по греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою. Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в город. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в Трою остальное войско. Выражение стало нарицательным: дар врагу с целью его погубить.
ТРОЯНСКИЙ КОНЬ
ТРОЯНСКИЙ КОНЬ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Троянский конь
по греч. преданию, огромный конь, построенный греками по совету Одиссея, чтобы хитростью захватить осажд. Трою. Жрец Лаокоон предупреждал троянцев о связанной с этим конем, называемым также данайским, опасности («Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes» — «Чем бы он ни был, страшусь и дары приносящих данайцев», Вергилий, «Энеида»).
Источник: Словарь античности. 1989
ТРОЯНСКИЙ КОНЬ
по др.-греч. преданию, огромный дерев. конь, сооруж. греками по предложению Одиссея во время осады Трои, на 10-м году Троянской войны. Во внутр. часть коня спрятались воины; троянцы, обманутые словами греч. пленника Синона, будто обладание этим конем принесет троянцам победу, втащили его в город. Ночью греч. воины вышли из чрева коня и впустили в город свое войско; в результате этой хитрости грекам удалось овладеть Троей.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ТРОЯНСКИЙ КОНЬ
упоминаемый в мифологии огромный деревянный конь, внутри которого спрятались воины, оставлен греками у стен осажденной Трои. Хитрый Одиссей посоветовал грекам сделать вид, что они сняли осаду города и даруют коня, чтобы задобрить покровительницу Трои Афину Палладу. В свою очередь Синон внушил троянцам, что этот подарок принесет троянцам победу, хотя жрец Лаокоон предостерегал об обратном. Ночью из коня вышли воины, открыли ворота вернувшимся грекам, и Троя была захвачена. В современном языке «Троянский конь» — дар тайных недоброжелателей, обманные действия.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Троянский конь
Эта знаменитая военная хитрость, посредством которой греки послали в Трою группу людей, спрятанных в полом деревянном коне, была частью цикла троянских саг, известных Гомеру, хотя в "Илиаде" об этом ничего не говорится. Его строитель Эпей упоминается только как кулачный боец. В "Одиссее" (IV) Менелай напоминает Елене, что, когда конь оказался внутри городских стен, она ходила вокруг него, стуча по нему и выкрикивая имена людей, которые, по ее предположению, могли быть внутри, очевидно, конь не представлялся чрезмерно большим. Елена использовалась как приманка, потому что ее сопровождал троянский царевич Деифоб, но Одиссей никому не позволил откликнуться. В "Одиссее" (VIII), при дворе Алкиноя, Одиссей просит аэда спеть о том, как Эпей делал коня с помощью Афины и как благодаря изобретательности Одиссея конь попал в Трою, так что Гомер получает возможность кратко рассказать о разграблении Трои и построить мост между двумя эпосами. В "Одиссее" (II) Одиссей в Подземном мире рассказывает тени Ахиллеса, что его сын Неоптолем был среди тех, кого избрали, чтобы отправить в коне. Но все детали, которыми пользуется Вергилий в "Энеиде" (II), взяты из утраченных младших эпосов: Синон убеждает троянцев, что греки сдались и уплыли навсегда, оставив коня как жертву Афине, а жрец Лаокоон тщетно пытается помешать троянцам затащить коня в город, говоря: "Чем бы он ни был, страшусь я дары приносящих данайцев". Затем Синон ночью выпускает греков, и ворота города открываются для основных отрядов. Этот конь был огромным, "как гора". Греческие ученые, включая Павсания, время от времени пытались объяснить коня как осадную башню в форме лошади, подведенную к стенам, или боковые ворота с изображением лошадиной головы, но это слишком мудрая история, чтобы истолковывать ее в научных комментариях. Она изображалась на ранней росписи помпейских ваз, которые в своем роде так же драматичны, как картины Тьеполо с аналогичным сюжетом.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)