ТРОПАРЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТРОПАРЬ
в православном богослужении — песнопение, в котором раскрывается сущность отмечаемого церковью праздника или события, перечисляются подвиги прославляемого святого.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ТРОПАРЬ
греч. — обращающий) — особое церковное песнопение; общее наименование стихов канона (см.), следующих за ирмосом (см.) и связанных с ним ритмически и по смыслу. Тропари, встречающиеся вне канона и составленные без подражания ирмосам, используют в качестве ритмически-тонального ориентира глас, соответствующий дню недели (см. Октоих).

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Тропарь
первоначально: краткий музыкальнопоэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. По мере развития церковной гимнографии возникли различные типы Т.: ирмос, тропари канона, стихира, кондак и пр. В настоящее время собственно Т. именуется краткое праздничное песнопение в честь определенного святого или великого праздника, поясняющее догматическое или историческое значение празднуемого события.

Источник: Краткий православный словарь.

Тропарь
один из жанров церковной гимнографии, представляющий собой краткое молитвословие или песнопение и содержащий комментарий к чтениям Нового или Ветхого Завета. Ранние тропари были написаны белым стихом, а позднее (в IV–V веках) они обрели ритм и размер, которые все же при переводе греческих оригиналов на славянский язык были отчасти утрачены.
В процессе развития церковной поэзии появилось несколько различных типов тропарей: ирмосы, тропари канона, ипакои, степенны, стихиры, кондаки и пр.
В наши дни этим словом называют краткие песнопения, посвященные празднику или памяти святого. Мелодии тропарей подчинены гласам.

Источник: Православная энциклопедия.

ТРОПАРЬ
краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо. Исторически тропарь был исходным элементом православной гимнографии. Первоначально – краткий припев к определенным местам литургического песнопения. Тропарь был введен в IV в., вытеснив теософические гимны I- III вв., не удержанные Церковью, как своеобразный музыкально-поэтический комментарий к священному тексту, словесная икона события священной истории или празднуемого святого. Возникнув на смешанной почве греческой и ближневосточной культуры, тропарь уже к V в. расцвел в особый мелопоэтический жанр. Ритмическая проза ранних тропарей переросла в стихи, метрика которых стала опираться на словесное ударение. Тропарь всегда встраивался в готовые музыкально-ритмические и смысловые «гнезда» (в составе канона, кондака, акафиста). В свою очередь мог делаться моделью (образцом), называясь в этом случае ирмосом, по мелодической формуле которого строились икосы, т.е. строфы, единообразные по числу слогов во взаимно соответствующих стихах.
Параллельно с кондаками и канонами, тоже организованными вокруг базовых тропарей, создавались как самостоятельные, так и «уподобительные» тропари, различаемые по функции (назначению): стихира – тропарь, вторящий стиху псалма; ипакои – «отклик» на песнопение, затем стихира после малого входа; кондак – в новом значении «лишнего» тропаря 3-й и 6-й песен канона; кафизма (седален) – вставка между разделами основного пения; богородичен – 9-я песнь канона или всякий тропарь Богородице; катавасия – ирмос, повторяемый в конце песни сходящимися вместе хорами.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
65.74 кб

Триптих тропарей Патриарха Филофея

Прохоров Г. М.
This work is based on two manuscripts of 15th century, of old Russian translation of Greek hymnographic triptych created in 14th century by patriarch of Constantinopol Philotheos Kokkinos.
Читать PDF
9.41 мб

Образно-смысловое содержание певческого цикла «Тропари иорданские» московского мастера Федора Кресть

Парфентьева Наталья Владимировна
Изучая историю развития в Древней Руси певческого цикла «Тропари иорданские», автор особое внимание уделяет распеву к данному циклу, созданному московским мастером Федором Крестьянином.
Читать PDF
531.37 кб

Певческий цикл «Тропари иорданские»как пример авторского творчества мастера Федора Крестьянина (ум.

Парфентьева Наталья Владимировна
Певческий цикл выдающегося распевщика Федора Крестьянина обнаружен среди записей государевых певчих дьяков и датируется 1600 г. Изучение списков цикла XII—XVII вв. позволило восстановить историю его развития.
Читать PDF
328.65 кб

Распевы тропаря пасхи «по-староверски» «по-православному»: к проблеме прочтения канонического текста

Подрезова Светлана Викторовна
Статья посвящена проблеме адаптации богослужебного песнопения в народной традиции на примере распевов тропаря Пасхи «Христос воскресе».

Похожие термины:

  • Михаила архангела в Тропареве церковь

    (проспект Вернадского, дом № 90). Впервые «земля Трепарева» к юго-западу от Москвы упоминается в купчей грамоте 1491 г. Полагают, что основателем села был боярин Иван Михайлович Тропарь, живший во вт
  • Спаса Всемилостивого при храме архангела Михаила в Тропареве церковь

    (проспект Вернадского, дом № 90). Дом причта с крестильным храмом выстроили в 1990—1991 гг. и освятили 1 декабря 1991 г. В нем находятся Смоленская икона Божией Матери XVII века, образ благоверной княгини А
  • Тропаревская, Надежда

    — летчик-бомбардировщик, заслуженный мастер спорта СССР. Участница Великой Отечественной войны. Воевала в составе 588 (46 гв.) нбап. После войны работала инструктором по парашютному спорту в ДОСААФ.
  • Тропаревский, Сергей Константинович

    (30. 09. 1856, Москва — ?) В 1879 окончил МУЖВЗ со званием неклас. худ. арх. В 1887 определен канцелярским служителем в СО МГП. В 1896 назначен исполняющим должность мл. архит. Семиреченского областного правлени