии». Осеняющий раку серебряный балдахин, устроенный в 1737 году императрицей Анной Иоанновной, был виртуозно выполнен в мастерской московского чеканщика Давида При-фа. Балдахин, весящий более 400 килограммов, стоит на четырех фигурных столбах и пышно украшен замысловатыми орнаментальными рельефами. Перед ракой теплится серебряная вызолоченная Неугасимая лампада, а для свеч устроен большой серебряный подсвечник. В юго-западном углу Троицкого собора почивают останки князя Андрея Владимировича, которому село Радонеж досталось в удел по духовному завещанию его отца — князя Владимира Храброго. Кроткий и благочестивый князь Андрей принял в обители схиму с именем Саввы, и по кончине над гробом его была укреплена медная доска с летописью. За алтарем Троицкого собора покоятся останки представителей рода Горбатых-Шуйских, и среди них — Александр Борисович Горбатый-Шуйский, один из храбрейших воевод в покорении Казанского ханства, а потом наместник его. Искусный в делах ратных и истинный христианин, он впоследствии стал первой жертвой Ивана Грозного во второй период учиненных царем казней. Боярина обвинили в злых умыслах на жизни не только самого царя, но и покойной царицы Анастасии и вместе с 17-летним сыном Петром приговорили к смерти. Оба шли к месту казни без страха, держась за руки. Сын не хотел видеть смерти отца, и первый склонил голову под меч палача. Но отец отвел его в сторону со словами. «Да не узрю тебя мертвого!», и юноша уступил отцу. А потом поднял его отрубленную голову, поцеловал ее, взглянул на небо спокойным взором и отдал себя в руки палача. Когда скончался преподобный Никон, над гробом его была возведена церковь, которая находится у самого входа в Троицкий собор — у правой стороны его. Строители возвели не отдельно стоящее мемориальное здание, а прислонили его к мощной стене Троицкого собора, объединив два здания и увековечив в камне духовную связь основателя монастыря и его ученика и преемника. Мощи преподобного Никона почивают под спудом в юго-западном углу придела. Позолоченная рака преподобного Никона была устроена преосвященным Платоном — митрополитом Московским. Рака была покрыта басменным серебром, а перед ней на стенах стояли разные древние иконы. Но иконостас Никоновского придела и рака преподобного Никона до настоящего времени не сохранились. Заново они были сделаны в 1950-х годах под руководством профессора Ф.Н. Мишукова. В Троицком соборе, ближе к Никоновской церкви, покоятся останки представителей рода Воротынских, к северу — представители рода Глинских и Голицыных. Среди последних — родоначальник рода Михаил Иванович Булгаков-Голица. Взятый в плен в битве под Оршей, он 38 лет томился в литовском плену и на родину вернулся только в 1552 году. Оставшуюся жизнь он посвятил Богу, приняв в обители схиму с именем Ионы. Под западным притвором собора упокоились представители родов Одоевских и Трубецких… К южной стороне Троицкого собора пристроен каменный притвор с широкими окнами и лепным карнизом, устроенный в 1559 году над гробом новгородского епископа Серапиона, бывшего в 1495–1506 годах игуменом монастыря. Часто этот притвор называют Серапионовой палаткой, а устроен он по преданию на месте бывшей кельи преподобного Сергия, в которой он удостоился посещения Богоматери с двумя апостолами. Здесь, на южной стороне, взорам верующих предстает икона этого благодатного видения, которая украшена серебряной позолоченной ризой, золотым венцом и короной из драгоценных камней. Близ этого образа в особых ковчегах хранятся десная (правая) рука Святого первомученика архидиакона Стефана и камень от Гроба Господня. Вне палатки, с южной стороны, находятся захоронения келаря Авраамия Суханова и Святого Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевого монастыря и славного сподвижника келаря, вместе действовавших по спасению Отечества от нашествия поляков. В 1618 году, во время нападения на монастырь польских войск под командованием полковника Владислава Чаплинского, келарь Авраамий приказал сжечь все находящиеся вокруг нее строения, чем принудил поляков отступить. Один только Троице-Сергиев монастырь устоял в то смутное время, ибо каждый его инок был воином, и ни один из них не запятнал изменой славы обители. После занятия Москвы поляками архимандрит Дионисий послал из монастыря всю находившуюся в нем церковную утварь и сокровища казакам, которые не хотели идти сражаться. И умолял, чтобы они не расходились до окончания дела. Казаки, увидев все это, умилились и не взяли ничего, а потом успокоились и пришли в послушание своим начальникам. Где еще можно найти другого Дионисия, другого Авраамия и подобную братию? Сам патриарх Иерусалимский Феофан, посланный вселенскими патриархами для поддержания на Руси православия, приходил в эту обитель подивиться на них… При царе Иване Грозном, по образцу кремлевского Успенского собора, начал строиться Успенский собор Троице-Сергиевого монастыря, а окончен он был его сыном — царем Федором Иоанновичем. Внутри собора устроены три придела — во имя святого великомученика Федора Стратилата, во имя святой мученицы Ирины и во имя Святого Николая чудотворца. В юго-западном углу собора покоятся датская королева Марфа Владимировна (дочь Старицкого князя Владимира Андреевича) и дочь ее — королева Евдокия, в западной стороне — архиепископ Рязанский Моисей (скончался в 1651 г.), архиепископ Московский Августин (скончался в 1819 г.) и митрополиты московские Макарий и Леонтий. Неподалеку от Успенского собора, против северо-западного угла его, покоятся бренные останки царя Бориса Годунова, его кроткой супруги Марии, невинного сына — царя Федора и дочери Ксении (в иночестве Ольги). 5 апреля 1605 года Борис Годунов, встав от обеда, поднялся на высокий дворцовый терем, с которого часто обозревал Москву. Но вдруг поспешно сошел оттуда и стал жаловаться на колотье и тошноту. Приближенные бросились за врачами и духовенством, а между тем царю становилось все хуже: из носа и ушей у него пошла кровь, он начал терять сознание… Едва успели причастить Бориса Годунова Святых Тайн и наскоро совершить пострижение в схиму с именем Боголепа, как он испустил дух, оставив семью и престол в роковые минуты. На следующий день Бориса Годунова погребли в Архангельском соборе Кремля — усыпальнице московских государей, однако злоба людская преследовала царя и за гробом. Не признавая при жизни его прав на престол, бояре и мертвому не хотели дать ему места среди погребений властителей Московского государства. Через шесть недель, когда сын его Феодор был свергнут с престола и убит вместе с матерью, из Архангельского собора вынесли гроб с останками Бориса Годунова и зарыли с телами жены и сына на «убогом доме» Варсонофьевского монастыря. Но и здесь их прах не нашел вечного упокоения. Воцарившийся царь Василий Шуйский в сентябре 1606 года приказал перевезти останки Годуновых в Троице-Сергиев монастырь и похоронить на паперти против северо-западного угла Успенского собора. В 1781 году паперть собора была уничтожена, а над гробницами Бориса Годунова, его супруги, их сына Федора и дочери Ксении был устроен низкий каменный шатер. Церковь во имя Сошествия Святого Духа в присутствии кроткой и добродетельной супруги Анастасии была заложена собственными руками Ивана Грозного после завоевания им большей части Ливонии. При этой церкви, в особой палатке, покоится прах невинного страдальца, инока Максима Грека — мужа незабвенного в российской церковной истории. Церковь над мощами преподобного Михея построена в память явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами Петром и Иоанном Богословом преподобному Сергию. Этого видения удостоился и преподобный Михей — ученик преподобного Сергия Радонежского. Храм был сооружен по повелению императрицы Анны Иоанновны в 1734 году. В 1781 году он был заново украшен старанием митрополита Московского Платона. В 1744 году Троице-Сергиев монастырь приобрел статус лавры (от греч. laura). Так назывались лишь некоторые мужские православные монастыри. В России они подчинялись непосредственно патриарху, с 1721 года — Синоду. (На территории Российской империи имелись еще Киево-Печерская, Александро-Невская, Почаевско-Успенская лавры.) На открытом пространстве Троице-Сергиевой лавры, между Троицким собором и колокольней, стоит обелиск высотой около 10 метров, сооруженный из дикого камня. На верху обелиска, украшенного мрамором, — позолоченный шар, на поверхности которого устроены солнечные часы. На четырех сторонах постамента вделаны белые мраморные доски, на которых вырезаны краткие описания заслуг Отечеству, которыми в разное время прославилась Троице-Сергиева лавра.      

Источник: 100 великих некрополей. 2004

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
370.57 кб

Троице-Сергиева Лавра и россия

Флоренский Павел Александрович
Обсуждается значение Троице-Сергиевой Лавры для России: Лавра художественный портрет России, Лавра явление русской идеи, Лавра духовный родоначальник Московской Руси.
Читать PDF
142.61 кб

Троице-Сергиева лавра и государственная культурная политика (1918-1941 гг. )

Гаганова Маргарита Александровна
Статья посвящена судьбе историко-художественного наследия Троице-Сергиевой лавры – крупнейшего монастыря и духовного центра России.
Читать PDF
87.94 кб

Из истории международных академических научных связей 1970-х годов. Москва – Троице-Сергиева лавра –

Данченко Светлана Ивановна

Похожие термины:

  • СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА

    Находится недалеко от Москвы в г. Сергиев Посад. Один из самых известных монастырей в русской истории и культуре. Монастырь основан Сергием Радонежским в XIV в. По плану кельи были расположены квадр